microbik.ru
1
КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС
программа дисциплины цикла СД по направлению

подготовки бакалавров 031700.62 «Изящные искусства»
Составитель старший преподаватель Шалдыбина Т.А.
Пояснительная записка
Введение

Цель курса – изучение произведений концертмейстерского репертуара (часть из них – в порядке ознакомления); освоение репертуарного базового списка, необходимого для концертмейстера; обучение студентов искусству аккомпанемента при опоре на специфические принципы ансамблевого исполнения, формирование творческого отношения к исполнению фортепианных партий, умения сотрудничать с солистом при создании художественного образа музыкального произведения.

Задачи курса – курс концертмейстерства является одним из разделов курса «Фортепиано». Курс призван сформировать основы профессиональных навыков работы с солистом на примере произведений разных стилей и жанров.

Требования к уровню освоения курса

Основная форма учебных занятий – лабораторные занятия.

В концертмейстерском классе студент должен изучить:

по разделу вокального аккомпанемента – 16 романсов, песен и оперных арий из обязательных списков без иллюстратора, не менее восьми любых вокальных произведений, исполненных с иллюстратором на сцене;

по разделу инструментального аккомпанемента – одну пьесу или часть инструментального концерта.

Для достижения полного ансамбля при работе с солистом у студента следует вырабатывать: осознание общего исполнительского плана солиста; умение слышать партию солиста в мельчайших деталях (для этого требуется самостоятельная проработка студентом не только аккомпанемента, но и партии солиста путем проигрывания ее на фортепиано); умение разнообразить звучание фортепиано в соответствии с различными штрихами и другими приемами игры солиста; умение соразмерить звучность аккомпанемента с тембром, силой звука, техническими возможностями инструмента и исполнительскими данными солиста.

При работе над инструментальным концертом учитывается специфика оркестрового исполнения: большая ритмическая строгость, тембральное звучание различных оркестровых инструментов, особенности снятия звука на паузах.

Самостоятельная работа студентов по освоению материала состоит в выполнении домашних заданий по каждой теме.

Контроль знаний студентов предполагает итоговый экзамен по окончании курса в конце VII семестра, включающий концертную программу из любых восьми вокальных произведений. Репертуарные требования должны соответствовать порядку прохождения музыкального материала в классе.

Семестр

Лабораторные занятия, ч

Самостоятельная работа, ч

Всего, ч

Форма отчетности, ч

VII

72

108

180

Экзамен

Всего, ч

72

108

180






II. Тематический план учебной дисциплины

Наименование тем

Практические занятия, ч

Самостоятельная работа, ч

Всего,

ч

1 Зарубежная музыка

14

21

35

2. Русская музыка

16

24

40

3. Камерная вокальная музыка

14

21

35

4. Арии и отрывки из опер, кантат, ораторий

14

21

35

5. Произведения для транспонирования

14

21

35

Всего, ч

72

108

180


Программа курса
Методические рекомендации

В концертмейстерском классе, как и в классе фортепиано, должен прорабатываться весь комплекс исполнительских задач. Но при этом нужно учитывать, что партия пианиста не является самодовлеющей, а подчиняется законам ансамблевого исполнения и вместе с тем служит гармонической и ритмической опорой солисту, создает общее движение, сохраняет его живой пульс, способствуя раскрытию содержания музыкального произведения. Творческое состояние, артистический подъем, настроение солиста, точность интерпретации во многом зависят от концертмейстера.

Особенностью аккомпанемента является подчинение фортепианной партии сольной, исполнение ее в определенных звуковых градациях, которые создают условия для полного выявления всех исполнительских возможностей солиста. Следовательно, звучание фортепианной партии, тембр, сила, педализация, динамика и агогика должны быть средствами воплощения исполнительского плана, проработанного вместе с солистом.

Необходимо также тщательное изучение студентом-пианистом вокальной партии и литературного текста. Это поможет ему правильно осознать произведение в целом, придаст гибкость и свободу ориентировки в ансамбле, а также поможет понять тонкости, связанные со спецификой вокального исполнения.

При работе над произведениями студент получает сведения о классификации певческих голосов, их тесситуре и диапазоне, подвижности, выразительности, о значении дыхания и цезур, о дикции. При разучивании вокальных партий с певцами пианист, играя аккомпанемент, должен следить за интонацией и ритмической четкостью вокальной партии, правильностью и четкостью произношения текста, расстановкой дыхания, точностью воспроизведения нотного текста вокалистом и за выполнением всех авторских указаний. Пианист и певец вместе выстраивают фразировку, разбирают содержание произведения, находят музыкальный образ и средства выразительности для его воплощения и как итог – создают ансамбль. (Следует подчеркнуть, что при возникновении спорных ситуаций, связанных с выяснением содержания литературного текста, в литературно-музыкальном синтезе академического вокального произведения определяющая роль принадлежит музыке.)

