microbik.ru
1


Титульный лист программы обучения по дисциплине (Syllabus)




Форма

Ф СО ПГУ 7.18.3/37



Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова
Факультет металлургии, машиностроения и транспорта
Кафедра транспортной техники и логистики

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

(Syllabus)
Основы теории автоматического управления

для студентов специальности 050713 – Транспорт, транспортная техника и технологии

Павлодар


Лист утверждения программы обучения по дисциплине (Syllabus)




Форма

Ф СО ПГУ 7.18.3/38






УТВЕРЖДАЮ

Декан ФММиТ

_________ Токтаганов Т.Т.

«___»_____________20__г.



Составитель профессор, д.т.н.__________________Нуржауов А.
Кафедра транспортной техники и логистики
Программа обучения по дисциплине (Syllabus)
Основы теории автоматического управления

для студентов дневной формы обучения специальности 050713 – Транспорт, транспортная техника и технологии
Программа разработана на основании рабочей учебной программы,

утверждённой «18» 09____2008__г.
Рекомендована на заседании кафедры от «___»____________20__г.

Протокол №_____.

Заведующий кафедрой_________________ Ордабаев Е.К. «____» ______20__г.
Одобрена учебно-методическим советом факультета металлургии,

машиностроения и транспорта

«____»______________20__г. Протокол №____
Председатель УМС ________________ Ахметов Ж.Е. «____» ________20__г.

1 Сведения о преподавателях и контактная информация

Нуржауов Амангельды – профессор кафедры «Транспортная техника и логистика» (ТТиЛ). Кафедра находится в корпусе Б, ауд Б1-220.

Дни и часы консультаций: понедельник , среда .

Т. 67-36-23.
2 Данные о дисциплине

Название дисциплины – «Основы теории автоматического управления».

Количество кредитов – 2.

Курс 3.

Семестр 6. Экзамен.

Место проведения: расписание всех занятий, рубежного контроля,экзаменов устанавливается деканатом.
3 Трудоёмкость дисциплины


Семестр

Количество кредитов

Количество контактных часов по видам аудиторных занятий

Количество часов самостоятельной работы студента

Формы контроля

всего

лекции

практи-ческие

лабора-торные

срсп

всего

срс

срсп

6

2

60

15

15



30

90

60

30




Всего

2

60

15

15



30

90

60

30





4 Цели и задачи дисциплины

Целью преподавания дисциплины «Основы теории автоматического управления» является привитие студентам необходимого уровня знаний и практических навыков по принципам построения, функционирования и проектирования различных систем автоматического управления, регулирования и контроля, расширение знаний студентов по применению и внедрению систем автоматического управления и регулирования в узлах и агрегатах транспортных машин.
5 Требования к знаниям, умениям и навыкам

В соответствии с требованиями квалификационной характеристики инженер-механик по специальности 050713 – «Транспорт, транспортная техника и технологии» в результате изучения курса «Основы теории автоматического управления» студент должен

знать:

- принципы функционирования и теоретические основы построения различных систем автоматического управления и регулирования;

- автоматические системы управления, регулирования и контроля за производственным процессом автомобиля и трактора, их агрегатов и систем.

уметь:

- проводить анализ и синтез систем автоматического управления, регулирования и контроля;

- определять статические и динамические характеристики различных автоматических систем;

- самостоятельно решать задачи создания автоматических систем автомобиля и трактора;

- использовать приобретенные знания в курсовом и дипломном проектировании.

6 Пререквизиты

«Высшая математика», «Физика», «Теоретическая механика», «Теория механизмов и машин», «Детали машин и основы конструирования» и специальные дисциплины по конструкции транспортной техники.
7 Постреквизиты

Знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплины, позволят студенту использовать их при выполнении конструкторско-технологической части дипломного проекта, а также при дальнейшей учебе в магистратуре и при выполнении научно-исследовательских работ.





