microbik.ru
1





Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации







ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ -

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ

 
Отделение деловой и политической журналистики



Программа дисциплины

«Анализ аудитории СМИ»

 

для специальности 030600.65 «Журналистика»

подготовки специалиста

Автор программы А.В.Шариков



Рекомендовано секцией УМС

Секция ___________________

Председатель

___________________________

«____»______________200 г.





Одобрено на заседании кафедры

Медиа-менеджмента и медиа-бизнеса


Зав. кафедрой____________________

А.Г.Быстрицкий

«____»______________200 г.

Утверждено УС факультета

___________________________

Ученый секретарь

___________________________

«____»______________200 г.








Москва

Пояснительная записка
Учебный курс «Анализ аудитории СМИ» - специальная дисциплина, подготовленная автором для отделения деловой и политической журналистики. Данный курс является оригинальной авторской разработкой на основе многолетней практики работы на телевидении и в рекламной сфере с учетом опыта преподавания элементов данной дисциплины в вузах. Идея курса зиждется на понимании журналистики как сферы, направленной на аудиторию и существующей для аудитории, откуда знание аудитории, умение анализировать ее является одной из базовых компонент современного журналистского образования.

Прохождение курса «Анализ аудитории СМИ» предполагает, что студенты ознакомлены с курсом «Социология массовых коммуникаций», в котором закладываются некоторые ключевые понятия, разрабатываемые в аудиториологии - науки о поведении аудитории СМИ. Специальная дисциплина расширяет и углубляет социологическое знание, рассматривая более подробно как теоретические аспекты науки об аудитории, так и практические (методы измерения аудитории, использование аудиториометрических данных и т.п.).
Основные цели курса:

  • знакомство студентов с основами аудиториологии;

  • овладение первичными умениями и навыками анализа аудитории СМИ как в редакционной практике, так и для решения задач рекламной и PR-деятельности.


Особенностями курса являются:

  • предпринимаемое впервые в ГУ-ВШЭ систематическое и максимально полное изложение знаний об аудитории современных СМИ (ТВ, радио, печатной периодики, Интернета) с учетом как отечественного, так и зарубежного опыта;

  • формирование у студентов умений и навыков анализа аудитории для решения практических задач.


Курс учитывает специфику ГУ-ВШЭ, используя в качестве одного из главных контекстов экономические ориентиры в журналистской деятельности.

2. Форма организации учебного процесса:

- проведение лекционных занятий;

- проведение практических занятий, в основу которых будут положены обсуждение проблем и разбор конкретных ситуаций из зарубежной и отечественной практики;

- самостоятельная работа слушателей по освоению теоретического материала и подготовке эссе.

3. Тематический план учебной дисциплины




Наименование темы

Всего часов

Аудиторные часы


Самостоятель-ная работа

Лекции

Сем. и практич. занятия

1

Понятие аудитории СМИ. Развитие взглядов на природу аудитории. Роль и место аудитории в системе массовых коммуникаций.

6

2




4

2

Общие закономерности поведения аудитории в массово-коммуникационных процессах.

4

2




2

3

Методы изучения аудитории

8

2




4

4

Количественные параметры аудиторий СМИ

6

2




4

5

Телевизионная и радиоаудитория

6

2




4

6

Аудитория печатных периодических изданий

6

2




4

7

Аудитория Интернета

4




2

2

8

Использование аудиториометрических данных в редакционной практике

6

2




4

9

Использование аудиториометрических данных в рекламной деятельности

4




2

2

10

Использование аудиториометрических данных в PR-деятельности

4




2

4




Итого

54

14

6

34




Экзамен















4. Формы рубежного контроля


5. Содержание программы
Тема 1.

Тезисы.

Понятие аудитории. Аудитория СМИ. Развитие взглядов на природу аудитории. Статический и динамический подходы к определению аудитории. Роль и место аудитории в системе массовых коммуникаций.
Основная литература

1. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. - М.: УРСС, 2003.

2. Исследования телевизионной аудитории: теория и практика. - М., 1997.

Дополнительная литература

1. Tulloch J. Watching television audiences. Cultural theories and methods. – London: Arnold, 2000.

2. Croteau D., Hoynes W. Media society: industries, images, and audiences. - London: PINE FORGE PRESS, 2003.

Тема 2.

Тезисы.

Общие закономерности поведения аудитории в массово-коммуникационных процессах. Внешние и внутренние факторы, детерминирующие поведение аудитории СМИ. Консумпционные и диспозиционные закономерности в поведении аудитории. Микро- и макродинамика в поведении аудитории. Цикличность как основная темпоральная консумпционная макрозакономерность в поведении аудитории. Уровни цикличности аудитории.
Основная литература

1. Исследования телевизионной аудитории: теория и практика. - М., 1997.