Студентам также следует развивать умение подготовить программу за короткий срок с минимальным количеством репетиций.

Работая с клавиром, студент учится облегчать или дополнять фортепианное переложение на основе ознакомления с партитурой, максимально приближая нотный текст к оригиналу.

Возможно согласование изучаемых в классе произведений с репертуаром и программами вокального класса и создание творческих ансамблей со студентами-певцами.

Наряду с углубленным изучением отдельных произведений, следует уделить внимание выработке у студентов навыков чтения с листа и транспонирования. При чтении с листа требуются непрерывность, цельность исполнения в отличие от процесса разбора музыкального произведения, при котором возможны остановки и повторения текста. Поэтому студент должен научиться быстро определять основные элементы музыкального материала и точно воспроизводить их, правильно ориентируясь в нотном тексте, чувствуя и сохраняя в процессе исполнения живую музыкально-смысловую нить произведения и его метроритмическую пульсацию.

При чтении с листа темпы должны, по возможности, соответствовать указанным в тексте, другие авторские указания следует выполнять как можно точнее. При этом допускается упрощение нотного текста, не искажающее музыкальное содержание произведения. По мере развития навыков чтения с листа подобные упрощения сводятся к минимуму. Обучать студентов чтению с листа и транспонированию следует на музыкальных произведениях, более легких по изложению, чем изучаемые студентом в классе по специальности. Транспонирование вокальных произведений осуществляется на полутон и тон вверх и вниз.

Программа концертмейстерского класса делится на два раздела.

1. Вокальный аккомпанемент и оперно-концертмейстерская работа. Здесь изучаются романсы и песни для голоса с фортепиано и оперные произведения (по клавиру).

2. Инструментальный аккомпанемент. Здесь изучается литература для струнных и духовых инструментов с сопровождением фортепиано (или с оркестром в переложении для фортепиано).

Задачи первого раздела: приобретение опыта концертмейстерской работы по разучиванию с вокалистами оперной и камерной музыки в классе; овладение навыками чтения с листа и транспонирования.

Задачи второго раздела: получение студентом практических навыков инструментального аккомпанемента и умение аккомпанировать с листа; приобретение опыта разучивания с инструменталистами концертного репертуара.
Экзаменационные требования

В VII семестре студенты должны сдать по четыре произведения зарубежной и русской музыки из двух обязательных списков вокального репертуара. Студент сам выбирает произведения из рекомендованных – по одному в каждой теме; желательно выучить два любых произведения с пением под собственный аккомпанемент. Из выделенных в списке произведений повышенной сложности студент выбирает два: арию и романс.

Инструментальное произведение также может войти в программу экзамена и исполняться на сцене с иллюстратором вместо части вокальной программы или заменить ее полностью (в зависимости от объема исполняемого произведения).

В программу экзамена входит также коллоквиум по оперному и камерному репертуару, проводимый с целью выявить уровень теоретических знаний студентов. На коллоквиуме оценивается знание студентом: классификации голосов, вокальной терминологии и особенностей нотной записи; содержания опер, арии или сцены из которых изучаются в классе; действующих лиц и голосов, которые их исполняют; стилевых особенностей исполнения пройденных романсов и песен, авторов их поэтических текстов; биографий композиторов, произведения которых изучаются.
Тема 1. Зарубежная музыка

(Примерный репертуар)

И.С. Бах. «Магнификат»: ария сопрано № 2. «Страсти по Матфею»: ария альта № 47. Месса си минор: «Agnus Dei».

Ж. Бизе. Опера «Кармен»: куплеты Эскамильо, Сегидилья, ария Микаэлы, ария Хозе.

И. Брамс. «Ода Сафо». «Как сирень расцветает». «Глубже все моя дремота». «Не обращай свой взор». «В зеленых ивах».

Р. Вагнер. Опера «Лоэнгрин»: рассказ Эльзы о сне. Опера «Тангейзер»: романс Вольфрама. Опера «Тристан и Изольда»: смерть Изольды.

Дж. Верди. Опера «Риголетто»: 1-я и 2-я арии Джильды, ария Риголетто («Куртизаны…»). Опера «Травиата»: 1-я ария Виолетты, ария Жермона. Опера «Аида»: 1-я ария (сцена) Аиды, 2-я ария (романс) Аиды, ария (романс) Радамеса.

Э. Григ. «Люблю тебя». «С водяной лилией». «Сердце поэта».

Ш. Гуно. Опера «Фауст»: куплеты Мефистофеля, ария Маргариты («с жемчугом»).

