microbik.ru
1
Министерство внутренней и информационной политики

Ростовской области

Ассоциация «Живая природа степи»

РРОО "Центр содействия экологическим инициативам «Экомост»

Государственное учреждение культуры Ростовской области

«Донская государственная публичная библиотека» (г. Ростов-на-Дону)

Комплексная обучающая программа

для выездных экологических школ и научно-исследовательских экспедиций на природных территориях Ростовской области

на 2012-2013г.г.


Ответственный исполнитель:

Ассоциация «Живая природа степи»

Ростов-на-Дону

2012

ПАСПОРТ

Комплексной обучающей программы

для выездных экологических школ и научно-исследовательских экспедиций на природных территориях Ростовской области

на 2012-2013г.г.


Основные показатели программы

Сроки

Данные по реализации программы

Ответственный исполнитель

Программы

-

Ассоциация «Живая природа степи»

Соисполнители

-



Донская государственная публичная библиотека; РРОО «Центр содействия экологическим инициативам «Экомост»;

ГК ДОНГИС (в части установки программного обеспечения); РРДМОО «Содружество детей и молодежи Дона».

Партнеры




Институт устойчивого развития Общественной палаты РФ;

Общественная экологическая организация «Центр экологической политики и культуры» (г. Москва);

Комиссия по формированию здорового образа жизни, физической культуре и спорту, туризму, экологии Общественной палаты Ростовской области;

Государственный Биосферный заповедник «Ростовский»;

ООО «Газпром межрегионгаз г. Ростов-на-Дону»;

ОАО «Ростовоблгаз».

Подпрограммы

-

Подпрограмма «Научное обеспечение экологического туризма и экологического образования»;

Подпрограмма «Информационные технологии для развития эколого-туристской деятельности в Ростовской области»;

Подпрограмма «Участие институтов гражданского общества в реализации программы».

Правовые основания программы

-

Федеральная программа «Развитие внутреннего туризма в Российской федерации» (2011-2016г.г.);

Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы»;


Федеральная Программа поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) 2011-2015г.г.

Цели комплексной обучающей программы

-

Повышение эффективности экологического образования и формирование экологической культуры населения методами экотуристкой и социально значимой добровольческой деятельности на природных территориях Ростовской области.

Задачи

-

Овладение формами и методами гражданского участия в улучшении экотуристкого потенциала Ростовской области.

Информационное обеспечение процесса гражданского экологического образования социально активных групп населения

Этапы и сроки реализации


Июнь- август

2012г.

Сентябрь- декабрь 2012г.

Январь - август 2013г.

Июль-август

2013г.

1 этап. Разработка научно-методических материалов для проведения обучающих семинаров.

2 этап. Организация и проведение 10 обучающих семинаров на базе Донской государственной публичной библиотеки.

3 этап применение на практике полученных знаний, организация тематических выездных школ для участников обучающих семинаров.

Ожидаемые результаты реализации комплексной обучающей программы




Создание сети целевых добровольческих групп в районных и муниципальных образованиях Ростовской области, действующих по единой научно-методической программе

Перечень основных мероприятий программы




1 этап







Создание пакета методических материалов для участников программы:

для педагогов образовательных учреждений,

для учащихся общеобразовательных учреждений, для самодеятельных туристов




Июль- август 2012

Презентация Комплексной программы на мероприятиях партнеров:




21 июля

2012г.

День экологии в оздоровительном лагере «Дон» для профильной смены «Прорыв поколения» (РРДМОО «Содружество детей и молодежи Дона»)



16 августа 2012г.

Слет юных экологов Ростовской области (Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области)




7 сентября 2012г.

Открытие осеннего сезона Малой академии туризма юга России в Донской публичной библиотеке







2 этап




Сентябрь

Создание на базе Донской публичной библиотеки добровольческого экологического Центра «За здоровую окружающую среду», оборудование компьютерного класса геоинформационной системой «ARC GIS» - многофункциональная геоинформационная система для визуализации, управления, создания и анализа географических данных.





