microbik.ru
1

Утверждено приказом по ГРУНО


от 16.10.208 г. № 281/ 1.1-05

ПРОГРАММА ИНФОРМАТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

на 2009 -2013 г.г.

ПРОБЛЕМЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.



Информатизация образования связана с постоянным развитием. Это обусловлено целым рядом объективных и субъективных факторов. В первую очередь, это связано с постоянным техническим прогрессом, модернизацией и развитием компьютерного, мультимедийного, проекционного и периферийного оборудования. Это в свою очередь приводит к модернизации информационных технологий.

Непрерывным также является и развитие информационной среды это связано с постоянным повышением уровня ее организации и технического оснащения, модернизацией используемых программных комплексов.

Федеральные, областные целевые программы и проекты в области информатизации ставят новые задачи и расширяют и определяют перспективы развития на муниципальном уровне.
Цель «Программы информатизации системы общего и дополнительного образования на 2009-2013 г.г.» - создание единой информационной среды (ЕИС).

Непосредственной главной целью Программы как комплекса спланированных программных мероприятий является построение целостной стабильно функционирующей информационно- образовательной системы на основе единой информационной среды (ЕИС).

Однако переход на новый этап информатизации с учетом необходимых условий создания ЕИС определяет ряд противоречий и «вытекающих» из них проблем, которые возникнут в ходе реализации 2 этапа информатизации системы образования.


Необходимые типовые условия

Единая информационная среда это система, которая:

Созданные оптимальные адаптированные условия

Проблемы

  • включает единую информационно- образовательную сеть (ЕИОС), материально-технические ресурсы,

  • Наличие ЕИОС

  • Достаточное количество материально-технических ресурсов на данном этапе информатизации




  • включает информационные ресурсы,

  • Наличие каталогов Интернет-ресурсов;

  • Доступ к федеральному хранилищу цифровых образовательных ресурсов;

  • Наличие банка учебно-методических ресурсов

  • Наличие информационно-методического сайта

  • Наличие сайтов образовательных учреждений

  • Отсутствие структурированной системы размещения муниципальных ресурсов.

  • включает кадровые ресурсы;

  • Наличие кадров с достаточным уровнем базовой ИКТ - компетенции

  • Недостаточный уровень ключевых компетенций руководителей ОУ для прогнозирования, планирования и управления информатизацией ОУ на новом этапе.

  • обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен;

  • Обеспечено внедрение программных комплексов «1С:ХроноГраф.Школа.2.5» и «ХроноГраф 3.0 Мастер»

  • Несоответствие согласованной обработки, использования информации и полноценного информационного обмена.

  • Отсутствие стабильно функционирующей системы.

  • предполагает наличие нормативно-организационной базы;

  • Разработаны программы информатизации муниципального уровня и в образовательных учреждениях, регламентирующие документы, в том числе права и обязанности пользователей ЕИС, графики работы компьютерного оборудования.

  • Развитию информатизации образования в городе в немалой степени способствовало распределение функций между сотрудниками Отдела информационных технологий МУ ЦРО и образовательных учреждений, в том числе по управлению процессами информатизации, по техническому и методическому сопровождению, по обучению и консультированию, по внедрению информационных технологий в образовательную практику.




  • Несоответствие Программ информатизации ОУ новому этапу информатизации системы образования.

  • предполагает наличие технического и методического сопровождения.

  • Создание Отдела информационных технологий со штатным расписанием:

    • Начальник отдела – 1 ед.

    • Методисты – 6 ед.

    • Ведущий программист – 2 ед.

    • Ведущий инженер – 3 ед.

    • Инженер 1 квалификационной категории – 1 ед.

  • Создание условий для методического обеспечения и сопровождения. На базе МУ ЦРО функционируют:

    • Методический кабинет,

    • Учебно-методический кабинет,

    • Медиатека,

    • Конференц-зал,

    • Пресс-центр.

    • В городе имеется 29 кабинетов информатики на базе образовательных учреждений города, которые используются для повышения квалификации учителей школ города в области ИКТ.

  • Наличие соглашений о сотрудничестве по подготовке кадров между Университетом «Дубна» и Московским государственным областным университетов (в рамках системы РММЦ-ММЦ).

  • Отсутствие методических разработок и рекомендаций по организации деятельности педагогических работников в ЕИС.


Следует уточнить, что внедрение информационных технологий в любой сфере деятельности имеет существенные отличия от информационной среды образовательного учреждения, особенностью которой является наличие трех компонентов:


Необходимые типовые условия


Созданные оптимальные адаптированные условия

Проблемы

  • программно-аппаратной организации информационной среды;

  • программно-аппаратная организация информационной среды на основе программных комплексов «1С:ХроноГраф. Школа.2.5» и «ХроноГраф 3.0 Мастер»;




  • учебно-методического наполнения ее информационных ресурсов;

  • наличие банка учебно-методических ресурсов

  • Отсутствие структурированной системы хранения и пополнения учебно-методических ресурсов в ЕИС.

