microbik.ru
1 2 ... 4 5

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В АСПИРАНТУРУ ПО ФИЛОСОФИИ

Раздел 1. Предмет философии.
Место и роль философии в культуре. Становление философии.


Предмет и метод философии. Специфика и структура философского знания и его функции. Законы и категории философии. Основные разделы философии. Философия и мировоззрение. Генезис философии как преодоление мифологического мировоззрения. Философия и другие способы духовного освоения мира: религия, наука, искусство, идеология, мораль.

Философия как мировоззренческая система.

Мировоззрение как социокультурный феномен: структура, исторические типы и функции. Философия – мировоззрение, особая форма культуры, духовной деятельности, специфический тип теоретического знания. Философствование – глубинная потребность человеческого духа, путь самопознания, самоосуществления человека в мире. Философия как смысложизненное знание, любовь к мудрости: “полнота знания, нравственное совершенство, внутренняя цельность духа”. Специфика постановки и решения философских проблем.

Значение философских исканий для самопознания, самосовершенствования и самоутверждения личности.

Роль философии в развитии культуры общества. Социокультурные источники историко-философского процесса. Связь истории философии с основными этапами мировой цивилизации. Единство цивилизационно-культурного содержания и многообразие форм мирового историко-философского процесса.

Внутренние и внешние источники развития философии. Предназначение философии. Философия в III-ем тысячелетии.

Раздел 2. Исторические этапы развития философии.
Основные философские направления, школы и течения.

2.1. Историко-философское введение.


Критерии типологизации историко-философского процесса. Предпосылки возникновения и становления философских учений в древнейших центрах человеческой цивилизации. Особенности генезиса философии на Востоке и Западе. (Древний Китай, Древняя Индия, Древняя Греция, Древняя Русь.)

Плюрализм философских идей как отражение многообразия природы человека и его бытия. Философские учения, школы, течения. Философские направления. Роль диалога и традиций в развитии историко-философского процесса и укрепление его единства.. История философии как саморефлексия философии.

Роль личностного начала в философии. Социокультурное значение открытий и переворотов в философии.

2.2. Античная философия.


Социальные и духовные условия формирования специфики античной философии. Античная философия в контексте историко-культурного развития Древнего мира, ее основные этапы. Космоцентрическая ориентация античной философии, основные категории античной мысли: космос, природа, эйдос, бытие и небытие, логос, душа, благо. Натурфилософские идеи.

Возникновение и эволюция идеи о переходе всех вещей в свою противоположность. Логос как всеобщая закономерность. Пифагор и ранний пифагореизм: число как начало. Идея количественной определенности космоса и чувственных вещей. Практический, нравственный и мистический аспекты пифагоризма.

Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон). Критика религиозно-мифологического антропоморфизма. Парменид: формирование философского учения о бытии и соотношения бытия и мышления. “Путь истины” и “путь мнения”. Апории Зенона и их философский смысл.

Рождение и развитие атомистических представлений в философии Левкиппа-Демокрита. Учение об атомах и причинности. Теория познания Демокрита.

Классический век древнегреческой философии. Софисты: социокультурный смысл их учения. Теория познания и этика софистов.

Сократ: его жизнь и характер философствования. Моральная философия Сократа: добродетель и знание. Сократический метод достижения истины.

Платон: жизнь и философское учение. Сознание системы объективного идеализма. Учение об истинном бытии. Теория познания и диалектика. Платон о душе и ее бессмертии. Учение о добродетелях и принципах организации идеального государства.

Аристотель: жизнь и эволюция философских идей. Классификация наук. Первая философия. Критика учения Платона об идеях. Учение о первых и вторых сущностях, материи и форме. Движение и ее источники. Учение о душе и человеке. Теория познания и логика. Социальная философия Аристотеля.

Эллинистическая и римская философия. Кинизм, стоицизм, скептицизм. Эпикуреизм: развитие атомизма, этика и проблема свободы и счастья человека. Тит Лукреций Кар и его поэма “О природе вещей”.

2.3. Западная средневековая философия.


