microbik.ru
1 2 ... 7 8


Министерство образования Российской Федерации

Новосибирский государственный университет
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

ФИЛОСОФИЯ
Программа

для магистрантов ГГФ, ФЕН

Новосибирск

2003

УДК

ББК

Программа предназначена для магистрантов ГГФ и ФЕН, включает в себя обзор содержания курса философии, темы семинарских занятий, вопросы к экзамену, библиографические списки и Приложение – статьи о предмете философии, о проблеме идеального, о специфике социальной философии.

Составитель:

д.филос.н., проф. Сычева Л.С.


© Новосибирский государственный

университет, ВСТАВИТЬ ГОД

Оглавление

Программа курса 3

I. Специфика философии ………………..…………………………….4

II. История философии………………………………………………5

Античная философия ………………………………………………….5

Философия Нового времени…………………………………………..6

Немецкая классическая философия…………………………………..8

Постклассическая философия………………………………………10

Русская философия XIX - XX вв… ……………………11

Современная западная философия……………………….13

III. Онтология. Теория познания. Философия науки…… …14

IV. Социальная философия………………………………… ..18

Семинарские занятия………………………………………… .20

Экзаменационные вопросы 30

Библиографический список……………………………………33

Приложения 37

Рассел Б. О философии 37

Ясперс К. Что такое философия? 39

Розов М. А. Философия и проблема свободы человека 41

Розов М. А. К методологии анализа феномена идеального 52

Кузнецова Н.И., Розов М.А. Сознание и проблема человека…… 59

Франк С. Л. Специфика социальной философии 70


ФИЛОСОФИЯ


I курс магистратуры, 1-2 семестр, 120 часов.

Программа курса




I. Специфика философии
Исходные основания человеческой жизни и деятельности как предел рационального обоснования человеком своих жизненных программ. Природа и специфика философских проблем. Неразрешимый характер философских проблем как фундаментальное открытие философии. Философия как служба обеспечения человеческой свободы. Онтология, гносеология, аксиология как разделы философии. Проблема предмета философии, его изменение в истории философии. Многообразие точек зрения на то, что такое философия. Основные вопросы философии и проблема их актуальности. Исторические формы философствования. Материализм, идеализм, дуализм; эмпиризм, рационализм, иррационализм; скептицизм; агностицизм. Философия как теоретическое ядро мировоззрения и как методология. Проблема возникновения философии. Философия, мифология, религия.
II. История философии.

Античная философия.

Космологизм ранней греческой философии, стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Решение проблемы единого и многого, отсутствие постановки основного вопроса о противопоставлении природы и духа. Проблема первоначала в милетской школе. Пифагор и пифагорейцы. Гераклит - учение о противоположностях и становлении, образно-метафорическая форма мышления.

Элеаты - Ксенофан, Парменид, Зенон. Появление гносеологических проблем об отношении знания к действительности. Проблема бытия и небытия. Противопоставление истины и мнения. Апории Зенона и их философский смысл.

Демокрит (460-370 до н.э.). Понятие атома и пустоты. Проблема детерминизма. Теория "истечений" как основа представлений о познании.

Платон (427-347 до н.э.). Теория "эйдосов-идей" в философии Платона. Познание как "припоминание". Платон о душе и ее бессмертии. Проблема отношения единичных вещей и общих понятий. Учение о государстве.

Аристотель (384-322 до н.э.) Критика теории идей Платона. Учение о материи и форме. Учение о возможном и действительном бытии. Четыре типа причин . Разработка учений о категориях; логики. Социальная философия Аристотеля.

Эллинистическая и римская философия. Преобладание этических проблем. Школы эллинистической философии: кинизм; эпикуреизм (принцип удовольствия; атомизм в эпикурейской физике, логике, этике); стоицизм (учение о причинности, необходимости и судьбе; этика); скептицизм (проповедь полного отказа от знания у Пиррона, что дает покой, свободу от сомнений, равнодушие к страстям).
Философия европейского средневековья.

Христианская догматика и философская мысль. Бог, человек и мир в христианской философии. Апологетика и патристика. Личность и учение А. Августина. Схоластика. Споры номиналистов и реалистов об универсалиях. Философский синтез Фомы Аквинского (1225-1274).
Философия Нового времени (XVII - XVIII вв.)

Своеобразие и фундаментальные основания классической новоевропейской философии: тесная связь с естествознанием; анализ и разработка проблем научного метода; механицизм; созерцательный характер гносеологии, особенно свойственный материалистам; представление о познании как об индивидуальном процессе, непонимание общественной природы познания; деизм; особая форма постановки основного вопроса философии ( отношение индивидуального сознания к природе); борьба эмпиризма и рационализма в познании; обоснование рационализма как нормы культуры; детальная разработка концепции прав и свобод человека, концепции гражданского общества.