  • организации деятельности педагогического коллектива в самой среде.

  • организации деятельности педагогического коллектива в программно-аппаратной среде на основе программного комплекса «1С:ХроноГраф. Школа.2.5»

  • Отсутствие в ЕИС структурированных ресурсов не позволяет сформировать необходимые компетенции для работы в среде.


Единая информационная среда муниципального уровня и образовательного учреждения обеспечивает:

Необходимые типовые условия

Созданные оптимальные адаптированные условия

Проблемы




  • созданы базы данных (кадры, контингент) на основе программного комплекса «1С:ХроноГраф. Школа.2.5»

  • создана база данных Информатизации системы образования включающая: курсовую переподготовку, обобщение опыта работы, публикации, развитие технологий, форм информатизации образования и др.

  • в недостаточной степени отработана система консолидации баз данных на муниципальном уровне.

  • однократный ввод данных с возможностью их последующего редактирования

  • обеспечен однократный ввод данных с возможностью их последующего редактирования




  • многопользовательский режим использования данных;

  • обеспечен многопользовательский режим использования данных;




  • разграничение прав доступа к данным;

  • обеспечено разграничение прав доступа к данным;




  • использование одних и тех же данных в различных приложениях и процессах;

  • обеспечено использование одних и тех же данных в различных приложениях и процессах;




  • возможность обмена данными между различными прикладными программами без выполнения операций экспорта-импорта.




  • В недостаточной степени осуществляется возможности обмена данными между различными прикладными программами без выполнения операций экспорта-импорта.


Организационная структура ЕИС включает:

Необходимые типовые условия

Созданные оптимальные адаптированные условия

(имеются в наличии)

Проблемы

  • центральный выделенный сервер для хранения единой базы данных образовательного учреждения и иных информационных ресурсов общего доступа;

  • компьютерные классы для обучения категорий пользователей программного комплекса, преподавания курса информатики, для компьютерной поддержки общеобразовательных предметов, для организации внеклассной работы;

  • передвижные и/или статичные демонстрационные комплексы в предметных кабинетах;

  • автоматизированные рабочие места для административных работников, для сотрудников социально-психологической службы, для библиотеки, для методической работы в учительской, в учебных предметных кабинетах;

  • медиатеку, школьный Интернет-сайт, Школьную Интернет- площадку (сеть) и информационно-аналитический центр.

  • центральный выделенный сервер для хранения единой базы данных образовательного учреждения и иных информационных ресурсов общего доступа;

  • компьютерные классы для обучения категорий пользователей программного комплекса, преподавания курса информатики, для компьютерной поддержки общеобразовательных предметов, для организации внеклассной работы;

  • передвижные и/или статичные демонстрационные комплексы в предметных кабинетах;

  • автоматизированные рабочие места для административных работников, для сотрудников социально-психологической службы, для библиотеки, для методической работы в учительской, в учебных предметных кабинетах;

  • медиатека, школьный Интернет-сайт.




  • Не определена структура, система и методика создания школьной Интернет- площадки.

  • Не определена структура, система и технология обработки и хранения информации в информационно-аналитических центрах.


Техническую инфраструктуру ЕИС составляют:

Необходимые типовые условия

Созданные оптимальные адаптированные условия

(имеются в наличии)

Проблемы

  • компьютерная техника (выделенный сервер, компьютерные классы, отдельные компьютеры);

  • периферийное и проекционное оборудование (принтеры, сканеры, проекторы и др.);

  • телекоммуникационное оборудование;

  • локальная сеть;

  • системное программное обеспечение..

  • компьютерная техника (выделенный сервер, компьютерные классы, отдельные компьютеры);

  • периферийное и проекционное оборудование (принтеры, сканеры, проекторы и др.);

  • телекоммуникационное оборудование;

  • локальная сеть;

  • системное программное обеспечение..




  • несоответствие телекоммуникационного оборудования требованиям к проведению муниципальных, региональных и всероссийских Интернет конференций.


Информационная инфраструктура ЕИС складывается из:

Необходимые типовые условия

Созданные оптимальные адаптированные условия

(имеются в наличии)

Проблемы

  • программные комплексы для автоматизации деятельности различных служб (для учета учащихся и родителей, для кадрового учета, для составления расписания, для анализа успеваемости, для автоматизации библиотеки и др.);




  • программные комплексы «1С:ХроноГраф. Школа.2.5» и «ХроноГраф 3.0 Мастер» для автоматизации деятельности различных служб (для учета учащихся и родителей, для кадрового учета, для составления расписания, для анализа успеваемости, для автоматизации библиотеки и др.);




  • информационных ресурсов муниципального уровня и образовательного учреждения (единая база данных, учебно-методические банки данных, мультимедийные учебные разработки, хранилище документов).

