microbik.ru
1 2 ... 24 25


Типовая программа

дополнительного профессионального образования

(повышение квалификации)

для руководителей и бухгалтеров образовательных учреждений

ВОПРОСЫ ПЕРЕХОДА

К НОВЫМ ПРИНЦИПАМ И ПОДХОДАМ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕДАГОГОВ

(нормативно-правовое, финансово-экономическое,

организационное регулирование)

Объем программы — 72 часа,

в том числе 50 часов — аудиторные занятия
Форма обучения: с отрывом от работы

или с частичным отрывом от работы
Режим занятий: 8 часов в день в режиме с отрывом от работы

4 часа в день в режиме с частичным отрывом от работы


Москва - 2007

Пояснительная записка

к учебному курсу повышения квалификации

по вопросам перехода к новым принципам и подходам

нормирования труда педагогов
Национальный проект «Образование» нацелен на предоставление всем гражданам независимо от их местожительства возможности получения качественного образования в безопасных и комфортных условиях посредством комплексной модернизации региональной системы образования.

Одна из задач в рамках национального проекта напрямую связана с введением новых экономических механизмов, обеспечивающих повышение эффективности использования бюджетных средств на финансовое обеспечение общего образования. При этом в модернизации организационно-экономического механизма ключевым направлением является введение новой системы оплаты труда педагогов.

Повышение эффективности расходования бюджетных средств, рост экономической самостоятельности и автономии школы наталкивается на жесткие ограничения традиционной и неэффективной системы оплаты труда.

В Бюджетном послании Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2007 году» В.В. Путин подчеркнул, что «В бюджетных учреждениях по-прежнему превалируют уравнительные подходы к установлению заработной платы работников». Это означает, что переход на новую систему оплаты и нормирования труда крайне актуален и имеет высокое практическое значение.

Новые правовые нормы не предусматривают обязательного сохранения традиционной системы оплаты труда работников образования и предоставляют возможность субъектам РФ, муниципалитетам, школам с участием профсоюзов и органов общественного самоуправления школы вводить свои системы оплаты труда. Ряд регионов начал работу по созданию новых систем оплаты труда в образовании.

Разрабатываемые на региональном уровне системы оплаты труда учителей направлены на:

  • учет всей выполняемой ими работы,

  • экономическое стимулирование качества и результативности педагогического труда, роста профессионализма,

  • развитие инновационной деятельности и творческой инициативы.

Такой подход предполагает:

1) снятие жесткой зависимости между размером зарплаты и количеством уроков, преподаваемых учителем;

2) введение внеурочной (внеклассной, воспитательной, методической и др.) деятельности в объем оплачиваемой работы учителя, в пределах должностного оклада;

3) введение новой схемы нормирования труда учителя, учитывающей все виды выполняемой им работы;

5) установление верхнего предела учебной нагрузки (урочной части педагогической работы) учителя.

Ключевые признаки новой системы оплаты труда учителей характеризуются:

  • наличием механизма связи заработной платы с качеством, результативностью труда;

  • повышением стимулирующих функций оплаты труда, ростом объема стимулирующих надбавок в общем фонде оплаты труда;

  • нацеленностью на реальный рост заработной платы учителя;

  • наличием механизмов нормирования и учета в базовой части оплаты труда всех видов работы учителя – как урочной нагрузки, так и внеурочной работы, предусмотренной должностными обязанностями;

  • зависимостью оплаты труда в базовой части от числа обучаемых;

  • введением регионального регламента участия органов государственно-общественного управления школ в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда.

Для достижения этих характеристик представляется необходимым переход на отраслевую систему оплаты труда учителей без тарификации по количеству уроков. Такой переход предполагает:

    • введение индивидуальных планов работы педагогических работников;

    • установление требований к нормированию видов работ, предусмотренных в индивидуальных планах, в частности, установление условного или «рамочного» нормирования в часах всех видов работы учителя;

    • введение инструментов стимулирующей аттестации.

Аттестация, направленная на стимулирование качества труда, предполагает для учителей школ введение новой дифференцированной системы учительских категорий, стимулирующей заинтересованность в эффективной, результативной работе и карьерном росте.

Работодатель (школа) в пределах средств, направляемых на оплату труда, устанавливает с учетом мнения представительного органа работников систему премирования, стимулирующих доплат и надбавок, которая закрепляется в коллективном договоре или локальном акте образовательного учреждения. Распределение премий, стимулирующих доплат и надбавок осуществляется на основании решения государственно-общественного органа самоуправления (совета школы).
Для реализации этих задач на практике необходимо повышение квалификации руководителей и бухгалтеров образовательных учреждений по вопросам перехода к новым принципам и подходам нормирования труда педагогов, чем и определяется актуальность тематики курса и его востребованность.

Целью данного курса является изучение вопросов перехода к новым принципам и подходам нормирования труда педагогов, а также освоение навыков практического применения современных методик экономических расчетов и нормативно-правовых документов, регулирующих нормирование и оплату труда педагогов.

Перечень категорий обучаемых по вопросам перехода к новым принципам и подходам нормирования труда педагогов:

    • руководители и специалисты по правовым и финансово-экономическим вопросам региональных и муниципальных органов управления образованием;

    • руководители и заместители руководителей образовательных учреждений начального, основного, среднего (полного) общего образования;

    • руководители и специалисты структурных подразделений общеобразовательных учреждений: бухгалтеры, экономисты, финансисты, юристы;

    • заинтересованные представители профессиональных ассоциаций и объединений работников образования;

    • заинтересованные представители органов общественного управления образовательными организациями, школьных / управляющих советов.