К.Дебюсси. «Чудесный вечер», «Лунный свет», «Фантоши».

Ф. Лист. «Как дух Лауры», «Лорелея», «Радость и горе».

В.А. Моцарт. Опера «Свадьба Фигаро»: 1-я и 2-я арии Фигаро, 1-я и 2-я арии Керубино, ария Графини. Опера «Дон Жуан»: ария Дон Жуана. Опера «Волшебная флейта»: 2-я ария Царицы ночи.

Ф. Пуленк. «Моей гитаре». «Скрипка». «Дороги любви».

Дж. Пуччини. Опера «Мадам Баттерфлай»: ария Баттерфлай («В ясный день желанный…»). Опера «Богема»: ария Мими («Зовут меня Мими…»), вальс Мюзеты. Опера «Тоска»: 1-я и 2-я арии Тоски, 2-я ария Каварадосси.

Д. Россини. Опера «Севильский цирюльник»: каватина Фигаро, каватина Розины, ария Дона Базилио.

К. Сен-Санс. Опера «Самсон и Далила»: 2-я и 3-я арии Далилы.

Г.Форе. «Колыбели».

Ф. Шуберт. Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха»: «Куда?», «Любимый цвет», «Мельник и ручей». Вокальный цикл «Зимний путь»: «Оцепенение», «Липа», «Весенний сон», «Ворон». Баркарола. «Блаженство. «Приют». «Форель». «Ты мой покой». «Серенада». «Гретхен за прялкой». «Лесной царь».

Р. Шуман. Вокальный цикл «Любовь поэта»: два номера на выбор. «Посвящение». «Орешник».

Э. Шоссон. «Время сирени».

Р. Штраус. «Посвящение». «Серенада». «Завтра». «Цецилии». «Ночь». «День поминовения усопших».
Тема 2. Русская музыка

(Примерный репертуар)

А. Бородин. Опера «Князь Игорь»: ария князя Игоря, песня Галицкого, ария Кончака.

М. Глинка. «Ночной зефир». «К цитре». «Попутная песня». «Адель». «Я помню чудное мгновенье». «Песня Маргариты». «Ночной смотр». «В крови горит огонь желанья». Опера «Жизнь за царя»: каватина и рондо Антониды, ария Вани («Бедный конь в поле пал…»). Опера «Руслан и Людмила»: рондо Фарлафа, каватина Людмилы.

А. Даргомыжский. «Титулярный советник». «Ночной зефир». «Старый капрал». Опера «Русалка»: ария Мельника.

М. Мусоргский. Опера «Борис Годунов»: монолог Бориса, песня Варлаама, рассказ Пимена. Опера «Хованщина»: сцена гадания Марфы.

С. Прокофьев. Опера «Война и мир»: 1-я и 2-я арии князя Андрея, ария Наташи, ария Кутузова. Вокальный цикл «Пять стихотворений Ахматовой». «Болтунья». «Кудесник». Обработки русских народных песен: «Зеленая рощица», «Снежки белые», «Катеринушка».

С. Рахманинов. Опера «Алеко»: каватина Алеко. «Весенние воды». «Не пой, красавица». «Ночь печальна». «Они отвечали» «Как мне больно». «Сирень». «Отрывок из Мюссе». «Я жду тебя», «Она как полдень хороша», «Вокализ».

Н. Римский-Корсаков. «Редеет облаков летучая гряда». «Звонче жаворонка пенье» «Горними тихо…». «Нимфа» «Когда волнуется желтеющая нива». Опера «Царская невеста»: 1-я ария Марфы, 2-я ария Марфы, ария Любаши. Опера «Снегурочка»: ария Снегурочки («С подружками…»), сцена таяния Снегурочки, каватина Берендея, 3-я песня Леля. Опера «Сказка о царе Салтане»: ария Царевны-Лебедь. Опера «Садко»: песня Варяжского гостя, колыбельная Волховы.

Г. Свиридов. «Роняет лес багряный свой убор». «Зимняя дорога». «Подъезжая под Ижоры».

П. Чайковский. «Я ли в поле да не травушка была». «Благословляю вас, леса» «День ли царит». «Серенада Дон Жуана». «Нет, только тот, кто знал». «Растворил я окно». «Хотел бы в единое слово». «Ночи безумные». «Колыбельная». «Кабы знала я, кабы ведала». «Уноси моё сердце». «Скажи, о чем в тени ветвей». Опера «Евгений Онегин»: ариозо Ленского, сцена письма Татьяны, ария Ленского, ария Онегина. Опера «Пиковая дама»: ария Лизы («О, слушай, ночь…»), сцена и ариозо Лизы («Уж полночь близится…»), баллада Томского, ария Германа («Что наша жизнь – игра»). Опера «Черевички»: ария Кумы. Опера «Иоланта»: ария Роберта, ария Иоланты.

