microbik.ru
1 2 ... 10 11


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет государственного и муниципального управления
Кафедра управления развитием территорий и регионалистики


Программа дисциплины

«Регионалистика: особенности развития регионов России»


для направления 080200.62 Менеджмент подготовки бакалавра

специализация: Государственное и муниципальное управление

Авторы программы:

Родионова, Ирина А., д.г.н., профессор

Ильина, И. Н., д.э.н.

Леонард, К.С., д.и.н.

Хорева, О. Б., к.э.н.

Абашкин В.Л., к.э.н.
Одобрена на заседании кафедры

«17» августа 2012 г.

Зам. зав. кафедрой О.Б. Хорева _______________


Рекомендована секцией УМС «Государственное

и муниципальное управление» «___»____________ 20 г

Председатель В.В. Киселева________________
Утверждена УС факультета государственного и

муниципального управления «___»_____________20 г.

Ученый секретарь Л.М. Симонова ___________



Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.62 "Менеджмент", обучающихся по специализации «Государственное и муниципальное управление».

Программа разработана в соответствии с:

проектом федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100 государственное и муниципальное управление (квалификация (степень) "бакалавр")

рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080200.62 "Менеджмент" (специализация «Государственное и муниципальное управление»), утвержденным в 2012 г.

Цели освоения дисциплины


Цель изучения дисциплины состоит в ориентировании студентов на приобретение фундаментальных знаний о закономерностях и особенностях социально-экономического развития регионов страны, на ознакомление с методическими основами и существующей практикой анализа региональных аспектов развития территории РФ, на овладение принципами и методами рациональной территориальной организации экономики в условиях конкретных регионов с целью применения их на практике, и в получении навыков аналитической работы в области исследования особенностей развития региона как самостоятельного субъекта и одновременно как составной части экономики страны в целом.
Задачи дисциплины:

- изучение теоретических основ науки, факторов и условий размещения производства, формирования экономических районов и их специализации, осознание роли региональных аспектов и факторов в социально-экономическом развитии;

- понимание места России в глобальном экономическом пространстве и специализации в международном разделении руда;

- понимание особенностей размещения отраслей хозяйственного комплекса страны и проблем развития регионов РФ в условиях осуществления экономических реформ;

- изучение трансформации территориальной организации производительных сил страны на региональном уровне под воздействием геополитических и геоэкономических факторов;

- освоение методов географического и регионального анализа для решения проблем развития регионов;

- понимание современных проблем регионального развития и региональной экономической политики и управления в России.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать:

- современные технологии государственного управления и методы принятия государственных решений;

- основы делового общения, принципы и методы организации деловых коммуникаций;

- особенности экономико-географического положения страны и ее регионов, отраслевой состав хозяйственного комплекса России, природно-ресурсный потенциал, особенности расселения населения и размещения природных ресурсов и хозяйственной деятельности,

- основные закономерности и региональные особенности размещения отраслей хозяйственного комплекса и тенденции его развития; территориальную организацию производственной деятельности и возможные ее изменения в условиях реформирования экономики;

- территориальные особенности взаимодействия между природой, населением и хозяйством РФ, современную эколого-экономическую ситуацию и тенденции ее изменения;

- основные показатели и методы экономико-географического и регионального анализа, источники получения необходимой информации.


  • Уметь:

- ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;

- анализировать территориальные диспропорции в размещении населения и хозяйства России, характеризовать внешние и внутренние факторы, их определяющие, объяснять причины происходящих изменений в территориальной организации хозяйственной деятельности;

- выявлять проблемные регионы с целью принятия управленческих решений по сглаживанию диспропорций в социально-экономическом развитии территорий РФ;

- характеризовать региональные аспекты эколого-экономической ситуации в РФ;

- использовать понятийный аппарат теорий и концепций регионалистики при подготовке проектов решений, аналитических записок, заключений по представленным материалам и статистическим данным;

- самостоятельно анализировать изменения в социально-экономическом развитии регионов РФ, применяя изученные методики;

- оценить возможности размещения тех или отраслей хозяйства и видов деятельности в районах разного типа и уровня развития в современных условиях, оценить возможности развития регионов РФ с учетом природно-климатических, демографических, ресурсных, экологических и других факторов;

- пользоваться разнообразными источниками информации и научной литературой (в т.ч. доступной через Интернет), картографическим и статистическим материалом, современными методами их обработки.


  • Владеть:

- навыками оценки экономических и социальных условий осуществления государственных программ;

- навыками поиска, обработки и анализа и восприятия информации, характеризующей региональные аспекты развития территории РФ, необходимой для подготовки и обоснования управленческих решений, постановке цели и выбора путей ее достижения;

- способностью к оценке социально значимых проблем и процессов, происходящих в стране, возможностью прогнозировать их развитие и управление ими в будущем;

– навыками анализа данных отечественной и зарубежной статистики и подготовки аналитических материалов, заключений по представленным материалам по вопросам социально-экономического развития общества на региональном уровне.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

ККод по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной.

