microbik.ru
1
МИНИСТРЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

БИОЛОГО-ХИМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО БИОЛОГИИ
БИОЛОГО-ХИМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Москва

2012
Печатается по решению учебно-методической комиссии

биолого-химического факультета

Программа вступительных испытаний по биологии. Биолого-химический факультет. М.: Изд-во МГОУ, 2012. – 16 с.


Пособие предназначено для абитуриентов биолого-химического факультета. Направления подготовки: 020400.62 – Биология, профиль «Биоэкология»; 050100.62 – Педагогическое образование, профили – Биология, Биология и химия, Биология и иностранный язык (англ.).
Составители: кандидат биологических наук, профессор О.В. Трофимова

кандидат биологических наук, доцент Д.А. Климачев

© Трофимова О.В., Климачев Д.А., 2012

© Московский государственный областной университет, 2012
ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО БИОЛОГИИ
Биология включает цикл наук о живой природе - ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, цитологию, молекулярную биологию, генетику, экологию, биоценологию. Все эти науки подчинены общим законам и закономерностям развития природы.

Абитуриенты на экзамене по биологии должны показать необходимые для продолжения образования в ВУЗе знания:

- эволюционного развития живой природы, а также главнейших понятий, закономерностей и законов, касающихся строения, жизнедеятельности и развития растительного, животного и человеческого организмов;

- классификации и основных таксономических групп растений и животных;

- морфологии и физиологии растений, животных и человека;

- оперировать биологическими терминами и понятиями для объяснения явлений природы;

- знания и умения, определяющие ценностные ориентации в отношении к окружающей среде, к собственному здоровью и здоровью окружающих;

- значимые для высказывания научного мировоззрения и воспитания культуры поведения.

Раздел I. РАСТЕНИЯ


Этот раздел биологии изучает разнообразие растительного мира Земли, его происхождение, развитие, распространение, расселение. Одновременно с изучением анатомии и морфологии растения анализируется связанная с органами и тканями функция растительного организма.

Общее знакомство с цветковыми растениями. Клеточное строение растения. Строение растительной клетки. Ткани органов растения в связи с выполняемыми функциями в целостном организме. Взаимосвязь органов. Вегетативные органы цветкового растения: корень, стебель, лист. Генеративные органы: цветок (соцветия), плод, семя. Основные жизненные функции растительного организма: питание, дыхание, рост и развитие, размножение. Движение растений. Способы распространения плодов и семян в природе.

Условия жизни растения (вода, воздух, свет, тепло, минеральные соли). Влияние различных условий на рост и развитие растений. Сезонные явления в жизни покрытосеменных растений. Охрана растений и увеличение растительных богатств. Значение растений и растительного покрова в природе, жизни человека и в народном хозяйстве. Разнообразие растительного мира.

Жизненные формы цветковых растений: дерево, полукустарник, кустарник, травянистые растения - однолетние и многолетние. Растение и окружающая среда. Охрана растений.

Корень. Функции корня. Развитие корня из зародышевого корешка семени. Виды корней (главный, боковые, придаточные). Типы корневых систем (стержневая и мочковатая). Зоны корня. Рост корня. Корневой чехлик. Ткани корня. Внешнее и внутреннее строение корня однодольных и двудольных растений. Видоизменения корней, их строение, биологическое и хозяйственное значение. Поглощение корнями воды и минеральных солей. Корневой волосок. Минеральные соли, необходимые растению. Почва как среда для жизни растений. Значение обработки почвы - внесение удобрений, полив и рыхление для жизни культурных растений.

Стебель. Функции стебля. Побег и его части. Ветвление побега. Разнообразие побегов: прямостоячие, ползучие, вьющиеся, стелющиеся, цепляющиеся. Почка. Почки вегетативные, цветочные, смешанные. Их строение и расположение на стебле. Развитие побега из почки. Рост стебля в длину. Ткани стебля. Анатомическое строение стебля. Рост стебля в толщину. Образование годичных колец. Сезонные различия в древесине. Возраст деревьев. Передвижение минеральных и органических веществ по стеблю. Видоизмененные побеги: корневище, столоны, клубень, луковица, их строение, биологическое и хозяйственное значение.

Лист. Функции листа. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок, основания, прилистники). Жилкование листьев. Простые и сложные листья. Листорасположение. Ткани листа. Особенности внутреннего строения листа в связи с его функциями. Кожица и устьица, мякоть листа (столбчатая и губчатая ткани). Строение жилок листа (проводящие пучки). Движение листьев.

