microbik.ru
1 2 ... 5 6
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московская государственная юридическая академия

имени О.Е. Кутафина»

(МГЮА имени О.Е. Кутафина)
Кафедра адвокатуры и нотариата

« РИТОРИКА»
Учебно- методический комплекс
для студентов очной и очно-заочной форм обучения Института судебных экспертиз

на 2011/12, 2012/13, 2013/14 учебные годы

МОСКВА

2011

Автор: Абрамова Н.А.,

кандидат педагогических наук

СОДЕРЖАНИЕ

Введение...................................................................................................4

Программа курса......................................................................................7

Учебно-методические рекомендации...................................................11

Тематический план.................................................................................13

Планы семинарских занятий и практические задания........................21

Примерный перечень тем докладов и сообщений..............................50

Рекомендуемая литература.....................................................................51

Вопросы для подготовки к зачёту..........................................................53

ВВЕДЕНИЕ
Целью курса «Риторика» является организация профессионально ориентированной лингво-юридической подготовки студентов, обучающихся по специальности 031003 «Судебная экспертиза», специализации «Судебно-речеведческие экспертизы».

Высокая культура речи является важнейшей составной частью общей и профессиональной подготовки специалиста. Реалии нашей жизни таковы, что востребованными оказываются люди, способные мыслить самостоятельно, вырабатывать оригинальное решение актуальной для определенной сферы жизни проблемы, точно и понятно для всех формулировать его, вызывать к нему интерес у коллег и делать их своими единомышленниками.

Искусство и мастерство подготовки убедительной и эффективной речи – неотъемлемая профессиональная черта современного юриста. Овладению этим искусством помогает риторика — теория ораторского искусства, красноречия, наука об умении говорить правильно, точно и убедительно.

Всякое дело имеет свои правила и секреты, не освоив которые нельзя достичь в нем совершенства. Труд мастера поражает нас не только отчетливостью главной идеи, но и гармонией второстепенных деталей. Искусство и мастерство никому не даны в готовом виде, они формируются в ходе сознательной и упорной работы над собой.

В истории российского судопроизводства накопился богатейший опыт словесного состязания при произнесении обвинительных и защитительных речей, из которого мы черпаем сегодня основы практических приемов судебных ораторов, имеем возможность через речи увидеть восприимчивых и чутких наблюдателей, тонких психологов, безупречных логиков, просвещенных юристов, блестящих ораторов.

Специальность эксперта относится к числу лингвоинтенсивных специальностей, поэтому речемыслительная деятельность и приемы действенного речевого поведения экспертов-юристов в профессиональной сфере являются предметом специального изучения.

Современная юридическая риторика – это не просто техническое искусство воздействия на аудиторию: она включает представление об этических правилах речевого поведения судебного оратора, обучает правилам и нормам обращения с текстами, регулирует отношения между людьми не только посредством лингвистической знаковой системы, но и с помощью других систем. Кроме того, она воспитывает у студентов превосходный вкус и развивает чувство слова. При изучении курса студенты овладевают базовым набором специальных риторических сведений (в особенности спецификой топики и аргументации в юридической сфере). Курс призван сформировать также комплекс специальных риторических умений и навыков.

Содержание курса определяет основные его задачи:

  • повысить уровень владения речью как важнейшим средством профессиональной деятельности;

  • познакомить студентов с историей европейской и русской риторики, историей судебного красноречия, законами и категориями общей и юридической риторики;

  • развить коммуникативные способности, т.е. умения налаживать контакт с любой аудиторией, учитывая ее особенности и интересы; обрести уверенность в ситуациях, требующих импровизационного выступления, отстаивать свою позицию, поддерживать или корректно отвергать доводы собеседника;

  • научить активному использованию приемов элоквенции (искусства красноречия), придающих речи яркость, образность, экспрессивность, с целью постоянного совершенствования речевого мастерства;

  • помочь овладеть различными видами речевых действий: подготовкой доклада, публичным выступлением с лекцией, участием в обсуждении учебных тем, умением участвовать в деловой беседе, корректно вести спор или дискуссию и т.д.;

  • научить студентов владеть своим голосом, речевым аппаратом с тем, чтобы общение было максимально эффективным;

  • выработать умение публично выступать с подготовленным текстом;

  • научить адекватно оценивать речевое поведение окружающих;

  • сформировать умение распознавать риторические стратегии в судебной и других видах деятельности.