Курс носит информационно-прикладной характер. Мотивация слушателей базируется на актуальности содержания курса. Программа курса строится на сочетании аудиторной и самостоятельной работы слушателей. Освоение лекционного материала курса осуществляется в ходе семинарских и практических занятий, ориентированных на включение полученных знаний в реальную практику. В процессе ведения курса учитывается, что знания, осваиваемые слушателями, в целях формирования их практической ориентированности должны представляться в деятельностной форме. Таким образом, в преподавании акцент переносится с вербальных методов на активные. Занятия сопровождаются иллюстрацией презентаций в Power-Point, возможностью использовать Internet-ресурсы.

Слушатели, приступающие к обучению, должны обладать навыками поиска информации в Internet и иметь позитивный настрой на участие в интерактивных формах работы.

Формы организации учебной работы слушателей:

Учебные занятия со слушателями предполагают проведение лекций, семинаров, интерактивных практических занятий, учебных групповых и индивидуальных консультаций.

Лекция – аудиторная форма занятий, предполагающая монологическое изложение преподавателем одной из тем курса. Основная цель лекции - постановка и освещение проблемы, достижение понимания слушателями предоставляемой информации, стимулирование интереса и формирование активного отношения к изучаемому материалу.

Семинар – аудиторная диалоговая форма анализа материалов учебного курса, позволяющая слушателям приобрести умение самостоятельно ориентироваться, интерпретировать информационные материалы по теме, формировать свою точку зрения и аргументировать ее.

Интерактивные формы практических занятий включают дискуссии, коллективные или диалоговые обсуждения, выполнение конкретных практических заданий, моделирование практических ситуаций применения получаемых знаний в форме деловых игр или учебного проектирования в аудитории или (если позволяют условия) с выездом в реальные образовательные учреждения.

Учебные групповые или индивидуальные консультации – форма занятий преподавателя со слушателями, цель которых – углубленная проработка материала по курсу, ответы на дополнительные вопросы слушателей по курсу и развитие способности слушателей самостоятельно анализировать рекомендованную литературу.

К преподаванию курса в части чтения лекций и проведения семинаров привлекаются ведущие специалисты и эксперты по экономике, юриспруденции и менеджменту в сфере образования, в достаточной степени разделяющие и освоившие вопросы перехода к новым принципам и подходам нормирования труда педагогов. К проведению практических занятий рекомендуется привлекать практических работников системы образования, занимающихся вопросами нормирования и оплаты труда педагогов, а также экспертов, ведущих научно-исследовательскую или экспериментальную работу в области нормирования и оплаты педагогического труда.

В процессе семинарских и практических занятий слушателям предлагаются задания трех видов:

1. Обсуждение подготовленных реальных примеров, иллюстрирующих проблемные ситуации и практику перехода к новым принципам и подходам нормирования труда педагогов.

2. Опыт практического применения полученных знаний для своего образовательного учреждения: разработка примерных нормативных документов, регулирующих нормирование и оплату труда педагогов, составление трудовых договоров, модельные расчеты базовой и стимулирующей частей оплаты педагогического труда.

3. Проведение экспресс-анализа актуального состояния системы нормирования и оплаты труда в своем образовательном учреждении, своем муниципалитете или регионе.

Организация самостоятельной работы слушателей основана на выполнении ими специально подготовленных заданий для самостоятельной работы по каждой из изучаемых тем курса. Такой подход обусловлен необходимостью помощи слушателям в практическом освоении новых для них представлений, подходов, в овладениями умениями применять их в практической деятельности на своем рабочем месте по должности.

Целесообразно создать условия для работы слушателей с сетью Internet в свободное от занятий время.

При организации самостоятельной работы слушателей предусматривается выполнение ими следующих видов работ:

  • выполнение заданий для самостоятельной работы, предусмотренных учебной программой по каждой из тем курса;

  • самостоятельное изучение рекомендованной литературы и сборника дополнительных методических материалов по курсу;

  • самостоятельная индивидуальная или групповая проработка тематических направлений, предусмотренных программой курса;

  • изучение результатов научно-исследовательской и экспериментальной работы в области нормирования и оплаты труда, рекомендованной преподавателями курса и экспертами, ведущими практические занятия;

  • приобретение навыков использования полученных знаний в практической работе на своем рабочем месте;

  • подготовка к итоговому тесту;

  • подготовка и написание реферата по выбранной теме.



Дидактический раздаточный материал, как и контрольно-измерительные материалы (тесты) должны быть тиражированы для всех слушателей.

Итоговая оценка по данному курсу складывается из следующих элементов:

  • текущий контроль, активность слушателей на семинарских и практических занятиях, самостоятельная работа (20% итоговой оценки);

  • результат оценки итогового теста (50% итоговой оценки);

  • результат оценки реферата по выбранной теме (30% итоговой оценки).

Учебный план

Сроки обучения : — 72 часа,

в том числе 50 часов — аудиторные занятия
Форма обучения: с отрывом от работы

или с частичным отрывом от работы
Режим занятий: 8 часов в день в режиме с отрывом от работы

4 часа в день в режиме с частичным отрывом от работы





п/п

Наименование разделов

Всего часов

Лекции

Практические занятия,

семинары

Форма контроля

1

Вопросы нормативно-правового регулирования нормирования труда педагогов


18

6

12

Выполнение заданий для самостоятельной работы,

участие в дискуссиях на семинарах, активность на практических занятиях.

2

Вопросы финансово-экономического регулирования нормирования труда педагогов





18

8

10

Выполнение заданий для самостоятельной работы,

участие в дискуссиях на семинарах, активность на практических занятиях.

3

Вопросы организационного регулирования нормирования труда педагогов





12

6

6

Выполнение заданий для самостоятельной работы,

участие в дискуссиях на семинарах, активность на практических занятиях.

4

Итоговая аттестация

2




2

Итоговый тест,

защита реферата


Итого аудиторных часов:

50

20

30





следующая страница >>