Накопление энергии в растении. Дыхание листьев. Испарение воды листьями. Растения влажных и засушливых мест обитания. Видоизменения листьев. Продолжительность жизни листьев. Листопад. Значение листа для растений. Роль зеленых растений в природе и жизни человека и их охрана.

Вегетативное размножение цветковых растений. Размножение растений посредством побегов, корней и листьев в природе и растениеводстве (видоизмененными побегами, стеблевыми и корневыми черенками, отводками, делением куста, прививкой). Биологическое и хозяйственное значение вегетативного размножения.

Цветок — орган семенного размножения. Функции цветка. Строение цветка: цветоножка, цветоложе, околоцветник (чашечка и венчик), тычинки, пестик (пестики). Строение тычинки и пестика. Цветки однополые и обоеполые. Однодомные и двудомные растения. Соцветия и их биологическое значение. Перекрестное опыление насекомыми и ветром. Самоопыление. Искусственное опыление. Двойное оплодотворение у цветковых растений и его механизм. Прорастание пыльцы. Оплодотворение. Образование семени и плода.

Семя. Функции семени. Строение семян (на примере двудольного и однодольного растений). Состав семян. Условия прорастания семян. Дыхание семян. Питание и рост проростка.

Плод. Функции плода. Количество плодов и семян у различных растений. Значение цветков, плодов и семян в природе и жизни человека.

Классификация растений. Элементарные понятия о систематических (таксономических) категориях (вид, род, семейство, порядок, класс, отдел). Значение международных названий растений.

Основные группы растений. Многообразие растительного мира.

Отделы - Зеленые и Бурые водоросли. Общая характеристика зеленых водорослей. Классификация. Одноклеточные зеленые водоросли (хламидомонада, хлорелла). Строение и особенности жизнедеятельности. Многоклеточные зеленые водоросли. Нитчатые водоросли. Спирогира. Строение и особенности жизнедеятельности. Морские водоросли (ламинария, фукус). Строение и особенности жизнедеятельности. Бесполое и половое размножение водорослей. Распространение водорослей в воде и на суше. Значение водорослей в природе и жизни человека.

Отдел Моховидные. Общая характеристика. Классификация. Зеленые мхи. Строение, размножение и цикл развития кукушкина льна. Понятия спорофит и гаметофит. Сфагновый мох. Строение, размножение и цикл развития сфагнума. Заболачивание. Образование торфа, его значение.

Отдел Плауновидные. Общая характеристика. Плаун булавовидный. Строение, размножение, цикл развития. Значение плауновидных.

Отдел Хвощевидные. Общая характеристика. Хвощ полевой. Строение, размножение, цикл развития. Значение хвощевидных.

Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика. Папоротник Орляк. Строение, размножение и цикл развития. Ископаемые папоротниковидные и образование каменного угля. Значение папоротниковидных в природе и жизни человека.

Отдел Голосеменные. Общая характеристика. Строение, размножение и цикл развития на примере сосны и ели. Мужские и женские шишки. Пыльца. Семяпочки. Прорастание пыльцы, рост пыльцевой трубки и оплодотворение. Распространение и биология хвойных. Значение голосеменных в природе и хозяйстве.

Отдел Покрытосеменные (Цветковые). Господство в современной флоре покрытосеменных и преимущество их по сравнению с другими группами растений. Приспособленность покрытосеменных к различным условиям жизни на Земле. Цикл развития. Спорофит и гаметофит в цикле развития. Многообразие дикорастущих и культурных цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Общая характеристика. Семейства: Крестоцветные, Розоцветные, Бобовые, Пасленовые, Сложноцветные. Характеристика семейств и их значение в природе и жизни человека.

Класс Однодольные растения. Общая характеристика. Семейства: Лилейные, Злаки. Характеристика семейств и их значение в природе и жизни человека.

Сравнительная характеристика семейств Однодольные и Двудольные. Биологические особенности. Типичные сельскохозяйственные, дикорастущие и декоративные растения этих семейств. Влияние хозяйственной деятельности человека на видовое многообразие цветковых растений. Красная книга. Охрана редких видов растений.

Раздел II. Бактерии. Грибы. Лишайники.


