microbik.ru
1
Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр развития творчества детей и юношества

МО Тимашевский район


Утверждаю:

Решение педагогического совета

Протокол № 23 «31» августа 2011года

Председатель педсовета

_______ С.Н. Слюсарев




Образовательная программа «Экология Родины»

объединения «Эрудит»

Возраст детей: 12-13 лет

Срок реализации программы: 1 год

Вид программы: модифицированная

Педагог дополнительного образования

высшей категории

Лейхнер Алевтина Васильевна

г. Тимашевск

2011 г

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

1. Программа «Экология Родины» ориентирована на формирование экологического мировоззрения, повышение природоохранной грамотности и культуры общения со средой. Общеобразовательный минимум сведений в области экологии является фундаментом экологического образования учащихся.

Направленность программы:

Настоящая программа представляет дополнительный курс учебников экологической направленности. Построена программа на основе детских интересов с учетом возрастных особенностей.

Актуальность программы:

Программа формирует более современные экологические подходы к условному видению мира, самого себя и своих человеческих функций в взаимоотношениях с природой и обществом, охватывает современные методы исследований.
2. Вид программы: модифицированная.

Цели и задачи программы:

-Формирование интереса к экологии, способностей ориентации в многообразии проблем.

-Научить осуществлять мониторинг, составлять творческие проекты и рефераты.

-Формирование особой образовательной среды, в которой учащийся может удовлетворить свои познавательные интересы и компетенции.

-Реализация творческого потенциала, творческой активности.

-Приобретение навыков самостоятельного труда.

В связи с поставленной целью ставятся задачи:

Обучающие:

А) научить основам рационального природопользования;

Б) научится основам написания рефератов, исследовательских проектов.

Развивающие:

- Развитие фантазии, образного и логического мышления, творческих способностей

- Вызвать у детей интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно

- Развивать детскую фантазию

Воспитательные:

- Воспитание бережного отношения к природе

- Сочетание и применение экологических знаний с практическими делами, приносящими пользу природе, а значит и обществу

2

-Воспитание к интересу состояния своей местности, экологическим проблемам края

Отбор содержания и последовательности изложения материала данной программы построен по законам дидактики от простого к сложному. Каждая последующая тема перекликается с предыдущей и является ее продолжением, но более усложненным, требующим больших знаний, умений и навыков. С каждой новой темой умения и навыки детей все более совершенствуются.

Для реализации творческого потенциала детей используется технология сотрудничества, тесного общения ребенка и педагога во время занятий; оказание помощи в творческих поисках ребенка, привлечение самих участников процесса к совместному выполнению процесса обучения и сотрудничеству друг с другом.

В объединении занимаются дети 12-13 лет, девочки и мальчики. Количество детей в группе - 15 человек, что соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Состав группы постоянный. Набор в группу свободный на основании заявления родителей и собеседования.

Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся три раза в неделю по 2 часа. Всего 216 часов.

Занятия строятся с учетом возрастных способностей детей. На организационный момент отводится 5 минут, где проверяется наличие готовности материала и инструментов и определяется этап выполненной работы. Далее 10 минут на изучение теоретического материала, 25 минут - практическая работа, 5 минут - уборка кабинета.

У учащихся должны быть сформированы компетенции

1.Учебно-позновательные:

-творчески решать практические задачи ,самостоятельно свою деятельность

2. Коммуникативные:

- вести диалог выступать публично

- участвовать в коллективной деятельности

- убеждать, доказывать правоту

3.Общекультурные :

- управлять своим поведением

- соблюдать технику безопасности при выполнении практических работ

4. Информационные:

- описывать полученные результаты делать выводы

- использовать ресурсы Интернет при составлении презентаций
3

3.Отличительные особенности программы.

В программу включены вопросы кубановедения и регионального компонента. Включает вопросы и задания с использованием компьютера. Экскурсии будут способствовать активизации обучения. Лекции, работа с литературой – подготовка к олимпиадам, МАН «Эврика». В объединении могут участвовать дети от 12 до 15 лет.

