microbik.ru
1
Учебная программа дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации стажировочного курса

Базовой площадки Хабаровского муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Лицей инновационных технологий , обеспечивающей деятельность Краевой Стажировочной Площадки.

Тема программы стажировочного курса:

«Педагогическое сопровождение развития одаренных детей».

Хабаровск 2011

Введение

В стратегии развития российского образования до 2020 года и национальной инициативе «Наша новая школа» одним из приоритетных направлений является поддержка талантливых и одаренных детей. Система поиска поддержки и сопровождения талантливых детей требует глубокого исследования и научно-методического сопровождения. Организация работы с одаренными детьми требует дополнительной работы по развитию профессиональных компетенций педагогов, направленных на выявление и развитие природных задатков детей на всех ступенях их обучения и воспитания, по обеспечению условий, способствующих максимальному раскрытию их потенциала и возможностей. Актуальность программы обусловлена необходимостью повышения квалификации педагогов в данном направлении.

Работа по выявлению и развитию талантливых детей в России и в Хабаровске ведется, имеет много положительных результатов, однако до сих пор трудно назвать эту работу системной и достаточно обеспеченной финансовыми ресурсами. Слушатели должны придти к пониманию, что от раннего выявления, обучения и воспитания талантливой молодежи в современном обществе зависит интеллектуальный, творческий и экономический потенциал государства. Подобное понимание значимости одаренности обеспечивает переход от развития одаренной личности к формированию одаренного общества, от образования и воспитания элиты – к элитарному образованию и воспитанию.

Проблематика работы с талантливыми детьми заключается в обеспечении системного подхода в использовании образовательных технологий и методов работы с одаренными детьми. Определенную роль имеет создание системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, позволяющей готовить педагогов к работе с одаренными детьми. Очевидно, что решение этих задач предусматривает обучение педагогических кадров – руководителей учреждений образования, учителей общеобразовательных школ, специализированных учебных заведений и др. Современный педагог-профессионал должен не только успешно ориентироваться в актуальных направлениях своей предметной области, но и быть компетентным в развитии педагогики нового времени – педагогики творческого развития личности.
Цели и задачи обучения базовой площадки повышения квалификации.

Цель: формирование у слушателей профессиональных компетенций по реализации педагогического сопровождения развития одаренных детей.

Задачи:

  1. Обеспечить деятельность КСП по направлению: «Педагогическое сопровождение развития одаренных детей».

  2. Систематизировать исходные знания слушателей по вопросу педагогического сопровождения развития одаренных детей.

  3. Оказывать содействие по освоению опыта работы педагогического коллектива лицея в работе с одаренными детьми стажерами по проектированию собственных вариативных моделей профессиональной деятельности.

  4. Сформировать умения необходимые для работы с одаренными детьми в образовательном учреждении.

  5. Способствовать развитию гражданской компетентности слушателей.

Планируемые результаты: повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам работы с одаренными детьми, создание модели, которая будет охватывать главные аспекты воспитания и обучения одаренных детей в условиях муниципального общеобразовательного учреждения.
Форма организации стажировки:

- презентация-анализ инновационной практики лицея по теме стажировки,

- посещение и анализ учебных и внеурочных занятий;

- круглый стол, практикум, научно-практический семинар;

- проектирование основных компонентов модели работы с одаренными детьми в ОУ;

- самостоятельная работа стажеров над проектами;

- презентация результатов проектирования.
Тема 1

Информационно-образовательная среда программы.
Содержание темы раскрывает главные аспекты воспитания и обучения одаренных детей в условиях муниципального общеобразовательного учреждения, намечает перспективы, определяет приоритеты развития работы с одаренными детьми, содержит конкретные мероприятия достижения поставленных целей.

Показывает особенности инновационных преобразований в разработке и внедрении новых диагностик одаренности, новых технологий обучения и воспитания, развитие системы работы с одаренными детьми, обеспечение научно-методической, социально-правовой, психолого- педагогической поддержки одаренных детей.
Последовательность изложения материала:
  • содержание проблемы развития одаренности и необходимости ее решения;

  • анализ современного состояния системы работы с одаренными детьми;





  • внедрение в практику ранней диагностики одаренности и ее дальнейшего развития новые методы, учитывающие быстро меняющуюся социальную ситуацию;

  • принципы выявления одаренных детей в лицее.


Тема 2.

Факторы, способствующие адаптации образовательной среды лицея образовательным потребностям одаренных детей.

Содержание темы раскрывает технологию, формы и методы обучения одаренных детей. Большое значение имеет интеграция информационных технологий в образовательный процесс. Тема определяет критерии профессионально-личностной готовности педагога к работе с одаренными детьми, что подразумевает овладение методиками выявления одаренности, технологиями развивающего и личностно-ориентированного обучения, методикой научного поиска, психологическую компетентность, широту и гибкость мышления педагога, зрелость педагогического самосознания.