ССК-1

усваивает лекционный материал,
читает обязательную и дополнительную литературу, участвует в работе на семинарских занятиях, привлекает несколько источников информации при подготовке домашнего задания

посещение лекций, подготовка к семинарским занятиям
и работа на них, написание эссе, выполнение домашних заданий (расчетных, картографических), ответы на тестовые задания

Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач.

ОСК-5

усваивает лекционный материал,
читает обязательную и дополнительную литературу, участвует в работе на семинарских занятиях, привлекает несколько источников информации при подготовке домашнего задания

посещение лекций, подготовка к семинарским занятиям
и работа на них, написание эссе, выполнение домашних заданий (расчетных, картографических), ответы на тестовые задания

Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества.

ССК-6

усваивает лекционный материал,
читает обязательную и дополнительную литературу, участвует в работе на семинарских занятиях, привлекает несколько источников информации при подготовке домашнего задания

посещение лекций, подготовка к семинарским занятиям
и работа на них, написание эссе, выполнение домашних заданий (расчетных, картографических).

Выполнение заданий на семинаре, работа в группе, выполнение домашнего задания.

Способен анализировать данные социальных, экономических, социологических исследований с использованием количественных и качественных методов.

ИИК-4

усваивает лекционный материал,
читает обязательную и дополнительную литературу, участвует в работе на семинарских занятиях, привлекает несколько источников информации при подготовке домашнего задания

посещение лекций, подготовка к семинарским занятиям
и работа на них, написание эссе, выполнение домашних заданий (расчетных, картографических).

Выполнение заданий на семинаре, работа в группе, выполнение домашнего задания.

Способен принимать участие в подготовке обобщающих аналитических материалов (докладов, отчётов, рекомендаций, записок и др.).

ИИК-6

усваивает лекционный материал,
читает обязательную и дополнительную литературу, участвует в работе на семинарских занятиях, привлекает несколько источников информации при подготовке домашнего задания

посещение лекций, подготовка к семинарским занятиям
и работа на них, написание эссе.

Способен работать с данными социально-экономической статистики для обоснования и принятия управленческих решений.

ПИК-8

усваивает лекционный материал,
читает обязательную и дополнительную литературу, участвует в работе на семинарских занятиях, привлекает несколько источников информации при подготовке домашнего задания

посещение лекций, подготовка к семинарским занятиям
и работа на них, написание эссе, выполнение домашних заданий (расчетных, картографических), участие в деловой игре

Способен организовать деятельность и эффективно участвовать в малой группе исполнителей.

ИИК-13

усваивает лекционный материал,
читает обязательную и дополнительную литературу, участвует в работе на семинарских занятиях,

посещение лекций, подготовка к семинарским занятиям
и работа на них, участие в деловой игре

Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе.

ССЛК –6

усваивает лекционный материал,
читает обязательную и дополнительную литературу, участвует в работе на семинарских занятиях, привлекает несколько источников информации при подготовке домашнего задания

посещение лекций, подготовка к семинарским занятиям и работа на них, написание эссе.


Место дисциплины в структуре образовательной программы


Регионалистика является национально-региональной компонентой блока общегуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Регионалистика - наука, изучающая закономерности и особенности развития регионов, территориальные аспекты взаимодействия между природой, населением и хозяйством, теоретически обобщающая выводы экономических и конкретных региональных наук, а также науки об управлении.

Наряду с микро- и макроэкономикой она является базовой во всей системе фундаментальной подготовки специалиста «Государственное и муниципальное управление», так как без знаний территориальных особенностей развития региона нельзя решать задачи в области управления, маркетинга, анализа хозяйственной деятельности и решения проблем регионального развития, заниматься коммерческими операциями, заключать экономические соглашения. Это наука посвящена изучению трансформации территориальной организации производительных сил страны на региональном уровне под воздействием геополитических и геоэкономических факторов.

Программа курса ориентирована на подготовку специалистов высокой квалификации, способных обеспечить использование современных методологий и методик в научных исследованиях об особенностях развития регионов в практической деятельности в области управления социально-экономическим развитием территории РФ, в работе экономических служб органов государственного, регионального и муниципального управления.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

Экономическая и социальная статистика

Экономика общественного сектора

История управления российским государством

Основы социально-экономической политики

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • способен учиться, приобретать новые знания, умения;

  • способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников;

  • владеет культурой мышления, способен к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

  • способен анализировать данные социальных, экономических, социологических исследований с использованием количественных и качественных методов, способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы;

  • умеет применять количественные и качественные методы анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды;

  • способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе;

  • способен принимать участие в подготовке обобщающих аналитических материалов (докладов, отчётов, рекомендаций, записок и др.).

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

Региональная Экономика

Управление человеческими ресурсами

Государственное управление инновационной деятельностью

Управление муниципальным экономическим развитием и территориальное планирование

Бюджетный федерализм (Fiscal Federalism)



следующая страница >>