4.Уровень по подготовки детей при приеме в объединение определяется путем собеседования. Значительный объем содержания программы способен обеспечить вариативность ее реализации. Переход от одного уровня к другому осуществляется по принципу от простого к сложному.

5.Программа 1 года обучения рассчитана на 216 часов. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. Количество детей в группе – 15 человек. Теоретические занятия проводятся в форме бесед, видеофильмов, мультимедийных презентаций, брейн – рингов, викторин, путешествий в мир знаний, тестирования.

Учебно-тематический план.

№п/п

Название тем

Всего часов

В том числе

теоретических

практических

экскурсий

1

Предмет экологии

2

2







2

Глобальные проблемы экологии

32

12

20




3

Организм и среда

22

4

16

2

4

Экологические проблемы и пути их разрешения

26

10

14

2

5

Сообщества и популяции

42

16

18

8

6

Экологический мониторинг

28

8

18

2

7

Окружающая среда и здоровье человека

22

10

10

2

8

Наблюдение и изучение растений

42

6

34

2




Итого часов

216

68

130

18

4

Содержание программы

«Экология Родины»

Раздел I.

Тема 1. Введение. Предмет экологии – 2 часа.

Теория – 2 часа.

Программа, содержание работы, задачи.

Техника безопасности.

Раздел II. Глобальные проблемы экологии 32 часа.

Тема 1. Тип природных ресурсов 10 часов.

Теория: - 4 часа. Тип Природных ресурсов Классификация и формы загрязнения окружающей среды.

Практика: - 6 часов.

Атмосферный воздух. Загрязнение транспортом. Практическая работа «Определение загрязнения воздуха». Работа над рефератами.

Тема 2. Земельные ресурсы и охрана земель 10 часов.

Теория: 4 часа. Земельные ресурсы и охрана земель. Водные ресурсы и охрана вод.

Практика: 6 часов. Определение загрязнения воды. Экологический субботник. Экскурсия на санэпидстанцию.

Тема 3. Радиоактивность. Дозы облучения. – 10 часов.

Теория: - 4 часа. Радиоактивность. Дозы облучения . Шум, вибрация, электромагнитное воздействие.

Практика: - 6 часов. Экологический рейд. Экскурсия в природу.

Работа над рефератами.

Тема 4. Работа над рефератами. 2 часа.

Практика: - 2 часа. Работа над рефератами.

5

Раздел III. Организм и среда. 22 часа.

Теория: - 4 часа. Практике 18 часов.

Тема 1. Влияние промышленных предприятий района. 10 часов.

Теория: - 4 часа. Влияние промышленных предприятий района. Метод загрязнения среды в г. Тимашевске.

Практика: - 6 часов. Исследовательская работа. Просмотр видеофильма. Экологический рейд «Улицы посёлка».

Тема 2. Гербаризация растений. 10 часов.

Практика: - 10 часов. Гербаризация растений. Практическая работа на школьном участке. Сбор семян. Составление схем и планирование цветников школьного двора.

Тема 3 . Экскурсия на кондитерскую фабрику. – 2 часа.

Практика: - 2 часа.

Раздел IV. Экологические проблемы и пути их решения. 26 часов.

Теория: - 10 часов.

Практика: - 14 часов. Экскурсия 2 часа.

Тема 1. Влияние хозяйственной деятельности человека. 10 часов.

Теория: - 6 часов. Влияние хозяйственной деятельности человека. Влияние антропогенных факторов. Поступление в атмосферу загрязненных веществ.

Практика: - 4 часа. Просмотр видеофильма «Экология Кубани». Загрязнение особо опасными веществами. Работа с литературой в библиотеке.

Тема 2. Оборонная и военная промышленность. 10 часов.

Теория: - 4 часа. Оборонная и военная промышленность. Жилищно-коммунальное хозяйство.

