microbik.ru
  1 ... 2 3 4 5

VI. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВЕКОВ


Становление русской философии в борьбе славянофилов и западников. П. Я. Чаадаев, его критика православия, русской культуры и истории. А.Хомяков о русском народе, православии, о славянской душе. Социализм А.Герцена. Философия бунта М.Бакунина. Мироcозерцание Н.Чернышевского и Н. Добролюбова, их социально-утопическая революционность.

Философские взгляды Л.Толстого и идея ненасилия. Проблема свободы и зла в философии Ф.Достоевского. Подпольный человек и проблема бунта личности против мировой необходимости. Ф.Достоевский и революция.

Вл.Соловьев – крупнейший русский философ XIX века. Учение Соловьева о философских началах цельного знания. Свободная теургия, (свободная) теософия и (свободная) теократия. Идея синтеза теологии, философии и науки. Учение о Богочеловечестве. Роль русского народа и православия в историческом процессе. Позднее творчество Вл. Соловьева.

Одинокие мыслители: К.Леонтьев и В.Розанов. Византийский идеал К.Леонтьева. Эстетическое отношение к истории. К.Леонтьев как пророк и провидец,"враг прогресса и морали". Критика христианства и поэтизация язычества в творчестве Розанова. Философия пола. В.Розанов о России и русской душе.

Русские философы-богословы: П.Флоренский и С.Булгаков. Философия культа П.Флоренского. Культ и культура, свет и святость. Религия и личность. П.Флоренский – русский Леонардо да Винчи. С.Булгаков: от марксизма к защите православия. Религия и ее роль в духовной культуре России.

Русский религиозный экзистенциализм. "Философия творчества" Н.Бердяева. Творчество как смысл человеческого существования. Философия и наука. Творчество и свобода. Творчество и объективизация. Творчество и любовь. Экзистенциализм Н. Бердяева. Вера и знание. Философия исторического процесса. Проблема зла. Эсхатология Н.Бердяева.

Смысл жизни по С.Франку. Проблема "христианского социализма". Личность и свобода. Философия "идеал - реализма" Н.О. Лосского. Органистическая онтология. Интуитивизм Лосского. Типы интуитивного постижения. Проблема мирового зла. Теодицея Лосского.

VII. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ


Духовная ситуация эпохи и основные феномены западной культуры конца XIX-XX вв. Массовое общество и массовая культура. "Восстание масс" и идеологические государства. "Смерть Бога". Тоталитаризм, фашизм и бюрократия.

Основные тенденции и проблемы философии XX века. Пересмотр принципов и традиций классической философии. Критика культа разума и проблема нерационального. Сциентизм и антисциентизм. Преемственность и связь с предшествующими этапами развития философской мысли. Попытка обновления классических философских традиций (неотомизм, неокантианство, неогегельянство, неопозитивизм и др.). Духовные истоки экзистенциально-антропологического направления современной западной философии (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, С.Кьеркегор).

“Философия жизни” А.Бергсона и В.Дильтея. Формирование “новой онтологии”: бытие человека и бытие мира. Философская антропология (М.Шелер, А.Гелен) и ее антисциентистские установки. Инстинкт или интеллект. Человек как "неопределившееся животное". Общественные институты как форма восполнения биологической недостаточности.

Иррационализм и мистика в XX веке. Эзотеризм и экзотеризм. Поиск философских оснований взаимопонимания Запада и Востока. Попытка синтеза науки, религии и философии в теософии (Е.П.Блаватская), психокосмологии (Г.И.Гурджиев) и антропософии (Р.Штайнер). Философия традиционализма Р.Генона. Опыт миропонимания М.Элиаде: “Священное и мирское”.

“Неклассические” типы философствования: феноменология, фрейдизм, персонализм, экзистенциализм, структурализм, герменевтика и философская антропология.

