microbik.ru
1
Пояснительная записка
Программа курса «Литература: анализ художественного произведения» опирается на традиционное литературоведческое знание, но при этом дает возможность учащимся ознакомиться с современными представлениями о многих важнейших понятиях науки о литературе. Подобная практика в школьном изучении литературы объективно не всегда доступна и/или уместна, поэтому данный курс представляет собой дополнительное средство углубленного изучения литературы, открывая новые возможности перед учащимися, специализирующимися в области гуманитарных наук.

Поскольку литературное знание фактически соотносится с универсальным знанием (текст может указывать на любой контекст – научный, философский, юридический, политический и т.п. – т. наз. «вертикальные контексты»), то и работа по его интерпретации связана с обращением к такому знанию. Поэтому развивающая часть входит непосредственно в ткань программы и ее практическое воплощение. Все это говорит об актуальности и педагогической целесообразности программы.

Программа является авторской, в базовых своих составляющих она была разработана в 2005 г., в последующие годы дополнялась и существенно перерабатывалась.

Программа курса «Литература: анализ художественного произведения» направлена на углубленное изучение литературной теории и вопросов интерпретации литературных произведений. Курс рассчитан на учащихся 10-11 классов, срок обучения по программе – 1 учебное полугодие. Объем курса – 52 уч. часа.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ


  1. Цели освоения курса:

- подготовка учащихся к олимпиадам и другим интеллектуальным соревнованиям по литературе;

- овладение системой знаний по теории литературы, необходимых для успешной культурной и академической деятельности учащегося;

- овладение умением воспринимать и анализировать художественное произведение как в частности, так и в широком контексте, как элемент культуры общества;

- формирование опыта применения полученных знаний для углубленного понимания произведений литературы, анализа художественных произведений, оценки явлений современного литературного процесса.


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения курса

В результате освоения курса «Литература: анализ художественного произведения» обучающийся должен:
знать/понимать:

- содержание основных литературоведческих категорий;

- основные приемы анализа художественного произведения;
уметь:

- характеризовать произведения литературы, выделяя их основные художественные и историко-культурные особенности;

- анализировать художественные произведения, выделяя их типологические признаки, тематику и проблематику;

- объяснять закономерности этапов литературного процесса, проводить параллели в развитии различных мировых литератур;

- раскрывать на примерах изученные положения теории литературы;

- формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения о произведениях художественной литературы и явлениях литературного процесса;

- оценивать явления литературы и культуры в соотнесении с полученными знаниями;

- применять полученные знания в процессе изучения русской литературы и культуры.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
МОДУЛЬ 1

ЯЗЫК И СТИЛЬ
В данном модуле изучаются вопросы стилистики художественного текста: различные эстетически значимые явления художественной речи, такие как средства художественной изобразительности (эпитет, сравнение, аллегория, перифраза, тропы: метафора, метонимия, синекдоха, ирония, гипербола, олицетворение, фигуры: анафора, антитеза, градациия, оксюморон, острота, параллелизм, повторение, риторические вопрос, восклицание и обращение, умолчание, эллипсис, эпифора), вопросы образности (образность слова, строение образа, образность текстовая и контекстуальная) и вопросы авторского повествования (субъективация авторского повествования, словесные и композиционные приемы субъективации авторского повествования, сказ, пародия, травести).

Литература


  1. Григорьев В. П. Поэтика слова. М., 1979.

  2. Книгин И. А. Словарь литературоведческих терминов. М., 2006.

  3. Кожевникова Н. А. Типы повествования в русской литературе XIX–XX вв. М., 1994.

  4. Чернец Л.В., Семенов В.Б., Скиба В.А. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М., 2007

  5. Есин А.Б., Ладыгин М.Б., Тренина Т.Г. Литература: Краткий справочник школьника. 5-11 кл. – М., 1997

  6. Чудаков А. П. Слово – вещь – мир: От Пушкина до Толстого: Очерки поэтики русских классиков.М., 1992.

  7. Тюпа В. И. Художественность литературного произведения. Красноярск, 1987.



МОДУЛЬ 2

СТИХОВЕДЕНИЕ
В этом модуле рассматриваются вопросы систем стихосложения (силлабика, тоника, силлабо-тоника), ритмики и метрики (стопа, размер и метр, цезура, клаузула, перенос), рифмы (рифма точная и неточная, внутренняя, мужская и женская, составная, схемы рифмовки), строфики, твердых форм стиха, акцентный и свободный стих. Здесь же рассматриваются вопросы фоники.
Литература


  1. Богомолов Н. А. Стихотворная речь. М., 1995.

  2. Жирмунский В.Поэтика русской поэзии. СПб., 2001.

  3. Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. М., 2000.

