microbik.ru
1 2 3 4

Иерей Димитрий Моисеев Христианская антропология - -


Христианская антропология.

Антропология в свете

христианского мировоззрения
Программа для учащихся 10-11 классов

общеобразовательной школы и студентов средних

специальных и высших учебных заведений

Аннотация

Христианская антропология

Антропология в свете христианского мировоззрения


Данная программа предназначена для учащихся старших классов общеобразовательных школ, для студентов колледжей и высших учебных заведений со специализацией гуманитарного и медико-биологического профиля. Курс «Христианская антропология» может быть использован как предмет по выбору в средних специальных учебных заведениях и в высших учебных заведениях иной профессиональной направленности. В общеобразовательной школе курс может изучаться в рамках дополнительного образования.

Курс несет две смысловые нагрузки – познавательную и ценностно-ориента-ционную. Слушатели получают целостное представление о человеке с позиции христианского мировоззрения. Это помогает дать правильную оценку основополагающим моментам человеческого бытия (жизнь и смерть, любовь, брак, семья, девство, воздержание), сформировать правильные представления о духовных, нравственных и физиологических сторонах человеческой жизни в их взаимосвязи, вводит в круг актуальных проблем современного существования человечества и дает возможность посмотреть на них с позиции непреходящих христианских ценностей.

Данная учебная программа состоит из 37 тем, объединенных в восемь разделов. Содержание курса христианской антропологии для средних общеобразовательных школ рассчитано на один год обучения по одному часу в неделю, общим объемом 50 часов. Курс включает в себя 32 теоретических занятия, 2 практических, 16 самостоятельных.

Содержание курса христианской антропологии для колледжей и вузов рассчитано на один семестр обучения по одному занятию в неделю, общим объемом 25 академических пар. Он включает в себя 15 теоретических занятий, 2 практических, 8 самостоятельных.

Данная учебная программа адресована преподавателям высших и средних специальных учебных заведений и учителям общеобразовательных школ.
Пояснительная записка

Курс «Христианская антропология» может быть предложен для преподавания в старших классах средней школы в рамках дополнительного образования или в качестве базового в профессиональных и высших учебных заведениях гуманитарного и медико-биологического направления. Его содержание отражает наиболее важные стороны человеческого бытия: свойства человеческой природы и ее устроение, происхождение человека и историческое развитие общества, цель и назначение человеческого бытия.

Настоящее время ознаменовалось процессом возвращения российского общества к традициям русской православной культуры. Согласно данным социологических опросов, большая часть населения нашей страны относит себя к православным. Доказательством важности для многих людей духовной жизни является небывалый рост числа приходов, восстановленных и вновь созданных храмов и монастырей, организация новых и восстановление традиционных духовных учебных заведений, церковно-приходских школ, многолюдные Пасхальные и праздничные богослужения, крестные ходы и т.д.

Однако насильственное искоренение веры в народе на протяжении всего XX века не осталось бесследным. В результате, при явном желании принадлежать православной христианской вере, многие утратили живую связь с благодатной церковной традицией и мировоззрением предков. Часто это выражается в том, что при исповедании себя православными люди не имеют элементарных понятий об основах своей веры и традиционных взглядах Церкви на различные стороны человеческого бытия. Такая раздвоенность сознания порождает тяжелые духовные, нравственные и социальные проблемы (болезни).

Поэтому особенно остро чувствуется потребность в духовном просвещении, в том числе в стенах государственных учебных заведений. Декларируемый современными законами светский характер российского образования, как неоднократно подчеркивал Святейший Патриарх всея Руси Алексий II, означает невозможность господства в школьном образовании любой идеологии, в том числе и атеистической, но в то же время не исключает возможности удовлетворять духовно-познавательные запросы верующих людей. Он призвал ввести занятия по основам христианской культуры во всех школах.