10 октября с 11- 15.00

Презентация пакета методических материалов для выездных экологических школ и научно-исследовательских экспедиций учащихся на природных территориях Ростовской области.

Семинар для группы «ООПТ» (Особ.охр.прир.тер.)




21 октября с 11-15.00

Семинар для группы «Лес»




18 ноября с 11-15.00

Семинар для группы «Экотуризм»




16 декабря с 11-15.00

Семинар для группы «Общественный экологический контроль»




20 января с 11-15.00

Семинар для группы «ТБО»




17 февраля с 11-15.00

Семинар для группы «Зеленое строительство»




17 марта с 11-15.00

Семинар для группы «Малые реки»




21 апреля с 11-15.00

Семинар для группы «Эколагерь»




20 мая с 11-15.00

Семинар для группы «Берег»




15 июня с 11до 15.00

Семинар «Марш парков»







3 этап




Июль-август

Практические занятия на природных территориях РО


1. Общая характеристика Комплексной обучающей программы

для выездных экологических школ и научно-исследовательских экспедиций на природных территориях Ростовской области"

на 2012-2013г.г.
Комплексная обучающая программа для выездных экологических школ и научно-исследовательских экспедиций на природных территориях Ростовской области на 2012-2013г.г. разработана в рамках проекта «Организация взаимодействия институтов гражданского общества для развития экологического туризма и образования в Ростовской области» в соответствии с договором № 50 от 19.06.12. о предоставлении бюджетной субсидии на реализацию социально-значимой программы, заключенного с Министерством внутренней и информационной политики Ростовской области.

Разрушение природных экосистем, уменьшение биоразнообразия природных ландшафтов и негативная трансформация рекреационных территорий - процессы деградации окружающей среды тесно связанные с социально-экономическими и политическими проблемами российского общества.

Недостаточность муниципальных бюджетов, малоразвитость независимых институтов гражданского общества в муниципальных образованиях, недоверие населения к существующим формам управления социальными и экологическими проблемами - основные причины того, что процесс формирования гражданского общества и включение его в решение проблем рационального природопользования и охраны природной среды практически отсутствует или формализован.

Одна из причин активного развития этих процессов - низкий уровень гражданско-правовой грамотности населения в вопросах участия и продвижения экологических инициатив на местном уровне.

Потребительское отношение к среде обитания во время отдыха, характерное для большей части населения сегодня, приводит к усугублению ситуации. Особенно остро это отношение к природе проявляется во время активного туристского сезона.

Поэтому, назрела острая необходимость в формировании институтов гражданского общества на местах, образованных по инициативе «снизу» и независимо от участия в этом процессе властных структур. Поддержка активных, деятельных граждан, изучение их инициатив по защите окружающей среды, организация обучения формам и методам продвижения гражданских экологических инициатив и сотрудничества со всеми секторами Российского общества должны изменить ситуацию.

Таким образом, создание добровольческих экологических центров, основная цель которых организация участия населения в создании более комфортной и более здоровой окружающей природной среды на своих территориях, актуально и необходимо.

Добровольческие центры - это общественные структуры, которые представляют собой неформальные инициативные объединения неравнодушных и ответственных граждан России, способные видеть перспективы и возможности развития своих территорий, понимать сложившуюся социально-экологическую ситуацию и мотивировать население на участие в сохранении среды обитания, природы.