  • информационных ресурсов муниципального уровня и образовательного учреждения (единая база данных, учебно-методические банки данных, мультимедийные учебные разработки, хранилище документов).

  • Информационные ресурсы не структурированы и не систематизированы

  • Не обеспечено хранение информационных ресурсов на муниципальных серверах и серверах ОУ

  • программно-методического обеспечения муниципального уровня и для организации учебно-воспитательного процесса в ОУ (обучающие и развивающие компьютерные программы, электронные справочники, мультимедийные энциклопедии и др.);

  • программно-методического обеспечения муниципального уровня и для организации учебно-воспитательного процесса в ОУ (обучающие и развивающие компьютерные программы, электронные справочники, мультимедийные энциклопедии и др.);

  • Не обеспечено хранение программно-методического обеспечения на муниципальных серверах и серверах ОУ

  • программного обеспечения общего назначения (текстовые и графические редакторы, электронные таблицы и др.);




  • программного обеспечения общего назначения (текстовые и графические редакторы, электронные таблицы и др.);








Нормативно-организационное обеспечение ЕИС образовательного учреждения включает:

Необходимые типовые условия

Созданные оптимальные адаптированные условия

(имеются в наличии)

Проблемы

  • программу информатизации муниципального уровня и образовательного учреждения, в которой описываются основные цели, задачи и этапы информатизации;

  • Муниципальная программа информатизации системы образования (2 этап) в которой описываются основные цели, задачи и этапы информатизации.

  • Срок действия программ ОУ завершен, новые программы информатизации в соответствии с современными требованиями не составлены.

  • Несоответствие ключевых компетенций руководителей ОУ для прогнозирования, планирования и управления информатизацией ОУ на новом этапе информатизации системы образования.

  • Приказы органов управления образованием о включении ОУ в опытно- экспериментальную и проектную деятельность.

  • Приказы органов управления образованием о включении ОУ в опытно- экспериментальную и проектную деятельность.




  • договора, соглашения между учреждениями, обеспечивающими реализацию инновационных программ и образовательными учреждениями, наличие технических заданий;

  • договора, соглашения между учреждениями, обеспечивающими реализацию инновационных программ и образовательными учреждениями, наличие технических заданий;




  • планы реализации тех образовательных проектов, которые муниципалитет и образовательное учреждение осуществляет в данный момент;

  • планы реализации тех образовательных проектов, которые муниципалитет и образовательное учреждение осуществляет в данный момент;




  • распределение функций между сотрудниками Отдела информационных технологий МУ ЦРО и образовательного учреждения, в том числе по управлению процессами информатизации, по техническому и методическому сопровождению, по обучению и консультированию, по внедрению информационных технологий в образовательную практику;

  • распределение функций между сотрудниками Отдела информационных технологий МУ ЦРО и образовательного учреждения, в том числе по управлению процессами информатизации, по техническому и методическому сопровождению, по обучению и консультированию, по внедрению информационных технологий в образовательную практику;




  • регламентирующие документы, в том числе права и обязанности пользователей ЕИС, графики работы компьютерного оборудования.




  • Несоответствие регламентирующих документов целям и задачам нового этапа информатизации системы образования в условиях единой информационной среды.


Информационная среда муниципального уровня и образовательных учреждений должна быть единой, выполнять как образовательные, так и управленческие функции. Это связано с тем, что большая часть информации, используемой в управленческой деятельности школы, носит открытый характер.

Единство и целостность структуры информационной среды определяются единством педагогических целей, взаимосвязью решаемых педагогических задач и взаимодействием участников образовательного процесса. В каждом отдельном случае информационная среда решает уникальный комплекс задач и обеспечивает информатизацию основных видов деятельности:

  • управления: образовательным процессом, контингентом обучающихся, кадрами, ресурсами;

  • образовательной (учебно-воспитательного процесса);

  • обеспечения коммуникации.

Как показала практика реализации Программы информатизации 1-го этапа, подход к планированию и реализации на основе проектно-программных мероприятий оказался наиболее оптимальным. Таким образом, реализация «Программы информатизации системы общего и среднего образования на 2009-2013 г.г.» будет также осуществляться на основе проектно- программных мероприятий, в каждом из которых будут решаться следующие взаимосвязанные задачи:

  • проектно-плановое обеспечение;

  • кадрового обеспечения (обучение педагогических работников);

  • материально-техническое обеспечение (комплектующие, компьютерное, проекционное и коммуникационное оборудование, оргтехника и т.д.);

  • технического обеспечения (проектирование и построение локальной сети, создание сетевых хранилищ банков данных и различных ресурсов);

  • ресурсного обеспечения (учебно-методические банки данных, мультимедийные учебные разработки, обучающие и развивающие компьютерные программы, электронные справочники, мультимедийные энциклопедии и др.);

  • обеспечение системы комплексного мониторинга.