Социально-исторический контекст формирования средневековой европейской философии. Утверждение христианства, теоцентризм как системообразующий принцип средневекового мировоззрения. Периодизация средневековой философии.

Апологетика и патристика. Борьба против “языческой” религии и философии. Философское учение и личность Августина. Учение о Боге и творении мира. Проблема личности: открытие “Я”. Отношение веры и разума. Философия истории Августина.

Схоластика как феномен европейской культуры и философии. Основные черты ранней схоластики. Борьба между номинализмом и реализмом: спор об универсалиях. П.Абеляр о возможности отделения философии от теологии. Период расцвета схоластики. Утверждение философско-теологического аристотелизма: философский синтез Фомы Аквинского.

Томизм: учение о гармонии веры и разума, Боге и мире, возможностях познания мира. Возникновение опытного естествознания. Роджер Бэкон и его борьба против томизма.

Разложение и упадок схоластики. Иоанн Дунс Скот об отношении философии и теологии. Номинализм в XIV в. Философские идеи Уильяма Оккама. Разработка новых принципов логики и теории познания. Разделение философии и теологии. проблема двойственной истины. Дальнейшее развитие оккамизма и упадок средневековой схоластики.

2.4. Философия эпохи Возрождения.


Европейское Возрождение как историческая эпоха: формирование гуманистического типа культуры. Отношение философских идеалов Возрождения к античной и средневековой традиции. Гуманистические представления о единстве божественного и человеческого начал, обожествление человека, принцип личной активности. Теория двойственной истины и смертности души.

Антропоцентризм и гуманизм как принципы возрожденческой философии (Ф.Петрарка, Дж.Бокаччо, Пико делла Мирандола, П.Помпонацци, Мишель де Монтень).

Натурфилософия Возрождения. Коперниканская революция. Помтеистические и диалектические идеи в творчестве Николая Кузанского. Учение о бесконечности Вселенной и бесчисленности миров Дж.Бруно.

Формирование и развитие социальной философии. Новые концепции государства и права. Николло Миниавелли и его социально-политические взгляды. Жан Боден: разработка теории сильной власти. Гуго Гроций как основоположник теории естественного права. Утопии Т.Мора и Т.Кампанеллы: критика бесчеловечности существующего общества и провозглашение схемы социального – этического идеала.

реформация и контрреформация. религиозные, политические и этические взгляды Лютера. Ж.Кальвин и учение о предопределении.

2.5. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)


Социально-исторические предпосылки философии Нового времени. Возникновение нового типа науки – экспериментально-математического естествознания. научные открытия Галилея и их мировоззренческий смысл. Ньютон: создание механической картины мира.

Процесс секуляризации и автономизации философского знания. Создание нового учения о познании и науке. Фундаментальное значение противопоставления “субъект-объект” в философии Нового времени. Истина как достоверность. проблем метода в новоевропейской философии. Практически – инструментальный характер трактовки знания. Практика как методическое применение знания. Рационализм и эмпиризм, дедуктивная и индуктивная методология в философии Нового времени.

Фрэнсис Бэкон – родоначальник философии Нового времени. Бэкон о новых задачах философии: идея “Великого восстановления наук”. Классификация наук. Критика схоластики. Идея о “великом очищении ума”: борьба с идолами (или призраками) разума как необходимая гносеологическая процедура. Разработка индуктивной методологии науки. “Новая Атлантида” – социальная утопия XVII в.

Основные черты философии Т.Гоббса. Предмет и метод философии. Две части философии: философия природы и философия государства. Первая философия как учение о материи, движении, пространстве, теле, причине. Механизм и номинализм в трактовке универсума. Учение о человеке, обществе и государстве. Теория естественного права и общественного договора.

Философская система Р.Декарта. Задачи и структура философии. Декарт – ученый: математические открытия, развитие механики, космология. Метафизика Декарта как учение о двух субстанциях (мыслящей и протяженной). Дуализм Бог как гарант существования мира и истинного знания. Человек – “мыслящая вещь”. Картезианский рационализм. Радикальное сомнение как универсальный гносеологический принцип. Рационалистическая теория познания. Ясность и отчетливость как критерии истины. Проблема и правила метода. Рационалистическая этика.