Теоретическое естествознание и математика конца XIX – нач. XX веков. Неокантианство как попытка обновления классических философских традиций Основные школы неокантианства. Марбургская школа (Г.Коген, П.Норп, Э.Кассирер) – ориентация на математическое естествознание, толкование "вещи в себе" и абсолютизация логической деятельности мышления. Познание как логическое конструирование предмета. Баденская школа (В.Виндельбанд, Г.Риккерт). Науки о природе и науки о культуре. Генерализирующий и индивидуализирующий методы познания. Учение о ценностях. Специфика исторического познания. Неокантианство и социология М.Вебера.

Теоретические истоки феноменологии Э.Гуссерля (1859-1938). Картезианские предпосылки и аналитика сознания в учении Ф.Брентано. Попытка построения философии как “строгой науки”. Критика философско–психологических учений о сознании. Учение о потоке сознания. Понятие “чистого” сознания и его интенциональности. Онтологическое понимание истины и интуитивизм. Эволюция воззрений Гуссерля. Поиски нового смысла познания и жизни: кризис европейских наук и “жизненный мир”. Многообразие интерпретаций феноменологии, ее основные варианты.

Психоанализ З.Фрейда и глубинная психология К.Юнга – философские основания психологии ХХ века. Сознание и бессознательное. Эрос и культура. Место и роль "архетипов" в развитии личности и культуры. Исцеление цивилизации через упорядочение души каждого человека. Трансперсональная психология.

Социально–исторические и духовные истоки экзистенциализма. Основные разновидности философии существования – М. Хайдеггер, Ж.–П. Сартр, К. Ясперс и др. Понимание экзистенциализмом задач и цели философии. Проблематика бытия. Проблема смысла и подлинности человеческого существования. Диктатура безличности. Философия как первопоэзия. Свобода и экзистенция. Понятие трансценденции.

Философская антропология как наука о метафизической природе человека (М.Шелер). Полемика с позитивизмом. Критика неокантианского формализма и гносеологизма. Симпатическая модель универсума. Современная философская антропология как ряд самостоятельных атропологических концепций (Г.Плеснер, А.Гелен, Э.Ротхакер и др.). Философская попытка целостного понимания человека. Проблема соотношения биологического и социального, психического и духовного в человеке. Человек как творец и носитель культуры.

Социогуманитарное познание XX века (психология, литературоведение, лингвистика, этнология) и структурализм (М.Фуко, К.Леви–Стросс и др.). Понятие структуры, его научный и философский смысл. Разработка методов структурного анализа. Критика экзистенциализма и антропологизма. Выявление глубинных структур культуры. Анатомия человеческого ума и концепция "сверхрационализма". Археология знания. Постструктурализм Ж. Деррида. Понятие “деконструкции”. Выработка нового концептуального пространства современной философской мысли, расширение коммуникативного опыта, построение новых моделей смыслообразования. Постструктурализм и литературный авангард.

Кризис гуманитарных наук и возрождение интереса к философии истории в конце XIX века. Есть ли смысл в истории? Прогресс или цикличность. От науки к утопии. Проблема будущего человечества. Западная философия истории – О.Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокин, А.Вебер, М.Вебер и др. Философско–историческая концепция К.Ясперса (1883-1969).

Неопозитивизм и его эволюция (Р.Карнап, А.Айер, Г.Рейхенбах и др.). Философия лингвистического анализа. Принцип верификации. Философия общей семантики. Проблема языка в философии позднего Витгенштейна. Аналитическая философия и постпозитивистские течения. Разнообразие методологических концепций: фальсификационизм и концепция “третьего мира” К.Поппера; понятие научной парадигмы и концепции научных революций Т.Куна; методология научно–исследовательских программ И.Лакатоса; “стандарты рациональности и понимания” С.Тулмина; “анархистская эпистемология” П.Фейерабенда.

Философия техники как попытка синтеза сциентистского методологизма и культурологического антропологизма (Д.Белл, А.Тоффлер и др.). Концепции развития культуры и техники. Идея “человечной” технологии.

Марксизм как явление социальной реальности XIX-XX вв. Философия и марксизм. Марксизм и европейская культура. Исторические условия возникновения марксистского учения и его философских основ. Гегелевская философия и формирование философии марксизма. Учение Фейербаха и марксистский материализм.