Комплексная обучающая программа определяет цели, задачи и направления развития экологического образования и просвещения различных целевых групп населения Ростовской области методами экологического туризма и добровольческой деятельности. В Программе представлена система обучающих семинаров, которые должны сформировать сеть добровольческих структур, содействующих развитию экотуристской деятельности, основанной на принципах охраны и восстановления природных ресурсов Ростовской области.
1.1. Общая характеристика состояния природных территорий в Ростовской области
Естественное биоразнообразие в природе выполняет средообразующую, продукционную, информационную и духовно-эстетическую функции. Специфика охраны природного биоразнообразия заключается в том, что она может быть решена только путем сохранения их естественных местообитаний, и, прежде всего, в системе особо охраняемых природных территорий (ООПТ). В этом отношении система памятников природы регионального значения играет существенную роль. В Ростовской области, где практически все земли используются для хозяйственной деятельности, и естественное биоразнообразие претерпело сильнейшую деградацию (ряд степных видов исчезло, многие стоят на грани этого), в настоящее время система ООПТ развита крайне недостаточно. Отметим, что несмотря на то, что соблюдение охранного режима в большинстве из существующих памятников природы номинально, это позволяет в критических случаях обеспечить охрану того или иного комплекса видов или ценных сообществ. В первую очередь, речь идет об угрозе их уничтожения при разного рода строительных работах, добыче полезных ископаемых, распашках и т.п.

Областная система ООПТ, включая памятники природы, с момента своего формирования в 60-е – 80-е годы ХХ века страдает неравномерностью географического размещения, неполным охватом синтаксономического разнообразия естественной растительности (причем, в первую очередь, зональной степной растительности), низкой репрезентативностью с точки зрения охраны редких и исчезающих видов растений, грибов и животных, занесенных в федеральную и областную Красные книги. Её модернизация, отраженная в постановлении Администрации Ростовской области от 19.110.2006 г. № 418 «О памятниках природы Ростовской области», заключалась в сокращении числа памятников природы с 92 до 69 на основании утраты ими природоохранного значения из-за существенной антропогенной нарушенности. При этом названные выше «дефекты» только усилились.

Очевидно, что формирование научно обоснованной системы ООПТ Ростовской области (заповедников, природных заказников и др.), включая и систему памятников природы, способной максимально обеспечить сохранение биоразнообразия и внести весомый вклад в поддержание экологического баланса территории – задача, решение которой требует скорейших усилий как ученых и экологических общественных организаций и движений, так и уполномоченных органов власти.

Некоторые аспекты проблемы формирования областной системы памятников природы стоят особенно остро. Так, до настоящего времени недостаточна система памятников природы на российской территории Донецкого кряжа, в отличие от украинской, где только в Донецкой области действуют 1 заповедник, 1 национальный парк, 32 заказника, 38 памятников природы и 13 заповедных урочищ.

В последние годы при финансируемых Ростоблкомприродой мероприятиях по ведению Красной книги Ростовской области, предусматривающих разработку рекомендаций по улучшению среды обитания, поддержанию и восстановлению численности популяций краснокнижных видов растений, грибов и животных, были подготовлены научные обоснования для организации 18 новых памятников природы в 11 районах – Белокалитвенском (1), Дубовском (3), Заветинском (1), Зерноградском (1), Каменском (3), Константиновском (2), Красносулинском (3), Октябрьском (1), Морозовском (1), Ремонтненском (1), Усть-Донецком (1).

Важнейшими направлениями исследовательской и практической деятельности по охране биоразнообразия Ростовской области являются:

– создание экологической сети (системы ООПТ и связывающих их экологических коридоров), включающей заповедники, заказники, природные парки и другие ООПТ и ОПТ (охраняемые природные территории);

– полная инвентаризация состава растений и животных территорий действующих ООПТ и, прежде всего, памятников природы с оценкой состояния популяций краснокнижных видов, их мониторингом;

– существенное увеличение числа памятников природы, их создание во всех районах области (в настоящее время памятники природы отсутствуют в 20 из 43 районов области);

– мониторинг и экологический контроль ООПТ, включая памятники природы, способствующий своевременному выявлению нарушений охранного режима, предотвращению утраты ими естественного биоразнообразия;

– экологическое образование и просвещение широких слоев населения, формирование у него и, прежде всего, у молодежи экологической культуры.
2. Приоритеты государственной политики в сфере охраны природы, экологического образования, экологического туризма и поддержки добровольческой деятельности
Практика развития рыночной экономики и последние кризисные явления как в России, так и в мире показала, что обеспечение реализации экологических приоритетов оказывается едва ли не главной задачей государства и гражданского общества. Если снятие административных барьеров и контроля со стороны гражданского общества и способствует получению прибыли и быстрому росту экономики, то обеспечение бескризисного устойчивого развития невозможно без их вмешательства. А озабоченность госструктур решением насущных задач, особенно в условиях кризиса, определяет роль гражданского общества и экспертного сообщества, в лице институтов общественной политики, в обеспечении решения долгосрочных задач, связанных с реализацией этих приоритетов.

