microbik.ru
1 2 ... 5 6
Принята Утверждена

решением педсовета МАОУ «СОШ» приказом № от _____________

с. Медведь от _____________ по МАОУ «СОШ» с. Медведь

протокол № __ Директор _______В.Н.Иванов

Учебно-тренировочная программа

по бадминтону

Возраст детей: 7 -17 лет Программу составил:

Иванов Алексей Викторович,

Срок реализации: 1-11 лет учитель физической культуры

МАОУ «СОШ» с. Медведь

с. Медведь

Шимский район

Пояснительная записка.

Программа (её содержание) предназначена для учащихся основной и подготовительной медицинских групп с 1-11 классы. Занятия с учащимися специальной медицинской группы должны вестись специалистами в данной области в соответствии с заболеваниями каждого конкретного ребенка.

Целью данной программы является всестороннее развитие личности, посредством освоения основ содержания физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью и углубленного изучения бадминтона, и их творческого развития посредством использования видеоматериалов. Слагаемыми данной программы являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень общих и специальных двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры с углубленными знаниями по бадминтону, мотивы и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, а также творческое развитие учащихся.

Основными задачами, исходя из цели программы, являются:

  1. Формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, о её позитивном влиянии на развитие человека, о физической культуре и здоровье, как факторах успешной учебы, прекрасного настроения и социализации.

  2. Овладение жизненно важными двигательными умениями и навыками.

  3. Приобретение необходимых знаний и развитие творческих способностей в разделе бадминтона.

  4. Формирование здорового образа жизни.

  5. Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности (как умственной, так и физической) и укрепления здоровья.

  6. Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.

  7. Привлечение и вовлечение во внеурочную деятельность с целью повышения спортивного мастерства по бадминтону, для формирования целостного представления по данному виду спорта.

Такая система физического воспитания, объединяющая урочные и внеурочные

формы занятий физическими упражнениями и спортом, создает максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка и его дальнейшего самоопределения в жизни. Исходя из задач физического воспитания, учитель должен ориентировать свою деятельность на воспитание целостных ориентаций, на физическое и духовное совершенствование, развитие творческих способностей, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, и углубленного изучения материала по бадминтону, с целью

совершенствования своего мастерства. Школьники же в свою очередь, должны уметь творчески применять полученные знания, умения и навыки, для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий, и вовлечение в этот процесс других учащихся.

Данная программа имеет три раздела, которые описывают содержание основных форм физической культуры по бадминтону в 1-4 классах, 5-9 классах, 10-11 классах. Углубленное изучение бадминтона связано с региональными особенностями проведения соревнований и принципов развития личности, со спортивными приоритетами школы, а также с положительным влиянием данного вида спорта на гармонично развивающуюся личность, на обогащение развивающего организма новыми движениями, навыками и впечатлениями.

Углубленное изучение бадминтона подразумевает знание учителем физиологических особенностей развития ребенка в каждом конкретном возрасте по изучаемому виду спорта.

Основные закономерности возрастного развития и совершенствования физических качеств детей на этапах школьного обучения бадминтону и легкой атлетике.

Программа по бадминтону реализует принципы государственной политики в области физической культуры и спорта, декларированные в ст. 3 Федерального Закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007г. №329-ФЗ. Программу можно рассматривать как нормативную основу подготовки учащихся к тренировочному процессу, а в дальнейшем спортивного резерва высокой квалификации. Рекомендуема направленность процесса обучения определяется с учетом синсетивных (благоприятных) фаз возрастного развития физических качеств школьника.

1-4 класс (7-10 лет.) Этап предварительной подготовки.