Практика: - 6 часов. Основные загрязнение экологический субботник. Экскурсия на реку Кирпили.

Тема 3. Составление экологической карты Поселка. 6 часов.

Практика: - 6 часов. Составление экологической карты посёлка. Исследовательская деятельность.

6

Раздел V. Сообщества и популяции: 42 часа.

Теория: - 16 часов.

Тема 1. Приспособительные формы организмов – 10 часов.

Теория: - 10 часов. Пути приспособления к среде. Закон пищевых отношений. Свет в жизни растений. Пищевые отношения растений.

Тема: 2. Закон конкурентных отношений. 10 часов.

Теория: - 2 часа. Популяция. Структура популяций.

Практика: - 8 часов. Закон конкурентных отношений. Экологический субботник. Работа над рефератами.

Тема 3. Рост численности популяций. – 10 часов.

Теория: - 2 часа. Биоценоз и его устойчивость.

Практика: - 8 часов. Экскурсия в музей краеведения. Исследовательская работа.

Тема: - 4. Биоценоз и его устойчивость. – 10 часов.

Теория: - 2 часа.

Практика: - 8 часов. Исследовательская деятельность.

Практическая работа: «Сообщества и популяции». Работа над рефератами.

Раздел VI Экологический мониторинг 28 часов.

Теория: -8 часов.

Практика: -20 часов

Тема: 1 Мониторинг загрязнения окружающей среды 10 часов.

Теория: -4 часа. Мониторинг загрязнения окружающей среды. Изменения видового разнообразия.

Практика: 6 часов. Организация мониторинга. Экологический субботник. Работа с рефератами.

Тема 2: Проблема отходов – 10 часов.

7

Теория: -2 часа. Проблема отходов.

Практика: 8 часов. Экологический мониторинг. Работа с гербарием. Работа

в саду.

Тема 3: Очистка берегов реки Кирпили 8 часов.

Теория: -2 часа. Новые подходы в охране атмосферы.

Практика: 6 часов. Очистка берегов реки Кирпили. Исследовательская деятельность.

Раздел VII Окружающая среда и здоровье человека 22 часа.

Теория: -10 часов.

Практика: -12 часов.

Тема 1: Понятие здоровья 10 часов.

Теория: -8 часов.

Есть ли здоровые люди? Факторы, определяющие здоровье. Состояние санитарно-эпидемиологического благополучия школьников и жителей поселка.

Практика: -2 часа. Просмотр видеофильма.

Тема 2: Вера, как фактор здоровья 10 часов.

Теория: -2 часа. Вера, как фактор здоровья.

Практика: -8 часов.

Определение загрязнения питьевой воды. Составление карты здоровьесберегающих технологий. Написание реферата «Здоровье жителей района».

Раздел VIII Наблюдение и изучение растений 42 часа.

Теория: -6 часов.

Практика: - часа. Экскурсии 2 часа.

Раздел VIII

Тема 1: Свет в жизни растений.

8

Теория: -4 часа. Свет в жизни растений.

Практика: -4 часа.

Подкормка растений в кабинетах. Пути приспособления растений к среде.

Тема 2: Приспособления к опылению 10 часов.

Практика: - 10 часов.

Сожительство растений. Теплолюбивые растения. Растения-хищники. Пересадка растений.

Тема 3: Подготовка растений к посадке 10 часов.

Практика: -10 часов.

Засухоустойчивые растения. Рыхление. Влаголюбивые растения. Растения и почва. Пересадка растений. Определение растений. Практическая работа с определителем.

Тема 4: Практика сбора растений 12 часов.

Практик: -12 часов.

Практика сбора растений. Работа на цветнике. Операция «Зеленая аллея». Конкурс творческих работ. Научно-практическая конференция.

Методическое обеспечение программы.