Важность проблем экологической безопасности и качества жизни в экологическом измерении, в принципе, принимается всеми. Однако на фоне решения жизненно важных задач социально-экономического развития страны эти вопросы оказались за чертой политических приоритетов, что обусловило негласную, но вполне определенную недооценку значимости этих вопросов в обществе.

Обеспечение дальнейшего развития страны по пути гармонизации интересов развития экономики и требований экологической безопасности предполагает целенаправленную работу по формированию экологической культуры населения.
•• Экологическая культура рассматривается как неотъемлемая часть общей культуры, определяющая возможность благополучного развития человека, общества и государства.

•• Успех формирования экологической культуры определяется уровнем общей культуры, включая духовность и этические принципы.

•• Развитие экологической культуры включает формирование мировоззрения и навыков экологически правильного поведения.

•• Формирование экологической культуры тесно связано с развитием гражданского общества и нацелено на консолидацию всех сил общества в решении экологических проблем на основе общности интереса в обеспечении благоприятной окружающей среды.

Приоритетные направления и механизмы реализации
Пропаганда экологической культуры и этики

•• Включение экологического приоритета в политику, идеологию страны. Отражение экологического приоритета в стратегии и планах социально-экономического развития, учет экологического фактора в программах и проектах.

•• Разработка и пропаганда Национального образа экологического поведения.

•• Определение экологии в качестве важного направления национально-патриотической работы.

•• Обеспечение социальной рекламы экологически грамотного поведения.

Развитие эффективной национальной системы экологического просвещения населения

•• Развитие эколого-просветительской деятельности по линии министерств и ведомств, связанных с использованием природных ресурсов, образованием и культурой, наукой, а также региональных администраций и муниципальных образований.

••Развитие эколого-просветительской деятельности на базе особо охраняемых природных территорий, библиотек, музеев и других учреждений культуры и науки.

••Организация информационной поддержки формированию экологической культуры населения со стороны средств массовой информации.

••Использование мирового опыта по экологизации хозяйственной деятельности и формированию экологической культуры у населения применительно к нашим условиям.

••Организация национальной системы экологического образования.

••Включение в государственные образовательные стандарты основ экологических знаний.

••Включение экологических вопросов в систему профессиональной аттестации, особенно управленческих кадров.

•• Поддержка программ дополнительного экологического образования.

Формирование экологической культуры и развитие гражданского общества

••Поддержка экологической активности населения как приоритетного направления деятельности гражданского общества.

••Поддержка экологических НПО, широкого общественного и, в особенности, молодежного движения за экологию и культуру.

••Поддержка инициатив бизнеса по экологической ответственности.

Управление, координация и финансирование

••Реализацией Стратегии экологического образования и воспитания экологической культуры населения для устойчивого развития занимаются Министерство природных ресурсов РФ, Министерство образования РФ, Министерство культуры РФ.

В регионах эта работа осуществляется соответствующими министерствами/департаментами, а также органами самоуправления. К этой работе активно привлекаются неправительственные организации.

••Для оказания информационной, методической и организационной поддержки специалистам и населению создаются информационно-методические центры по формированию экологической культуры. Такие центры создаются на федеральном, региональном и муниципальном уровнях на базе учреждений образования, науки и культуры.

•• Реализация Стратегии осуществляется за счет бюджетных средств и благотворительных программ.