Ф. Бэкон (1561-1626). Проект прагматического преобразования науки: "Знание - сила", тождество истины и пользы, знания и могущества. Критика предрассудков как идолов в познании. Разработка индуктивной методологии науки.

Р. Декарт (1596-1650). Рационализм и дуализм. Картезианское сомнение. Критика предрассудков, авторитетов и традиций. Непосредственная данность и преимущественная достоверность сознания. Проблема существования внешнего мира. Доказательства существования Бога. Бог как гарант существования мира и истинного знания. Учение о врожденных идеях. Ясность и отчетливость как критерий истины. Свобода воли и проблема источника заблуждений. Проблема и правила метода. Материя и движение в философии Декарта.

Рационалистическая метафизика в XVIIвеке. Б. Спиноза (1632-1677). Пантеизм. Бог, природа, субстанция. Атрибуты и модусы субстанции. Универсальный детерминизм Спинозы. Свобода как осознанная необходимость.

Г.Ф. Лейбниц (1646-1716). Простая субстанция как монада. Понятие предустановленной гармонии. Учение о возможных мирах. Закон достаточного основания. Критика эмпиризма Локка, локковской теории абстракции и новое обоснование рационализма.

Эволюция английского эмпиризма. Дж. Локк (1632-1704). Вопрос об источниках знания. Критика Локком концепции врожденных идей Декарта. Идея пассивности, беспредпосылочности мышления. Внутренний и внешний опыт. Простые и сложные идеи. Локковская теория абстракции. Учение о первичных и вторичных качествах. Социально-политические взгляды Локка. Концепция частной собственности как неотъемлемого свойства и права индивида. Законы государства как гарантия жизни, личной свободы и собственности.

Субъективный идеализм Дж. Беркли (1685-1753). Критика концепции первичных и вторичных качеств, понятий материи и пространства.

Д. Юм (1711-1776). Последовательно проведенный эмпиризм как основа скептицизма Юма. Учение о причинности. Скептицизм как логическое завершение представлений о беспредпосылочности познания, как "указание" на необходимость разработки новых моделей познания.

Европейское Просвещение. Фундаментальные характеристики просветительской мысли: опора на собственный разум и программа преобразования сознания. Французское Просвещение - наиболее радикальная и политизированная форма просветительской мысли. Материя как единственная реальность. Движение - источник всех свойств материи. Абсолютизация необходимости. Человек как изолированный индивид, невыявленность его социальной сущности. Требование освобождения от конфессиональных, национальных и сословных границ.
Немецкая классическая философия.

Немецкая классическая философия как завершение философской классики: идея активности познания; подходы к пониманию социальной природы познания; диалектика.

И. Кант (1724-1804). Коперниканский переворот в понимании природы и характера человеческого мышления. Идея активности мышления и принципа конструирования предмета опыта. "Вещь в себе" и явление в философии Канта. Априоризм. Пространство и время как априорные формы чувственного созерцания. Чувственность и рассудок. Система категорий чистого рассудка. Априоризма Канта как подход к пониманию социального характера познания индивида. Учение Канта о границах опыта и противоположности "вещей в себе" и "вещей для нас". Непознаваемость вещей в себе как следствие априоризма. Природа и свобода. Категорический императив Канта как закон практического разума.

Г. В. Ф. Гегель (1770-1831). Абсолютный идеализм Гегеля. Учение Гегеля об абсолютной идее как единстве субстанции и самосознания. Развитие абсолютной идеи по законам человеческого познания. Категории как этапы развития абсолютной идеи. Диалектический характер развития идеи. Диалектика Гегеля как универсальный метод познания мира. Триадичность развития: тезис - антитезис - синтезис, отрицательность как "пружина" всякого развития. Природа как отчуждение идеи, дух как снятие отчуждения в природе. Абсолютный идеализм Гегеля - преодоление представлений о познании как об индивидуальном процессе. Свобода как исходная и центральная категория социальной философии. Утверждение свободы как подлинной природы человека и общества. Гражданское общество и правовое государство.

Л. Фейербах (1804-1872). Антропологический материализм Фейербаха в противоположность механистическому материализму XVII века. Природа - не механизм, а организм. Человек как единство души и тела. Этика любви. "Я" и "Ты". Религия как отчуждение родовой сущности человека.

