microbik.ru
1 2 ... 4 5



Министерство экономического развития

Российской Федерации
Государственный университет – Высшая школа экономики
Факультет права
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Реформа публичной власти: правовые аспекты»
для специальности 030501.65- Юриспруденция

подготовки специалиста

Авторы программы: кандидат юридических наук,

профессор Е.К.Глушко,

доктор юридических наук, профессор

И. И. Овчинников
Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры

«Право» конституционного и

Председатель муниципального права

Зав. кафедрой

проф. М.А.Краснов

______________________ _________________________

«___»_____________2008 г. «22 » декабря 2008 г.

Утверждена УС

факультета права
Ученый секретарь

А.С.Шаталов
«28» апреля 2009 г.

Москва

2009

I. Пояснительная записка

Краткая аннотация

Предлагаемая студентам факультета права Государственного университета – Высшая школа экономики программа спецкурса «Реформа публичной власти: правовые аспекты» способствует обновлению и углублению теоретико-правовых знаний, полученных студентами при усвоении учебных дисциплин – «Конституционное право Российской Федерации», «Административное право», «Муниципальное право».

Изучение законодательства, определяющего основные цели, задачи и направления реформирования публичной власти, а также практики применения этого законодательства имеет важное значение для профессиональной подготовки юристов.

Спецкурс рассчитан на уяснение сущности и ожидаемых результатов преобразований в публично-правовой сфере. Особое внимание уделяется рассмотрению вопросов практической деятельности государственных и муниципальных органов по реализации требований нового федерального и регионального законодательства, поиску способов повышения эффективности публичного управления, улучшения качества оказания публичных услуг.


Учебные задачи спецкурса

В ходе занятий углубляются знания об организации современной публичной администрации, особенностях ее функционирования в Российской Федерации и зарубежных странах; приобретаются новые знания об основных направлениях, целях и задачах преобразований публичной администрации; изучаются теоретические, правовые и иные источники, отражающие сущность и проблемы реализации реформ; формируются практические навыки подготовки и экспертизы проектов нормативных правовых актов, отвечающих идеям и задачам реформ; вырабатываются навыки обобщения и анализа процессов, происходящих в сфере публичной власти, выявления теоретических, правовых и практических проблем функционирования публичной администрации и поиска путей их разрешения.

Формы проведения занятий

Программа спецкурса предполагает проведение лекционных и семинарских занятий, а также самостоятельную работу студентов по изучению законодательных и иных нормативных правовых актов, имеющихся по данной проблематике, научных исследований, статей, аналитических обзоров, специализированных изданий, периодической печати (рекомендуемая литература по темам спецкурса приведена в программе после каждой темы). Учебный материал следует изучать на основе сравнительно-правового анализа отечественного опыта и практики зарубежных стран.


При подготовке к лекции студенты должны предварительно ознакомиться с учебным материалом по данной теме и при конспектировании лекции акцентировать внимание на новых теоретических положениях, правовых и иных данных, не нашедших отражения в учебной литературе.

При подготовке к семинарским занятиям студентам необходимо изучить лекционный материал, законодательные и иные нормативные правовые акты по данной теме, решения Конституционного Суда Российской Федерации, комментарии федеральных законов, а также рекомендованную основную и дополнительную литературу.

Накопленные студентом знания по теме семинарского занятия могут быть отражены в форме доклада, проблемного сообщения, иного самостоятельного выступления, а также дополнения сообщений студентов, выступавших в ходе дискуссии по вопросам семинара.

Ожидаемый результат изучения спецкурса

В результате изучения спецкурса, студенты должны приобрести знания:

о нормативно-правовых основах публичной администрации и оценке эффективности ее деятельности;

о направлениях, целях и задачах, сильных и слабых сторонах реформ публичной власти;

о видах, ожидаемых результатах и проблемах реализации административных реформ;

о теоретических основах, демократической сущности и общецивилизационных ценностях местного самоуправления;

о правовом механизме ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, юридическими и физическими лицами и государством.

II. Тематический план



Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа










Лекции

Семинары и практические занятия




1.

Основы организации публичной администрации в России и зарубежных странах

6

2

-

4

2.

Понятие, цели и задачи административных реформ

10

2

2

6

3.

Оптимизация функций органов исполнительной власти и противодействие коррупции

10

4

-

6

4.

Административные процедуры и регламенты

10

2

2

6

5.

Государственные услуги: проблемы повышения качества и доступности

6

2

-

4

6

Ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства

12

2

2

8

7.

Современные проблемы организации и основные направления реформирования местного самоуправления

6

2

-

4

8.

Представительный орган муниципального образования: эволюция реформирования, проблемы совершенствования правового статуса.

10

2

2

6

9.

Глава муниципального образования в структуре органов местного самоуправления: проблемы оптимизации отношений

6

2

-

4

10.

Местная администрация: проблемы совершенствования организации и деятельности, современные критерии оценки эффективности работы

10

2

2

6

11.

Муниципальные правовые акты в механизме реализации власти местного самоуправления: организационно-правовые проблемы

6

2

-

4

12.

Органы местного самоуправления и население: актуальные проблемы оптимизации взаимодействия

8

2

2

4

13

Органы государственной власти и органы местного самоуправления: реформирование основ взаимодействия

8

2

-

6

Итого:

108


28


12

68


III. Базовый учебник

1. Козырин А.Н., Глушко Е.К., Штатина М.А. Публичная администрация и административные реформы в зарубежных странах: Учебное пособие. М., 2006.

2. Овчинников И.И., Писарев А.Н. Муниципальное право России: Учебник. М., 2007.

IV.Формы контроля

Студенты могут избрать одну из проблем, рассматриваемых в процессе изучения спецкурса, в качестве темы курсовой работы. Перечень рекомендуемых тем содержится в конце программы.

Итоговый контроль осуществляется в форме зачета по всем вопросам программы спецкурса «Реформа публичной власти: правовые аспекты».

При выставлении результирующей оценки (РО) учитывается:

-работа на практических занятиях (участие в обсуждении вопросов, решение задач, тестов);

- курсовая работа;

-оценка, полученная на зачете.

РО выводится по формуле средней взвешенной с учетом введенных весов и проставляется в зачетную книжку и ведомость.

Вес зачета в результирующей оценке – 0,6.

Вес работы на практических занятиях – 0,4.

Например, оценка за итоговый зачет – 8 баллов, оценка за работу на практических занятиях – 6 баллов, тогда результирующая оценка складывается следующим образом:

РО = 8*0,6+6*0,4 = 7,2. Полученное значение – 7,2 округляем по правилам округления чисел и получаем результирующую оценку – 7 баллов.

В зачетную книжку и ведомость проставляется результирующая оценка – «зачтено» (7).

Таблица соответствия оценок

по десятибалльной и пятибалльной системам


По десятибалльной

По пятибалльной

1 - неудовлетворительно / незачет

2 - очень плохо / незачет

3 - плохо / незачет

неудовлетворительно - 2 / незачет

4 - удовлетворительно / зачет

5 - весьма удовлетворительно / зачет

удовлетворительно - 3 / зачет

6 - хорошо / зачет

7 - очень хорошо / зачет

хорошо - 4 / зачет

8 - почти отлично / зачет

9 - отлично / зачет

10- блестяще / зачет

отлично - 5 / зачет


IV. Содержание программы

Раздел «А»


следующая страница >>