Бактерии. Общая характеристика. Строение прокариотической клетки. Строение и жизнедеятельность бактерий. Классификация бактерий по форме. Примеры. Размножение бактерий. Распространение бактерий в воздухе, почве, воде и живых организмах. Бактерии брожения и гнилостные бактерии. Симбиотические бактерии. Болезнетворные бактерии и борьба с ними. Роль бактерий в природе, медицине, сельском хозяйстве и промышленности. Использование бактерий человеком.

Грибы. Общая характеристика. Классификация. Низшие и Высшие грибы. Причины неоднозначности классификации грибов и их сравнение с растениями и животными. Плесневые грибы (мукор и пеницилл). Строение, особенности жизнедеятельности и размножение. Значение плесневых грибов. Дрожжи. Строение, особенности жизнедеятельности и размножение. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений (головня, спорынья, трутовики). Строение, питание, размножение. Роль грибов в природе и жизни человека. Селекция бактерий, грибов, ее значение для микробиологической промышленности (получение антибиотиков, ферментных препаратов, кормовых дрожжей и др.). Основные направления биотехнологии (микробиологическая промышленность, клеточная и генная инженерия). Шляпочные грибы. Строение, особенности жизнедеятельности, размножение. Связь грибов с корнями растений (микориза). Условия жизни гриба в лесу. Съедобные и ядовитые грибы.

Лишайники. Лишайники как симбиотические организмы. Общая характеристика. Строение слоевища лишайника. Лишайники накипные, листоватые, кустистые. Питание и размножение лишайников. Роль лишайников в природе и жизни человека.


Раздел III. Животные.


Зоология – наука о животных, которые отличаются большим многообразием форм. В процессе эволюции строение тела животных усложнялось по мере изменения условий окружающей среды. Поэтому необходимо уметь приводить примеры приспособления животных к жизни в воде, в воздухе, на суше, а также к паразитизму, хищничеству.

Классификация животных. Понятие о виде, роде, семействе, отряде, классе и типе. Значение и успехи современной зоологии. Сходства и отличия растений и животных.

Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные. Классификация. Общая характеристика.

Тип Саркодовожгутиковые. Общая характеристика типа.

П/тип Саркодовые. Общая характеристика. Амеба обыкновенная. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Движение. Питание. Дыхание. Выделение. Осморегуляция. Размножение. Инцистирование. Дизентерийная амеба. Среда обитания. Предохранение от заражения.

П/тип Жгутиковые. Общая характеристика. Эвглена зеленая как одноклеточный организм, совмещающий признаки животного и растения. Вольвокс - колониальный организм. Эволюционное значение эвгленовых и вольвоксовых.

Тип Инфузории. Общая характеристика типа. Инфузория туфелька как более сложное одноклеточное животное. Среда обитания. Строение, особенности процессов жизнедеятельности, размножение. Раздражимость.

Подцарство многоклеточные животные.

Тип Кишечнополостные. Классификация. Общая характеристика типа. Среда обитания.

Класс Гидроидные. Общая характеристика класса. Пресноводная гидра. Внешнее и внутреннее строение. Питание гидры. Дыхание. Рефлекс. Регенерация. Размножение бесполое и половое. Значение кишечнополостных.

Тип Плоские черви. Классификация. Общая характеристика типа.

Класс Ресничные черви. Общая характеристика класса. Белая планария как представитель свободноживущих червей. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Двусторонняя симметрия. Нервная система и органы чувств. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.

Класс Сосальщики. Общая характеристика класса. Печеночный сосальщик. Внешнее и внутреннее строение. Приспособления к паразитизму. Предохранение от заражения. Смена хозяев в цикле развития.

Класс Ленточные черви. Общая характеристика класса. Цепни (свиной и бычий). Паразитический образ жизни. Особенности внешнего и внутреннего строения. Циклы развития и смена хозяев. Предохранение от заражения.

Тип Круглые черви. Общая характеристика типа. Аскарида. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Размножение и развитие аскариды. Меры предохранения от заражения. Острица как представитель круглых червей. Предохранение от заражения.

Тип Кольчатые черви. Классификация. Общая характеристика типа.

Класс Малощетинковые черви. Общая характеристика класса. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Системы органов пищеварения, кровообращения, выделения. Нервная система. Размножение. Регенерация. Значение дождевых червей в почвообразовании.

Тип Моллюски. Классификация. Общая характеристика типа.