Несомненно, приоритетными являются задачи сохранения существующих и создания новых особо охраняемых природных территорий, совершенствования их правового режима и социально-экономических условий функционирования. Смежной с этим задачей является правовое регулирование экологического туризма, развитие которого активно начинается в отсутствие адекватной правовой основы. Постоянно актуальной остаётся тема сохранения, восстановления и рационального использования биоразнообразия.

ОДОБРЕНА

распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 30 июля 2009 г. N 1054-р

Концепция деятельности и добровольчества в Российской Федерации

Благотворительная деятельность некоммерческих организаций, бизнеса и физических лиц, а также добровольческая активность граждан являются важнейшими факторами социального развития общества в таких сферах, как образование, наука, культура, искусство, здравоохранение, охрана окружающей среды и ряд других.

Содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности (волонтерства) в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р, отнесены к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики (далее Концепция).

Благотворительная и добровольческая деятельность является сферой, дающей простор созидательной инициативе и социальному творчеству широких слоев населения, вносящей важный вклад в достижение целей социальной политики страны и повышение качества жизни граждан.
В последние годы наблюдается устойчивый рост числа граждан и организаций, участвующих в благотворительной и добровольческой деятельности, а также расширяются масштабы реализуемых благотворительных программ и проектов. Важным шагом в развитии благотворительной деятельности стало формирование законодательства Российской Федерации о целевом капитале некоммерческих организаций.

В результате можно констатировать что:

  • добровольческое движение в Российской Федерации интенсивно развивается;

  • у добровольческого движения существуют значительные резервы в среде школьников, учащейся молодежи, учителей, воспитателей, преподавателей;

  • в некоммерческом секторе активно используется добровольческий труд, в среднем на каждого штатного сотрудника приходится около 7 добровольцев;

  • студенты, рабочие и служащие составляют больше половины всех добровольцев, работающих в некоммерческих организациях.

3. Цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей Комплексной обучающей программы для выездных экологических школ и научно-исследовательских экспедиций на природных территориях Ростовской области на 2012-2013г.г. (далее Комплексная программа)

3.1 Цели и задачи реализации Комплексной программы

Цели:

1. Содействие улучшению экологической ситуации в экосистемах РО и, прежде всего, в системе ООПТ в ближайшие годы;

2. Формирование гражданской позиции молодежи в отношении сохранения и восстановления природных ресурсов своей местности путем вовлечения в конкретную деятельность по экологическим программам;

3. Рост экологической грамотности и дееспособности активного населения области.
Задачи:

-Создание пакета методических материалов для участников программы: для педагогов образовательных учреждений, для учащихся общеобразовательных учреждений, для самодеятельных туристов;

-вовлечение учащихся общеобразовательных учреждений (и других экотуристов) в добровольческую экологически значимую деятельность;

- организация обучения лидеров добровольческого экологического движения;

- организация экспедиций на территорию ПП (памятников природы) (в ООПТ и на другие территории с ценными комплексами биоразнообразия, геологическими и другими достопримечательностями РО) для проведения конкретных мероприятий.

3.2 Показатели достижения целей и решения задач
Комплексной программы

Показатели реализации программы оцениваются на трех уровнях:

1) показатели роста гражданской активности населения в сфере принятия экологически значимых решений;

2) показатели эффективного взаимодействия всех институтов гражданского общества при решении экологически значимых проблем;

3) показатели улучшения экологической комфортности природных территорий.
Эти показатели предназначены для оценки наиболее существенных результатов реализации Комплексной обучающей программы и включенных в нее подпрограмм.

К показателям роста гражданской активности населения в сфере принятия экологически значимых решений отнесены:

- Индекс активности учащихся и педагогов образовательных учреждений (соотношение участвующих в презентационных мероприятиях к количеству участников в семинарах);

- Индекс активности участия членов молодежных организаций в Программе (соотношение молодежных организаций получивших приглашение к участию в презентационных мероприятиях и обучающих семинарах, к количеству слушателей на обучающих семинарах);

- Индекс административной поддержки (соотношение общего количества участников обучающих семинаров к количеству получивших поддержку Администраций территорий);

- Индекс предпринимательской активности (соотношение количества направленных приглашений к участию в обучающей программе количеству принявших приглашение).