К. Маркс (1818-1883). Влияние философских идей Гегеля и Фейербаха на философию Маркса. Общественная практика как предметная деятельность и ее роль в познании. Общественная природа познания. Философская антропология Маркса. Человек как совокупность всех общественных отношений. Проблема отчуждения. Философия истории Маркса. История человечества как рационально постигаемый закономерный процесс. Учение об общественно-экономических формациях. Материалистическое понимание истории. Идея прогресса. Роль классов и классовой борьбы в развитии общества. Реформирование диалектики Гегеля. Философия и становление идеологии марксизма. Философия Маркса и ее значение для духовной культуры XIX - XX века.
Постклассическая философия XIX вв.

Позитивизм в XIX веке. Программа "позитивной" философии О. Конта. "Возврат" к эмпиризму Беркли и Юма. Философия и наука. Предмет философии. Классификация наук. "Закон трех стадий развития человеческого духа" Конта. Социология в системе наук. Г. Спенсер. Феноменалистская теория познания: Э. Мах, Р. Авенариус.

Иррационализм и философия жизни. А. Шопенгауэр. Мир как воля и представление. Метафизика морали. Пессимизм.

Философия Ф. Ницше (1844-1900). Эволюция воззрений Ницше, три периода его творчества. Критика рационализма и "культурнабожности". "Воля к власти" - плюралистическая онтология, психология, политика. "Вечное возвращение" как антитезис христианскому воскресению. Ницше о демократии, прогрессе, социализме и анархизме. "Последний человек" и "сверхчеловек". Ницше о "смерти Бога". Фальсификация наследия Ницше, современные интерпретации его философии. Философия Ницше в России.
Русская философия XIX - XX вв.

П.Я. Чаадаев (1794-1856). Судьба и творчество, европейские влияния. "Философические письма", историософия. Апология культурно-исторической роли христианства, запад и Россия. Чаадаев и славянофилы. Антропология: индивидуальный и всеобщий разум, "страшная сила" свободы, метафизика человека.

А.И. Герцен (1812-1870). Разработка диалектического метода. Преодоление объективного идеализма на почве реализма. Критика идеи разумности истории. "Русский социализм".

Славянофильство 30-50-х годов. Разработка славянофильской идеологии: А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков. Критика рационалистической культуры Запада и западной философии, рационализма и материализма. Философия истории: своеобразие исторических судеб России.

Философия русской радикальной демократии 50 - 60-х годов. Н.Г. Чернышевский. Материалистическая трактовка антропологического принципа в философии. Социалистическая теория и пути развития России. Народничество в России. М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский. Анархизм, субъективная социология, "герой" и "толпа".

В.С. Соловьев (1853-1900). Критика философии отвлеченных начал. Программа "цельного знания". Философия всеединства. Философия истории и моральная философия. Идеи "христианской политики" и "христианской культуры", теократическая утопия, проект воссоединения церквей. Основные принципы этики. Эстетические идеи. Единство Истины, Добра и Красоты. Судьбы России и русской культуры.

Н.Ф. Федоров (1828-1903). Религиозный космизм против детерминизма и хаоса, задача "спасения Вселенной". Религиозный и философский смысл учения об "имманентном воскрешении предков". Идеи Федорова и русский космизм XX века - Чижевский, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский.

Русская философия XX века. Философия всеединства. Основные идеи религиозной философии в трудах С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, С.Л. Франка. Религия как предпосылка объективного и субъективного мира. Софиология. Тождество знания и веры. "Всеединство" и "соборность".

Экзистенциально-религиозная философия. Н.А. Бердяев. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Идея свободы и персонализм. "Русская идея".
Современная западная философия.

Психоанализ и философия неофрейдизма. Фрейдизм как философское мировоззрение. З. Фрейд о философии истории и культуры. Аналитическая психология К. Юнга и коллективное бессознательное. Архетип и символ. Гуманистический психоанализ Э. Фромма.

Экзистенциальная философия. Социально-исторические и духовные истоки экзистенциализма. Уникальность человеческого бытия как философская проблема. Понятие экзистенции. Проблема подлинности и неподлинности человеческого существования. Свобода и экзистенция. Светский (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю) и религиозный (К. Ясперс) экзистенциализм. М. Хайдеггер и "преодоление" метафизики.

Философская герменевтика. М. Хайдеггер: герменевтика как феноменология человеческого бытия. Философская герменевтика Г. Гадамера.