Таким образом, курс «Риторика» направлен на овладение студентами основами общей и профессиональной риторики. При этом студенты должны не только получить необходимые базовые риторические знания, но и научиться практически их применять для построения монологических высказываний, продуктивного участия в процессе речевого общения в правовой сфере. Таким образом, данный курс одновременно формирует у студентов несколько видов компетенции: языковую, коммуникативную, правовую и общекультурную.

Организация учебного процесса при преподавании курса «Риторика» направлена на решение вышеперечисленных задач.

Курс «Риторика» предполагает, как уже отмечалось, овладение практическими риторическими навыками и закрепление теоретического материала, что требует особого внимания к индивидуальной работе со студентами и признания, что важнейшей формой занятий по риторике являются семинары.

Семинары могут включать самостоятельную работу студентов по подготовке выступлений, тренировку дыхания и голоса, упражнения по поиску аргументов на заданные темы с последующим анализом, деловые игры и другие виды работ.

Программа предусматривает проведение семинарских занятий в следующих основных формах:

  1. Коллективное обсуждение теоретических вопросов плана семинарского занятия;

  2. Подготовка и презентация докладов и рефератов с последующим обсуждением ключевых проблем и степени ораторского мастерства докладчика;

  3. Публичные выступления студентов с подготовленными ими речами разных жанров с последующим анализом речевой деятельности начинающих ораторов.

Самостоятельная работа предусматривает систематическое знакомство с новой литературой по определенным темам, выполнение теоретических и практических заданий в соответствии с планом семинарских занятий, подготовку публичных речей разных жанров, рефератов, докладов, а также анализ выступлений своих коллег.

В результате изучения курса «Риторика» студент должен:

  • знать категориальный аппарат риторики как науки;

  • понять сущность законов общей риторики;

  • уяснить место риторики в системе гуманитарных знаний;

  • осознать механизм взаимодействия общей риторики и частных риторик;

  • овладеть практическими навыками реализации законов общей риторики и особенностей частных риторик;

  • уяснить сущность риторического канона;

  • знать содержание основных фаз ораторского искусства;

  • иметь представление об исторически сложившихся тенденциях в развитии риторики;

  • знать сущность речевой деятельности как одного из видов человеческой деятельности и особенности функционирования основных видов речевой деятельности;

  • знать сущностные характеристики эффективной речи и правила ее подготовки;

  • овладеть основными приемами подготовки публичных речей разных жанров, в том числе судебной речи;

  • уметь анализировать публичную речь с точки зрения ее соответствия требованиям риторического канона;

  • уметь ориентироваться в сложных проблемах современной риторики.

В целях повышения качества учебного процесса на основе регламентации промежуточных контрольных мероприятий, структурирования и активизации самостоятельной работы студентов, повышения объективности оценки успеваемости и результатов итоговых контрольных мероприятий данная программа предусматривает использование балльно-рейтинговой системы оценки знаний и строится по модульному принципу.

При оценке преподавателем работы студента в течение семестра учитывается:

  1. посещаемость практических занятий;

  2. активность студента, проявленная при выполнении плановых заданий;

  3. результаты контрольных и тестовых заданий;

  4. уровень подготовки рефератов, докладов, сообщений и творческих работ;

  5. уровень ораторского мастерства, демонстрируемый студентами во время публичных выступлений;

  6. результаты самостоятельной работы студентов.