Государство и общество оказались лишенными животворных источников нравственного, патриотического и духовного воспитания. В связи с этим для многих людей остро встали вопросы о смысле человеческого существования (чему свидетельство – резкое увеличение в последнее время случаев суицида), о смысле создания и сохранения семьи (небывалое число разводов), о ценности человеческой жизни (огромное количество абортов, совершаемых в нашей стране). В результате мы занимаем сейчас одно из первых мест в мире по количеству разводов, абортов и самоубийств. Невозможно выбраться из этой бездны, если не возродится в людях вера в Бога и правильное понимание ценности и предназначения человеческой жизни в свете традиционных святоотеческих представлений христианства.

Воспитание молодого поколения на основе традиционных ценностей является одной из главных задач данного курса. Сокровищница православной культуры должна быть достоянием подрастающих поколений уральцев. Материалами, иллюстрирующими содержание данного курса, могут быть жития святых, прославившихся на Урале. Образцом христианской семьи могут служить святые Царственные страстотерпцы; примером служения благотворительности и милосердия – святая преподобномученица Великая княгиня Елизавета Федоровна и инокиня Варвара; являют собой дары нетления мощей и чудесных исцелений святые Симеон, Косма, Арефа, Илия Верхотурские, Иоанн Тобольский и другие тобольские святые, Далмат Исетский и др.

Целью курса является раскрытие перед учащимися христианских представлений о природе и предназначении человека и, посредством этого, достижение ими ценностно-ориентированного отношения к человеческой жизни в различных ее проявлениях.

Задача первой части курсапознакомить учащихся с основами христианского понимания природы человека, уникальности ее среди прочих творений Божиих, принадлежности ей свободы выбора между добром и злом, правильное раскрытие иерархии начал в человеке и высокого достоинства человеческой природы в силу причастности ее образу и подобию Божию. Изучение этого раздела курса развивает в человеке привычку избирать социально-позитивную мотивацию. Темы занятий построены на основе Священного Писания и святоотеческого наследия, а также с привлечением данных современной науки, богословия и апологетики.

Задача второй части курса – способствовать формированию правильного отношения человека к болезни и смерти.

Задача третьей части курса – сформировать целостное и гармоничное представление о семейной жизни как полноте человеческого бытия, предостеречь молодых людей от тех духовных, нравственных и физических опасностей, которые несет в себе пренебрежение традиционными ценностями морали, брака и семьи; показать им жизнеутверждающую перспективу воспитания и образования детей.

Задача четвертой части курса – дать представление о назначении человеческого бытия в этом мире.

Особенности учебной программы. Данная программа отличается от имеющихся в большом количестве учебных курсов по антропологии, которые обычно носят прикладной и узко-профильный характер, рассматривают человека как объект светских научных наблюдений, применяют к познанию его природы дифференцированный и узко специализированный подход. Она ставит целью показать фундаментальные основы человеческого бытия, опираясь на богооткровенное Священное Писание, необъятный многовековой опыт Святых Отцов Церкви и на ту практику, которую предполагает жизнь по вере с Богом. Кроме того, данный курс предполагает использование как накопленных богословием знаний о человеке, так и данных медико-биологических и гуманитарных дисциплин светской науки, то есть являет собой некий синтез богословских и научных данных.

Объем и структура курса. Содержание курса христианской антропологии для средних общеобразовательных школ рассчитано на один год обучения по одному часу в неделю, общим объемом 50 часов. Курс включает в себя 32 теоретических занятия и 2 практических, 16 самостоятельных.

Содержание курса христианской антропологии для колледжей и вузов рассчитано на один семестр обучения по одному занятию в неделю, общим объемом 25 академических пар. Он включает в себя 15 теоретических занятия и 2 практических, 8 самостоятельных.

Методы и формы учебной работы. Лекции, семинарские занятия, практические занятия (экскурсии в храмы и монастыри города), просмотр видеофильмов по темам занятий, написание и защита рефератов.

Текущий и итоговый контроль. Текущий контроль знаний заключается в оценке знаний студентов и школьников на семинарских занятиях. Итоговый контроль – сдача зачета по темам курса, написание реферата. Возможна либо альтернативная (зачет или реферат), либо параллельная (зачет плюс реферат) итоговая оценка знаний.