Д. Шостакович. Опера «Катерина Измайлова»: 1-я и 2-я арии Катерины. Песни на стихи английских поэтов. Вокальный цикл «Испанские песни».

Одновременно со сдачей произведений из этих двух списков можно провести проверку овладения студентами навыками чтения с листа и транспонирования музыкальных произведений.

Тема 3. Камерная вокальная музыка

(Примерный репертуар)

М. Балакирев. «Я любила его». «Из-под таинственной, холодной полумаски». «Песни Селима». «Пустыня». «Сон». «Грузинская песня» («Не пой, красавица»). «Введи меня, о ночь, тайком». «Приди ко мне». «Испанская песня».

С. Барбер. «Маргаритки», «Под ивой».

Л. Бетховен. «Под камнем могильным». Цикл «К далекой возлюбленной». «Аделаида». «Круг цветочный». «Песни Миньоны». «Песня о блохе». «Ирландская застольная».

А. Бородин. «Для берегов Отчизны дальней». «Спесь». «Спящая княжна». «Морская царевна». «Фальшивая нота». «Песни темного леса». «Море». «Отравой полны мои песни».

И. Брамс. «Ода Сафо». «Как сирень расцветает». «Верное сердце». «Звучит нежней свирели». «Былая любовь». «Одиночество». «Напрасная серенада». «Глубже всё моя дремота». «Тоска по милой». «Уныние». «Воскресное утро». «Радость жизни». «Тебя забыть навеки». «Не обращай свой взор». «В зелёных ивах».

Б. Бриттен. Народные песни (обработки). Цикл «Очарование колыбельных».

Р. Вагнер. Пять песен на слова М. Везендонк.

А. Власов. «К фонтану Бахчисарайского дворца».

Г. Вольф. «Итальянские песни». «Песни Мёрике»: «Одиночество», «Садовник», «В дороге», «Ночная песня», «Покинутая девушка».

В. Гаврилин. «Немецкая тетрадь», «Русская тетрадь».

М. Глинка. «Ночной зефир». Цикл «Прощание с Петербургом». «Не называй её небесной». «Ночной смотр». «Баркарола». «Я помню чудное мгновенье». «К ней». «Рыцарский романс». «Песня Маргариты». «Финский залив». «Адель». «Заздравный кубок». «К цитре».

Р. Глиэр. Концерт для голоса с оркестром.

Э. Григ. «Весенний дождь». «Сон». «Розы». «Осенью». «Пляска козлят». «В лесу». «Сердце поэта». «В челне». «Видение». «В вечерний час». «За добрый совет». «С водяной лилией».

А. Даргомыжский. «Песня рыбки». «На раздолье небес». «Титулярный советник». «Червяк». «Болеро». «Ночной зефир». «Свадьба». «Влюблён я, дева-красота». «Старый капрал».

А. Дворжак. «Сокол». «Колыбельная». «Из цыганских песен».

К. Дебюсси. «Мандолина». «Чудесный вечер». «Любимый сын весны». «Колокола». «Деревьев тени во мгле реки». «Зелень». «Фантоши». «Прекрасней соборов». «Лунный свет». «Рождественская песнь детей, оставшихся без крова».

Л. Делиб. «Болеро».

М. Ипполитов-Иванов. Цикл «Пять японских стихотворений».

Д. Кабалевский. Десять сонетов Шекспира, «Семь веселых песен», «Серенада красавицы» из музыки к спектаклю «Дон Кихот».

Ф. Лист. «Смертельной полны отравы». «Ты луч возьми у солнца». «Три цыгана». «Мальчик-рыбак». «Ты как цветок».

Г. Малер. Цикл «Песни странствующего подмастерья». Цикл «Песни об умерших детях». «Рейнская легенда». «Когда звучал прощальный рог». «Воспоминание».

Н. Метнер. «Лишь розы увядают». «Мечтателю». «Эхо». «Я Вас любил». «Цветок засохший». «Испанский романс». «Полдень». «Бессонница». «Что ты клонишь над водами». «Шепот, робкое дыхание». «Ночь».

В. Моцарт. Песни.

М. Мусоргский. «Забытый». «Колыбельная Ерёмушки». «По грибы». «По-над долом». «Гопак». «Песня о блохе». «Семинарист». Цикл «Детская». Цикл «Песни и пляски смерти». Цикл «Без солнца».