Средства для реализации программы и методы:

п/п

Название тем

Формы проведения занятий


1

Предмет экологии

Беседа, мини-дискуссия

2

Глобальные проблемы экологии

Беседа сообщения учащихся

3

Организм и среда

Беседа, ролевая игра

4

Экологические проблемы и пути их разрешения

Экскурсия в лабораторию

5

Сообщества и популяции

Лекция, зачет

6

Экологический мониторинг

Практическое занятие

7

Окружающая среда и здоровье человека

наблюдение

8

Наблюдение и изучение растений

Наблюдение, практическое занятие, зачет

9

Методы

Исследовательский - на экскурсии, где дети знакомятся с формами загрязнителей окружающей среды: воздуха, воды, промышленные загрязнители.

Практический метод: гербаризация растений, составление коллекций, определение растений.

Проектный- составление проектов по охране воды, почв, влияния выхлопных газов на состояние здоровья человека.

Наблюдения- на экскурсиях, в уходе за комнатными растениями

Практикумы: посадка рассады подкормки растений, мониторинги.

  1. Рекомендации:

а) изучать и осуществлять преемственность в обучении;

б) учет опыта семейного воспитания

в) от простого к сложному

  1. Материально-технические условия

Для проведения практических занятий используются гербарии, карточки, тесты, фото по темам, коллекции, микропрепараты, микроскопы.

Это помогает лучше передавать материал, а учащимся усвоить его.

10

4. Информационное обеспечение:

используются средства ИТК- мультимедийный проектор, видео(ДВД), телевизор, диски, видеофильмы, экран, ноутбук, компьютер.

  1. Внешние связи:

объединение «Экология Родины» получает задания и консультации в КНИИСХ имени Лукьяненко- города Краснодара (профессор Лавренюк).

Контроль результативности изучения учащимися программы

Для проверки знаний используется:
-Фронтальная беседа
-Мозговой штурм
-Исследовательские работы учащихся
-Итоговые отчеты

Для стимуляции личностного роста используются бальная система мониторинга достижений, результаты фиксируются в таблицу

ФИО учащегося

Тема

Работа в группе

Устный ответ

Участие в дискуссии

Практическая работа

Презентация

Защита проекта

































































































Ожидаемые результаты:

-данный курс поможет учащимся в выборе профиля

-учащиеся приобретут новые знания по биологии

-постигнут азы проектной методики, получая результат

Предполагаемый результат:

1. Участие в предметных марафонах знаний.

2.Участие в муниципальных и региональных конкурсах «Моя Малая

11

Родина», «Тайны природы».

3.Написание исследовательских проектов: «Водные проекты», «Чистая планета», «Шаг в будущее».

4.Участие в олимпиадах на муниципальном и региональном уровне.

5. Участие во Всероссийских конкурсах «Зеленая планета», «Подрост».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

  1. Брем А.Э.- Жизнь животных, М, Терра, 1996.

  2. Ивченко С.- Занимательная ботаника, М, Молодая гвардия, 1972

  3. Крискунов Е.А.- Экология, М, Дрофа, 1997.

  4. Красная книга СССР, М, наука, 1985.

  5. Овчаров К.В.- Тайны зеленых растений, М, наука, 1983.

  6. Чижевский А.Е. Я познаю мир. Детская энциклопедия А.С.Т. 2001

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Ивановский П.А.- Охрана окружающей среды, М, Просвещение, 1986

2.Жигарев Н.А., Пономарева О.Н. Основы экологии. Сборник задач, упражнений и практических работ. М, Дрофа, 2002

3.Пасечник В.В.- Экология, М, Дрофа, 1997

4. Трушина Т.П. Экологические основы природопользования. Ростов на Дону, Феникс, 2001.

5. Хван Т.А., Хван П.А. Основы экологии. Феникс, 2001.

6. Русских Г.А. Технология проектного обучения. Биология в школе 2003 №3

7. Самкова В.А. Проекты, как форма организации экологически ориентированной деятельности. Биология в школе 2002 №7.

8. Семенцова В.Н. Сетевое планирование. Биология 5-11. Паритет.2002 страница 89.

12