Проблема отчуждения и варианты ее решения у Маркса. Марксизм: философия, социальное учение об обществе и идеология. "Капитал": цель и история создания, историческая судьба.

Марксизм в истории и судьбе России. Появление и распространение марксистских идей в Российской реальности XIX века. "Великие потрясения" в России начала XX века и марксистское мировоззрение. Марксистские идеи (философия и идеология) в творчестве В.И.Ленина. Ленин как мыслитель-политик. Марксистская мысль в России: теория и практика. "Истоки и смысл русского коммунизма" (Бердяев). Судьба России и судьбы марксизма.

Феномен неомарксизма ХХ в. (Д.Лукач, А.Грамши) и социальная философия франкфуртской школы (Г.Маркузе, Э.Фромм, Ю.Хабермас и др.) Обращение к психоанализу, герменевтике и аналитической философии.

Истоки герменевтических идей. Герменевтика как общая теория интерпретации (Ф.Шлейермахер), методология гуманитарного знания (В.Дильтей) и феноменология человеческого бытия (М.Хайдеггер). Герменевтика как философия понимания (Х.–Г.Гадамер). Проблема "предрассудка" в познании. Язык как игра. Понимание мира через понимание языка. Понимание прошлого через "разговор" с ним. Герменевтика как интерпретация символов. Герменевтические основания нового типа рациональности.

Религиозная философия ХХв. Неотомизм: Э.Жильсон, Ф.Маритен и др. Философия католической церкви. Проблема бесконечного, трансцендентного, умопостигаемого бытия. Акт и потенция. Сущность и существование. Теория "божественной среды" Тейяра де Шардена". Неопротестантизм: К.Барт, П.Тиллих. Вера как дерзание. Проблема социальной ответственности в религии. Концепция “безрелигиозного” христианства Д.Бонхёффера (1906-1945).

Постмодернизм (Ж. Делез, Ж. Лиотар, Ж. Бодрийар и др.). Отношение к традиционной философии. Отрицание проблемного и жанрового единства философского знания. Антисистематичность как принцип. Понятие “дисконтинуума”.

“Проблемные направления”: философия человека, философия сознания, философия языка, философия науки, философия культуры, философия мифа и др. Философия глобальных проблем (А. Печчеи, Д. Медоуз и др.).Проблема будущего цивилизации (концепции "третьей волны" Э. Тоффлера, "великого разрыва" Ф. Фукуямы, "смерти Запада" П. Дж. Бьюкенена).

Рекомендуемая основная литература

  1. Аббаньяно Никола. Введение в экзистенциализм. СПб., 1998.

  2. Абеляр. Теологические трактаты. М., 1995.

  3. Абу Хамид Мухаммад ал-Газали. Эликсир счастья. СПб., 2002.

  4. Августин. О граде Божием. Соч., Т III-IV. М., 1998.

  5. Аверроэс. Опровержение опровержения. СПб., 1999.

  6. Авиценна. Книга знания. М., 1999.

  7. Аль-Кинди. О едином// Приложение к кн. Аристотель. Метафизика. СПб. 2002.

  8. Антология даосской философии. М., 1994.

  9. Антология мировой философии в 4 т. М., 1969–1972.

  10. Антология средневековой мысли. Т. I-II. СПб., 2002.

  11. Аристотель. Метафизика //Сочинения в 4-х тт. Т.1, кн.I,VII. М., 1975.

  12. Башляр Г. Научный рационализм. Т.I., М-СПб., 2000.

  13. Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Минск. 1999.

  14. Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции. М., 1998.

  15. Бердяев Н.А. Философия свободы; Смысл творчества. – М., 1989.

  16. Бердяев Н.А. Человек и машина //Философия творчества, культуры и искусства. Т. I. М., Искусство, 1994.

  17. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995.

  18. Боэций. Утешение философией. М., 1990.

  19. Булгаков С.Н. Свет невечерний. М., 1994.

  20. Бхагавадгита. Ашхабад, 1951.

