microbik.ru
1
ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В

СФЕРЕ ФУТБОЛА
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Представители учредителей:

Президент РФС Директор АНО «Центр

__________________/Мутко В.Л../ подготовки специалистов в

сфере футбола

Президент ПФЛ __________/Лексаков А.В./

__________________/Толстых Н.А./
Ректор РГУФК

__________________/Матыцин О.В./

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФУТБОЛА



ПРОГРАММА ДЛЯ ТРЕНЕРОВ КАТЕГОРИИ «Про»


МОСКВА - 2005

ВВЕДЕНИЕ.



Данная программа направлена на подготовку тренеров по футболу категории «Про». Она предполагает изложение системы подготовки высококвалифицированных футболистов в свете современных научных достижений, анализ и обобщение передового опыта российских и зарубежных специалистов в подготовке футболистов мирового и европейского уровней. При составлении программы учитывался опыт работы кафедры «Т и М футбола», высшей школы тренеров по футболу.

Программа состоит из 4 основных разделов:

Теоретический – 96 часов;

Практический – 96 часов;

Опыт работы – 40 часов;

Оценка знаний – 8 часов.

Теоретический раздел включает 6 подразделов:

а) футбольные знания (анализ профессионального футбола, стили игры, тенденции развития техники и тактики профессионального футбола);

б) основы физиологии и медицины футбола (травмы и реабилитация, питание, программы тренировки физических качеств, допинг – наркоконтроль, тестирование физической подготовленности футболистов);

в) средства и методы тренировки (организация тренировок, планирование и контроль тренировочных и соревновательных нагрузок, творческое и проблемное обучение);

г) руководство командой (стили менеджмента, общение в команде, деловые и личностные качества руководителя, работа тренера с руководством клуба и со средствами массовой информации, общение с болельщиками);

д) правила игры и тренер (сотрудничество с коллегами, игроками и судьями, правила игры и дух игры, анализ новых предложений по этой проблеме);

е) менеджмент и маркетинг деятельности футбольного клуба (структура ассоциаций и клубов, администрирование, контракты и законы, экономика, организация работы офиса).

Практический раздел включает 3 подраздела:

а) техника и тактика игры (командные и групповые тренировки, комбинационная игра, тренировка стандартных положений, тактика и техника тренировки вратарей, индивидуальная тренировка игроков разного амплуа, групповая и командная тактика, основы стратегии игры);

б) тренировка физических качеств футболистов (разминка футболистов, тренировка скоростных и силовых качеств, гибкость, ловкость, выносливости, восстановление футболистов, параметры нагрузок при развитии специфических качеств футболистов);

в) практика тренировки (типы тренировок, моделирование игры в тренировке, обучение тактике игры с использованием проблемных ситуаций, командные тренировки направленные на решение разных задач, управление игрой).

Опыт работы – сообщение на семинарских занятиях по темам и разделам программы, обмен мнениями по вопросам организации, планирования и управления тренировочным процессам профессиональных футболистов. Анализ работы ведущих тренеров.

*Оценка знаний и практических умений

Соискатель лицензии - «ПРО»:

а) готовит рефераты, доклады по темам и разделам программы;

б) проводит зачетные тренировочные занятия (тематические, комплексные, различной направленности);

в) дает установку на игру, проводит разбор матча;

г) защищает (дипломную работу) – годовой план подготовки своей команды;

д) сдает экзамен по основам тории и практики тренировки, правилам игры;

е) представляет журнал тренера (с годовым и этапными планами подготовки, конспектами тренировочных занятий).

* Оценка знаний и практических умений соискателя лицензии (минимум по 8 часов на соискателя) осуществляется также в процессе курса обучения на теоретических и практических занятиях.

Учебная работа проводится в форме лекций, методических, практических, семинарских занятий, учебной практики, самостоятельной работы (написание контрольных работ, рефератов, зажита годового плана подготовки).

Учебно-тематический план.

Теория и методика футбола.

Цель: получение тренерской категории «Про».

