microbik.ru
1


Департамент образования города Москвы

ГОУ Гимназия № 1526 Южного окружного управления образования
УТВЕРЖДАЮ

Директор ГОУ Гимназия №1526

_____________ / Болдина Т.Г. /

«___» _____________ 2008 г.
РЕКЛАМНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Программа кружка «Наследники Победы» в блоке дополнительного образования школьников


.32453246.00132-01 99 01
Листов 8
Разработчик:




____________/ Синицына Г.Ю. /


26. 03. 2008

Москва

2008
  1. Функциональное назначение разработки



Предлагаемая программа «Наследники Победы» имеет гражданскопатриотическую направленность.
Её актуальность и педагогическая целесообразность связаны с коренными преобразованиями в стране. С конца XX века произошли большие изменения во всех сферах жизни общества. Снизился уровень культуры и духовности. Создание новых условий для национального возрождения России, как великой державы, остаётся за подрастающим поколением, за которым - будущее страны. Вот почему патриотическое воспитание должно стать составной частью общего воспитательного процесса и представлять из себя систематическую и целенаправленную деятельность всех государственных органов, институтов и общественных организаций, призванных решать эту проблему.
Цель образовательной программы: воспитание патриотизма и гражданственности у школьников. Патриотизм – это любовь к Родине, гордость за её героическое прошлое, горечь за неудачи и поражения, бережное отношение к традициям своего народа. Патриотизм неотделим от гражданственности. Он является основой для беззаветного служения Родине, выполнения конституционных обязанностей гражданина, уважения прав других людей. Гражданственность предполагает приоритет общественных и государственных интересов над индивидуальными. Формирование этих свойств личности невозможно без знания истории Отечества, героических страниц его прошлого, так как во время испытаний проявляются лучшие черты народа, растёт его национальное самосознание, происходит единение с государством.
Задачи образовательной программы:

  • помочь учащимся понять сложность многовекового пути, пройденного Россией, приобщить их к духовным и нравственным ценностям и традициям своего народа, осознать необходимость патриотического служения Отечеству;

  • помочь расширить и углубить знания по истории Отечества, повысить интерес к изучению истории, развивать информационные компетенции учащихся.

  • воспитывать у них такие положительные качества характера, как мужество, честность, смелость, верность, стойкость, героизм, чувство долга, ответственность, готовность служению Родине.

Отличительные особенности данной образовательной программы состоят в том, что она составлена в соответствии с содержанием Федерального Закона «О днях воинской славы (победных днях) России», принятого Государственной Думой 10 февраля 1995года. Среди многочисленных государственных праздников особое место занимают военные праздники, связанные с годовщинами войск и родов Вооружённых Сил России и крупными победами над врагом, в том числе во время Великой Отечественной войны. Всё меньше остаётся ветеранов боёв и труда, участников и свидетелей тех суровых лет. Мы не должны забывать их великий подвиг. Поэтому так важно воспитывать подрастающее поколение на лучших отечественных образцах патриотизма.
В её основу положен проблемно- хронологический принцип. Программа состоит из четырех разделов.

  • Раздел I. Славные победы Киевской Руси.

  • Раздел II. Героические страницы российской истории XVII в.

  • Раздел III. Слава русского оружия в XVIII-XIX вв.

  • Раздел IV. XX в. – продолжение боевых традиций.


Темы занятий связаны не только с крупными победами над врагами Родины в различные исторические периоды, в них рассматриваются такие вопросы, как:

  • русские доспехи X-XIV вв.;

  • боевые построения русских полков, тактика сражений в Х-ХIV вв.;

  • ордена петровского времени – первые российские ордена;

  • рождение российского флота;

  • А.В. Суворов и его «Наука побеждать»;

  • русское военное искусство XVIII в.;

  • русский военный мундир XIX в.;

  • Бородинское поле – поле воинской славы;

  • героические события прошлого (XIV-XIX вв.) в топонимах юга Москвы;

  • Великая Отечественная война в названиях московских улиц, площадей и бульваров;

  • Великая Отечественная война в московских памятниках;

  • города – Герои Великой Отечественной войны;

  • оружие Победы;

  • Московские военные парады (1941, 1945 гг.);

  • ордена Великой Отечественной войны;

  • воинские ритуалы и символы.


