microbik.ru
1 2
Государственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

Центр повышения квалификации «Ресурсный центр»

г.о. Новокуйбышевск Самарской области
Программа

краткосрочных курсов повышения квалификации для педагогов образовательных учреждений Поволжского управления

«Школа профессионального мастерства»
Составитель:

Дорогова И.В.,

руководитель ОМ отдела

Утверждена

Научно-методическим советом

ГОУ ДПО ЦПК

«Ресурсный центр»

г.о. Новокуйбышевск

Протокол № _________
_____________ О.И. Парфенова

Новокуйбышевск , 2011


Пояснительная записка
Конкурсы профессионального мастерства являются действенным средством развития творческого потенциала любого профессионального сообщества. Конкурсы педагогического мастерства создают благоприятную мотивационную среду для профессионального развития педагогов, выявления и распространения инновационного опыта педагогической деятельности, который может рассматриваться как ресурс развития образования. Главные цели любого конкурса профессионального мастерства – пропаганда приоритетов образования, формирование общественного представления о творчески работающих педагогах, повышение престижа педагогической профессии.

Слагаемые успеха конкурса – это высокая результативность учебной, внеучебной, воспитательной деятельности, наличие системы работы в качестве учителя-предметника и воспитателя (классного руководителя), признание профессионального сообщества и общественности, регулярное повышение квалификации и самообразование, умение грамотно представлять свои результаты.

Сегодня существует много профессиональных конкурсов для педагогов, таких как «Учитель года», конкурс на получение лучшими учителями денежного поощрения в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», «Сердце отдаю детям», «Лидер образования», «Самый классный классный», «Воспитатель года», «Информика» и др. Многие из них проводятся в несколько этапов и туров, одни носят очный характер, другие – заочный, по материалам и документам. Подготовка к конкурсу профессионального мастерства является творческим процессом, потому что во время подготовки к нему педагог анализирует свою деятельность, приводит в систему свой педагогический опыт, документацию, готовит публичные мероприятия, тем самым совершенствуя свое профессиональное мастерство. Вот почему этап подготовки к участию в том или ином конкурсе требует тщательного внимания со стороны администрации образовательного учреждения и методической службы.

ГОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г.о. Новокуйбышевск с 2003 года осуществляет организационно-методическое сопровождение проведения территориальных, областных и Всероссийских конкурсов профессионального мастерства различной направленности. За эти годы наработан большой организационный и методический опыт. Ежегодно совершенствуются условия проведения того или иного конкурса в зависимости от развития образования, наши конкурсанты получают высокие оценки на последующих этапах, в целом конкурсы высоко оценивают его учредители.

Тем не менее, за годы проведения конкурсов профессионального мастерства мы увидели ряд проблем:

  • Не всегда есть результаты по всем направлениям деятельности;

  • Недостаточное внимание внеурочной работе по предмету;

  • Трудно провести самоанализ педагогической деятельности, описать опыт работы, особенно воспитательной работы, написать методическую статью и вообще что-либо написать, если ты не филолог;

  • Страшно давать открытый урок или занятие, потому подвести может все что угодно: заболеют лучшие ученики, от волнения «замолчит» класс, подведет техника, не удастся уложиться в 30 минут отведенного на занятие времени;

  • Очень сложно проводить классный час в незнакомом классе и организовать свободную дискуссию по проблеме;

  • Неловко презентовать свою деятельность;

  • Пугает огромное количество бумаг для представления своих результатов;

  • Отсутствует признание общественности;

  • Не всегда конкурсант соответствует условиям конкурса.

  • Как правило, конкурсанты уверены, что победители определены заранее и никакого честного соревнования быть не может.

Все эти проблемы могут быть решены на этапе подготовки к участию в конкурсе. Для этого и разрабатывается программа «Школа профессионального мастерства», основная задача которой – познакомить и обучить педагогов технологиям конкурсного движения.

Данная программа представляет собой цикл постоянно действующих семинаров по подготовке к участию в том или ином конкурсе педагогического мастерства. Предназначена для заместителей директоров, педагогов, планирующих принять участие в конкурсах профессионального мастерства, членов жюри, педагогов с активной профессиональной позицией. Реализация программы запланирована методистами ГОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр», также будут привлечены педагоги – победители КПМ прошлых лет. Содержание занятий будет отражать как общие вопросы и принципы участия в КПМ, так и специальные вопросы (имидж педагога-конкурсанта, психологическая особенность, ораторское искусство и т.д.).

Успешное освоение программы позволит участникам семинаров участвовать как в очных и заочных КПМ и презентовать свою педагогическую деятельность на территориальном и других уровнях.

В результате реализации программы педагоги получают возможность:

- узнать основные требования к участию в КПМ, разработке необходимых документов, правила систематизации и обобщения собственного педагогического опыта, публичной презентации, характерные отличия конкурсных материалов, познакомиться с опытом работы конкурсантов прошлых лет;

- понять основные принципы любого конкурса, роль конкурса профессионального мастерства в системе повышения квалификации и создания имиджа профессии;

- практически освоить технологии обобщения собственного педагогического опыта, урока в незнакомом классе, классного часа, написания методических материалов, публичной презентации.

В результате реализации данной программы планируется

  • увеличить количество образовательных учреждений, принимающих участие в конкурсах профессионального мастерства (ежегодно на 2 школы);

  • увеличить количество педагогов, участвующих в КПМ различного уровня;

  • повысить качество представленных на конкурсы профессионального мастерства работ педагогов (увеличить количество победителей и призеров КПМ различных уровней).

Результаты реализации программы можно отследить используя:

  • листы регистрации участников семинаров (актуальность программы);

  • анкеты обратной связи (содержание программы);

  • аналитические отчеты о проведении КПМ (количество участников, победителей и призеров в сравнении с прошлым годом).