2. Прогресс технологии телерадиовещания: материалы Между-народного конгресса НАТ. – М., 2001.

Дополнительная литература

Прогресс технологии телерадиовещания: материалы Между-народного конгресса НАТ. – М., 2000.
Тема 3.

Тезисы.

Методы изучения аудитории СМИ. Количественные и качественные методы, их особенности и границы применимости. Краткая история развития методов исследования аудитории СМИ. Проблема контроля за качеством измерений аудитории СМИ.
Основная литература

1. Измерение аудиторий: ТВ, радио, Интернет. – М.: Медиа ко-митет, 2003.

2 Исследования телевизионной аудитории: теория и практика. - М., 1997.

Дополнительная литература

1. Измерение аудиторий: ТВ, радио, Интернет. – М.: Медиа ко-митет, 2001.

2. Brignier J.M, Chavenon H., Dupont-Ghestem F., Dussaix A.M., Hearing H. - Mesurer L`Audience des Média. Paris: Dunod, 2002.

3. Global Guidelines on Television Audience Measurements. – Geneva: European Broadcasting Union, 1999.
Тема 4.

Тезисы.

Количественные параметры, описывающие аудитории СМИ (рейтинг, доля, охват и др.). Связи между ними. Методы измерения аудиториометрических параметров.
Основная литература

Исследования телевизионной аудитории: теория и практика. - М., 1997.

Дополнительная литература

1. Читательская аудитория России: NRS. Ежеквартальный журнал TNS Gallup Media – сводка данных об аудитории периодической печати. (выходит с 2001 года).

2. Radio Index. Ежеквартальный журнал TNS Gallup Media - сводка данных о радиоаудитории Москвы и Санкт-Петербурга. (выходит с 2001 года).
Тема 5.

Тезисы.

Телевизионная и радиоаудитория. Закономерности поведения телевизионной и радиоаудитории. Специфика консумпционных и диспозиционных закономерностей в поведении телевизионной и радиоаудитории. Микро- и макродинамика телевизионной и радиоаудитории. Цикличность телевизионной и радиоаудитории.
Основная литература

1. Исследования телевизионной аудитории: теория и практика. - М., 1997.

2. Шариков А.В. Ритмы городской телеаудитории России. – М., 1997.

Дополнительная литература

Телерекламный бизнес (информационно-аналитическое обеспечение). / Сост. и общ.ред. В.П.Коломиец. – М., 2001.

Тема 6.

Тезисы.

Аудитория печатных периодических изданий. Закономерности поведения аудитории печатных СМИ. Специфика консумпционных и диспозиционных закономерностей в поведении аудитории печатных СМИ. Цикличность аудитории печатных СМИ. Особенности измерения аудитории печатных СМИ. Специфические параметры анализа аудитории печатных СМИ.

Основная литература

Читательская аудитория России: NRS. Ежеквартальный журнал TNS Gallup Media – сводка данных об аудитории периодической печати. (выходит с 2001 года)

Дополнительная литература

Коробейников В.С. Редакция и аудитория: социологический анализ.- М.: Мысль, 1983

Тема 7


Тезисы.

Аудитория Интернета. Закономерности поведения аудитории Интернета. Специфика консумпционных и диспозиционных закономерностей в поведении аудитории Интернета. Цикличность аудитории Интернета. Особенности измерения аудитории Интернета. Специфические параметры анализа аудитории Интернета.

Литература

1. Методологические проблемы и практика изучения интернета: сб.научн.статей. – М., 1999.

2. Измерение аудиторий: ТВ, радио, Интернет. – М.: Медиа ко-митет, 2003.

Тема 8.

Тезисы.

Использование аудиториометрических данных в редакционной практике. Понятие аудитории издания, программы, вебсайта. Понятие целевой аудитории издания, программы, вебсайта. Методы определения целевой аудитории издания, программы, вебсайта. Связь формально-содержательных элементов издания, программы, вебсайта и состава их аудитории. Формы обратной связи с аудиторией. Использование информации об аудитории для эфирного программирования.

Основная литература

Коробейников В.С. Редакция и аудитория: социологический анализ. .- М.: Мысль, 1983

Дополнительная литература

Eastman S.T, Ferguson D.A. Broadcast/Cable/Web Programming. Strategies and Practices. - Belmont : Wadsworth/Thomson Learning, 2002

Тема 9.

Тезисы.

