microbik.ru
1 2 ... 4 5
ПРОГРАММЫ

В.К.Пащенко, Н.И.Кузнецова, И.А.Левит

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ПО ГЕОЛОГИИ И МИНЕРАЛЬНЫМ РЕСУРСАМ

"ВОСПИТАНИЕ ГЕОЛОГИЕЙ"

(Региональная)

Оглавление

Введение............................8

Концепция, цели и задачи..................9

Через увлечение к познанию мира...........10

Исследовательский процесс - дорога к глубинам

науки...........................10

Всестороннее развитие личности — формирование

интеллекта.......................10 Сотрудничество ребенка со своими сверстниками, профессиональными специалистами и педагогами — непременное условие для формирования личности -11

Выбор своего места в обществе должен быть

осознанным.......................11

Социальный заказ......................12

Критерии оценки системы.................15

Образовательный стандарт................19

Состав учащихся......................23

Структура и технологические особенности

учебно-воспитательного процесса............25

Структура связей и взаимодействия ОКДОД

с другими учреждениями, организациями.........29

Материальная база.....................31

Первый год обучения....................32

Второй год обучения....................43

Третий год обучения....................55

ВВЕДЕНИЕ
Программа дополнительного образования детей по геологии и ми­неральным ресурсам ("Воспитание геологией") составлена с учетом многолетнего опыта работы авторов и других педагогов дополнитель­ного образования со школьниками - юными геологами, в рамках юно­шеского геологического движения.

При разработке программы использованы Методические реко­мендации, изложенные в брошюре "Социально-педагогическая и об­разовательная деятельность детских внешкольных учреждений (под ред. Н.Г.Поповой, 1995), проект "Базисного учебного плана (федераль­ный) государственных муниципальных учреждений дополнительного образования детей (ЦРСДО, 1996), Закон РФ "Об образовании" и дру­гие нормативные документы, а также рекомендации ГлавУО.

Представленная программа оригинальна. Подобные разработки по геологии для детей, и тем более на федеральном уровне, отсутству­ют. Многие положения программы уже апробированы более чем 30-летней работой с юными геологами в Челябинской области и в дру­гих регионах России, странах СНГ. В этой связи до утверждения феде­ральной программы дополнительного образования детей по геологии программа может быть использована руководителями школьных объ­единений как базисная при разработке авторских программ и учеб­но-тематических планов.

В пояснительной записке раскрывается суть дополнительного об­разования и воспитания детей геологией, определяются главные идеи, концепции, цели и задачи юношеского геологического движения. Рас­сматривается технология учебного и воспитательного процесса с уче­том конкретной специфики.

В программе предлагается примерный учебно-тематический план, рассчитанный на трехгодичный цикл обучения. В нем перечислены все темы, необходимое количество часов на их освоение с разделением на теоретическую подготовку и практические занятия. По каждой теме

раскрывается основное содержание, позволяющее педагогу - руково­дителю кружка, выбрать главное направление при подготовке к заня­тию и планировании урока. Даны основные понятия по теме и серия контрольных вопросов для определения результативности учебного процесса. Приводится список необходимой общедоступной литерату­ры. Характер и форма изложения материала позволяют руководителю кружка (педагогу или специалисту-геологу), трансформировать учеб­но-тематический план для любого геологического кружка с учетом со­става учеников и степени подготовки руководителя.

Таким образом, по типу предлагаемая программа может рассмат­риваться как содержательно-технологическая, в которой присутству­ют концептуально-ориентировочные и целевые элементы.

В программе четко прослеживаются репродуктивный и творческий уровни, что позволяет педагогу-руководителю школьного объединения держать в своей "команде" детей в течение 4-6 лет. Присутствует в про­грамме и региональный аспект. Она создавалась для уральских детей.

В учебно-тематических планах уделяется много внимания именно гео­логии Урала и его минеральным ресурсам. Кроме того, входящие в педаго­гическую технологию так называемые геологические подходы рассчитаны на геологические особенности Урала, и в частности Челябинской области.

Программа несет на себе явные признаки интеграции: тесная связь уч­реждений образования с производственными организациями геологиче­ского профиля; сочетание теоретических знаний с проведением геологиче­ских поисков, т.е. с практической деятельностью, сочетание репродуктив­ной и научной творческой деятельности, умственного и ручного труда.
КОНЦЕПЦИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Программа "Воспитание геологией" рассматривается как состав­ная часть всего комплекса дополнительного образования детей, на­правленного на всестороннее развитие личности, формирование ак­тивного и дееспособного человека в реальных социально-экономических условиях современного общества. Дополнительное образование по гео­логии и минеральным ресурсам вызвано необходимостью серьезного углубления существующего школьного курса для детей, имеющих склонность к естествознанию, особенно к неорганической части мира. Одновременно ставится задача по ориентации развивающегося человека на его будущее, на выбор поля деятельности, на свое место в обществе.

