microbik.ru
1 2 3 4
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Рабочая программа
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по окружающему миру соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (ФКГОС) по окружающему миру и авторской программы под редакцией [Школа России] Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2009 год.

В соответствии с учебным планом школы на 2011-2012 учебный год рабочая программа рассчитана на 66 часов в год 2 часа в неделю.

Реализация учебной программы обеспечивается учебным пособием Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс : Учеб. Для общеобразоват. учрежд. В 2 ч. – 11-е изд. – М. : Просвещение. 2011. – 64 с.: ил. – (Школа России)

Цели и задачи учебного предмета (окружающий мир)


Цель:

изучение окружающего мира в начальной школе - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта взаимодействия-общения с людьми, обществом и природой.

Задачи:

- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

- формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве;

- воспитание экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;

- формирование потребности участвовать в созидательной деятельности по умелому преобразованию природы и общественной жизни;

- формирование ориентаций и установок на активную заботу о природе родного края и места жительства, с учетом реальных возможностей и приобретенных знаний.
Каждый раздел реализуется через комплексно-дидактическую цель.

Раздел 1 «Введение» формирует умения задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной детям форме ответы на них.

Раздел 2 «Что или кто?» формирует у детей представление об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах.

Раздел 3 «Как откуда и куда?» формирует представления о различных процессах и явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с деятельностью людей.

Раздел 4 «Где и когда?» развивает представления детей о пространстве и времени.

Раздел 5 «Почему и зачем?» обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определения целей и смысла той или иной человеческой деятельности.

В федеральном базисном учебном плане на изучение окружающего мира отводиться 2 часа в неделю, всего на изучение программного материала отводиться 66 часов. Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» 1 класса составлена по государственной программе с экологической направленностью А.А. Плешакова «Мир вокруг нас».

Разделы программы предусматривают различные формы организации учебных занятий: в классе, на природе, экскурсии, практические и творческие работы.

В 1 классе поводятся экскурсии при изучении раздела «Введение» - знакомство со школой; знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасного пути.

Практические работы проводятся на учебных занятиях по следующим темам:

Раздел «Что и кто?»

- знакомство с разнообразием камней;

- знакомство с комнатными растениями и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа-определителя;

- знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавание по листья;

- сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду, хвоинкам, шишкам);

- знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним;

- знакомство с глобусом.

Раздел «Как, откуда и куда?»

- сборка простейшей электрической цепи;

- изучение свойств снега и льда;

- отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями;

- изготовление простейшей кормушки для птиц.

Раздел «Почему и зачем?»

- простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.)

Для реализации рабочей программы на уроках используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и практические работы, работа с картой, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, обучение работе с консультантами).

Внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, модульное и дифференцированное обучение; различные методы обучения – частично-поисковые, исследовательские, проектной деятельности, практические, наглядные.

Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты; справочники, словари, мультимедийные презентации, гербарии, таблицы, карты.

Применение данных форм, средств и технологий обучения позволяют широко использовать моделирование: создание графических и динамических схем, которые помогают учащимся понять и формулировать правила и нормы экологически приемлемого поведения и хозяйствования, выполнять практические работы, несложные опыты, формировать общеучебные умения и навыки, осваивать способы деятельности, выполнять задания творческого характера.

В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:

- наблюдать объекты окружающего мира;

- работать с учебником, энциклопедиями;

- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;

- рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии;

- уметь работать в паре, группе, индивидуально;

- уметь оценить себя, товарища;

- формировать коммуникативные умения;

- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;

- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.
Сведения о планируемом уровне подготовки обучающихся
В результате изучения курса окружающий мир в 1 классе обучающиеся должны

Знать/понимать:

  • основные практико-ориентированные знания о человеке, природе и обществе, осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

  • экологическую и культурологическую грамотность и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.

Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Уметь:

  • различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;

  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;

  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

  • проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

  • использовать естественно - научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

  • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе

  • иллюстраций, атлас карт) для поиска необходимой информации;


Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом:


  1. Примерные программы начального общего образования. В 2ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения)

  2. Плешаков А.А.Окружающий мир. 1 класс. – Учебник для общеобразоват.учрежд. в 2 ч. М.: Просвещение, 2009.

  3. Плешаков А.А. Окружающиц мир.Рабочая тетрадь для 1 класса. – М.: Просвещение, 2009.

  4. Плешаков А.А. Тетрадь «Проверим себя» к учебнику для 1 класса. – М.: Просвещение, 2009.

  5. Плешаков А.А.От земли до неба. Атлас-определитель для начальной школы. – М.: Просвещение, 2007.

  6. Плешаков А.А.Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2007.

Печатные пособия

  1. Таблицы природоведческого содержания в соответствии с программой обучения

  2. Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

Натуральные объекты

  1. Коллекции полезных ископаемых

  2. Коллекции плодов и семян растений

  3. Гербарии культурных и дикорастущих растений

  4. Живые объекты (комнатные растения)

.
II. Содержание учебного материала


Раздел программы

Содержание ФКГОС

Кол-во часов

  1. Времена года

Осень. Осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь). Признаки осени (листопад, отлет перелетных птиц).

Зима. Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль). Признаки зимы (особенности зимней жизни птиц).

Лето. Летние месяцы (июнь, июль, август). Признаки лета (тепло, цветение растений).

3

  1. Природа вокруг нас

Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы.

Звезды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля - планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.


7

  1. Природа живая и неживая

Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора

23

  1. Человек – часть природы

Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.

Общее представление о строении тела человека. органов.

5

  1. Наша страна на глобусе и карте

Природные зоны России: общее представление; основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).


6

  1. Я – школьник

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный школьный коллектив. Друзья. Правила взаимоотношения. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

3

  1. Правила безопасной жизнедеятельности

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.


7

  1. Моя Родина

Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России. Права ребенка. Важные сведения из истории родного края.


2

  1. Значение труда для человека и общества

Профессии людей. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон. Телефоны экстренной помощи. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.

10


следующая страница >>