Последовательность изложения материала:

  • технология обучения;

  • обеспечение преемственности преподавания предметов,

  • наличие метапредметных и межпредметных связей;

  • достижения государственного и мирового стандарта образования на всех возрастных уровнях;

  • изменение массовых способов учебной работы в пользу интеллектуально-ориентированных учебных систем (Л. В. Занкова).



Тема 3.

Сетевое взаимодействие с учреждениями системы профессионального образования, родительской общественностью.
Содержание темы раскрывает координацию взаимодействия представителей всех служб и подразделений, обеспечивающих развитие одаренных детей. Большое значение имеет осуществление связи с учебными, научными и научно-методическими учреждениями для успешной реализации нововведений, повышения профессиональной компетентности педагогов и использования возможностей непрерывного профессионального образования. Реализация модели в лицее предполагает целенаправленную координацию действий учителей, родителей, детей и представителей региональной власти.
Последовательность изложения материала:

  • обеспечение возможности одаренным учащимся систематически работать с ведущими учеными, представителями технической и художественной интеллигенции;

  • установление связей лицея с учреждениями образования г. Хабаровска и других городов Хабаровского края, организация дистанционного обучения;

  • участие одаренных учащихся в олимпиадах, научных конференциях, семинарах, конкурсах, соревнованиях, выставках творческих работ и в телеконференциях;

  • обучение родителей таких детей по мере того, как их дети начинают проявлять неординарные способности.



Тема 4.

Показатели эффективности реализации модели работы с одаренными детьми.
Содержание темы раскрывает создание прогностической модели деятельности системы работы с одаренными учащимися в общеобразовательном учреждении.
Последовательность изложения материала:


  • создание благоприятных условий для развития интеллекта, творческих способностей и личностного роста одарённых детей;

  • создание и внедрение программы работы с одаренными детьми в систему образовательного процесса;

  • создание условий по поддержке и социальной защите одаренных детей;

  • расширение пространства повышения квалификации педагогов лицея, как условие методического поиска и творчества в работе с одаренными учащимися;

  • организация педагогического просвещения родителей по вопросам воспитания одаренных детей;

  • создание прогностической модели по работе с одаренными детьми в общеобразовательном учреждении.


Контрольные задания:
1. Разработка диагностических материалов для выявления одаренных детей.

2. Разработка концепции работы с одаренными детьми в образовательном учреждении.

4. Создание учебного курса лекций для педагогов по данному направлению,

6. Подготовка плана лекций для просвещения родителей по данному направлению.

7. Построение прогностической модели работы образовательного учреждения по данному направлению.
Методические рекомендации и пособия по изучению программы.


  1. Артюшина Н.К., Чирковская Е.Г. Личностные и профессиональные качества учителя, работающего с одаренными учащимися // Проблемы психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса. Сборник материалов научно-практической конференции / Научн. ред. Н.Ю. Синягина. – М., 2003. – С. 61-63.

  2. Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997. – 402 с.

  3. Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности. / Под ред. В.И.Панова. – М.: Молодая гвардия, 1997.

  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб., 1997. – 96

  5. Вязникова Л.Ф. и др. Лабиринты жизни. – Хабаровск: Издательство ХГПУ.

  6. Дерябо С.Д. Диагностический анализ эффективности образовательных сред. / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. – М.: Молодая гвардия, 1997.

  7. Кузнецова А.Г. Еще раз о личностно-ориентированном образовании. – Хабаровск, 1998 (в надзаголов. данных: Комитет общего образования Хабаровского края).

  8. Куликова Л.Н. Личность в воспитательной системе учебного заведения: взаимосвязанное развитие: Сборник тезисов. – Хабаровск: ХППИ, 1993.

  9. Куликова Л.Н. Проблема саморазвития личности. – Хабаровск: Издательство ХГПУ, 1997.

  10. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. – М.:Воронеж, 1997.

  11. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. Проблемы практической диагно-стики. – М.: «Школа-пресс», 1993.

  12. Мендель А.В. Педагогические условия саморазвития личности одаренного учащегося в летней физико-математической школе. – Хабаровск: Издательство ХГПУ, 1999.

  13. Психология одаренности детей и подростков. / Под ред. Н.С.Лейтеса. – М.: Издательский центр «Академия», 1996.

  14. Степашко Л.А. Генезис содержания общего образования. – Хабаровск: Издательство ХГПУ, 1994.

  15. Степашко Л.А. Философия и история образования: Учебное пособие. – Хабаровск: Издательство ХГПУ, 1998.

  16. Учителю о психологии. / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. – М.: Молодая гвардия, 1997.

  17. Учителю об одаренных детях. / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. – М.: Молодая гвардия, 1997.

  18. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М., 1995. – 320 с.

  19. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. – М., 1989. – 219 с.

  20. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. - М., 1996. – 96 с.