  4. Стиховедение. Хрестоматия. М., 1998.

  5. Федотов О. И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: В 2-х кн. М., 2002.

  6. Холшевников. Основы стиховедения. Русское стихосложение. СПб., М., 2004.



МОДУЛЬ 3

АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
В данном модуле рассматриваются вопросы формы (структуры) стихотворного произведения (архитектоника, композиция, типы композиции), вопросы ритмики, метрики и фоники в их смыслообразующих аспектах, система образов, лирический герой произведения, тематическая структура (мотивы и лейтмотивы), пафос, идейное содержание, контексты лирического стихотворного произведения.

Литература


  1. Анализ художественного произведения. Художественное произведение в контексте

творчества писателя. Книга для учителя. М., 1987.

  1. Богомолов Н. А. Стихотворная речь. М., 1995.

  2. Гаспаров М. Л. Метр и смысл: Об одном из механизмов культурной памяти. М., 1999.

  3. Гаспаров М. Л. О русской поэзии. СПб., 2001.

  4. Гинзбург Л. Я. О лирике. М., 1974.

  5. Гинзбург Л. Я. О лирическом герое. М., 1979.

  6. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Л., 1972.

  7. Эткинд Е. Проза о стихах. СПб., 2001.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





Модули

Теоретических занятий,

часов

Практических занятий,

часов

Всего,

часов

Формы текущего контроля и аттестации

1

Язык и стиль



6

12

18

Контрольная работа 1

2

Стиховедение



4

4

8




3

Анализ поэтического произведения


8

18

26

Контрольная работа 2


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Предполагаются теоретические, практические и смешанные по форме занятия: лекция, беседа, дискуссия, самостоятельная работа. На лекциях учащиеся знакомятся с основными теоретическими положениями курса, а также получают примеры анализа тех или иных художественных моментов произведения или целостной его интерпретации. Форма беседы связана с необходимостью детализации полученных знаний, выявления личностного подхода учащегося, его корректировки. Дискуссия опирается на ситуации, в которых учащиеся выступают в роли рецензентов работ своих товарищей. Здесь вырабатывается умение высказать объективное, аргументированное мнение, увидеть достоинства и недостатки работы, быть последовательным, но и гибким, твердым, но и уважительным. Самостоятельная работа – это и рецензии, и пропедевтика, и самостоятельные критические и аналитические работы учащихся. Применяются и комбинированные формы, когда учащиеся работают частично самостоятельно и частично под руководством преподавателя: в данном случае работа учащихся разбивается на промежуточные этапы и преподаватель вносит коррективы в дальнейшую работу после ознакомления с результатами этих этапов.

Ожидаемые результаты программы видятся в повышении уровня теоретического знания учащихся о литературе, успешности их выступлений на олимпиадах по литературе, усилении заинтересованности предметом (выбор последующей специализации при поступлении в вуз).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Анализ художественного произведения. Художественное произведение в контексте творчества писателя. Книга для учителя. М., 1987.

2. Анализ художественного текста. (Русская литература ХХ века6 20-е годы) СПб., 1997.

3. Анализ художественного текста (эпическая проза). Хрестоматия / Сост.

Н. Д. Тамарченко. М.: РГГУ, 2004.

4. Аспекты и приемы анализа текста художественного произведения. Л., 1983.

5. Анализ литературного произведения. Л., 1976.

6. Анализ одного стихотворения. Л., 1985.

7. Бабенко Л. Г., Казарин Ю. В. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: Учебник; Практикум. М., 2003.

8. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

9. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

10. Богомолов Н. А. Стихотворная речь. М., 1988.

11. Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890-х–1925-го годов в комментариях. М., 1993.

12. Гаспаров М. Л. О русской поэзии. СПб., 2001.

13. Горшков А. И. Русская словесность М., 1995.

14. Анализ поэтических произведений А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева. М., 1981.

15. Жолковский А. К., Щеглов Ю. К. Работы по поэтике выразительности. М., 1996.

16. Калачева С. В. Методика анализа сюжета и композиции литературного произведения. М., 1973.

17. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970 (и др. изд).

18. Лотман Ю. М. Анализ поэтического теста. Л., 1972.

19. Николина Н.. А. Филологический анализ текста. М., 2003.

20. Новиков Л. А. Художественный текст и его анализ. М., 1988.

21. Тамарченко Н. Д. Теоретическая поэзия: понятия и определения. Хрестоматия. М.,

2001.

22. Федотов О. И. Рифма и стих (У истоков русской стиховой культуры). Русская литература. 1984. № 4. С. 60-69.

23. Эсалнек А. Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Практикум. М., 2003.

24. Эткинд. Е. Проза о стихах. СПб., 2001.