Концептуальные основы программы в общем плане можно приве­сти к следующим положениям.
Через увлечение к познанию мира
Геология как наука и как сфера материального производства (по­иски и оценка минеральных ресурсов) по-прежнему вызывает у значи­тельной части детей повышенный интерес. Романтика геологической науки и профессии геолога прочно поддерживается тягой к тайнам недр, увлечением минеральными самоцветами с их культурно-позна­вательными и "магическими" свойствами, современными методами геологических исследований (геофизическими, геохимическими, кос­мическими, сверхглубоким бурением скважин и т.д.).

Не так уж и сложно зажечь в душе ребенка огонек открытия нового минерала, неизвестного ранее месторождения полезного ископаемого или какой-то новой природной тайны, увлечь его в поход за неизведан­ным и посредством такого увлечения заставить выучить не для экзаме­на, а для самого себя много полезного и нужного, что обогатит его умст­венный и духовный потенциал, позволит подойти к началу формирова­ния его мировоззренческой позиции.
Исследовательский процесс - дорога к глубинам науки
Теоретическая и практическая геология в основе своей имеет ис­следовательское начало, поиск. Тот, кто приходит в геологию, неиз­бежно будет заниматься исследовательскими работами, пусть даже са­мыми элементарными. Исследовательский процесс в геологии предо­пределяет серьезное знание ряда смежных дисциплин (химии, физики, биологии и др.), современных лабораторных методик, вдумчивой и кропотливой самостоятельной или коллективной работы.

Исследовательский процесс неизбежно ведет к углублению зна­ний, к желанию знать "все о немногом", что, в конечном счете, не мо­жет не привести ребенка к системному подходу в своей будущей рабо­те, к пониманию, что результат может быть получен только при про­фессиональном подходе к делу.
Всестороннее развитие личности -формирование интеллекта
Всесторонне развитая личность на рубеже второго и третьего ты­сячелетий - это такая же необходимость, как письменность на заре ис­тории нашей цивилизации.

Интеллектуальное развитие человека формируется огромной массой накопленной информации, культурным и духовным наследием. Во всем своем многообразии геология занимает свое скромное, но до­стойное место. Пожалуй, никакая другая наука не подходит так близко к теме о ноосфере (сфере разума), современным представлениям о среде обитания и роли человека в "сотворении" этой среды, о соблюдении гармонии между людьми и природой. Эта тема, являясь одним из посту­латов федерального базисного учебного плана для учреждений допол­нительного образования, находит свое воплощение в этой программе.
Сотрудничество ребенка со своими сверстниками, профессиональными специалистами и педагогами -непременное условие

для формирования личности
Прикладная геология по объему производства в создании обще­ственного продукта занимает не очень значимую долю, и специфика ее состоит в том, что практическая работа ведется в условиях небольших коллективов, полностью оторванных на какое-то время от общей инф­раструктуры. Это создает определенные неудобства в бытовом и пси­хологическом плане. Но вместе с тем это служит хорошей школой че­ловеческих взаимоотношений.

Положительной стороной изучения геологии в воспитательном процессе является факт непосредственного общения детей с педаго­гом - профессионалом-геологом, и не только на занятиях в кружках, но и в экстремальных полевых условиях. Манера поведения, образ жизни старшего товарища в этих случаях оказывают на подростка более сильное влияние, чем абстрактное восприятие прочитанной книги или художественного, но все-таки выдуманного образа кино- или телеге­роя. Даже во время кратких походов и всевозможных экспедиций школь­ник учится жить в коллективе себе подобных и самостоятельно обес­печивать свои жизненно важные потребности.
Выбор своего места в обществе должен быть осознанным
Ранняя ориентация на определение профессии должна происхо­дить в детстве. Юношеское геологическое движение не ставит перед собой задачу - превратить каждого юного геолога в специалиста. Пусть специалистами станут единицы, но это будут настоящие геоло­ги. В умах всех остальных останутся, кроме памяти об увлекательных походах, необходимые каждому современному человеку представле­ния о минералогии, петрографии, полезных ископаемых.

С учетом высказанных выше концептуальных положений Про­грамма дополнительного образования детей по геологии и минераль­ным ресурсам ставит перед собой следующие цели и задачи.

1. Образовательные - углубление и расширение общеобразователь­ного кругозора учащихся, освоение дополнительных знаний по геоло­гии и полезным ископаемым в рамках начальной допрофессиональной подготовки и освоение начал геоэкологического мышления.