Категории слушателей: главные тренеры команд высшей, тренеры сборных команд России по футболу.

Продолжительность обучения – 240 часов.

Форма обучения – очная.

Режим занятий – 8 часов в день.





Наименование разделов, дисциплин и тем

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекции

Практичес-кие занятия учебная практика

Методи-ческие занятия

Семинарские занятия




Теоретический раздел

96
















1.

Общая характеристика современного состояния мирового футбола

38
















1.1

Тенденции развития мирового футбола (анализ чемпионатов Мира, Европы и Лиги Чемпионов)

6

4







2

реферат

1.2

Современные принципы игры и тренировки в футболе

18

8




4

6

Сообщение на семинаре

1.3

Методика комплектования сборных и клубных команд

2

2










Сообщение на семинаре


1.4

Методика подготовки клубных команд к Еврокубкам

6

4







2

реферат


1.5

Нормативно-правовые и организационные аспекты деятельности футбольных клубов

6

4







2

Сообщение на семинаре

2.

Система подготовки футболистов высокой квалификации

58
















2.1

Структура многолетней подготовки профессиональных футболистов

4

2







2

Сообщение на семинаре

2.2

Оптимизация построения тренировочного процесса в различные периоды подготовки

6

2







4

Конспекты занятий

2.3

Управление нагрузками в межигровых циклах разной деятельности

6

2







4

Конспекты занятий

2.4

Методика проведения командных, групповых и индивидуальных тренировок

2

2










Зачетные уроки

Конспекты занятий

2.5

Методика специальной физической подготовки высококвалифицированных футболистов

12

4




4

4

Конспекты занятий

2.6

Особенности совершенствования индивидуальной, групповой и командной тактики

2










2

Конспекты занятий Зачетные уроки


2.7

Психолого-педагогические аспекты деятельности в современном футболе

12

4




4

4

Реферат

2.8

Планирование и контроль тренировочной и соревновательной деятельности профессиональных футболистов

10

4




2

4

Сообщение на семинаре

2.9

Медико-восстановительные аспекты современного футбола

4

4










Контрольная работа

3.

Практический раздел

Система подготовки футболистов высокой квалификации



96
















3.1

Оптимизация построения тренировочного процесса в различные периоды подготовки

14




8

6




Конспекты занятий

3.2

Управление нагрузками в межигровых циклах разной деятельности

18




10

8




Конспекты занятий

3.3

Методика проведения командных, групповых и индивидуальных тренировок

26




16

10




Зачетные уроки

Конспекты занятий

3.4

Методика специальной физической подготовки высококвалифицированных футболистов

12




8

4




Конспекты занятий

3.5

Особенности совершенствования индивидуальной, групповой и командной тактики

16




8

8




Конспекты занятий Зачетные уроки


3.6

Планирование и контроль тренировочной и соревновательной деятельности профессиональных футболистов

10




6

4




Сообщение на семинаре

4

Опыт работы


40
















5.

Экзамен по основам теории и практики тренировки в футболе

8
















6.

Защита годового (этапного) плана подготовки своей команды

10

















Тематика практических занятий


В процессе курса обучения проводятся и анализируются все возможные в футболе типы занятий.

1 группа занятий: тренировки втягивающего микроцикла подготовительного периода (10 – 12 тренировочных занятий различной направленности), объединенные главной задачей: подготовить игроков к развивающим нагрузкам последующих микроциклов подготовительного периода.

2 группа занятий: тренировки базовых микроциклов подготовительного периода (12 – 15 тренировочных занятий различной направленности с использованием специфических и на специфических упражнений).

3 группа занятий: тренировки предсоревновательного микроцикла (8 – 10 тренировочных занятий), задача которых обеспечить переход от объемных и интенсивных нагрузок подготовительного периода к нагрузкам соревновательного.

4 группа занятий: тренировки в межигровых циклах разной длительности в надельном цикле с одной игрой; в недельном цикле с двумя играми; в четырёх – пятидневных циклах.