Класс Брюхоногие моллюски. Общая характеристика класса. Большой прудовик. Виноградная улитка. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Передвижение. Особенности процессов жизнедеятельности. Размножение.

Класс Двустворчатые моллюски. Общая характеристика класса. Беззубка и Перловица. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Передвижение. Размножение. Морские двустворчатые.

Значение брюхоногих и двустворчатых моллюсков.

Тип Членистоногие. Классификация. Общая характеристика типа.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Среда обитания. Внешнее строение: хитиновый покров, расчленение тела, конечности. Внутреннее строение. Особенности процессов жизнедеятельности. Размножение. Другие Ракообразные. Значение в питании рыб. Промысловые Ракообразные.

Класс Паукообразные. Общая характеристика класса. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение паука крестовика. Дыхание, питание, выделение, размножение. Паутина и ее устройство. Клещи. Роль клещей в природе. Меры защиты человека от клещей.

Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение насекомого на примере майского жука. Особенности жизнедеятельности. Размножение.

Многообразие насекомых и их значение. Насекомые с неполным превращением. Отряд Прямокрылые. Представители. Саранча как опасный вредитель сельского хозяйства. Отряд Полужесткокрылые (клопы). Представители. Значение. Покровительственная окраска. Насекомые с полным превращением. Отряд Чешуекрылые. Представители. Капустная белянка. Тутовый шелкопряд. Шелководство. Отряд Жесткокрылые. Вредные и полезные жуки. Предостерегающая окраска. Отряд Двукрылые. Представители. Комнатная муха, оводы. Отряд Перепончатокрылые. Представители. Медоносная пчела, муравьи. Особенности жизни общественных насекомых.

Охрана полезных насекомых.

Тип Хордовые. Классификация. Общая характеристика типа.

Ланцетник как форма, близкая к предкам позвоночных животных. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Размножение. Образ жизни. Сходство ланцетника с беспозвоночными и позвоночными животными.

Класс рыбы. Общая характеристика. Внешнее и внутреннее строение рыбы на примере речного окуня. Размножение и развитие. Первоначальное понятие о безусловных и условных рефлексах.

Хрящевые рыбы и костные рыбы. Характеристика. Внешнее и внутреннее строение. Общие сведения об образе жизни, приспособлениях к разным условиям существования. Плодовитость. Развитие рыб, миграции. Охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.

Класс Земноводные. Классификация. Общая характеристика класса.

Внешнее и внутреннее строение лягушки (на примере любого вида). Особенности среды обитания. Значение кожи в дыхании. Размножение и развитие лягушек. Питание. Многообразие земноводных и их значение.

Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса.

Внешнее и внутреннее строение прыткой ящерицы. Приспособления к жизни в наземной среде. Размножение. Регенерация. Современные пресмыкающиеся: черепахи, крокодилы. Разнообразие древних пресмыкающихся.

Класс Птицы. Классификация. Общая характеристика класса. Внешнее строение, скелет, мускулатура. Особенности внутреннего строения, обмена веществ птицы, связанные с полетом. Усложнение нервной системы, органов чувств; поведение птиц.

Происхождение птиц. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Приспособленность птиц к сезонным явлениям природы (гнездование, кочевки, перелеты).

Роль птиц в природе и жизни человека, система мероприятий по охране птиц.

Класс Млекопитающие. Особенности внешнего строения, скелета, мускулатуры, внутреннего строения, обмена веществ млекопитающего. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения. Размножение и развитие, забота о потомстве.

Происхождение млекопитающих. Первозвери. Сумчатые.

Отряды плацентарных. Насекомоядные и рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные. Хищные. Ластоногие и китообразные. Копытные. Приматы.

Роль млекопитающих в природе и жизни человека. Сохранение многообразия видов путём регулирования их численности, защиты экосистем как среды обитания млекопитающих.

Раздел IV. Анатомия, физиология и гигиена человека.


Человек – вершина эволюции животного мира. Организм человека рассматривается как единая целостная система

Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека.

Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением.

Строение и функции эпителиальных, собственно-соединительных, мышечных и нервных тканей.

Мышцы, их функции. Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Роль нервной системы в регуляции деятельности мышц.

Внутренняя среда организма (кровь, межклеточная жидкость, лимфа). Состав крови. Строение и функции эритроцитов и лейкоцитов. Иммунитет. Роль И.И. Мечникова в создании учения об иммунитете. Инфекционные заболевания и борьба с ними. Предупредительные прививки. Переливание крови.