Н. Мясковский. «Наяда». «Очарованье красоты в тебе». «Бывало, отрок звонким криком». «Казачья колыбельная». «Нет, не тебя так пылко я люблю». «Солнце». «К портрету». «Русый ветер». «Подсолнух». «У родника». «Мне кажется порой».

С. Прокофьев. Цикл на стихи А. Ахматовой. «Гадкий утенок». «Болтунья». «Кудесник». «В твою светлицу».

Ф. Пуленк. «Моей гитаре». «Романтическая песня». «Сельская песня». «Грустная песня». «Весёлая песня».

М. Равель. «Об Анне, играющей на клавесине». «Об Анне, бросившей в меня снегом». «Николетта». «Сверчок». «Пять греческих песен».

С. Рахманинов. «Весенние воды». «Не пой, красавица, при мне». «Ночь печальна». «Они отвечали». «У моего окна». «В молчанье ночи тайной». «Отрывок из Мюссе». «Я жду тебя». «Эти летние ночи». «Я опять одинок». «Ветер перелетный». «Она, как полдень хороша». «Всё отнял у меня». «Вокализ». «На смерть чижика». «Мелодия». Романсы соч. 38.

Н. Римский-Корсаков. «Дробится и плещет». «Заклинание». «Посмотри в свой вертоград». «В царство розы и вина». «Цветок засохший». «Ненастный день потух». «Анчар». «Красавица». «Порок».

Дж. Россини. «Тарантелла».

А. Рубинштейн. «Ночь». «Баллада». «Клубится волною».

Г. Свиридов. Цикл «У меня отец-крестьянин». Цикл на слова Р. Бёрнса. Песни из музыки к драме В. Гюго «Рюи Блаз»: «Серенада», «Поцелуй». «Роняет лес багряный свой убор». «Зимняя дорога». «Подъезжая под Ижоры».

Я. Сибелиус. «Прогулка».

И. Стравинский. «Весна монастырская». «Росянка».

С. Танеев. «Люди спят». «Бьется сердце беспокойное». «Зимний путь». «Сталактиты». «Фонтаны». «Маска». «Менуэт». «В дымке-невидимке». «Пусть отзвучит». «Не ветер, вея с высоты». «Свет восходящих звезд».

М. Таривердиев. Цикл на слова В. Маяковского. Цикл на слова М. Цветаевой.

М. де Фалья. Семь испанских народных песен. «Сад мой». «Дочери Ирана».

А. Хачатурян. Романс Нины из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад».

П. Чайковский. «Забыть так скоро». «В эту лунную ночь». «День ли царит». «Слеза дрожит». «Песня цыганки». «Нам звезды кроткие сияли». «То было раннею весной». «Я Вам не нравлюсь». «Ночь» («Отчего я люблю тебя»). «Мы сидели с тобой». «Корольки».

Ю. Шапорин. Цикл на слова А. Блока «Далекая юность». «Приближается звук». «В мае». «Заклинание». «Испанская песня». «Осенний праздник».

В. Шебалин. «Я здесь, Инезилья». «Адели». «В твою светлицу». «Пора, мой друг».

Ф. Шопен. «Литовская песня». «Воин». Мазурка («Гей, шинкарка»).

Э. Шоссон. «Время сирени». «Колибри».

Д. Шостакович. Цикл песен на слова Е. Долматовского. Песни на стихи английских поэтов. Вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии». Цикл на слова Микеланджело.

Р. Штраус. «Серенада». «День поминовения усопших». «Ночь».

Ф. Шуберт. Цикл «Прекрасная мельничиха». Цикл «Зимний путь». «Утренняя серенада». «Баркарола». «Песня Маргариты». «Форель». «Лесной царь». «Песня рыбака». «Смех и слезы». «Приют». «Весной». «Скиталец».

Р. Шуман. Цикл «Любовь поэта». Цикл «Любовь и жизнь женщины». Цикл «Мирты». «Два гренадера». «Весенняя ночь». «Лунная ночь». «Контрабандист».

Обработки русских народных песен

С. Прокофьев. «Зеленая рощица». «Катеринушка». «Сон». «Чернец». «Дунюшка». «Снежки белы».

Н. Раков. «Цвели, цвели цветочки».

Тема 4. Арии и отрывки из опер, кантат, ораторий

(Примерный репертуар)

И.С. Бах. Кантата № 21: ария «Слезы, стоны». Кантата № 106: «В твою десницу». Месса си минор: «Agnus Dei». «Кофейная кантата» № 211: ария Лизетты. Кантата «Феб и Пан», ария Момуса.

Л. Бетховен. Опера «Фиделио»: песня Рокко, ария Леоноры; музыка к трагедии Гёте «Эгмонт»: две песни Клерхен.