Философия Б.Спинозы. Задачи философии. Человеческая свобода как знание окружающей и собственной природы. Единство и единственность телесной субстанции. Пантеизм: субстанция как тождество Бога и природы. Природа как причина самой себя, ее атрибуты и модусы. Учение о трех ступенях познавательной деятельности. Проблема достоверности. Метод как надежный путь к истине. Разум и свобода человека. Универсальный детерминизм и понятие “свободной необходимости”. Свобода как осознанная необходимость. Социально-философские взгляды Спинозы. Свобода – один из основных признаков человеческой природы. Свобода как основа подлинной морали.

Основные принципы и идеи философии Дж.Локка. Эволюция идей английского эмпиризма. Предмет философии. Учение о материальной субстанции и ее свойствах. Учение о познании. Критика концепции врожденных идей. Сенсуалистическая трактовка опыта. Внешний и внутренний опыт. Простые и сложные идеи как элементы опыта. Виды знания и проблема достоверности познания.

Философия Г.В.Лейбница. Вклад в развитие математики, физики, биологии. Критика механицизма. Принцип всеобщей одушевленности природы и “живых” сил, управляющих ею: путь к пониманию диалектики природы. Предмет философии. Монадология как система идеалистического плюрализма. Учение о бытии. простая субстанция как монада. Духовная сущность монады. Монада – носитель действий и целей, источник движения и развития. Учение о познании, критика эмпиризма и новое обоснование рационализма. Учение об истине: истины необходимости и истины факта. Учение Лейбница – вершина рационалистической философии XVII в.

Идеалистический сенсуализм Дж.Беркли. Борьба против понятия “материя”. Ощущение – единственная реальность опыта. Предмет как сумма ощущений, “быть” – значит быть в восприятии. Противоречия системы субъективного идеализма Беркли. Попытка преодоления солипсизма посредством перехода на позиции объективного идеализма. Мир как сумма идей в уме Бога, Субъекта всех субъектов.

Философские взгляды Д.Юма. Концепция радикального гносеологического скептицизма. Специфика истолкования Юмом принципов сексуализма. опыт, ощущения и внешний мир. Действительность как поток ощущений. Два вида впечатлений: ощущения и рефлексия. Знание и вероятность, роль привычки в познании. Принцип причинности и возможность человеческого познания. Юмовская трактовка причинности. Полезность и общественное благо как критерий нравственных поступков. Прагматический характер философского учения Д.Юма.

Философия Французского Просвещения (Вольтер, Ж.Ж.Руссо). Социально-экономические, политические и духовные истоки просветительского движения во Франции. Предмет и задачи философии. Социальный утопизм. Деизм. Философская критика религии.

Французский материализм XVIII в. (Ж.О.Ламетри, К.А.Гельвеций, Д.Дидро, П.Гольбах). Атеистические, эстетические и социологические воззрения. Знание материальных интересов в общественном развитии. Механистический материализм. Включение человека в общий процесс развития природы.

2.6. Классическая немецкая философия


Социокультурная обстановка в Германии в конце XVIII – начале XIX вв. Классическая немецкая философия: ее единство и многообразие, основные проблемы и особенности их решения. Классическая немецкая философия – завершение новоевропейской философской классики.

И.Кант – родоначальник классической немецкой философии. “Докритический” период. Натурфилософия Канта. Идея развития в природе. Космогоническое учение. Юм и Кант: проблема опытного знания. Философия – наука о первых принципах познания. “Критический” период философии Канта – новый этап европейского философствования. “Критика чистого разума”. Обоснование трансцендентальной философии. “Вещь сама по себе” и “явление” в философии Канта. Концепция чувственного познания и его априорных форм. Априоризм как средство обоснования всеобщего характера научного знания. Категории и их роль в познании. Три идеи разума. Трансцендентальная диалектика. Учение о противоречиях (антиномиях) чистого разума. Критика доказательств бытия Бога.