2. Творческие - развитие познавательных интересов и способно­сти приобщения к научно-исследовательской деятельности, выработ­ка системного подхода к природным явлениям, содействие выбору ин­дивидуального и дальнейшего образования и развития.

3. Мировоззренческие - формирование миропонимания на совре­менном этапе науки о Земле, понимание роли человека в ноосфере, всестороннее развитие личности.

4. Воспитательные - познание древних и современных культур­ных ценностей, приобщение к общественно-полезному труду, форми­рование трудовых и профессиональных умений, навыков; укрепление здоровья и физическое развитие, профессиональная ориентация, раз­витие коммуникативности, создание комфортной эмоциональной сре­ды и средств общения, воспитание патриотизма.

СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ
Социальная направленность дополнительного образования детей по геологии зависит не только от запросов сегодняшнего дня, но и от необходимости предвидеть дальнейшее развитие нашего общества на исторически обозримом отрезке времени.

Геологические походы юных, возникшие на рубеже 50-60-х годов нашего столетия и являвшиеся в свое время лишь разновидностью дет­ского туризма, в 70-80-е годы стали составной частью в системе вне­школьного воспитания детей. Четко определились три основных на­правления этого движения: производственное - помощь в выполнении конкретных геологических заданий; научное - обобщение материалов собственных работ, написание рефератов, докладов по предложенным руководителем темам; учебное, экспедиционное - знакомство с геоло­гией, месторождениями полезных ископаемых родного края, экологи­ческим состоянием природы, страны в целом. Со второй половины 80-х годов юношеское геологическое движение приобрело еще одну направленность - экологическую. Наряду с геологическими исследова­ниями, стали проводить наблюдения за состояниями геологических па­мятников природы, малых рек, загрязнением почв и т.д. Для каждого от­дельного отряда составлялось конкретное задание и указывалась мето­дика его выполнения. Это позволило не только приобщить к вопросам экологии значительную часть юношества, но и получить интересные материалы о состоянии природной среды нашей страны.

За 35 лет существования юношеского геологического движения на Южном Урале получены вполне конкретные результаты. Школу юных геологов прошли многие тысячи учащихся школ и техникумов. Около 600 человек стали профессиональными геологами, геофизиками, рабо­тающими в различных геологических организациях страны. Более двух десятков юных геологов к настоящему времени имеют ученые степени кандидатов наук. На счету геологов - десятки найденных проявлений меди, железа, стройматериалов, одно месторождение уникального об­лицовочного поделочного камня - лемезита. Таким образом, можно считать, что "детская" геология на определенном этапе развития обще­ства выполняла его социальный заказ. С резкой сменой экономического курса в России социальный заказ претерпел изменения.

По целому ряду причин, в первую очередь экономического харак­тера, геологическая наука, производство сегодня переживают тяже­лый кризис. Резко упал рейтинг профессии геолога.

Значит ли это, что на исторически обозримом отрезке времени специалисты "по Земле" не будут нужны? Ни в коем случае! Для дока­зательства обратимся к цифрам и фактам.

В настоящее время основной геологической картой России явля­ется Геологическая карта в масштабе 1:5 000 000, составленная в 70-е годы под редакцией акад. Н.Д.Наливкина. Передовые промышленные страны мира имеют, как правило, геологическую основу, значительно более детальную в масштабе 1:200 000 и даже 1:50 000 (Франция, Анг­лия, Италия, Канада, Швеция, Финляндия и т.д.). При общей плошади России, равной 16,8 млн км2, кондиционные геологические карты в масштабе 1:200 000 (государственная геологическая основа) имеются лишь на 70% территории. Более детальным картированием масштаба 1:50 000, которое служит основой для полезных ископаемых, покрыто не более 13-15% всех площадей. Таким образом, объем работ, который Должны выполнить специалисты в ближайшие 15-20 лет только по геологическому картированию (самого сложного вида работ) огромен.

Но существует еще и прикладная (поисковая и разведочная) гео­логия, которая при оживлении, подъеме экономики страны в целом потребует значительное количество специалистов.

В связи с развитием частного предпринимательства, связанного с добычей и обработкой минерального сырья, потребуется значительно больше специалистов, хорошо знающих геологию региона (Урала), за­кономерности размещения здесь полезных ископаемых.

В ближайшие 15-20 лет увеличится спрос на геологов-океаноло­гов, которые будут осваивать богатства шельфа (нефть, газ, титан, оло­во и т.д.), а также глубин Мирового океана (железомарганцевые руды и руды цветных металлов).