Тематический Форма

план дисциплины СО ПГУ 7.18.3/ 10

8 Тематический план дисциплины


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ



Наименование темы

Количество часов

Лекц.

Прак.

Лаб.

СРСП

СРС

1

2

3

4

5

6

7

1

Роль и значение автоматизации процессов транспортной техники


1


-


-


-


2

2

Общие сведения о автоматических системах


1


-


-


-


2

3

Автоматические системы и уравнения процессов


2


2


-


4


8

4

Динамические характеристики системы автоматического регулирования


3


6


-


12


12

5

Элементарные типовые звенья системы автоматического регулирования


1


-


-


-


8

6

Соединения элементарных звеньев системы автоматического регулирования


1


4


-


8


10

7

Устойчивость системы автоматического регулирвания


2


3


-


6


8

8

Стабилизация системы автоматического регулирования


1


-


-


-


4

9

Исследование качества системы автоматического регулирования


2


-


-


-


4

10

Автоматика агрегатов транспорт-ной техники


1


-


-


-


2

Итого

15

15

-

30

60


9 Краткое описание дисциплины

В курсе дается информация о роли и значении автоматизации процессов транспортной техники, сведения о классификации систем автоматического управления (регулирования) (САУ,САР), характеристиках САР, порядке составления уравнений, понятия о стабилизации системы и показателях качества системы.

10 Компоненты курса

– перечень лекционных занятий

Тема 1. Роль и значение автоматизации процессов транспортной техники

Тема 2 Общие сведения о автоматических системах

Тема 3. Автоматические системы и уравнения процессов

Тема 4 Динамические характеристики системы автоматического регулирования

Тема 5. Элементарные типовые звенья системы автоматического регулирования

Тема 6. Соединения элементарных звеньев системы автоматического регулирования

Тема 7. Устойчивость системы автоматического регулирвания

Тема 8. Стабилизация системы автоматического регулирования

Тема 9. Исследование качества системы автоматического регулирования

Тема 10. Автоматика агрегатов транспорт-ной техники
– перечень практических занятий

1.Снятие статических характеристик потенциометрических датчиков.

2.Автоматический прибор для экспериментального определения КПД тяговых машин.

3. Структурные схемы и их преобразования.

4. Построение частотных характеристик САУ.

5. Экспериментальное определение частотных характеристик следящей системы.

6. Построение графиков переходных процессов в САР.

7. Определение коэффициентов дифференциальных уравнений динамических звеньев по экспериментальным кривым разгона.

8. Составление уравнений и исследование устойчивости САР.

9. Построение и исследование областей устойчивости. Метод

D-разбиения.
Содержание и график выполнения СРСП






Наименование темы


Содержание


Вид

контроля

Сроки

выполнения


1

2

3

4

5

1

Автоматические системы

и уравнения процессов

Определение коэффи-циентов дифференци-альных уравнений САР


П

1…3

недели

2

Динамические характеристи-ки САР

Построение частотных характеристик САР


П

4…6

недели

3

Соединения элементарных звеньев САР

Структурные схемы САР и их преобразования


П

7…9

недели

4

Устойчивость САР

Исследование

устойчивости САР


П

10…13

недели


5


Автоматика агрегатов транспортной техники

Автоматический при-бор для эксперимен-тального определения КПД тяговых машин.




П


14...15

недели


Содержание СРО



Вид СРО

Форма

отчетности

Вид

контроля

Обьем

В часах

1

2

3

4

5

1

Подготовка к лекционным занятиям

Рабочая тетрадь

Участие на занятии

10

2

Подготовка к практическим занятиям, выполнение расчетов

Рабочая тетрадь

Участие на занятии

45

3

Подготовка к СРСП, выполнение домашних заданий

Устный опрос

Участие на занятии

25

4

Подготовка к контрольным мероприятиям




РК1, РК2

10

Всего










90


Календарный график контрольных мероприятий


1 рейтинг (6 семестр)

Недели

Макс. балл за 1 занятие

1

2

3

4

5

6

7

8

Всего


Максимальный балл


14


11


14


11


14


11


14


11


100

Посещение и подготовка к лекциям

Вид СРС/форма отчётн.

