microbik.ru
  1 2 3

5.2 Учебные программы по модулям

Таблица 3



п/п

Наименование модуля,

разделов и тем

Содержание обучения (по темам в дидактических единицах, тематике практических занятий, самостоятельной работы, образовательных технологий и рекомендуемой литературы)

1.

Модуль 1

Тема 1 – 2 часа

Необходимость изменения традиционных образовательных программ в условиях реформы российского ВПО и перехода на многоуровневое обучение в соответствии с принципами Болонского процесса. Поправки в законодательство Российской Федерации в области образования, касающиеся расширения уровневого высшего профессионального образования и структуры федерального государственного образовательного стандарта. Положения федеральных законов с точки зрения отражения в них структуры подготовки кадров, сроков освоения основных образовательных программ, требований к поступлению на тот или иной уровень образования, требований к выпускникам со стороны работодателей

Тема 2 – 2 часа

Анализ с точки зрения применения в практике вуза нового Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (вузе), нового порядка приема в вузы; новых правил перевода студентов из вузов, обновленных порядков лицензирования и аккредитации образовательных программ, новых документов об окончании вуза, других нормативных и рекомендованных документов

Тема 3 – 2 часа

Содержание понятия «государственный образовательный стандарт», основные характеристики государственных образовательных стандартов первого и второго поколения.

Основные этапы разработки Федеральных государственных стандартов ВПО третьего поколения. Отличия ФГОС-3 от образовательных стандартов первого и второго поколений. Содержательная и структурная специфика Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения.

Основные компоненты ФГОС-3. Понятия видов и задач профессиональной деятельности выпускника. Структура образовательной программы подготовки бакалавра и магистра. Самостоятельность вузов при формировании основных образовательных программ.

Ориентация современных образовательных систем на востребованность выпускника на рынке труда. Участие профессиональных сообществ работодателей в формировании образовательных программ. Профилизация подготовки бакалавра

Практические занятия



-

Самостоятельная работа

(примерная тематика рефератов)

  1. Анализ изменений в российском законодательстве в части установления уровней ВПО, изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта.

  2. Сравнение ФГОС-3 с государственными образовательными стандартами 1-го и 2-го поколений.

  3. Структура и роль для вузов Примерной основной образовательной программы.

  4. Модуль как раздел дисциплины (дидактическая единица), как отдельный курс в рамках дисциплины, как дисциплина или группа родственных дисциплин.

Перечень рекомендуемой литературы

  1. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы). – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.

  2. Формирование общеевропейского пространства высшего образования. Задачи для российской высшей школы/ М.Л. Ларионова, В.Д. Шадриков, Б.В. Железов и др. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004.

  3. Рубин Ю.Г. Современное образование: качество, стандарты, инструменты. – М.: Маркет ДС, 2009.

  4. Сазонов Б.А. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006.

  5. Вербицкий А.А., Ларичева О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. – М.: Логос, 2009.




2.

Модуль 2




Тема 1 – 2 часа

Преподавание в вузе как вторая профессия. Объективная необходимость централизованной профессиональной психолого-педагогической подготовки и переподготовки преподавательских кадров в наше время. Государственные и международные требования к профессиональной психолого-педагогической подготовке преподавателей высшей школы. Структура научных основ преподавания в высшей школе. Структура учебной дисциплины и методические указания по ее изучению.

Структура и направленность современных психологических наук. Предмет традиционной педагогики. Структура и направленность современных педагогических наук. Парадигмы обучения

Тема 2 – 2 часа

Системная цель деятельности преподавателя высшей технической школы. Специфика становления в вузе профессиональных качеств современного специалиста

Тема 3 – 3 часа

Направленность на становление социально одобряемых нравственных качеств как необходимая часть любой педагогической деятельности. Уточнение понятия «воспитание» для условий высшей школы. Факторы, влияющие на цели воспитания.

Поиски новых подходов к воспитанию. Общекультурная компонента высшего образования. Интеллигентность как ответственность перед культурой. От целей развития современного российского общества к целям воспитания.

Потенциал социализации студентов в высшей школе. Традиционные и потенциальные пути воспитания. Потенциал управления социализацией в вузе. Воспитательный потенциал действий преподавателя




Тема 4 – 3 часа

Необходимость обращения к сущностному рассмотрению объектов и процессов образования. Познание и усвоение объективизированного опыта как условие развития индивида и прогресса человечества. Виды познания и необходимость усвоения. Субъективный, объективизированный и совокупный опыт индивида. Постулат информационной сущности индивида.

Виды усвоения объективизированного опыта человечества и образование. Цель и результаты обучения. Сущностное определение образования и высшего образования. Закон сохранения информации, необходимой для отбора. Теорема необходимости внешнего непосредственного или опосредственного управления индивидом при достижении им любого уровня образования.