  21. Бьюкенен П.Дж. Смерть Запада. М., 2003.

  22. Бэкон Ф. Новый Органон// Соч. в 2-х тт. Т.2. М., 1972.

  23. Вебер Альфред. Кризис европейской культуры. СПб., 1999.

  24. Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.

  25. Виндельбанд В.Избранное: Дух и история. М., 1995.

  26. Вольтер. Философские сочинения. М., 1988.

  27. Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988.

  28. Гартман Н. К основоположению онтологии. СПб., 2003.

  1. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. В 3-х книгах. СПб., 1993-1994.

  1. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. Предисловие. СПб., 1993.

  2. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2-х т. М., 1975-1977.

  1. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3-х т. М., 1974-1977.

  1. Гельвеций. Об уме// Соч. в 2-х тт. Т.1. М., 1973.

  2. Герцен А.И. Сочинения в 2-х т. М., 1986.

  3. Гоббс Т. Сочинения в 2 т. М., 1989.

  4. Гольбах П. Система природы. Соч. в двух томах. Т. I, 1963.

  5. Гуссерль Э. Логические исследования: исследования по феноменологии и теории познания. Собр. Соч. Т. III. М., 2001.

  6. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск: Агентство САГУНА, 1994.

  7. Дамаскин И. Точное изложение православной веры. М., 1992.

  8. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 2003.

  9. Декарт Р. Рассуждения о методе. //Сочинения в 2-х тт. Т.1. М., 1991.

  10. Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000.

  11. Джеймс У. Воля к вере. М., 1997.

  12. Джон Дьюи. Реконструкция в философии. М., 2001.

  13. Дидро Д. Сочинения в 2-х томах. М., 1986.

  14. Дильгей В. Введение в науки о духе // Соч. в 4-х томах. Т. I., М., 2000.

  1. Древнекитайская философия. В 2-х т. М., 1994.

  1. Жильсон Этьен. Томизм. Соч., т. I, М-СПб., 2000.

  2. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М., 1997.

  3. Ибн.Рушд. Рассуждение, выносящее решение относительно связи между религией и философией //Религия в изменяющемся мире. М., РУДН, 1994.

  4. Ибн-ал-Араби. Мекканские откровения. СПб., 1995.

  5. Камю А. Миф о Сизифе // Сумерки богов. М., 1989.

  1. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно–гражданском плане. //Сочинения. Т.6. М., 1966.

  2. Кант И. К всеобщему миру //Там же.

  1. Кант И. Сочинения. В 6 тт. М., 1966.

  2. Кант И. Критика чистого разума //Сочинения в 6-ти тт. Т.3. М., 1964.

  3. Карл Поппер. Объективное знание. Эволюционный подход. М., 2002.

  4. Кассирер Э. Философия символических форм. М-СПб., 2002.

  5. Кассирер Эрнст. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998.

  6. Киреевский И.В. Разум на пути к истине. Философские статьи. М., 2002.

  7. Классическая йога. М., 1992.

  8. Конт О. Дух позитивной философии. СПб., 2003.

  9. Конфуций. Я верю в древность. М., 1998.

  10. Куайн У. Слово и объект. М., 2000.

  11. Лейбниц. Новые опыты о человеческом разуме// Соч. в 4-х томах. Т. 2. М., 1983.

  12. Локк Дж. Сочинения: В 3 т. М., 1988. Т. 3.

  13. Лосский Вл. Боговидение. М., 2003.

  14. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995.

  15. Луман Н. Власть. М., 2001.

  16. Макиавелли Н. Избранные сочинения. М., 2001.

  17. Маритен Жак. Знание и мудрость. М., 1999.

  18. Маркс К. К критике гегелевской философии права// Маркс К. Социологические сочинения. М., 2000.

  19. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844г.// Маркс К. Социологические сочинения. М., 2000.

  20. Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. М., 1966.

  1. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.

  1. Мерло–Понти Морис. Феноменология восприятия. М., 2001.

  2. Мунье Эммануэль. Манифест персонализма. М., 1999.