Ж. Бизе. Опера «Кармен»: цыганская песня, Сегидилья и сцена, ария Хозе, куплеты Эскамильо сцена гадания, ария Микаэлы, заключительная сцена. Опера «Искатели жемчуга»: ария Лейлы, ария Надира.

А. Бородин. Опера «Князь Игорь»: ария князя Игоря, песня Владимира Галицкого, речитатив и каватина Владимира, ария Кончака, ариозо Ярославны из I акта, сцена Ярославны с Владимиром Галицким.

Б. Бриттен. Опера «Питер Граймс» (одна из арий).

Р. Вагнер. Опера «Лоэнгрин»: сон Эльзы. Опера «Летучий голландец»: ария Сенты. Опера «Трангейзер»: романс и ария Вольфрама. Опера «Тристан и Изольда»: смерть Изольды.

Дж. Верди. Опера «Риголетто»: баллада и песенка Герцога, ария Джильды, ария Риголетто, квартет. Опера «Травиата»: первая ария Виолетты, сцена Виолетты и Жермона из II акта. Опера «Дон Карлос»: ария короля Филиппа, ария Эболи. Опера «Аида»: две арии Аиды, ария Радамеса, сцена Аиды и Радамеса. Опера «Отелло»: сцена Дездемоны и Эмилии, песня об Иве, ария Дездемоны, дуэт Дездемоны и Отелло из I действия. Опера «Сила судьбы»: две арии Леоноры. Опера «Бал-маскарад»: ария Ренато. Опера «Трубадур»: ария Леоноры, ария Манрико, ария Азучены, ария графа ди-Луна.

Й. Гайдн. Оратория «Времена года»: песня пахаря.

Г. Гендель. Оратория «Самсон»: речитатив и ария Миха, ария Самсона «Мрак, вечный мрак».

М. Глинка. Опера «Жизнь за царя»: каватина и рондо Антониды, ария Вани «Бедный конь», ария Сусанина. Опера «Руслан и Людмила»: ария Руслана, рондо Фарлафа, каватина Людмилы.

Ш. Гуно. Опера «Фауст»: куплеты и серенада Мефистофеля, каватина Фауста, каватина Валентина (уметь играть в общепринятых тональностях, ми-бемоль мажор, ре мажор), куплеты Зибеля (уметь играть в общепринятых тональностях, си-бемоль мажор, до мажор), сцена и ария Маргариты, сцена в саду, сцена в темнице, сцена Фауста и Мефистофеля из пролога. Опера «Ромео и Джульетта»: вальс Джульетты.

А. Даргомыжский. Опера «Русалка»: ария Мельника, каватина Князя. Опера «Каменный гость»: две песни Лауры.

Л. Делиб. Опера «Лакмэ»: ария Лакмэ (с колокольчиками), стансы Нилаканты.

Р. Леонкавалло. Опера «Паяцы»: пролог (ария Тонио), ариозо Канио, баллада Недды, серенада Арлекина, сцена Недды и Тонио, дуэт Сильвио и Недды.

П. Масканьи. Опера «Сельская честь»: ария Сантуцци.

Ж. Массне. Опера «Манон»: ария Манон, ариозо де Грие. Опера «Вертер»: ария Вертера («О, не буди меня»), письма Шарлоты.

Б. Марчелло. Кантата «Любовный пламень»: ария «Пламя сжигает».

С. Монюшко. Опера «Галька»: ария Гальки, думка Иотека.

В.А. Моцарт. Опера «Свадьба Фигаро»: две арии Фигаро, две арии Керубино, ария Графини, 1-я сцена Сюзанны и Фигаро из I акта. Опера «Дон Жуан»: две арии Лепорелло, дуэт Дон Жуана и Церлины. Опера «Волшебная флейта»: ария Царицы Ночи. Опера «Похищение из сераля»: ария Блонды.

М. Мусоргский. Опера «Борис Годунов»: монолог Бориса, песня Варлаама, рассказ Пимена, сцена Марины и Самозванца, сцена в корчме, сцена в келье, сцена смерти Бориса. Опера «Хованщина»: сцена гадания Марфы, песня Марфы. Опера «Сорочинская ярмарка»: думка Параси, песня Хиври.

С. Прокофьев. Опера «Война и мир»: сцена князя Андрея, Наташи и Сони из I картины, вальс Элен (4-я картина), ария Кутузова, ария Наташи. Кантата «Александр Невский»: «Мертвое поле».

Дж. Пуччини. Опера «Мадам Баттерфлай»: две арии Баттерфлай, сцена Баттерфлай и Сузуки. Опера «Богема»: вальс Мюзетты, Сцена Мими и Рудольфа из I действия, сцена из III действия (квартет Мими, Рудольфа, Марселя и Мюзетты). Опера «Манон Леско»: ария Манон. Опера «Тоска»: две арии Тоски, ария Каварадосси.