Предмет и структура дидактики высшей школы. Объективная необходимость ее отличия от дидактики общеобразовательной школы. Этапы научного познания и условия становления логически-непротиворечивой теории. Современное состояние теории обучения

Практические занятия

По теме 2 – 1 час.

Выявление целей воспитания в высшей школе России и связанных с ними целей воспитания в вузе

По теме 3 – 1 час.

Значимость для преподавателя моделей и основных утверждений теории обучения. Экспертное оценивание рассматриваемых моделей и утверждений теории обучения

Самостоятельная работа (примерная тематика рефератов)

  1. Международная стандартная классификация образования.

  2. Общекультурная компонента высшего образования.

  3. Поиски новых подходов к воспитанию в вузе.

  4. Взаимосвязь дидактики и методики преподавания.

Перечень рекомендуемой литературы

  1. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования. – М: Академический проект, 2004.

  2. Рябов Л.П. Сравнительный анализ систем высшего образования России и зарубежных стран. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005.

  3. Фокин Ю.Г. Психодидактика высшей школы. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2000.

  4. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. – М.: Изд. центр «Академия», 2002.

Введение в педагогическую деятельность/ А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева и др. – М.: Изд. центр «Академия», 2000.

3

Модуль 3

Тема 1 – 4 часа

Принципы и стратегия педагогического проектирования. Предварительный и основной этапы проектирования. Образовательный процесс (ОП) как объект системного педагогического проектирования. Концептуально-описательная модель (ОП); структурные элементы модели: субъекты ОП, его цели и содержание; технологии обучения и воспитания. Компетентностный подход к ОП

Тема 2 – 2 часа

Место дисциплины в структурно-логической схеме подготовки специалистов и ее цели. Задачи преподавания дисциплины в контексте общих требований к личностному развитию, общей культуре и фундаментальной подготовке выпускника, требований к его профессиональной компетенции.

Обеспечение поставленных задач посредством формирования и логичного развертывания во времени содержания учебной дисциплины. Разделы, темы, дидактические единицы. Научность (ступени абстракции) содержания и его сложность. Уровни освоения содержания и виды учебных занятий. Трудоемкость учебной дисциплины.

Актуализация содержания образования. Источники его обновления: результаты научных исследований, передовой опыт, анализ деятельности выпускников и др. Роль электронных СМИ.

Проблемы междисциплинарного синтеза как средство достижения таких интегральных целей образования как формирование у обучающегося целостной картины мира, овладение им интеллектуальными технологиями, стремлениями и способности к саморазвитию и др.

– 4 часа

Тема 3 – 2 часа

Форма и структура программы учебной дисциплины (Программы) в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Программа как организационная основа учебно-методического и технического обеспечения учебного процесса. Литература по дисциплине (основная и дополнительная), необходимое лабораторное оборудование.

Методическая концепция курса. Средства активизации учебной деятельности студента, его творческой активности. Методические рекомендации преподавателю по проведению основных видов учебных занятий, предусмотренных Программой. Указания по организации самостоятельной работы студентов над освоением содержания дисциплины. Возможность реализации современных информационных технологий.

Организация контроля за усвоением содержания дисциплины. Виды контроля и их связь с задачами преподавания дисциплины, уровнями усвоения содержания. Примеры (образцы) контрольных заданий, экзаменационных билетов как часть методического раздела Программы.

Согласование и утверждение Программы. Нормативные документы вузовского уровня. Установление преемственности, терминологической адекватности, устранение дидактически неоправданного дублирования со смежными курсами. Порядок пересмотра и обновления. Авторские права преподавателя как создателя Программы.




Практические занятия

По теме 2 – 3 часа.

Разработка программы учебной дисциплины

По теме 3 – 4 часа.

Разработка дидактической карты по дисциплине

Самостоятельная работа (примерная тематика рефератов)

  1. Составить программу (фрагмент) учебной дисциплины.

Перечень рекомендуемой литературы

  1. Богословский В.А., Караваева Е.В. и др. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе. – М.:Изд-во МГУ.2007.

  2. Вербицкий А.А., Ларичева О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. – М.: Логос, 2009.

  3. Смирнов С.Д. Психология и педагогика для преподавателя высшей школы: Учеб. Пособие. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана,2007.

  4. Татур Ю.Г. Высшее образование: методология и опыт проектирования. – М.: Университетская книга; Логос, 2006.

  5. Татур Ю.Г. Образовательный процесс в вузе: методология и опыт проектирования: Учеб. пособие. Изд. 2-е перераб. и доп. –М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана,2009.




4

Модуль 4

Тема 1 – 2 часа

Понятие методики в рамках педагогической науки. Концепции принципов дидактики в системе высшей школы. Особенности преподавания в высшей школе. Основные виды педагогических технологий: традиционная, модульно-рейтинговая, проблемного обучения, программного обучения, дистанционного обучения. Выбор, оценка эффективности и использование методов и средств обучения.