 

ДЗЛ

ДЗЛ

ДЗЛ

ДЗЛ

ДЗЛ

ДЗЛ

ДЗЛ

ДЗЛ


40

Форма контроля

 

У

У

У

У

У

У

У

У

Макс.балл




6

4

6

4

6

4

6

4

Посещение и подготовка к практич. занятиям

Вид СРС/форма отчётн.

 

ДЗП

ДЗП

ДЗП

ДЗП

ДЗП

ДЗП

ДЗП

ДЗП


40



Форма контроля

 

П

П

П

П

П

П

П

П

Макс.балл




6

4

6

4

6

4

6

4

Самостоятельное изучение материала,СРСП

Вид СРС/форма отчётн.

 

ДЗС

ДЗС

ДЗС

ДЗС

ДЗС

ДЗС

ДЗС

ДЗС



20

Форма контроля

 

РТ

РТ 

РТ 

РТ

РТ

РТ

РТ 

РТ 

Макс.балл

 







3

2

3





2 рейтинг (6 семестр)

Недели

Макс.

балл за 1 занятие

9

10

11

12

13

14

15

16

Всего

Максимальный балл за неделю


14


14


14


14


14


16


14




100

Посещение и подготовка к лекциям

Вид СРС/форма отчётн.




ДЗЛ

ДЗЛ

ДЗЛ

ДЗЛ

ДЗЛ

ДЗЛ

ДЗЛ




40

Форма контроля




У

У

У

У

У

У

У



Макс.балл




6

5

6

5

6

6

6



Посещение и подготовка к практич. занятиям

Вид СРС/форма отчётн.




ДЗП

ДЗП

ДЗП

ДЗП

ДЗП

ДЗП

ДЗП




40

Форма контроля




П

П

П

П

П

П

П



Макс.балл




6

5

6

5

6

6

6




Самостоятельное изучение материала, СРСП

Вид СРС/форма отчётн.




ДЗС

ДЗС

ДЗС

ДЗС

ДЗС

ДЗС

ДЗС





20


Форма контроля




РТ

РТ 

РТ 

РТ

РТ

РТ

РТ 



Макс.балл




2

4

2

4

2

4

2





Условные обозначения: ДЗЛ – домашнее задание на подготовку лекциям У – участие в учебном процессе; ДЗП – домашнее задание на подготовку к практическим занятиям; П – проверка; ДЗС – домашнее задание на самостоятельное изучение материала; РТ – рабочая тетрадь.
Рекомендован на заседании кафедры от «___»________20__г. протокол №_____.

Заведующий кафедрой __________ Ордабаев Е.К.. «___» _________20__г.

Методика расчета итогового рейтинга

Итоговая оценка складывается из оценок Рейтинга допуска (РД) и Итогового контроля (ИК) с учетом их весовых долей (ВДРД и ВДИК).

И = РД×ВДРД + ИК×ВДИК
Ученым советом университета установлены следующие весовые доли по видам контроля и текущей успеваемости.


Вид итогового

контроля

Вид контроля

Весовые доли

Экзамен

Экзамен (ВДИК)

0,4

Контроль текущей успеваемости (ВДРД)

0,6


Оценка рейтинга допуска студента по дисциплине за семестр равна

РД = (Р1 + Р2)/2

Рейтинг (Р1 и Р2) студента определяется по формуле

Р1(2) = ТУ1(2)×0,7 + РК1(2)×0,3
Текущая успеваемость (ТУ) определяется по 100 бальной шкале (см. Календарный график контрольных мероприятий).

Оценка Рубежного контроля (РК) так же определяется по 100 бальной шкале.

Оценка Итогового контроля (ИК) тоже определяется по 100 бальной шкале.