Оптимальный возраст для начала предварительной подготовки, как для мальчиков, так и для девочек. В данном периоде необходимо уделять пристальное внимание правильному выполнению базовых технических элементов, так как значительно легче правильно обучить, чем в дальнейшем переучивать, исправлять технику ударных движений и передвижений по площадке. У детей данного возраста преобладают процессы созревания тканей и органов при снижении интенсивности их роста. Заканчивается морфологическая дифференциация клеток коры головного мозга, печени, наблюдается усиленное развитие скелетных мышц, умеренное нарастание размеров сердца, заканчивается структурная дифференциация миокарда. Младший школьный возраст является благоприятный для разучивания новых движений. Примерно 90% общего объема двигательных навыков, приобретаемых в течение всей жизни человека, осваивается в возрасте от 6 до 12 лет. Поэтому разучивание большого количества новых разнообразных движений является основным требованием к содержанию физической подготовки детей этого возраста. Чем больше разнообразных движений будет освоено в этот период, тем лучше в дальнейшем будут осваиваться сложные технические элементы. В этом возрасте у детей наблюдается устойчивое внимание. Для его поддержания следует создавать на уроках повышенный эмоциональный уровень, используя для этого игровые и соревновательные формы ведения урока, оценку действий каждого ребенка, метод поощрения, чего добиться на уроках бадминтона очень просто (игры, эстафеты, забеги и т.д.). Для детей этого возраста свойственно конкретно образное мышление, поэтому особенно важно на занятиях является доступный для понимания образный показ и наглядный метод объяснения. У детей еще достаточно легкий костный скелет и несильно развиты мышечные группы обеспечивают хорошую подвижность, что облегчает разучивание движений, необходимых для формирования базовой техники игры в бадминтон.

5-9 класс (11-15 лет.) Этап базовой подготовки.

В 12 лет у девочек, в 13 лет у мальчиков резко увеличивается скорость обменных процессов, что сопровождается увеличением уровня годового прироста длины тела. На этом этапе значительно возрастает объем сердца и его систолический объем. Наибольший прирост подвижности в суставах имеет место у девочек до 12-13 лет, у мальчиков до14-15 лет, с увеличением возраста прирост останавливается. В конце этапа базовой подготовки у девочек 11-12 лет, у мальчиков 14-15 лет создаются условия для увеличения аэробной мощности за счет увеличения систолического объема крови, но все-таки еще ограничена способность к длительной работе на уровне, близком или равном к максимальному потреблению кислорода. Поскольку в 9-10 лет у девочек и в 10-12 у мальчиков содержание гликогена в мышах невысокая (в 2 раза ниже, чем в 16-17 лет), гликолитическая работоспособность почти не возрастает, появляются низкие адаптационные возможности к работе анаэробного характера. С 10-11 лет у девочек и с 12-13 у мальчиков начинает медленно нарастать результат в тестовых и соревновательных упражнениях (это связано с медленным, но уверенным увеличением мышечных запасов гликогена. В начальной фазе полового созревания увеличивается возбудимость нервных центров, повышается реактивность и эмоциональность в ответных реакциях при мышечной работе, особенно соревновательного характера. В 10-12 у девочек и до 12 лет у мальчиков скоростные способности совершенствуются за счет улучшения регуляции движений, снижения времени простой двигательной реакции. В последующие 2 года темпы прироста быстроты снижаются. В 10-12 лет у девочек и в 13-15 лет у мальчиков значительно нарастает масса тела и вместе с ней нарастает максимальная сила, которая до 11 лет у девочек и до 12 лет у мальчиков прирастала низкими темпами. Прирост силы идет за счет совершенствования регуляции мышечных сокращений. Общая силовая выносливость в 11-12 лет у девочек и в 13-15 лет у мальчиков быстро увеличивается за счет экономизации энергозатрат и мышечной регуляции. Специальная силовая выносливость у девочек 11-12 лет и у мальчиков 13-15 лет увеличивается за счет функционального компонента. К началу прироста мышечной массы у девочек 11-12 лет и у мальчиков 3-15 лет создаются предпосылки для роста скоростно-силовых способностей. К окончанию этого этапа у учащихся должны быть сформированы: достаточно хорошая техника, и показаны хорошие результаты по тестовым упражнениям в связке с приличной скоростно-силовой подготовленностью и знанием теоретических и практических основ дальнейшего развития.

10-11 класс (15-17 лет.) Этап углубленной подготовки.