Тема 2 – 4 часа

Роль лекций в учебном процессе и их классификация. Принципы проектирования лекционного курса. Методика подготовки лекции: принципы отбора материала, определение структуры лекции, формирование списка литературы. Виды лекций. Особенности и способы изложения лекционного материала. Использование современных технических средств при проведении лекции. Основные правила и приемы работы лектора с аудиторией.

Тема 3 – 4 часа

Цели, задачи и формы проведения практических и семинарских занятий. Назначение и функции семинарского занятия. Виды практических и семинарских занятий. Требования к подготовке практического и семинарского занятия. Подготовка преподавателя к семинарам. Формы активизации познавательной деятельности студентов на практических и семинарских занятиях.

Тема 4 – 4 часа

Новые методы и средства обучения в системе высшей школы и их использование. Инновационные технологии обучения: возможности и ограничения. Наукоемкие педагогические технологии в системе современного высшего образования.

Тема 5 – 4 часа

Системы и методы контроля и оценки знаний студентов. Основные формы педагогического контроля. Проектирование и проведение контрольных мероприятий. Промежуточная и итоговая форма контроля. Рейтинговая система оценки качества усвоения учебного материала.

Практические занятия

-

Самостоятельная работа (примерная тематика рефератов)

  1. Функции преподавателя в различных видах учебной деятельности.

  2. Особенности подготовки и проведения проблемных лекций.

  3. Организация и руководство УИРС и НИРС.

  4. Основные формы педагогического контроля.

Перечень рекомендуемой литературы

  1. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей.- СПб.: КАРО. 2004.

  2. Скок Г.Б., Лыгина Н.И. Как спроектировать учебный процесс по курсу. – М.: Педагогическое общество России, 2003.

  3. Татур Ю.Г. Система высшего образования России: методология анализа и проектирования. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002.

  4. Фокин Ю.Г. Технология обучения в высшей школе: от теории к технологическим процедурам: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005.

  5. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.




5

Модуль 5

Тема 1 – 2 часа

Философский анализ понятия «деятельность»; представления о деятельностной сущности человека. Специфика психологического анализа деятельности. Виды и формы деятельности, особенности педагогической деятельности. Психологическая структура деятельности. Соотношение понятий «деятельность» и «общение», «деятельность» и «сознание», «деятельность» и «личность».

Тема 2 – 2 часа

Классификация педагогических целей и задач. Основные функции преподавателя - обучающая, воспитующая, организационная и исследовательская. Три группы преподавателей в зависимости от степени выраженности (доминирования) отдельных функций. Профессиональные способности и умения преподавателя; гностический, проектировочный, конструктивный. организаторский и коммуникативный компоненты структуры педагогических способностей. Оценочные показатели сформированности способностей и умений преподавателя. Разновидности педагогического стиля.

Тема 3 – 4 часа

Понятие интегральной индивидуальности. Уровни интегральной индивидуальности по В.С.Мерлину (организм, индивид, личность, социальный статус человека). Подуровни интегральной индивидуальности: физическая индивидуальность, биохимическая индивидуальность, соматическая индивидуальность на уровне организма; возрастно-половые, индивидуально-типические (конституция, нейродинамика, функциональная асимметрия), задатки, темперамент на уровне индивида; характер, способности, личность в узком смысле слова на уровне личности. Тесная взаимосвязь уровней и подуровней интегральной индивидуальности, понятие ведущего уровня. Психофизиологические особенности людей студенческого возраста. Различные типологии студентов. Необходимость учета индивидуальных особенностей студентов в педагогической деятельности и общении.

Тема 4 – 2 часа

Несостоятельность доминировавшего в отечественной науке советского периода понимания воспитания как процесса формирования личности. Воспитание как создание условий для саморазвития личности. Специфика воспитательного процесса в высшей школе с учетом возрастных особенностей и социально-экономического статуса современного студента. Различные аспекты и соответствующие им методы воспитания. Принцип единства обучения и воспитания. Роль личности преподавателя в процессе воспитания студентов.

Тема 5 – 2 часа

Способы психологического воздействия в системе «преподаватель-студент». Понятие педагогического конфликта. Трудности общения и их проявления в совместной деятельности. Роль эмпатии и рефлексии в преодолении трудностей общения.

Основные положения личностно-центрированной педагогики сотрудничества в отличии от деятельностно-центрированной педагогики. Педагогический такт и педагогическая этика. Стили педагогического общения. Педагогическое общение как метод активного социально-психологического воздействия. Педагогический стресс. Способы и средства оптимизации педагогического общения в экстремальных ситуациях. Самоконтроль и самоорганизация преподавателя в педагогическом общении. Тренинги общения. Некоторые практические рекомендации преподавателям по конструктивному решению педагогических конфликтов и повышению эффективности педагогического общения в экстремальных ситуациях.