ПРОГРАММА КУРСА
Раздел I. История ораторского искусства
Тема 1. Предмет риторики как науки и учебной дисциплины. Юридическая риторика как особая прикладная дисциплина, ее предмет и задачи

Определение риторики и современной риторики как дисциплины. Предмет и структура общей риторики. Понятие эффективной речи. Общая и частная риторики. Юридическая риторика как вид частной риторики, ее предмет и задачи.

Категории, закономерности и законы риторики.

Универсальный характер риторики. Использование в теории ораторского искусства познавательных возможностей философии, логики, социологии, психологии, этики, теории коммуникации, языкознания, а также основ сценической речи.

Неориторика как продолжение традиций классической риторики. Неориторика и психолингвистика.
Тема 2. Риторический идеал античности и традиции русского красноречия

Предпосылки формирования красноречия в Древней Греции. Демократия и риторика. Великие ораторы древнего мира: Перикл, Демосфен, Исократ и др. Идеал софистической риторики. Риторический идеал Сократа. Диалог Платона «Горгий»: риторика и этика; «Федр»: гносеология и эстетика риторики; «Софист». Аристотель и его «Риторика». Риторическое учение Цицерона: трактаты «Оратор», «Об ораторе», «Брут». Обобщение опыта античного красноречия в трудах Квинтилиана.

Возникновение и развитие красноречия как части культуры русского народа. Первая русская «Риторика» 1620 г. и ее особенности. Ораторское искусство в эпоху Петра I. М.В. Ломоносов – основоположник теории русского ораторского искусства.

Использование идей античной риторики в теории и практике русского красноречия в XIX–XX вв. Ораторское творчество М.М. Сперанского, труды Н.Ф. Кошанского, К.П. Зеленецкого и др.

Расцвет судебного красноречия в России после реформ 1864 г. Ораторская деятельность А.Ф. Кони, Ф.П. Плевако, Н.П. Карабчевского, П.А. Александрова, В.Д. Спасовича, В.А. Андреевского и др.

Традиции университетского красноречия: Т.П. Грановский, Д.И. Менделеев, К.А. Тимирязев и др.

Риторика советского периода: В.И. Ленин, А.В. Луначарский, Л.Д. Троцкий, С.М. Киров, Н.И. Бухарин и др. Институт живого слова в Петрограде.

Раздел II. Риторический канон.
Риторический канон: инвенция, диспозиция, элокуция, меморио, акцио гипокризис — классическая система разработки выступления.

Тема 1. Инвенция

Характеристика теории общих мест (топики). Смысловая модель «род и вид»; смысловая модель «определение», ее структура и место в речи; смысловая модель «целое-части» и мастерство детали; смысловая модель «свойства»: топы «признаки», «качества», «функции» и принципы их использования в речи; смысловая модель «сопоставление»: топы «сравнение» и «противопоставление», поиски сходства и различия; смысловая модель «причина и следствие», причинно-следственные отношения в смысловой структуре речи; смысловая модель «обстоятельства»: топы «как?», «где?», «когда?»; смысловые модели «пример» и «свидетельства», принципы их использования; смысловая модель «имя» как источник изобретения содержания. Смысловые схемы речи. Использование смысловых моделей в судебных речах.

Тема 2. Диспозиция

Диспозиция (расположение материала речи) — стратегия и тактика изложения собранного материала. Риторические традиции и принципы расположения содержания в описании. Основные стратегии повествования. Рассуждение и хрия — основа судоговорения. Структура строгой хрии: дедуктивный образец. Искусственная хрия: индуктивный образец, особенности ее структуры и использования.

Тема 3. Элокуция

Элокуция (словесное выражение) - «цветы красноречия». Смысловые особенности тропов, их риторические возможности и назначение в речи. Использование тропов в судебных речах. Риторические возможности и функции тропов и фигур: метафоры, метонимии, иронии и парадокса, гиперболы, мейозиса, сравнения, олицетворения, антитезы, градации, анафоры, эпифоры, периода, фигур убеждения, украшения и эмоционального воздействия на слушателей.