Самостоятельная работа студентов. Темы рефератов:

  • Личное общение с Богом. Молитва соборная и домашняя.

  • Дух, душа и тело.

  • Чудеса Православия и их научные подтверждения (Благодатный огонь Господень, Туринская плащаница и др.).

  • Сердце как центральный орган в человеке. «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс. 50.).

  • Брак как совместный подвиг любви.

  • Царская семья – образ благочестивой христианской семьи.

  • Смысл жизни с христианской точки зрения.

  • Преображение мира через преображение природы человека.

  • Спасение вечной души от греха и смерти. Учение о воскресении из мертвых. Пасха. Небесное Царствие.

  • Дети – посланники неба:

Как будто листья в том лесу,

Для мира дети; их глазами

Воспринимаем мы красу,

Дарованную небесами.

Виды и содержание самостоятельной работы обучающихся:

  • написание реферата (8 часов);

  • изучение литературы (6 часов);

  • подготовка доклада (2 часа).

Формы контроля самостоятельной работы обучающегося:

  • рецензирование и оценка реферата;

  • защита реферата или выступление с докладом на семинаре, по усмотрению преподавателя.

Учебно-тематический план

Наименование темы

Общее кол-во часов

В том числе

теор.

занятия

практ. занятия


Раздел 1. Свойства человеческой природы

1.1

Понятие о науке антропологии

0,5

0,5



1.2

Сотворение человека. Человек – образ и подобие

Божие

0,5

0,5



1.3

Личностная природа человека

1

1



1.4

Словесно-душевная природа человека

1

1



1.5

Общение с Богом как свойство человека

2

1(–)

1(2)

1.6

Человек – царственное священство

1

1



Раздел 2. Дух, душа и тело. Трехсоставность человеческой природы

2.1

Значение тела в составе человеческой природы

0,5

0,5



2.2

Происхождение и свойства души

0,5

0,5



2.3

Сердце – средоточие жизни человека

1

1



2.4

Разум и духовная жизнь человека

1

1



2.5

Иерархия начал в человеке

1

1



Раздел 3. Происхождение человеческого рода. Прародители Адам и Ева

3.1

Библейское повествование о происхождении

человечества; родословная человечества

1

1



3.2

Первозданная природа человека, согласно учению Церкви

0,5

0,5



3.3

Повреждение природы человека

0,5

0,5



Раздел 4. Отношение к жизни и смерти

4.1

Смерть как следствие грехопадения

1

1



4.2

Временность тела, вечность души. Душа

после смерти

1

1



4.3

Страх смерти как орудие диавола. Победа Христа

над смертью

1

1



Раздел 5. Христианство и медицина

5.1

Здоровье – великий дар Божий

0,5

0,5



5.2

Грех – начало болезни

0,5

0,5



5.3

Христианское отношение к болезни. Исцеление

природы человека Христом

1

1



5.4

Таинства церковные и святыни, дающие исцеление душе и телу. Молитва святым угодникам Божиим

2

1(–)

1(2)

5.5

Современные проблемы медицины

2

2



Раздел 6. Брак и семейная жизнь

6.1

Брак как богоустановленный институт

0,5

0,5



6.2

Семейные традиции на Руси

0,5

0,5



6.3

Таинство брака

1

1



6.4

Идеал христианского брака. Святые семейства

1

1



6.5

Духовные, юридические, социальные основы брака

1

1



6.6

Отечество, сыновство и материнство

0,5

0,5



Раздел 7. Богом данный дар жизни

7.1

Рождение человека

0,5

0,5



7.2

Возрастная антропология

1

1



7.3

Христианская педагогика

1

1



Раздел 8. Цель человеческой жизни

8.1

Назначение человека по отношению к Богу

0,5

0,5



8.2

Назначение человека по отношению к себе

и ближнему

1

1



8.3

Назначение человека по отношению к безличному

творению

0,5

0,5



8.4

Человек и общество

2

2



8.5

Демографическая ситуация в России в XX веке

1

1



8.6

Преображение и Воскресение

1

1



Итого:

34

32(30)

2(4)


следующая страница >>