Органы кровообращения. Сердце, его строение и работа. Большой и малый круги кровообращения. Кровяное давление. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца и сосудов.

Строение и функции органов дыхания. Газообмен в легких и тканях. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Гигиена органов дыхания.

Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные ферменты и их значение. Печень и поджелудочная железа, их роль в пищеварении. Регуляция процессов пищеварения. Пластический, энергетический обмен, их взаимосвязь. Значение для организма белков, жиров и углеводов, воды и минеральных солей.

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание организма.

Значение желез внутренней секреции для роста, развития и в регуляции функций организма. Гормоны. Внутрисекреторная деятельность поджелудочной железы, надпочечников. Щитовидная железа, гипофиз.

Строение и функции органов выделительной системы. Значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ. Образование первичной и вторичной мочи. Профилактика заболеваний.

Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга.

Роль вегетативной нервной системы в регуляции работы внутренних органов.

Анализаторы. Строение, функции, гигиена органов зрения. Строение и функции органа слуха. Органы равновесия, осязания, вкуса, обоняния. Безусловные и условные рефлексы. Биологическое значение образования и торможения условных рефлексов. Высшая нервная деятельность - основа поведения человека. Речь и мышление. Сознание как функция мозга. Гигиена умственного труда.
Раздел V. Общая биология

Все организмы - живые системы, имеющие сходные черты строения и жизнедеятельности; у них единый генетический код, химический состав, строение молекул, клеток, однотипное строение тела на одинаковых уровнях организации.
Уровни организации и свойства живых систем.

Основы цитологии. Клеточная теория. Клетка - структурная и функциональная единица живого. Строение и функции ядра, цитоплазмы и органоидов животной клетки. Сравнительная характеристика прокариотических и эукариотических организмов.

Химический состав клетки: макро-, микро-, ультрамикроэлементы. Биологическая роль неорганических веществ: вода, минеральные соли. Биологическая роль белков, углеводов, липидов. Нуклеиновые кислоты.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Энергетический обмен и его сущность. Этапы расщепления глюкозы. Структура и значение АТФ в энергетическом обмене. Пластический обмен. Биосинтез белка: транскрипция, трансляция. Реакции матричного синтеза. Генетический код и его свойства. Взаимосвязь пластического и энергетического обмена.

Деление клетки: митоз и мейоз. Их характеристика и биологическая роль. Половое и бесполое размножение организмов. Половые клетки. Гермафродитизм и партеногенез.

Онтогенез. Характеристика эмбрионального и постэмбрионального этапа на примере животных.

Неклеточные формы жизни. Строение и жизнедеятельность вирусов. Вирусные заболевания человека.

Основы генетики. Законы наследственности, установленные Г. Менделем. Доминантные и рецессивные признаки. Фенотип и генотип. Единообразие первого поколения. Генетика пола. Хромосомная теория наследственности. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генетика человека.

Модификационная, мутационная, комбинативная изменчивость. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И. Вавилова. Использование знаний по генетике для развития медицины, охраны природы, учения об эволюции.

Эволюционное учение. Критерии вида. Популяция - единица вида и эволюции. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции: наследственность и изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Формы естественного отбора. Ведущая роль естественного отбора в эволюции.

Микроэволюция. Видообразование. Приспособленность организмов, многообразие видов. Относительный характер приспособлений.

Происхождение жизни и развитие органического мира.

Происхождение жизни. Макроэволюция и ее доказательства (сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические). Система органического мира как отображение макроэволюции. Биогенетический закон.

Главные направления эволюции. Пути биологического прогресса. Ароморфоз. Идиоадаптация. Основные ароморфозы в эволюции органического мира.

Происхождение и эволюция человека. Этапы эволюции человека. Рудименты и атавизмы. Движущие силы антропогенеза: социальные и биологические факторы. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества.

Основы экологии. Экология. Экологические факторы: биотические, абиотические, антропогенные. Комплексное воздействие факторов на организм. Ограничивающие факторы.

Экологическая характеристика популяций: возрастной, половой состав, плотность, размер ареала. Факторы, вызывающие изменения численности популяций, способы ее регулирования.

Биогеоценоз. Взаимосвязи популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Правило экологической пирамиды. Саморегуляция. Охрана биогеоценозов.

Основы учения о биосфере. Биосфера и ее границы. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. В.И. Вернадский о возникновении биосферы.