Итоговый рейтинг по дисциплине в баллах в соответствии с таблицей переводится в цифровой эквивалент, буквенную и традиционную оценку и вносится в «Журнал учебных достижений обучающихся» и «Рейтинговую ведомость».

Итоговая оценка в баллах (И)

Цифровой эквивалент баллов (Ц)

Оценка в буквенной системе (Б)

Оценка по традиционной системе (Т)

Экзамен, диф. зачет

Зачет

1

2

3

4

5

95-100

4

А

Отлично

Зачтено

90-94

3,76

А-



Продолжение таблицы

1

2

3

4

5

85-89

3,33

В+


Хорошо


Зачтено

80-84

3,0

В

75-79

2,67

В-

70-74

2,33

С+

Удовлетворительно

Зачтено

65-69

2,0

С

60-64

1,67

С-

55-59

1,33

D+

50-54

1,0

D

0-49

0

F

Неудовлетворительно

Не зачтено



Примечание:

– К рубежному контролю (РК) по дисциплине допускаются студенты, имеющие баллы по текущему контролю (ТУ).

– Рейтинг не определяется, если студент не прошел Рубежный контроль (РК) или получил по РК менее 50 баллов. В таком случае декан устанавливает индивидуальные сроки сдачи РК.

– К итоговому контролю (ИК) по дисциплине допускаются студенты, выполнившие все требования рабочей учебной программы (выполнение и сдача всех лабораторных и практических работ, работ и заданий по СРС и СРСП), получившие положительную оценку за защиту курсовой работы (семестровой работы) и набравшие рейтинг допуска (не менее 50 баллов).

– Итоговая оценка по дисциплине подсчитывается только в том случае, если обучающийся имеет положительные оценки, как по рейтингу допуска, так и по итоговому контролю. Неявка на итоговый контроль по неуважительной причине приравнивается к оценке «не удовлетворительно».
11 Политика курса

В процессе совместной работы преподавателя и студентов придерживаться следующих правил.

Преподаватель и студент должны относиться друг к другу с уважением.

Посещение занятий студентом является обязательным.

На занятия студенты должны приходить подготовленными. Перед очередной лекцией необходимо проработать пройденный лекционный материал. Перед очередным практическим занятием необходимо проработать лекционный материал и методические указания, касающийся данного практического занятия, рекомендуемую литературу и принести с собой имеющиеся в библиотеке университета необходимую справочную литературу и методические указания, а также необходимые принадлежности, счетные приборы (по необходимости) и тетради для записи.

Студент должен активно работать на занятиях, отвечать на вопросы,задаваемые преподавателем. Он имеет право задавать преподавателю вопросы для лучшего усвоения материала.

Опоздания на аудиторные занятия допускаются до 5 минут,после чего студент к занятиям не допускается. При наличии объективных причин необходимо предупредить преподавателя заранее.

Необходимо своевременно выполнять работы на практических занятиях. При некачественном выполнени практической работы оценка снижается. .

Итоговый контроль знаний студента будет проводиться в виде устного экзамена по утвержденным экзаменационным билетам. Экзамен оценивается по 100 балльной системе. При этом оцениваются:

полнота и грамотность устного ответа на вопросы экзаменационного билета ;

полнота и грамотность ответов на дополнительные вопросы;

умение приводить практические примеры для подтверждения правильности утверждений студента.

Во время экзаменов разрешается пользоваться справочной литературой.
12 Список литературы

Основная

1. Бесекерский В.А., Попов Е.П. Теория систем автоматического регулирования. – М., Наука, 1975 г. – 992 с.; ил.

2. Коденко М.И., Лебедев Л.Т. Автоматизация тракторных агрегатов. – М., Машиностроение, 1968 г.

3. Крутов В.И. Автоматическое регулирование двигателей внутреннего сгорания. – М., Машиностроение, 1968. – 536 с.
4. Петров В.А. Автоматические системы транспортных машин. – М., Машиностроение, 1974 г. – 336 с.