Особенности возрастного развития юношей 13-17 лет

Высокие темпы увеличения длины тела сохраняются до 17 лет, массы тела от 18 лет. Пик прироста массы тела происходит в 15-16 лет, с ним совпадает увеличение массы сердечной мышцы. Наиболее высокие темпы прироста аэробной мощности и скорости передвижения имеют место в 14-16 лет и длятся до 18 лет (достигая максимума). Максимальная сила быстро увеличивается на фоне интенсивного прироста мышечной массы. Благоприятный период для целенаправленного развития начинается с 15 лет. Высокие темпы увеличения общей силовой выносливости регистрируется в период с 14 до16 лет. Для скоростно-силовых способностей высокие темпы прироста наблюдаются в 14-16 лет и пиком прироста к 17-18 годам. Реализация силовых потенций зависит от формирования пропорций тела и увеличения силовых способностей. Этот период является оптимальным для развития специальной взрывной силы ударных движений.

Особенности возрастного развития девушек 12-17 лет

Наблюдается одновременное увеличение сердца и легких, длины и массы тела. Пик темпа роста массы тела до 12-13 лет. До менструального цикла быстрыми темпами нарастает аэробная мощность. После она продолжает медленно увеличиваться до 15 лет. Систолический объем крови достигает максимум к 14 годам. Пик прироста гликолетическрй мощности и емкости наступает в 13-14 лет. Увеличиваются запасы гликогена в мышцах и печени. Оптимальный период развития силы 12-14 лет. В течение года после менахре резко снижается прирост максимальной силы, в связи с прекращением роста мышечной массы темпы роста силовой выносливости замедляются. На протяжении всего этапа специальная силовая выносливость возрастает практически равномерно, вначале за счет увеличения «запаса силы», в последующем – за счет повышения гликолитической производительности и локальной работоспособности. Пик прироста скоростно-силовых способностей наблюдается в 14-15 лет. Использование средств для развития специальной силы (тренажеры, упражнения с отягощениями) обеспечивают ее прирост параллельно с увеличением мышечной массы. Если не прибегать к данным средствам физического развития результат остановится или в большинстве случаев ухудшится.

Бадминтон 1-4 класс.

Неконтактный, не затратный на начальном этапе развития, индивидуальный, что многим очень нравится, так как рассчитывают только на свои силы, вид спорта. Очень азартный, не требующий от учащихся начальной школы больших энергозатрат и мышечных усилий. Подводящие упражнения к игре понятны, достаточно просты уже для детей 5-6 лет, и естественно не вызывают затруднений у учащихся начальной школы. Тем не менее уроки бадминтона решают физкультурно-оздоровительные и воспитательные задачи с акцентом на разностороннюю, гармоничную и творческую личность, за счет получения новых двигательных умений и знаний. Основными задачами начального курса освоения программного материала по бадминтону являются:

- улучшение состояния здоровья и закаливания

- устранение недостатков физического развития

- привлечение наибольшего числа детей для занятий бадминтоном

- привлечение к здоровому образу жизни

- изучение техники основных ударов и подач в бадминтоне (коротка, дальняя подача, дальний укороченный удар, удары в передней зоне площадки, техники передвижения по площадке)

- развитие у детей аэробной выносливости, быстроты, силовых и координационных способностей, соответствующих из возрасту

- овладение минимумом теоретических знаний по бадминтону

- воспитание морально-этических и волевых качеств личности, становление спортивного характера

- выявление и дальнейшее развитие особо одаренных детей на основе антропометрических двигательных критериев.

Целью начального курса является ознакомление с основами бадминтона, заинтересованность детей в дальнейшем обучении данному виду спорта, и исходя из вышеперечисленных задач, формирование гармонично развитой, творческой и активной личности.

Программный материал по бадминтону

Направленность на развитие и освоение

КЛАССЫ

1

2

3

4

Навыков хвата, передвижение, и координационных способностей

Удержание ракетки за верхнюю часть ручки двумя пальцами и обхвата ее остальными. Передвижение шагами по периметру площадки лицом к сетке.