Практические занятия – 3 часа

Практикум по решению конкретных педагогических задач, требующих применения специальных приемов педагогического общения

Самостоятельная работа (примерная тематика рефератов)

  1. Основные принципы «педагогики сотрудничества» и ее отличия от авторитарной педагогики.

  2. Влияние личности преподавателя на успешность учебно-воспитательной работы в вузе.

  3. Стили педагогического общения и их связь с индивидуальными особенностями преподавателя.

  4. Роль позитивных и негативных установок в педагогическом общении.

Перечень рекомендуемой литературы

  1. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М., 1995.

  2. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособ. 2-е изд. – М.: Академия, 2004.

  3. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. 2-е изд. Перераб. и доп. –Нальчик, Изд. Центр Эль-Фа, 1996.

  4. Смирнов С.Д. Педагогика и психология для преп-лей высшей школы: Учеб. пособие. - М., Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007.

  5. Федоров И.Б., Еркович С.П., Коршунов С.В. Высшее профессиональное образование. Мировые тенденции. М., 1998.




6

Модуль 6







Тема 1 – 1 час

Принципы регуляции функций в живом организме. Основные системы организма, их взаимодействие, временные параметры, характеризующие переходные процессы разного уровня. Основные закономерности и механизмы работы мозга. Динамический стереотип. Доминанта. Упражнение функций. Адаптация.

Тема 2 – час

Эмоциональная адаптация преподавателя. Эмоции и гормоны. Эмоциональная структура личности. Воспитание эмоций. Значение разнообразия физических и эмоциональных нагрузок в гармонизации деятельности функциональных систем организма. Особенности умственных и эмоциональных нагрузок, вызывающих повышение утомления. Роль положительных эмоций в гармонизации состояния организма и предотвращения психосоматических нарушений.

Тема 3 – 2 часа

Физиологические и психологические особенности творческой личности. Социальная и физиологическая обусловленность потребности в творчестве. Проблемы саморазвития и самосовершенствования, необходимые для этого физиологические и психофизиологические резервы.

Тема 4 – 2 часа

Выбор индивидуальной стратегии и тактики повышения резервов организма и укрепления здоровья. Учет временных параметров динамики адаптации для разных субсистем организма. Методы самоконтроля и оценки успешности и эффективности применяемых методик.

Практические занятия

-

Самостоятельная работа (примерная тематика рефератов)

  1. Упражнение функций организма как универсальный метод их совершенствования при выборе оптимального уровня нагрузки.

  2. Модели осознаваемых и неосознаваемых процессов обучения, учитывающие динамику и взаимодействие механизмов мозга.

  3. Творческие интеллектуальные задачи в работе преподавателя.

  4. Роль духовности в творческом интеллекте.

Перечень рекомендуемой литературы

  1. Данилова Н.Н. Психофизиология. Учебник для ВУЗов. М., Аспект Пресс, 1998.

  2. Смирнов С.Д. Педагогика и психология для преподавателей высшей школы: Учеб. пособие. - М., Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007.

  3. Судаков К.В. Информационный феномен жизнедеятельности М., 1999.

  4. Умрюхин Е.А. Медико-биологические аспекты интеллектуальной деятельности. - М., Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004.

  5. Умрюхин Е.А. Творческий интеллект в деятельности преподавателя. М., Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005.




Примечания:

1. Реализация программы не предусматривает проведения лабораторных работ и выездных занятий.

2. Учебные занятия ведутся в специализированных аудиториях, оснащенных компьютерной (с выходом в Интернет) и проекционной техникой с использованием традиционных и современных IT-технологий.


6. Требования к оценке качества освоения программ

Таблица 4

Наименование модулей

Основные показатели оценки

Формы и методы контроля и оценки

Модуль 1. «Государственная политика в образовании»

Уровень и коэффициент усвоения учебного материала

Традиционный метод

Модуль 2. «Теоретические аспекты преподавания и воспитания в высшей школе»

Уровень и коэффициент усвоения учебного материала

Рейтинговый и традиционный методы

Модуль 3. «Проектирование образовательного процесса в вузе»

Уровень и коэффициент усвоения учебного материала

Рейтинговый и традиционный методы

Модуль 4. «Методика подготовки к занятиям и их проведения»

Уровень и коэффициент усвоения учебного материала

Рейтинговый и традиционный методы

Модуль 5. «Педагогическое общение как фактор эффективности учебно – воспитательного процесса в вузе»

Уровень и коэффициент усвоения учебного материала

Рейтинговый и традиционный методы

Модуль 6. «Медико-биологические аспекты деятельности преподавателя»

Уровень и коэффициент усвоения учебного материала

Традиционный метод




<< предыдущая страница