Реализация программы планируется с сентября-месяца по март в режиме занятий 1 раз в неделю. Теоретические вопросы будут чередоваться с практическими заданиями. Основные формы реализации программы: семинар, круглый стол, публичная презентация, практическая работа. Участники семинаров будут иметь возможность организовать методическое сопровождение участия в том или ином конкурсе профессионального мастерства в консультативном режиме.
Краткое содержание

основных тем учебного курса

Раздел 1. «Психологическая подготовка педагогов к участию в конкурсах профессионального мастерства» (8 часов)

Ведущий Дугинова Е.А.
Занятие 1.

Тема: «Технология формирования имиджа современного педагога» (2 часа).

Педагогическое мастерство и имидж учителя. Понятие об имидже современного педагога. Теоретические основы формирования имиджа педагога. Требования к деловой одежде. «Я-концепция» педагога. Стили педагогического взаимодействия.

Эмоциональная культура педагога. Развитие эмоциональной устойчивости педагога: методы, приемы, упражнения. Регуляция эмоционального состояния. Адекватность использования мимической экспрессивности и невербальной коммуникации в педагогическом общении. Использование способов ситуативной саморегуляции во время пребывания в стрессовой ситуации. Профилактика неблагоприятных эмоциональных состояний.

Должны знать:

  • Технологию построения имиджа.

  • Требования к деловой одежде.

  • Способы регуляции эмоционального состояния.

Должны уметь:

  • Определять «Я-концепцию» и индивидуальный стиль взаимодействия с людьми.

  • Формулировать индивидуальные правила профессионального успеха.

  • Регулировать эмоциональное состояние.

  • Применять способы саморегуляции во время пребывания в стрессовой ситуации.

  • Разработать индивидуальную программу профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний.


Занятие 2.

Тема: «Культура педагогического общения» (2 часа).

Этика и культура поведения. Профессиональная этика. Деловой этикет. Правила этикета при общении с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Деловая беседа. Деловой протокол. Интерьер рабочего кабинета.

Психологические аспекты делового общения. Классификация видов общения. Роль восприятия в процессе общения (типичные искажения представления о другом человеке). Понимание в процессе общения. Барьеры непонимания. Использование методов рефлексивного слушания в процессе коммуникации.

Должны знать:

  • Особенности делового этикета.

  • Правила ведения деловой беседы.

  • Особенности восприятия в процессе общения, барьеры непонимания.

  • Правила этикета при общении с людьми с ограниченными возможностями здоровья.


Должны уметь:

  • Владеть навыками ведения деловой беседы.

  • Соблюдать в повседневной жизни правила этикета делового общения.

  • Использовать методы рефлексивного слушания.


Занятие 3.

Тема: «Ораторское искусство» (2 часа).

Технология публичного выступления. Основные правила успешного публичного выступления. Методы преодоления страха публичного выступления. Самонастройка. Психологический подход к определению композиции и структуры выступления. Факторы воздействия на аудиторию. Способы привлечения и удержания внимания слушателей.

Техника речи, культура полемического мастерства. Дыхательная гимнастика: упражнения, рекомендации. Техника речи: упражнения для развития голоса и навыков речевого дыхания, дикции. Дискуссия и ее особенности. Полемические приемы в педагогической практике.

Должны знать:

  • Методы и приемы преодоления страха публичного выступления.

  • Способы самонастройки, привлечения и удержания внимания слушателей.

  • Правила успешного публичного выступления.

  • Методику выполнения дыхательных и голосовых упражнений.

Должны уметь:

  • Использовать методы преодоления страха публичного выступления.

  • Разработать и применять собственные правила успешного выступления.

  • Применять дыхательные и голосовые упражнения.

Занятие 4.

Тема: «Профессиональное самосознание педагога» (2 часа).

Формирование адекватного представления о себе. Понятие самооценки и уровня притязаний. Особенности самовосприятия и восприятия себя другими людьми. Психологические приемы успешной самопрезентации. Основные виды мотивации педагогической деятельности. Роль позитивной «Я-концепции» в общении с людьми.

Коррекция негативных личностных установок. Внутриличностные конфликты и напряженность. Ограничения, накладываемые стереотипизированными фрагментами сознания. Возможности и ограничения во взаимодействии с другими людьми.


Должны знать:

  • Основные виды самооценки и уровня притязаний.

  • Психологические приемы успешной самопрезентации.

  • Причины возникновения внутриличностных конфликтов.

Должны уметь:

  • Определять вид самооценки и уровень притязаний.

  • Использовать приемы успешной самопрезентации.

  • Применять методы профилактики и преодоления внутриличностных конфликтов.


Раздел 2. «Методическая подготовка педагогов к участию в конкурсах профессионального мастерства» (8 часов)

Ведущий: Платонова И.А.

Занятие 1.

Тема: «Методическая продукция профессиональной деятельности педагога» (2 часа).

Понятие «методический продукт»; педагог-автор методического продукта; значение авторских разработок педагогов; уровни авторства: адаптивный, комбинаторный, радикальный; субъективно и объективно новый продукт.

Типы и виды методической продукции: прикладная, учебная (образовательная), организационно-методическая, информационно-методическая.

Занятие 2

Тема: «Методическая статья как разновидность авторского методического продукта» (2 часа).

Понятие «методическая статья»; отличие методической статьи от других видов методической продукции; методика написания статьи; структура методической статьи; минимальные требования к написанию методической статьи: по содержанию, по форме изложения. Стратегия написания методической статьи: этапы работы над статьей, план статьи, язык статьи.
Занятие 3 .

Тема: «Учебно-методическая разработка» (2 часа).


следующая страница >>