Поднятие ракетки с пола 2мя пальцами и дальнейший обхват её остальными. Передвижение ускоренным шагом оп периметру площадки лицом

к сетке.
+ упражнения 1 класса

Поднятие по очереди 2х и более ракеток 2мя пальцами и дальнейший обхват её остальными. Передвижение легким бегом по периметру площадки лицом к сетке.

+ упражнения 1 и 2 класса

Поднятие утяжеленных ракеток с пола 2мя пальцами и дальнейший обхват остальными.

Передвижение в среднем темпе бега по периметру площадки лицом к сетке.
+ упражнения 1, 2, 3 класса

Основные стойки бадминтониста, развитие координационных и скоростных способностей

Обучение основной стойки бадминтониста. Стойка бадминтониста в любом месте площадки, быстрые перемещения вперед-назад 6-8 раз.

Стойка бадминтониста в передней части квадрата для подачи, перемещение в дальний задний угол этого квадрата. Тоже из задней части квадрата. 8-10 раз.
+ упражнения 1 класса

Стойка бадминтониста в передней части квадрата для подачи и быстрое перемещение в дальний противоположны й квадрат для подачи. Тоже с задней части квадрата.


+ упражнения 2 класса.



Стойка бадминтониста в передней левой части игрового поля и быстрое перемещение в дальний противоположный угол поля. Тоже с правой части игрового поля. Тоже с задней части на переднюю часть игрового поля. 8-10 раз.

+ упражнения 3 касса

Основы подач в бадминтоне, удержание волана и упражнение на укрепление кисти.

Удержание ракетки при укороченной подаче слева. Удержание волана при укороченной подаче слева. Индивидуальная работа. Опускание и поднимание ракетки вниз-вверх на прямой руке кистью. 10-16 раз.

Удержание ракетки при укороченной подаче слева. Удержание волана при данной подаче. Подача в паре. Опускание и поднимание ракетки вправо-влево на вытянутой руке кистью. 16-20 раз.
+ упражнения 1 класса

Удержание ракетки при дальней подаче, удержание волана при данной подаче. индивидуальная подача. Работа кистью на вытянутой вперед руке вверх-вниз, вправо-влево. 20-24 раза.

+ упражнения 2 класса

Удержание ракетки при дальней подаче, удержание волана при данной подаче. Работа в паре. Работа кистью в виде цифры 8. 16-20 раз.

+ упражнения 2-3 класса

Ударов, скоростно-силовых, координационных способностей

Только верхние удары по волану. Индивидуальная работа (навес-удар)

Только верхние удары по волану. Парная работа (подача-удар)
+ упражнения 1 класса

Только нижние удары слева. Парная работа (подача удар)


+ упражнения 1, 2 класса

Только нижние удары справа. Парная работа (подача-удар)


+ упражнения 1,2,3 класса

Игровой деятельности

Игра по упрощенным правилам 1 на 1 до 5 очков (выбираем равных игроков)

Игра с правилами зонной подачи до 5 очков. выбираем равных игроков.

Игра по правилам бадминтона до 7 очков. Выбираем равных игроков.

Игра по правилам бадминтона до 9 очков. Возможен выбор сильный-слабый (по ситуации).

Знаний по предмету

Правила безопасности при занятиях бадминтоном. Название подач, знание стоек бадминтониста, название инвентаря для бадминтона, навыков закаливания, здорового образа жизни, розыгрыша подачи, приветствия и завершения игры, личной гигиены и развитие необходимых физических качеств для игры в бадминтон (дается в процессе уроков).

Самостоятельных занятий

Особого контроля со стороны взрослых не требуется (если нет каких-либо противопоказаний). Бег до 5 минут, желательно чередующихся с ускорениями, так как игра состоит из постоянных ускорений, различные прыжки, многоскоки, увеличивающие выносливость и прыгучесть. Подачи волана изученными способами в паре или индивидуально в любом безветренном месте, помещении. Укрепление кисти изученными способами или придуманными самостоятельно.


следующая страница >>