До сих пор лессовая формация покрывающая большую часть русской платформы плохо изучена и представляет проблематичные осадочные породы. Плохо изучены ископаемые формы органического мира представляющие основу биостратиграфии геологических слоев на нашей Земле. Требуются новые исследования по корреляции и выделению зон в стратиграфии осадочных пород на новом современном уровне.

В 1995 г. Правительством РФ была принята Концепция перехода РФ на модель устойчивого развития, предусматривающая, в частности, "сохранение ... природно-ресурсной базы для настоящего и будущего поколений ...", экологизацию экономики, охрану жизнеобеспечиваю­щих систем (в том числе и геосистем). В связи с этим встает вопрос о воспитании нового поколения геологов, в том числе и геологов-эколо­гов, способных поддерживать на определенном уровне сырьевую базу страны, а также оценивать последствия как природных, так и техно­генных процессов, осуществлять целый комплекс исследований по оценке огромных залежей рукотворных месторождений (шлаки, шламы, отвалы и т.д.), исследовать, картировать объекты, площади, необ­ходимые отдельным хозяйствам, фирмам, частным лицам (почвы, поч-вообразующие породы, ландшафты).

Таким образом, есть основания думать, что количество специали­стов (геологов, геофизиков, геологов-экологов, геохимиков), необхо­димых государству, в начале XXI в. возрастет до уровня 80-х годов.

Совершенно очевидно, что при интенсивной интеграции науки1 знания обшегеологического характера, минералогии, петрографии, палеонтологии, литологии необходимы широкому кругу специали­стов: физикам, химикам, строителям, географам и т.д.

Поэтому, кроме воспитания и дополнительного образования, что тоже может рассматриваться как социальный заказ, "детская" геоло­гия играет определенную роль в выполнении социального заказа со­временного общества.

К нему относятся:

профориентация школьника на выбор геологической и педагоги­ческой профессии с последующей учебой в высших и средних специаль­ных учебных заведениях геологического профиля;

подготовка (сообразуясь с новыми экономическими реалия­ми) молодых людей, понимающих общие геологические законо­мерности и разбирающихся в минерально-сырьевых ресурсах, способных на организацию частного горно-геологического пред­принимательства;

проверка подростка на его исследовательские способности и ори­ентация на научную деятельность;

формирование всесторонне развитой личности.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СИСТЕМЫ
Дополнительное образование детей по геологии не имеет обще­принятых критериев оценки системы в целом. Однако многолетняя практика работы с юными геологами и существующая стадия развития этого направления по отдельным регионам уже позволяют подойти к оценке системы достаточно объективно.

Выделяются пять территориально-административных уровней, имеющих свои особенности в организации "детской" геологии: федераль­ный, региональный (республиканский, областной, краевой); муниципаль­ный (городской, районный); внешкольные учреждения; дополнительно­го образования; общеобразовательные учреждения (школы). По каждо­му уровню прослеживается несколько блоков оценочных критериев, главными из которых являются:

структурно-организационный, характеризующий наличие учреж­дений, занятых "детской" геологией, а также набором уже апробиро­ванных массовых мероприятий с детьми и педагогами дополнительно­го образования;

нормативно-правовой, отражающий количество и качество необходимых нормативных документов, регулирующих допол­нительное образование детей по геологии в общем образователь­ном процессе;

программно-методический, показывающий программное обеспе­чение дополнительного образования и методическую базу, учитываю­щую уровень знаний по каждому разделу геологии, в том числе и ре­гиональный компонент;

итоговый, критерии которого определяют выход "готовой продук­ции", реализацию конечной цели, эффективность.


Этот блок, безусловно, разделяется на два подблока: геологиче­ский, критериями которого определяется результативность с позиции прикладной геологии, и педагогический, определяющий критерии оценки уровня образования выпускника школы (геологического круж­ка и других структур) в целом, имея в виду степень его подготовки к самостоятельной жизни.

Понятно, что это только общая схема. При более детальном анали­зе можно рассматривать и другие аспекты. Со временем оценочные критерии будут пополняться, уточняться. В табл. 1 приводится схем критериев, по которой можно дать оценку системы в настоящее время
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Разработка стандартов дополнительного образования по геологии (как базовой основы для всестороннего развития личности) в системе федеральных структур внешкольных учреждений еще не проводилась. Вместе с тем, потребность в таком образовательном стандарте очевид­на, поскольку геологию дети изучают во многих регионах России.

На сегодняшний день существует много авторских программ, адаптированных к тому или иному региону.

Предлагаем один из вариантов, вернее проект варианта, поскольку образовательный стандарт Программы требует официального принятия на уровне властных органов Россий­ской Федерации или субъекта Федерации.

следующая страница >>