М. Равель. Опера «Испанский час»: ария Концепции.

С. Рахманинов. Опера «Алеко»: сцена и песня Земфиры, каватина Алеко, рассказ Старика, романс Молодого цыгана.

Н. Римский-Корсаков. Опера «Царская невеста»: две арии Марфы, ария Собакина, рассказ Домны Сабуровой, речитатив и ария Грязного, ария Лыкова (вставная), сцена Любаши и Грязного (начиная с терцета), сцена Любаши и Бомелия. Опера «Снегурочка»: ария Снегурочки («С подружками»), ариозо Снегурочки («Великий царь»), 3-я песня Леля, каватина царя Берендея, сцена Снегурочки с Мизгирём, начало I действия до ариэтты Снегурочки («Как больно»). Опера «Сказка о царе Салтане»: пролог, ария Царевны-Лебедь. Опера «Садко»: песня Индийского гостя, песня Варяжского гостя, ария Любавы, колыбельная Волховы, ария Садко из I действия.

Дж. Россини. Опера «Севильский цирюльник»: серенада Альмавивы, каватина Фигаро, каватина Розины, ария Базилио, ария Бартоло, дуэт Альмавивы и Фигаро из I действия, сцена и дуэт Розины и Фигаро из II действия, трио и финал из III действия.

А. Рубинштейн. Опера «Демон»: две арии Демона («На воздушном океане», «Скажи мне, вольный сын эфира»). Опера «Нерон»: Эпиталама.

К. Сен-Санс. Опера «Самсон и Далила»: три арии Далилы.

С. Танеев. Опера «Орестея»: речитатив и арии Клитемнестры.

А. Тома. Опера «Миньона»: песня Миньоны.

П. Чайковский. Опера «Евгений Онегин»: сцена в саду (I действие), ария Ольги, ариозо Ленского, сцена и письма, сцена и ария Ленского (дуэль), ариозо Онегина из 6-й картины, ария Гремина, заключительная сцена. Опера «Иоланта»: ариозо Иоланты, ариозо Роберта, ария короля Рене, сцена Иоланты и Водемона. Опера «Мазепа»: ариозо Мазепы, сцена Марии и Мазепы. Опера «Черевички»: сцена Беса и Солохи, сцена с мешками, ария Оксаны, песня Вакулы. Опера «Орлеанская дева»: ария Иоанны. Опера «Пиковая дама»: сцена в комнате Лизы, сцена в спальне Графини, ария Елецкого, 2-я ария Лизы (у Канавки), песня и баллада Томского, две арии Германа, сцена Лизы и Германа (у Канавки), сцена пасторали «Искренность пастушки».

Д. Шостакович. Опера «Катерина Измайлова»: две арии Катерины.

Тема 5. Произведения для транспонирования

(Примерный репертуар)

Вокальная музыка. Камерная обработка народных песен

М. Балакирев. «Утес».

Л. Бетховен. «Новая любовь». «Новая жизнь».

И. Брамс. «Песня девушки» (сербская). «Ода Сафо». «Кузнец».

А. Варламов. «Белеет парус одинокий».

М. Глинка. «В крови горит». «Бедный певец».

Э. Григ. «Принцесса». «Избушка». «Первая встреча». «Лебедь».

Ш. Гуно. Опера «Фауст»: ария Зибеля.

А. Гурилёв. «Сердце-игрушка».

А. Даргомыжский. «Шестнадцать лет». «Мне грустно». «Не скажу никому». «И скучно, и грустно».

Ц. Кюи. «Царскосельская статуя».

В.А. Моцарт. «Старушка».

С. Прокофьев. «Растет страна».

С. Рахманинов. «Островок». «Сирень». «О нет, молю». «Здесь хорошо».

Н. Римский-Корсаков. «О чем в тиши ночей». «На холмах Грузии». «Не ветер, вея». «Октава»

Г. Свиридов. «Роняет лес багряный свой убор».

П. Чайковский. «Страшная минута». «Разочарование». «Снова, как прежде, один». «Средь шумного бала».

Ф. Шопен. «Желание». «Литовская песня».

Ф. Шуберт «Доброй ночи». «Любимый цвет». «Благодарность ручью». «Мельник и ручей». «Утренний привет». «К музыке». «Смерть и девушка».

Р. Шуман «Мне снится». «Чуть только песню слышу». «Лотос».

Инструментальная музыка

Произведения для скрипки

Крупная форма

И.С. Бах. Концерт ми мажор, Концерт ля минор.

Л. Бетховен. Концерт.