Аналитическая философия. Становление и источники: Б. Рассел и Л. Витгенштейн. Логический атомизм. "Логико-философский трактат" Л. Витгенштейна. Логический позитивизм Венского кружка. Предмет и задачи философии в логическом эмпиризме. Критика метафизики; критерии демаркации научного и ненаучного знания. Проблемы верификации. Дискуссия о "протокольных предложениях". Физикализм и конвенционализм в учении о базисных суждениях. Отказ от первоначальной программы сведения всех научных знаний к эмпирическим основам. Лингвистическая философия. "Поздний" Витгенштейн о "семейных сходствах" и "языковых играх".
III. Онтология. Теория познания. Философия науки.

Материя как философская категория. Развитие представлений о материи в истории науки и философии. Материя и движение. Пространство и время. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Развитие представлений о движении, пространстве и времени в истории науки и философии. Взаимосвязь пространства и времени; связь пространства-времени с материей.

Сознание как философская категория. Трудности объективации феномена сознания. Проблема двух подходов к сознанию - научного и философского. Идеальное. Сознание и язык. Проблема бессознательного.

Познание как предмет философского анализа. Общественно-историческая практика как исходное отношение человека в миру. Практическая природа познания. Знание как механизм социальной памяти. Проблема предзаданности субъекту объекта познания. Включенность культуры в картину природы.

Знание как предмет гносеологического исследования. Знание как индивидуальный и социальный феномен. Методологические трудности анализа знания. Трудности объективации. Трудности категоризации. Проблема анализа структуры знания.. Проблема поиска социальной субстанции знания. Границы понимающего подхода к анализу знания.

Истина как характеристика знания. Философские традиции в понимании истины. Теория соответствия знания объекту (корреспондентная концепция истины), теория согласованности различных структур знания (когерентная концепция истины). Истина как полезность - прагматистское понимание истины. Критика скептицизма и агностицизма. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины. Истина и ценность. Понимание человеческого характера научной истины как одно из глобальных достижений современной культуры.

Наука как социокультурный феномен. Наука как система знания; как процесс получения нового знания и размещения его в социальной памяти; как социальный институт и как особая область и сторона культуры. Наука и ценности. Эстафетная модель науки. Наука как совокупность программ, определяющих деятельность ученых. Исследовательские программы, задающие способы получения знаний. Коллекторские программы как программы отбора, организации и систематизации знаний. Способы существования программ.

Эволюция подходов к анализу науки. Стандартная концепция науки и ее критика. Основные постулаты стандартной концепции науки: принцип единообразия природы; теоретическая нейтральность фактов; различие между законами на основе наблюдения и теоретическими законами.

Концепция развития научного знания К. Поппера. Критика верификационизма и доктрины «протокольных предложений». Концепция «трех миров». Реабилитация роли метафизики в научном познании, поиски личностного и социо-культурного исторического контекста познавательного процесса, стремление вскрыть механизмы развития науки, роста знания. Концепция "исследовательских программ" И. Лакатоса. Т. Кун о научных революциях. Парадигма и нормальная наука. Проблема несоизмеримости научных теорий. Методологический анархизм П. Фейерабенда. Учение о личностном знании М. Полани.

Структура и динамика научного познания. Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения.

Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта. Теоретическая нагруженность эмпирических высказываний. Взаимодействие научной картины мира и опыта.

Структуры теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Развертывание теории как процесс решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Математизация теоретического знания.

Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности. Наука как традиция. Типы и связи научных программ. Новации в науке (открытие новых методов и новых "миров"; появление новых теорий; новых методологических, метафорических программ; изменение контекста). Научные революции как перестройка оснований науки. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов рациональности.

Специфика современной, постнеклассической науки. Мировоззренческие и методологические итоги науки ХХ века: связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований; освоение самоорганизующихся "синергетических" систем; сближение идеалов естественно-научного и социально-гуманитарного познания; отказ от идеалов ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизирования науки; вероятностная революция в науке; бурный рост науковедческих и историко-научных исследований.

Наука как система с рефлексией. Роль рефлексии в развитии науки. Парадоксы рефлексии и проблема исследовательской позиции. Проблема предмета науки как проблема научной рефлексии. Рефлексивная симметрия и связи научных дисциплин.

Наука и ценности. Ценности как конечные основания выбора. Ценности внутри научные и вне научные. Истина как ценность. Идеалы научности и целевые установки в области фундаментальных и прикладных исследований. Этос науки. Гражданская ответственность ученых. Новые этические проблемы науки в конце ХХ столетия.

Современная наука как социальный институт. Институциональные ценности и нормы науки. Понятие научного сообщества. Исторические типы научных сообществ (республика ученых 17 века; научные сообщества эпохи дисциплинарно-организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки ХХ столетия). Научные школы. Наука и образование. Историческое развитие способов трансляции научных знаний. Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.



следующая страница >>