Морально-практическая философия Канта. “Критика практического разума”. Автономия нравственных решений. Природа и свобода. Сущность категорического императива как универсального нормативного критерия. Эстетические идеалы Канта. “Критика способности суждения”. Философско-исторические воззрения Канта. Проект вечного мира.

Философия Г.В.Ф.Гегеля. Диалектика и принцип системности в гегелевской философии. Разработка диалектического миропонимания и диалектического метода познания. Диалектика Гегеля как универсальная теория и метод познания мира. Диалектическое тождество мышления и бытия. “Наука логики” – основной труд Гегеля. Сознание диалектической логики. Диалектика самодвижения понятий; философско-теоретическое и методологическое значение системы категорий.

Философия природы. Природа – “инобытие идеи”. Философия духа. Самопознание человечества – заключительный этап развития “абсолютной идеи”. Учение о субъективном, объективном и абсолютном духе. “Энциклопедия философских наук” – разработка философской системы и ее основных разделов.

Философия истории Гегеля. Свобода как исходная категория социальной философии, субстанция прогресса. История как прогресс духа в сознании, осуществления понятия свободы. Гражданское общество и правовое государство. Религия и философия как формы самопознания абсолютной идеи. Концепция истории философии: историко-философский прогресс как поступательное движение к абсолютной истине.

Ф.В.Й.Шеллинг. Разработка философии природы. Идея прогрессирующих ступеней развития природы. Диалектические противоположности в природе и диалектика форм мышления в познании. Низкие и высшие виды познания. Интеллектуальная интуиция как способ истинного познания. Идея тождества мышления и бытия, духа и природы. Идея исторического прогресса. Цель истории и этапы ее развития. Философия мифологии и откровения позднего Шеллинга.

Философия И.Г.Фихте. Особенности субъективно-идеалистического учения Фихте. Идея деятельной сущности субъекта. Философия как наукоучение. Абсолютное человеческое “Я” как первичная реальность. Связь познания и деятельности, объекта и субъекта познания, “не – Я” и “Я”. Духовно-практическая деятельность рамках познания. Субъективная деятельность “Я” и диалектика процесса познания. Практика – деятельность нравственного сознания. Нравственность и проблема свободы. Преобразование природы и общества как моральная задача. Учение о государстве и праве в философии Фихте.

Антропологизм Л.Фейербаха. Задачи и предмет “новой философии”. Человек и природа. Сущность и социальные функции религии. Ограниченность материализма Фейербаха и его историческое значение.

2.7. Постклассическая философия XIX – начала ХХ в.


Философия марксизма. Социально-политические и экономические условия формирования. Теоретические источники и естественнонаучные предпосылки возникновения марксистской философии. Критика гегелевской и фейербаховской философии. Методология К.Маркса. Диалектический метод Гегеля и диалектический метод Маркса. Материалистическая диалектика как теория развития, гносеология и логика. Диалектико-материалистическое понимание материи, движения, пространства и времени. Проблема возникновения и развития сознания. Диалектико-материалистическое истолкование практики и объективной истины. Философская антропология.

Вклад философии марксизма в мировую философскую мысль.

Позитивизм в XIX веке. Программа “позитивной философии” О.Конта. Статус науки, смысл лозунга “Наука – сама себе философия”. Закон трех стадий развития человеческого духа в философии истории Конта. Эволюционизм, органическая теория общества Г.Спенсера. Вторая форма позитивизма – эмпириокритицизм Э.Маха. Новые открытия в науке и кризис метафизической гносеологии и методологии. Сведение философии к теории познания. Учение о принципиальной координации субъекта и объекта. Критика понятия субстанции и причинности. Принцип “экономии мышления”.

Философия Ф.Ницше. Программа переоценки всех ценностей. Концептуальные принципы: воля и власти, идеал сверхчеловека, идея вечного возвращения. Отношение к традиционной морали и религии.