К показателям эффективного взаимодействия всех институтов гражданского общества при решении экологически значимых проблем относятся:

- Индекс участия представителей различных секторов гражданского общества в Программе (соотношение количества направленных приглашений к участию в программе количеству принявших приглашение);

- Индекс эффективности организационных затрат на подготовку комплексной программы (Соотношение времени, затраченного на подготовку обучающей программы к количеству принявших участие в ней);

- Индекс эффективности материальных затрат (соотношение материальных и финансовых ресурсов, затраченных на подготовку программы к количеству участников обучающей программы).

К показателям улучшения экологической комфортности природных территорий относятся:

увеличение биоразнообразия;

улучшение качественных характеристик (отсутствие болезней, повреждений и др. признаков здоровья (может состояния?) биогеоценоза)
4. Основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы
реализации Комплексной программы

1 этап. Разработка научно-методических материалов для проведения обучающих семинаров.
Создан пакета методических материалов для участников программы: для педагогов образовательных учреждений, для учащихся общеобразовательных учреждений, для самодеятельных туристов (сентябрь 2012);

Презентована Комплексная программа на мероприятиях партнеров (июль-сентябрь):

День экологии в оздоровительном лагере «Дон» для профильной смены «Прорыв поколения» (РРДМОО «Содружество детей и молодежи Дона»);

Слет юных экологов Ростовской области (Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области);

Открытие осеннего сезона Малой академии туризма юга России в Донской публичной библиотеке.
2 этап. Создание Центра и проведение обучающих семинаров.
Создан добровольческий экологический Центр «За здоровую окружающую среду» (на базе Донской публичной библиотеки), компьютерный класс которого оборудован геоинформационной системой «ARC GIS» (многофункциональная геоинформационная система для визуализации, управления, создания и анализа географических данных).
Организация и проведение 10 обучающих семинаров на базе Донской государственной публичной библиотеки.
Презентация пакета методических материалов для выездных экологических школ и научно-исследовательских экспедиций учащихся на природных территориях Ростовской области. Семинар для группы «ООПТ» (Особ.охр.прир.тер.) (5 октября 2012).

Семинар для группы «Лес» (октябрь 2012).

Семинар для группы «Экотуризм» (ноябрь 2012).

Семинар для группы «Общественный экологический контроль» (декабрь 2012).

Семинар для группы «ТБО» (январь 2012).

Семинар для группы «Зеленое строительство» (февраль).

Семинар для группы «Малые реки» (март).

Семинар для группы «Эколагерь» (апрель).

Семинар для группы «Берег», (май).

Семинар «Марш парков» (июнь).
3 этап Применение знаний.
Применение на практике полученных знаний, организация тематических выездных школ для участников обучающих семинаров (июль-август).
Основные ожидаемые конечные результаты обучающей программы - формирование специальных групп общественного экологического контроля за экологической ситуацией на территории памятников природы, берегах рек и в районах Ростовской области и организация ежегодной областной экспедиции студентов и школьников.

5. Обобщенная характеристика основных мероприятий обучающей программы
5.1. Создание пакета научно-методических материалов:

  • Справочник – путеводитель для добровольцев и самодеятельных туристов;

  • Пособие для добровольческих отрядов экологического добровольческого центра «За здоровую окружающую среду».

Нормативно-правовая база:

    • участие РФ в Международных программах по защите и охране окружающей среды;

    • структура государственного управления природопользованием и природоохранной деятельностью в РФ, в РО;

    • структура государственного управления социальными процессами в РФ;

Научно-образовательная база:

Общий эколого-географический очерк. Природные территории на карте Ростовской области, карте России и карте Мира.

Территории Международного значения: проблемы, ресурсы, перспективы;

Территории федерального значения: проблемы, ресурсы, перспективы;

Территории регионального значения: проблемы, ресурсы, перспективы;

Территории местного значения: проблемы, ресурсы, перспективы.