Примерные тестовые задания



Часть 1

При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1 – А10) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.
А1

Кто сформулировал клеточную теорию?

1) Р.Вирхов, А. Левенгук

2) Т.Шванн, Ж. Карнуа

3) А. Левенгук, Р.Гук

4) Т.Шванн, М. Шлейден

А2

Назовите основные части клетки.

1) аппарат Гольджи, плазматическая мембрана, лизосомы

2) ЭПС, клеточный центр, рибосомы

3) ядро, цитоплазма, плазматическая мембрана

4) клеточный центр, хлоропласт, вакуоли


А3

Основные признаки живых организмов

1) рост, обмен веществ

2) движение, самовоспроизведение

3) раздражимость, изменчивость

4) все перечисленные признаки
А4

Мхи относятся

1) к низшим растениям

2) к высшим растениям

3) одни виды к низшим, другие к низшим

А5

Какие растения состоят из сходных по строению клеток, не образующих тканей?

1) водоросли

2) плауны

3) папоротники

4) мхи

А6

Сколько отделов имеет головной мозг у рыб?

1) 3

2) 5

3) 2

4) 1
А7

Где проходит развитие пресмыкающихся?

1) на суше

2) в морской воде

3) в пресной воде

4) на суше и в воде

А8

Сколько шейных позвонков у землеройки (самого мелкого млекопитающего)

1) 1

2) 3

3) 7

4) 4

А9

Назовите самую крупную железу у человека

1) щитовидная железа

2) печень

3) почки

4) поджелудочная железа
А10

Какие отделы выделяют в пищеварительном канале человека?

1) ротовая полость, глотка, пищевод, толстый и тонкий кишечник

2) ротовая полость, пищевод, желудок, толстый и тонкий кишечник

3) ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник

4) ротовая полость, пищевод, желудок, прямая кишка

Часть 2
В заданиях В1 - В2 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.
В1

Известно, что птицы смогли освоить воздушную среду. Какие признаки этому способствовали?

1) появление перьевого покрова

2) «двойное дыхание»

3) изменения конечностей и костей скелета

4) изменение функций костного мозга

5) изменение химического состава костей

6) нарушение кровоснабжения органов
В2

В чем сходство покрытосеменных и голосеменных растений?

1) характеризуются многообразием жизненных форм

2) размножаются семенами

3) имеют хорошо развитые вегетативные органы

4) способны образовывать обширные леса

5) образуют сочные и сухие плоды

6) опыляются насекомыми и птицами

При выполнении заданий ВЗ - В4 установите соответствие между содержанием первой и второй строки. Для этого каждому элементу первой строки подберите позицию из второй строки. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
В3

Установите соответствие между признаком организма и царством, для которого этот признак характерен.
ПРИЗНАК

A) растут в течение всей жизни

Б) активно перемещаются в пространстве

B) питаются готовыми органическими веществами

Г) образуют органические вещества в процессе фотосинтеза

Д) имеют органы чувств

Е) являются основным поставщиком кислорода на Земле

ЦАРСТВО

1) Растения

2) Животные


Признак

А

Б

В

Г

Д

Е

Царство




















В4

Установите соответствие между способом приобретения иммунитета человеком и его видом.
СПОСОБ ПРИОБРЕТЕНИЯ

A) передается по наследству

Б) вырабатывается под действием вакцины

B) возникает после введения в организм лечебной сыворотки

Г) формируется после перенесенного заболевания
ВИД ИММУНИТЕТА

1) естественный

2) искусственный


Способ приобретения

А

Б

В

Г

Вид иммунитета














При выполнении задания B5 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите буквенные обозначения выбранных ответов.
В5

Установите последовательность организмов в пищевой цепи.

А) паук

Б) скворец

В) наездник

Г) растение

Д) тля

Е) ястреб
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Полянский Ю.И. Общая биология: Учебн. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2003.

  2. Цибулевский А.Ю., Мамонтов С.Г. Биология. Структурированный курс. – М.: Академия, 2004.

  3. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. Полный курс подготовки к выпускным экзаменам. 3-е изд. – М.: АСТ– Школа-Пресс, 2006.

  4. Трофимова О.В., Климачев Д.А., Дмитриева Т.А. Справочник по биологии. Для абитуриентов биолого-химического факультета. М.: Изд-во МГОУ, 2008.