Тема 4. Меморио и акцио гипокризис

Меморио (запоминание). Способы подготовки и произнесения публичной (судебной) речи. Механическая и ассоциативная память, использование мнемотехник.

Акцио гипокризис (произнесение). Техника речи как средство речевого воздействия. Принцип гармонии звучащей речи с личностью оратора.

Раздел III. Риторика и речевое воздействие в юридической практике

Способы речевого воздействия. Факторы, правила и приемы речевого воздействия. Коммуникативная позиция. Коммуникативные неудачи. Понятие эффективной коммуникации. Условия эффективного речевого воздействия. Коммуникативные барьеры. Вербальное речевое воздействие: фактор соблюдения коммуникативной нормы, фактор установления контакта с собеседником, фактор содержания речи, фактор языкового оформления, фактор стиля общения, фактор объема сообщения, фактор расположения информации, фактор адресата. Невербальное речевое воздействие. Виды невербальных сигналов. Имидж. Невербальные средства усиления коммуникативной позиции говорящего: фактор внешности, фактор взгляда, фактор физического поведения, фактор организации пространства общения, фактор голоса.

Положительный имидж эксперта. Влияние на формирование положительного имиджа внешности и стиля самопрезентации, культуры их речи. Значение положительного имиджа для эффективного использования прямого и косвенного способов убеждения.

Положительный имидж как условие возникновения доверия в деловых отношениях. Феномен доверия.

Возможности использования нейролингвистического программирования (НЛП). НЛП как психотехнология влияния и ее значение для убеждения присяжных заседателей и председательствующего судьи. Технические приемы нейролингвистического программирования сознания и поведения слушателей: представление важной информации по различным сенсорным каналам; использование конкретной лексики с чувственно ориентированными словами; использование выразительных средств речи; использование рефрейминга.

Раздел IV. Общие особенности подготовки публичного выступления.

Виды публичных выступлений по цели и по форме. Основные требования к публичному выступлению: решительное начало выступления, драматизм, сдержанная эмоциональность, краткость, диалогичность, разговорность, установление и поддержание контакта с аудиторией, понятность главной мысли, решительный конец. «Борьба» слушателей с оратором.

Работа над речевой формой выступления: разговорность стиля, простота изложения, конкретность лексики, разнообразие номинативных средств. Риторические фигуры, передача графических знаков в устной речи, выразительность речи.

Подготовка к публичному выступлению: обдумывание выступления. Выбор темы и определение основного содержания будущего выступления, структура публичного выступления, обозначение структурных частей выступления, место важной информации, подготовка конспекта выступления, репетиция выступления, психологическая и физическая подготовка к выступлению.

Начало вступления: организационный момент в аудитории, вступление, его виды и функции, приемы привлечения внимания аудитории.

Завершение публичного выступления: функции концовки публичного выступления, варианты концовок, как не надо заканчивать выступление, ответы на вопросы аудитории.

Поведение оратора в аудитории: восприятие оратора аудиторией, ораторская индивидуальность, риторические позиции оратора в ходе выступления, внешний вид оратора, манера выступления, расположение в аудитории, движение, взгляд, позы и жесты, громкость, темп, интонация, приемы борьбы с волнением, реакция оратора на неполадки и помехи в ходе выступления.

Поддержание внимания аудитории в ходе выступления: факторы, влияющие на внимание аудитории, «чтение» оратором аудитории, периоды внимания, приемы поддержания внимания, донесение главной мысли выступления, соблюдение регламента.
Раздел V. Жанры публичных выступлений
Использование различных жанров публичной речи в юридической практике.

Информационное выступление: виды и общие правила подготовки информационных выступлений.

Рекламное выступление: правила подготовки устного рекламного выступления.

Рассказ о себе: автобиография, свободный рассказ о себе (самопрезентация).

Рассказ о событии: правила рассказывания о событии.

Протокольно-этикетное выступление: виды и основные требования к протокольно-этикетным выступлениям. Правила подготовки поздравительных и приветственных речей.