Программа предполагает использование разнообразных форм организации учебного процесса: занятия по изучению исторических источников, обсуждение ученических сообщений и рефератов, проведение мини-конференций и «круглых столов», уроков-лекций, экскурсий, в том числе виртуальных, просмотр и обсуждение видео – и DVD – фильмов, игры, викторины, встречи с ветеранами, посещение военных городков.
Формами подведения итогов могут быть научно- практические конференции, исторические чтения, соревнования, выставки, где могут быть представлены работы учащихся в виде рефератов, эссе, презентаций, проектов, как индивидуальных, так и коллективных, конкурсы плакатов, боевых листков и других творческих работ.

Программа предлагает к каждому занятию примерную тематику вопросов для рассмотрения, а также формы занятий и подведения итогов.
Содержание и учебно-методическое обеспечение программы


п/п

Содержание разделов, тем

Форма занятий

Форма подведения итогов




Вводный урок: Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России» от 10 февраля 1995 года.

Краткая характеристика курса. Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России. Дни воинской славы – дни побед, сыгравших решающуюся роль в истории России.

Работа с историческими документами.

Календарь памятных дат.

Раздел I.

Славные победы Киевской Руси.

1.

Победа русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год).

Натиск немецких рыцарей. Ледовое побоище. Загадки Чудского озера. Русь отстояла свою независимость. Оценка полководческого таланта Александра Невского - учреждение ордена

Александра Невского (1942 г).

Просмотр отрывка из к/ф «Александр Невский»

С М.. Эйзенштейна. Беседа.

Схема сражения.

2.

Русские доспехи X-XIV вв.

Виды оружия (оборонительное, наступательное). Боевая одежда (шлем, кольчуга, чешуйчатые и пластинчатые доспехи).

Виртуальная экскурсия в музей оружия.

Мини-презентации.

3.

Победа русских полков во главе с Дмитрием Донским над монголо-татарами в Куликовской битве (1380 г.).

Мини-конференция.

Коллективный мини-проект «Тайны Куликова поля»




Подготовка к сражению, поход на Дон. Роль русской православной церкви в обеспечении победы. Сергий Радонежский. Сражение на Куликовом поле. Рост национального самосознания. Памятники русской культуры, посвященные Куликовской битве.







4.

Боевые построения русских полков, тактика сражений в Х-ХIV вв.

Дружина и ополчение. Конница и пехота. Поединок богатырей. Роль резерва.

Урок - игра

Аппликация



Возможно расширить деятельность объединения привлечением к занятиям новых источников информации, участием в окружных и городских мероприятиях, связанных с тематикой направления.

2. Область применения, рекомендации


В образовательных учреждениях для работы педагогов в системе профильного образования, педагогов в системе дополнительного образования, организаторов учебно-воспитательной работы, классных руководителей, в работе школьных музеев. Использование программы возможно как в полном объеме, так и при изучении отдельных разделов и тем. Реализация данной программы во многом связана с привлечением материалов московских музеев. Данная программа предназначена для учащихся 6-7-х классов, рассчитана на прохождение её в течение учебного года (38 часов), в режиме 1 час в неделю. В учебно-тематическом плане отражено распределение часов, отведенных на изучение теоретического материала и на практические занятия.
Учебно-тематический план

объединения «Наследники Победы»


№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Всего

Теоретических

Практических




Вводный урок: «Федеральный закон

«О днях воинской славы (победных днях) России» от 10 февраля 1995 года.

1




1




Раздел I.

Славные победы Киевской Руси.

4

1

3

1.

«Победа русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год)







1

2.

Русские доспехи X-XIV вв.







1

3.

Победа русских полков во главе с Дмитрием Донским над монголо-татарами в Куликовской битве (1380 г.).




1




4.

Боевые построения русских полков, тактика сражений в Х-ХIV вв..







1



Программа опробована в кружковой и факультативной работе гимназии.

  1. Используемые технические средства



4. Специальные условия применения и требования организационного, технического и технологического характера


Для подготовки продукта к работе пользователь должен совершить следующие действия:

  • включить компьютер;

  • загрузить соответствующий файл с презентациями;

Для просмотра в условиях урока необходимо иметь презентационное оборудование для демонстрации материалов во время объяснения данной темы. Материалы и библиотеки могут использоваться для подготовки раздаточного материала для уроков ИИКТ.

5. Условия передачи документации на разработку или ее продажи


Продукт поставляется на компакт-диске или CD-R диске держателями или авторами продукта.