Использование аудиториометрических данных в рекламной деятельности. Целевые группы в рекламной деятельности. Проблема соотнесения аудитории издания, программы, вебсайта и целевой группы в рекламе. Принципы медиапланирования. Проблема прогнозирования аудитории в рекламной кампании. Проблема эффективности размещения рекламы.
Основная литература

1. Кочеткова А.В. Медиапланирование.- – М.: РИП-Холдинг, 2003..

2. Телерекламный бизнес (информационно-аналитическое обес-печение). / Сост. и общ.ред. В.П.Коломиец. – М., 2001.

Дополнительная литература

1. Евстафьев В.А., Ясонов В.Н. Введение в медиапланирование. Учебное пособие для начинающих медиапланеров.- М, 1997

2. Балабанов А.В. Занимательное медиапланирование.- М, 1999

3. Бузин В.Н. Основы медиапланирования: курс лекций. – М.: Изд-во Международного института рекламы, 2002.

Тема 10.

Тезисы.

Использование аудиториометрических данных в PR-деятельности. Массовокоммуникационные эффекты. Учет консумпционных и диспозиционных закономерностей аудитории различных видов СМИ в PR-деятельности.


Основная литература

1.Бернет Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход. – СПб, 2001

Дополнительная литература

1. Мельник Г.С. Mass Media: психологические процессы и эффекты. – СПб, 1996.

2. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. - М.: УРСС, 2003. - 240 с.

6. Список рекомендуемой литературы
Основная литература


  1. Бернет Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход. – СПб, 2001

  2. Измерение аудиторий: ТВ, радио, Интернет. – М.: Медиа ко-митет, 2001.

  3. Измерение аудиторий: ТВ, радио, Интернет. – М.: Медиа ко-митет, 2003.

  4. Исследования телевизионной аудитории: теория и практика. - М., 1997.

  5. Коробейников В.С. Редакция и аудитория: социологический анализ. - М.: Мысль, 1983

  6. Кочеткова А.В. Медиапланирование. – М.: РИП-Холдинг, 2003.

  7. Методологические проблемы и практика изучения интернета: сб.научн.статей. – М., 1999.

  8. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. - М.: УРСС, 2003. – 240 с.

  9. Прогресс технологии телерадиовещания: материалы Между-народного конгресса НАТ. – М., 2001.

  10. Телерекламный бизнес (информационно-аналитическое обес-печение). / Сост. и общ.ред. В.П.Коломиец. – М., 2001.

  11. Шариков А.В. Ритмы городской телеаудитории России. – М., 1997.

  12. Читательская аудитория России: NRS. Ежеквартальный журнал TNS Gallup Media – сводка данных об аудитории периодической печати. (выходит с 2001 года)



Дополнительная литература


  1. Балабанов А.В. Занимательное медиапланирование.- М, 1999.

  2. Бузин В.Н. Основы медиапланирования: курс лекций. – М.: Изд-во Международного института рекламы, 2002.

  3. Евстафьев В.А., Ясонов В.Н. Введение в медиапланирование. Учебное пособие для начинающих медиапланеров .- М, 1997.

  4. Мельник Г.С. Mass Media: психологические процессы и эффекты. – СПб, 1996.

  5. Прогресс технологии телерадиовещания: материалы Между-народного конгресса НАТ. – М., 2000.

  6. Телевизионная аудитория России: TV Index. Еженедельный журнал TNS Gallup Media – сводка данных о телеаудитории. (выходит с 1999 года)

  7. Brignier J.M, Chavenon H., Dupont-Ghestem F., Dussaix A.M., Hearing H. - Mesurer L`Audience des Média. Paris: Dunod, 2002.

  8. Croteau D., Hoynes W. Media society: industries, images, and audiences. - London: PINE FORGE PRESS, 2003.

  9. Eastman S.T, Ferguson D.A. Broadcast/Cable/Web Programming. Strategies and Practices. - Belmont: Wadsworth/Thomson Learning, 2002.

  10. Global Guidelines on Television Audience Measurements. – Geneva: European Broadcasting Union, 1999.

  11. Radio Index. Ежеквартальный журнал TNS Gallup Media - сводка данных о радиоаудитории Москвы и Санкт-Петербурга. (выходит с 2001 года)

  12. Tulloch J. Watching television audiences. Cultural theories and methods. – London: Arnold, 2000



6. Формы текущего и итогового контроля.
Формы текущего контроля: участие в обсуждении конкретных ситуаций, эссе.

Форма итогового контроля: письменный экзамен.
7. Система оценок.
Оценивается участие (активность, подготовленность) в обсуждении конкретных ситуаций, эссе. При выставлении итоговой оценки учитываются оценки, полученные студентом на занятиях и за эссе.

Автор А.В.Шариков