Похвальное слово: правила подготовки похвального слова.

Развлекательное выступление: его основные особенности: случай из жизни, анекдот, тост.

Убеждающее выступление и его основные особенности: воодушевляющее выступление, агитационное выступление, собственно убеждающее выступление. Судебная речь как разновидность убеждающего выступления. Психологическая сторона убеждающей речи.

Аргументация: тезис и аргументы, убедительность аргументов, правила аргументации, способы аргументации, помехи восприятию аргументации, правила эффективной аргументации. Аргументация в судебных речах. Демонстрация. Ошибки и уловки в демонстрации.

УЧЕБНО — МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Составлены для самостоятельной работы студентов с целью способствовать эффективному изучению предмета «Риторика». Рекомендации содержат тематический план, планы семинарских занятий и практические задания к ним, списки литературы, тематику курсовых работ и вопросы для подготовки к зачету.

Изучение курса обеспечивается путём проведения лекционных, семинарских занятий и консультаций. По окончании курса студенты, не набравшие достаточного количества баллов, согласно балльно-рейтинговой системе оценки знаний, сдают зачёт.

I. Лекции

Лекция является составной частью учебного процесса и представляет собой систематическое, последовательное изложение лектором программного материала. Лекция — это одна из основных и наиболее важных форм учебной работы студентов. Перед лекцией студенту рекомендуется самостоятельно прочитать соответствующий раздел учебника, это позволит более осознанно воспринимать информацию, полученную от лектора. Лекции нужно конспектировать в специальной тетради. Не следует стремиться записать лекцию дословно, важно зафиксировать основные, принципиальные положения и выводы, раскрывающие тему лекции, а также оригинальную иллюстративную информацию к ней. Для облегчения процесса конспектирования лекции целесообразно использовать различные сокращения слов, в том числе как общепринятые, так и индивидуальные, то есть привычные для конкретного студента.

Возникающие в процессе лекции вопросы нужно обязательно сформулировать на полях и задать их преподавателю в конце лекции. После лекции целесообразно ещё раз просмотреть конспект и при необходимости внести соответствующие исправления и дополнения. Хороший конспект лекций окажет большую пользу при подготовке к семинарским занятиям и зачету.
II. Семинары

Семинары являются традиционной формой текущего контроля учебной работы студентов. Семинары проводятся по основным, наиболее сложным темам учебной программы. Они имеют целью проверить, углубить и закрепить теоретические знания, полученные студентами на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также сформировать у них навыки устного изложения теоретического материала, публичного выступления, практического использования языкового материала.

К семинарским занятиям студент должен основательно готовиться. Для этого предварительно следует ознакомиться с планом предстоящего семинарского занятия, изучить рекомендованную к нему литературу и составить план-конспект выступления по каждому вопросу. В процессе проведения семинарских занятий важно проявлять активность при обсуждении вопросов темы, используя при ответе на них подготовленный план-конспект выступления, примеры из практической деятельности. На семинарских занятиях студентам следует стремиться также восполнить существующие пробелы в знаниях путём постановки преподавателю неясных вопросов рассматриваемой темы.

Аудиторные учебные занятия должны сочетаться с самостоятельной работой студентов. Для эффективности самостоятельной работы студентов кафедра требует от них ведения специальной тетради по семинарским занятиям, в которой содержатся ответы на теоретические вопросы тем занятий, подготовленные студентами самостоятельно, и ответы на задания, содержащиеся в практической части семинарского занятия.

На семинарских занятиях могут заслушиваться и обсуждаться заранее подготовленные студентами реферативные сообщения, доклады по рассматриваемой теме.

Семинарские занятия по данному курсу должны способствовать повышению культуры устной речи студентов, совершенствованию речевых навыков, овладению средствами эффективного речевого воздействия, свободному и грамотному использованию языковых средств в сфере профессиональной и бытовой коммуникации.



следующая страница >>