Человеческий ресурс территорий

специалисты

управленцы

добровольцы

Инфраструктурный ресурс территорий

государственный сектор

негосударственный коммерческий сектор

негосударственный некоммерческий сектор

Методическая база:

  • Практическая деятельность учащихся по выявлению и наблюдению за объектами живой и неживой природы на природных территориях и в поселениях Ростовской области.

    • Практические занятия для педагогов образовательных учреждений «Особенности экологических туров».

    • Практические занятия для лидеров экологических организаций по вовлечению населения в природоохранную и экологически значимую деятельность.

    • Благотворительная деятельность в сфере охраны природы и природопользования.


5.2. Презентация Программы
программа будет представлена

  • на слете юных экологов Ростовской области;

  • на смене «Прорыв поколения» детского оздоровительного лагеря «Дон» (РРДМОО «Содружества детей и молодежи Дона»);

  • в Донской государственной публичной библиотеке;

  • на Фестивале науки Юга России;

  • на заседании Общественной палаты РО.


5.3. Семинары для активистов добровольческого экологического центра РО «За здоровую окружающую среду»
Октябрь. Семинар для группы «ООПТ», Семинар для группы «Лес»;

Ноябрь. Семинар для групп «Экотуризм»;

Декабрь. Семинар для организаторов общественно-экологического контроля;

Январь. Семинар для группы «ТБО»;

Февраль. Семинар «Зеленых строителей»;

Март. Семинар для группы «Малые реки»;

Апрель. Семинар для группы «Эколагерь»;

Май. Семинар для группы «Берег»;

Июнь. Семинар «Итоги Марша парков»;

Июль. Практикумы в лагерях.

Август. Практикумы в лагерях.

В соответствии с заявленной целью проекта «Организация взаимодействия институтов гражданского общества для развития экологического туризма и образования в Ростовской области» – «Вовлечение добровольческих ресурсов в процесс дополнительного экологического образования и просвещения в Ростовской области», Ассоциация «Живая природа степи», Донская Государственная публичная библиотека, ЮФУ (географический факультет), Общественная организация «Содружество детей и молодежи Дона» на базе Донской публичной библиотеки создали Добровольческий экологический Центр «За здоровую окружающую среду». Для оборудования компьютерного класса специальной программой ArcGIS - это многофункциональная геоинформационная система для визуализации, управления, создания и анализа географических данных, Ассоциация «Живая природа степи» выиграла грант американской компании ESRI. С помощью этой уникальной программы можно читать, импортировать и управлять более чем 70 различными форматами данных, включая данные экологических и краеведческих исследований, статистических служб, снимки, веб-сервисы, мультимедия и метаданные.

Кроме обучения работе с программой ArcGIS, в программы семинаров входит информация о государственных службах, занимающихся проектированием, эксплуатацией и контролем за ситуацией на объектах добровольческого участия, анализ качества информации, представленной в ИНТЕРНЕТЕ об этих объектах, опыт добровольческих объединений в других регионах России.

От каждого района на семинар приглашается представитель РРДМОО «Содружество детей и молодежи Дона», представитель от Молодежного правительства РО или Комитета по делам молодежи. В течение реализации Программы будет сформирован актив Добровольческого экологического движения «За здоровую окружающую среду». Рекомендуется так же направлять добровольцев-организаторов достигших 18 лет, и учащихся общеобразовательных учреждений достигших 14 лет.).

Директор

Ассоциации «Живая природа степи» В.И. Даньков
Соисполнители:
Директор Государственного учреждения

культуры Ростовской области

«Донская государственная

публичная библиотека»

(г. Ростов-на-Дону) Е.М. Колесникова
Директор

РРОО «Центр содействия экологическим

инициативам «Экомост» И.Ф. Черкашина


Председатель РРДМОО «Содружество детей

и молодежи Дона» Г.В. Соловьева