2.8. Русская философия, ее становление и развитие


Русская философия XI-XVII вв. Зарождение философии на Руси. Учение о благодати. Светская этика Владимира Мономаха. Социокультурные причины неразвитости философского – теоретического знания в России. Становление русской философии. Ереси как формы рефлексии над религиозной догматикой. Философские идеи Максима Грека. Обособление философской мысли от религии. Возникновение доктрины “Москва – Третий Рим”. Новые веяния в российской культуре XVII в. Юрий Крижанич – идеолог просвещенной монархии европейского типа, его система знаний и место в ней мудрости и философии. Отечественная культура XVII в. как переходная от средневековой и новоевропейской.

Русская философия XVIII в. философско-этическое учение Г.С.Сквороды. Социальные воззрения Н.И.Новикова. Просветительский гуманизм В.Н.Татищева и А.Д.Кантемира. А.Н.Радищев: гносеология, антропология и социально-политические идеи. Философско-научные взгляды М.В.Ломоносова: философия и естествознание, атомизм, механицизм.

Философия в русской культуре XIX в. Славянофильство (А.С.Хомиков, И.В.Киреевский, К.С.Аксаков) и западничество (П.Я.Чаадаев, А.И.Герцен, В.Г.Белинский). Чаадаев: судьба и творчество. Оценка исторического прошлого России и ее современного состояния. Герцен: разработка диалектического метода, критика объективного идеализма. Запад и Россия в воззрениях Герцена. Славянофилы: критика рационалистической культуры Запада и своеобразие исторических судеб России.

Философия русской радикальной демократии 50-60 годов. Н.Г.Чернышевский: материалистическая трактовка антропологического принципа в философии. Концепция “разумного эгоизма”. Эстетические взгляды. Социалистическая теория и пути развития России. Д.И.Писарев: материализм и наука. Леворадикальная публицистика: теория “критически мыслящих личностей”.

Философия народников. И.А.Бакунин: особенности философско-социологической концепции. Апология анархизма. П.Л.Лавров: критика метафизики и “вульгарного” материализма, философский антропологизм, учение о “цельном человеке”. Н.К.Михайловский: субъективный метод в социологии и проблема личности.

Философская система В.С.Соловьева. Критика философии “отвлеченных начал”. Философия всеединства. Религиозно-антропологическая идея Богочеловечества. Программа “цельного знания. “Оправдание добра” и этические взгляды Соловьева. Теория мирового процесса. Историософия и теократическая утопия. Историческое значение философской системы Соловьева для русской философии.

Н.Ф.Федоров: “Философия общего дела”. Религиозный космизм: задача борьбы против хаоса, смерти и “спасение Вселенной”. Смерть как метафизическое основание зла. Критика современной цивилизации и социального неравенства. Идея преобразования человека.

Русская философия ХХ в.

Социокультурные условия в России: рост социальной напряженности, поляризация в сферах политической и духовной жизни. Причины религиозно-философского Ренессанса в России в начале ХХ в. Роль литературы и искусства: религиозно-философские искания Ф.Достоевского и Л.Толстого. Повышение роли философии в общественной жизни. Темы смысла и цели истории, предназначения человека, роли свободы и творчества – основополагающие мотивы в религиозно-философских учениях русских мыслителей. Основные этапы развития русского идеализма в начале ХХ в.: “Проблемы идеализма” (1902 г.), “Вехи” (1909 г.), “Из глубины” (1918 г.).

Н.А.Бердяев: разработка идей христианского экзистенциализма. Учение об объективации и творчестве. Проблема человека. Персонализм как основа этических воззрений. Культура и история. “Русская идея” в истолковании Бердяева. Философские взгляды С.Н.Булгакова. Метафизика всеединства и софиология. Социальная проблематика в творчестве Булгакова. “Философия хозяйства”. П.А.Флоренский: софиологический аспект метафизики всеединства.

Русский космизм. Два направления: религиозно-философское (Н.Ф.Федоров, В.С.Соловьев) и естественнонаучное (Н.А.Умов, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский и др.).

Русская эмиграция: сохранение русской философской традиции. Систематизация и развитие творческих достижений русского религиозно-философского ренессанса в трудах Н.А.Бердяева, Н.О.Лосского, С.Л.Френка, Г.П.Федотова, Ф.А.Степуна и др.