Ж. Бизе П. Сарасате. Фантазия на темы оперы «Кармен».

Й. Брамс. Концерт ре мажор.

М. Вайнберг. «Молдавская рапсодия».

Г. Венявский. Фантазия на темы оперы «Фауст».

А. Вивальди. Концерт для двух скрипок.

Г.Ф. Гендель. Сонаты.

А. Глазунов. Концерт.

Д. Кабалевский. Концерт.

Э. Лало. Испанская симфония.

Ф. Мендельсон. Концерт ми минор.

В.А. Моцарт. Концерт № 3 соль мажор. Концерт № 5 ля мажор. Концерт № 7 ре мажор.

Н. Паганини. Концерт ре мажор. Концерт си минор.

С. Прокофьев. Концерт № 1. Концерт № 2.

Н. Римский-Корсаков – Е. Цимбалист. Фантазия «Золотой петушок».

К. Сен-Санс. Концерт № 3.

Я. Сибелиус. Концерт.

Д. Тартини. Соната соль минор. «Дьявольские трели».

А. Хачатурян. Концерт.

Т. Хренников. Концерт.

П. Чайковский. Концерт.

Э. Шоссон. Поэма.

Д. Шостакович. Концерт.

Пьесы

Б. Барток. «Румынские танцы».

И.С. Бах. Ария. «Сицилиана».

Ф.Э. Бах. Граве.

Л. Бетховен. Романс фа мажор. Романс соль мажор.

Й. Брамс. «Венгерские танцы».

Г. Венявский. «Легенда». Полонез ре мажор. Скерцо-тарантелла. Этюд ля минор.

Г. Гендель Пасскалья.

А. Глазунов. Размышление, адажио и антракт из балета «Раймонда».

Р. Глиэр. Романс из балета «Красный цветок».

Г. Глюк. «Мелодия».

Ф. Госсек. «Гавот» (ред. В. Бурмейстера).

А. Дворжак. «Славянские танцы».

К. Дебюсси. «Девушка с волосами цвета льна». «В лодке». «Лунный свет» (в обр. Д. Цыганова).

Д. Кабалевский. «Импровизация».

Ф. Крейслер. Вальсы: «Радость любви». «Муки любви». «Китайский тамбурин».

Н. Паганини. «Вечное движение». «Пляска ведьм».

С. Прокофьев Три пьесы из балета «Ромео и Джульетта»: «Монтекки и Капулетти», «Танец Антильских девушек», «Маски».

С. Прокофьев М. Фихтенгольц. Пять пьес из балета «Золушка»: Вальс, Гавот, Паспье, «Фея зимы», Мазурка.

М. Равель. Пьеса в форме хабанеры. «Цыганская рапсодия».

С. Рахманинов. «Романс».

П. Сарасате. «Испанские танцы». «Цыганские напевы». «Интродукция и тарантелла».

К. Сен-Санс. Рондо-каприччиозо. «Хаванез».

Б. Сметана. «Моя Родина».

И. Стравинский. «Русская песня». «Русский танец».

М. де Фалья. «Испанский танец». «Танец огня».

А. Хачатурян. «Песня-поэма». «Танец».

П. Чайковский. «Сентиментальный вальс». «Песня без слов». «Юмореска». «Русская пляска».

Д. Шостакович. Три фантастических танца.

Д. Шостакович Д. Цыганов. Четыре прелюдии. Десять прелюдий.

Произведения для виолончели

Крупная форма

Л. Боккерини. Концерт. Шесть сонат.

Ж. Бреваль. Соната.

Ж. Валентини. Соната.

Й. Гайдн. Концерт до мажор. Концерт ре мажор.

А. Дворжак. Концерт си минор.

Д. Кабалевский. Концерт.

С. Прокофьев. Симфония-концерт. «Концертино».

К. Сен-Санс. Концерт ля минор.

А. Хачатурян. Концерт.

П. Чайковский. Вариации на тему рококо.

Пьесы

А. Арутюнян. «Экспромт».

А. Глазунов. «Песня менестреля».

Ф. Крейслер. «Венский каприс». «Гитана».

Н. Раков. «Поэма».

Д. Поппер. «Тарантелла».

С. Прокофьев. Балет «Золушка»: адажио. Балет «Каменный цветок»: вальс.

П. Чайковский. Ноктюрн (в обр. А. Брандукова). «Пеццо каприччиозо».

Д. Шостакович. Адажио.

Литература

  1. Алексеев А. История фортепианного искусства. Ч. 1, 2. М., 1988.

  2. Корто А. О фортепианном искусстве. М., 2005.

  3. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1964.

  4. Натансон В. Прошлое русского пианизма. Очерки и материалы. М., 1960.