  3. Мунье Эммануэль. Христианское противостояние. СПб., 2002.

  4. Ницше Ф. Соч. в 2-х томах. СПб., 1998.

  5. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс //Избранные труды. М., 1997.

  6. Платон. Собр. cоч. в 4 т. М., 1990-1994.

  1. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. I–II. М., 1992.

  1. Прокл. Платоновская теология. СПб., 2001.

  2. Рассел Б. Исследование значения и истины. М., 1999.

  3. Рассел Б. Философия логического атомизма. Томск, 1999.

  4. Рикёр П. История и истина. СПб., 2002.

  5. Рикёр П. Конфликт интерпретаций: очерки о герменевтике. М., 2002.

  6. Рикёр Поль. Герменевтика. Этика. Политика. М., 1995.

  7. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

  8. Роберт Гроссетест. Сочинения. М., 2003.

  9. Розанов В.В. Религия и культура. М., 1990.

  10. Русская идея. Сост. и авт. вступ. статьи М.А.Маслин. М., 1992.

  11. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты. М., 1998.

  12. Сартр Ж.П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М., Республика, 2000.

  13. Соловьев В.С. Соч-я в 2-х т. 2-е изд. М.: Мысль, 1990.

  14. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. Минск. 1998.

  15. Спиноза Б. Богословско–политический трактат. Мн., 1998.

  16. Суфии. Восхождение к истине. М., 2001.

  17. Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2002.

  18. Уильям Оккам. Избранное. М., 2002.

  1. Упанишады в 3-х кн. М., 1992.

  2. Федотов Г.П. Судьба и грехи России: В 2-х тт. СПб., 1991.

  1. Фейерабенд П. Избр. труды по методологии науки. М., 1986.

  2. Философия в Энциклопедии Дидро и Даламбера. М., 1994.

  1. Фихте И.Г. Сочинение 1794-1801. М., Ладомир, 1995.

  1. Флоровский Г.В. Из прошлого русской мысли. М., 1998.

  2. Фома Аквинский. Сумма теологии. Т 1-2. Киев, 2003.

  1. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989.

  1. Франк С. Реальность и человек. М., 1997.

  2. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

  3. Фрейд З. Будущее одной иллюзии. //Сумерки богов. М., 1989.

  4. Фрейд З. Тотем и табу. СПб., 1997.

  5. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.

  6. Фуко М. Воля к истине. М., 1996.

  7. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997.

  8. Фукуяма Ф. Великий разрыв. М., 2003.

  9. Хабермас Юрген. Философский дискурс о модерне. М., 2003.

  10. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 2002.

  11. Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М., 1997.

  12. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.

  13. Хилари Патнэм. Разум, истина и история. М., 2002.

  14. Чаадаев П.Я. Философические письма// Соб. Соч. Т. I., М., 1991.

  1. Шелер М. Избранные произведения. М., 1994.

  1. Шеллинг Ф. Философия откровения. СПб., 2002.

  1. Шеллинг Ф. Сочинения в 2-х т. М., Мысль 1987-1989.

  1. Шестов Л. Афины и Иерусалим //Соч. в 2-х томах. Т. I, М., 1993.

  2. Шлейермахер Ф. Речи о религии. Монологи. М.-К., 1994.

  3. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Соч. в 6 томах, т I-II, М., 2001.

  4. Шпенглер О. Закат Европы: очерки по морфологии мировой истории. Т I-II, М., 1998.

  5. Экхарт М. Об отрешённости. М-СПб., 2001.

  6. Энгельс Ф. Л. Фейербах и конец классической немецкой философии// Маркс К. и Энгельс Ф., соч.Т. 21. М., 1975.

  7. Энгельс Ф. Диалектика природы// Маркс К. и Энгельс Ф., соч.Т.20. М., 1975.

  8. Юм Давид. Малые произведения. М., 1996.

  9. Юм Давид. Трактат о человеческой природе. СПб., 2001.

  10. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

  11. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.


<< предыдущая страница   следующая страница >>