Марксистская философия в России: основные этапы, идеи и представители. Г.П.Плеханов. Главные философские труды и проблематика. Вопросы движущих сил исторического развития. Роль народных масс и личности в истории. Философские идеи В.И.Ленина. Интерпретация теории общественно-экономических формаций, учение об общественном бытии и общественном сознании, классовой борьбе, буржуазном и социалистическом государстве, о революции.

Диалектический и исторический материализм: вульгаризация и догматизация философских проблем.

Традиции классической русской философии в советский период (А.Ф.Лосев, Э.Ю.Ильенков, Д.С.Лихачев, М.К.Мамардашвили).

2.9. Современная западная философия


Социально-исторические и духовные условия развития философии в ХХ в. Особенности преобразований в сферах естественнонаучного, технического и гуманитарного знания. Основные направления, тенденции и проблемы философской мысли. Трансформация главных философских проблем.

Неопозитивизм. Теоретико-гносеологические основания возникновения неопозитивизма, связь с предшествующими этапами позитивизма. Предмет и задачи философии. Философия как логикосемиотический анализ языка науки Предмет философии – язык науки.

Экзистенциализм. Социально-исторические и духовные предпосылки экзистенциализма. Понятие “экзистенция”. Критика рационализма и объективизма. “Человеческое бытие” в мире отчуждения как предмет внетеоретического знания. “Экзистенциалы” “страха”, “заботы”, “свободы”, “коммуникации”. “Смысл бытия” и новое понимание мышления в трудах М.Хайдеггера. Философия К.Ясперса: свобода, “пограничная ситуация” и коммуникация. “Осевое время” и его роль в культуре. Философская вера как альтернатива теологии. Экзистенциальная диалектика и проблема бытия в философии Ж.-П.Сартра. Сущность и существование. Экзистенциализм и гуманизм. Философские взгляды А.Камю: понятие абсурда и бунта. Концепция бунтующего человека.

Американский прагматизм. Прагматизм в контексте американской духовной традиции. Принцип Ч.Пирса: значение идеи определяется ее практическими последствиями. Прагматическое понимание практики. Инструментализм Д.Дьюи.

Религиозная философия. Основные тенденции западной религиозно-философской мысли в ХХ в.: католическая философия (неотомизм, неоавгустинизм), протестантская философия (“диалектическая теология”). Религиозно-философская система П.Тейяра де Шардена.

Неотомизм – авторитетное течение современной католической философии. Задача создания универсального мировоззрения: тотальный синтез веры и разума, умозрения и эмпирии, индивидуализма и соборности. Принцип гармонии “веры и разума”. Соотношение философии, теологии и науки. Онтология неотомизма: основа всего сущего – чистое божественное бытие, порождающее многообразие творения. Трансцендентальные понятия “единство”. “истина”, “благо”, “прекрасное” и аналогия сущего как возможность познания бытия Бога из бытия мира. Смысл и назначение бытия человека.

Социально-политическое учение неотомизма. Этическая концепция неотомизма.

Психоанализ и философия неофрейдизма. Фрейдизм как философско-антропологическая и социальная доктрина. Учение Э.Фрейда о бессознательном. Структура личности (“Оно”, “Я”, “Сверх-Я”). Бессознательное и его роль в культуре. Социальная философия и культурология З.Фрейда. Неофрейдизм: гуманистический психоанализ Э.Фромма.

Философские школы и течения 60-9- годов ХХ в. Возникновение и развитие структурализма. структурные методы в гуманитарных науках и философский структурализм. Социальная философия Франкфуртской школы и ее основные концепции (“негативная диалектика”, “критическая теория общества”, “одномерный человек”). Постпозитивистская методология науки (К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос). Развитие идей герменевтики Г.Г.Гадамером.

Философия постмодернизма: критика просветительского рационализма, неограниченного господства науки, инструментального разума, техноформности, тотальной унификации ценностей, торжества принципа пользы и расчета. Ориентация на фрагментарность мира, культуры, на множественность, самобытность, духовность, антропоморфность, децентрализацию, разнообразие.



следующая страница >>