microbik.ru
1 2 3 4


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Республиканский методический центр по высшему и среднему

медицинскому и фармацевтическому образованию

Государственное высшее учебное учреждение

«Гродненский государственный медицинский университет»

"УТВЕРЖДАЮ"


Министр здравоохранения

Республики Беларусь

Л.А. ПОСТОЯЛКО

«______»____________2004 г.


ПРОГРАММА
ПО ДЕТСКИМ ИНФЕКЦИОННЫМ БОЛЕЗНЯМ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДИАТРИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ

ВЫСШИХ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
по специальности педиатрия I - 79.01.02

(198 часов)

МИНСК 2004 г.

Учебная программа по детским инфекционным болезням разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом «Высшее образование» по специальности педиатрия L 79.01.02, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 30.12.1998 г.

Программа разработана сотрудниками кафедры инфекционных болезней с курсом детских инфекций Гродненского государственного медицинского университета (профессором В.С. Васильевым, профессором В.М. Цыркуновым, доцентом Н.В. Пронько, ассистентом Н.В. Матиевской).

Программа рецензирована на кафедре детских инфекционных болезней Минского государственного медицинского университета и кафедре педиатрии Гродненского государственного медицинского университета.
Программа утверждена Центральным научно-методическим Советом университета (протокол №_______ от ________________ 2004 г.)
Рецензенты:

  • заведующий кафедрой детских инфекционных болезней БелГМУ, доцент А.А. Астапов;

  • заведующий кафедрой педиатрии Гр.ГМУ, доцент Н.С. Парамонова


Программа по детским инфекционным болезням для студентов педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений прошла согласование в государственном учреждении «Республиканский методический центр по высшему и среднему медицинскому и фармацевтическому образованию» Министерства здравоохранения Республики Беларусь.

Программу разрешается размножить в необходимом количестве без внесения изменений по тексту.


Пояснительная записка.
Задачей кафедры инфекционных болезней, ведущей преподавание на педиат­рическом факультете медицинских институтов является под­готовка врачей-педиатров, владеющих современными мето­дами диагностики, терапии и профилактики детских инфекци­онных заболеваний, хорошо знающих возрастные особенности детского организма, общую и специфическую иммунологическую реактивность ребенка в разные периоды его жизни.

Настоящая интегрированная программа по детским ин­фекционным болезням, разработанная на основе действую­щих учебных планов, ставит сво­ей задачей четкое распределение материала дисциплины по курсам, соблюдение преемственности преподавания эпидемиологии, педиатрии, инфекционных болезней и детских инфекционных болезней с последующей специализацией в период стажировки.

На практических занятиях студенты ежедневно курируют инфекционных больных, учатся правильно заполнять историю болезни, на конкретных примерах учатся диагностировать, оценивать тяжесть, характер течения, назначать лечение и намечать пути профилактики инфекционных болезней.

На кафедре должны быть обеспечены условия, направленные на активизацию познавательной деятельности студентов как в учебное, так и внеучебное время.

Реализация поставленной цели возможна при осуществлении всего учебного процесса в условиях максимальной наглядности и предметности обучения. Реальное обеспечение предметности обучения осуществляется при проведении практического занятия непосредственно у постели больного. Обязательная, ежедневная курация больного каждым студентом, самостоятельное ведение истории болезни, обоснование диагноза и назначение лечения является основным, наиболее действенным фактором в активации познавательной деятельности студентов. Возлагая на студентов ответственность за больного, предоставляя ему определенную самостоятельность в решении отдельных вопросов ведения больного, общение с матерью, необходимо одновременно стимулировать и настоятельную потребность ежедневного пополнения знаний путем чтения основной и дополнительно рекомендуемой литературы.

Проблема подбора оптимальной структуры обучения является чрезвычайно важной именно на 5 курсе.

На 5 курсе используется так называемый объяснительно-репродуктивный вид обучения. При таком виде выделяются следующие звенья:

  1. демонстрация больного с типичной симптоматикой;

  2. осмысление воспринятой информации, в процессе которого происходит обобщение её до постановки клинического диагноза;

  3. усвоение ведущих звеньев патогенеза и одновременное формирование практических навыков;

  4. закрепление знаний с помощью программированного контроля;

5) решение ситуационных эпидемиологических и клинических задач.

На 6 курсе завершение общей подготовки по детским инфекционным болезням идет как через углубление знаний, так и через развитие клинического мышления и навыков самостоятельной работы с литературой.
В итоге студенты, проходя обучение в клинике детских инфекционных болезней:

  • углубляют и систематизируют свои знания в области инфекционных заболеваний у детей, практически овладевают методиками современной диагностики и лечения инфекционных заболеваний с учетом особенностей клинического течения в зависимости от возраста, реактивности ребенка и преморбидного состояния; особое внимание уделяется особенностям клиники и течения каждого заболевания у детей первого года жизни;

  • изучают более редкие и сложные в диагностическом отношении заболевания;

  • осваивают диагностику и дифференциальную диагностику нетипичных и стертых форм инфекционных заболеваний, особенности течения инфекционного процесса у привитых детей;

  • изучают возможные патологические реакции и осложнения, связанные с профилактическими прививками, показания и противопоказания к проведению прививок в каждом конкретном случае;

  • изучают щадящие методы проведения активной иммунизации;

  • учатся оказывать неотложную помощь инфекционному больному и проводить интенсивную терапию в особо тяжелых случаях инфекционного заболевания у ребенка;

  • учатся организовывать противоэпидемические мероприятия при различных инфекциях в каждом конкретном случае не только в отношении больного, но и в отношении инфекционного заболевания ( изоляция, госпитализация, установление карантина, проведение профилактических прививок, лабораторные исследования, наблюдение за контактными детьми и др.);

  • особое внимание уделяют изучению организации режима в детском инфекционном отделении, профилактике внутрибольничных заражений и перекрестной инфекции;

  • изучают принципы общей профилактики и методы специфической профилактики инфекционных заболеваний у детей ( показания и противопоказания к прививкам, прививочный календарь);

  • осваивают применение новой лечебно-диагностической медицинской аппаратуры.


Распределение рабочего времени в клинике детских инфекционных болезней:

Продолжительность рабочего дня определяется учебным расписанием.

На 6 курсе студент обязан:

  • присутствовать на утренней конференции отделения, которую проводит заведующий с врачами и персоналом, где докладываются о состоянии больных за прошедшие сутки;

  • ежедневно самостоятельно, под руководством прикрепленного преподавателя, курируется от 2 до 4 больных и заполняет всю необходимую медицинскую документацию (запись в истории болезни, анамнез, первичный осмотр, дневники, назначения, эпикриз и др.);

  • ежедневно после обхода больных и заполнения истории болезни докладывает преподавателю о состоянии больных в целях уточнения лечебных назначений, диагноза и плана дальнейшего ведения курируемого больного;

  • работает в процедурном кабинете, где самостоятельно или под руководством и контролем преподавателя выполняет все лечебные процедуры, необходимые курируемому больному — инъекция, внутривенные вливания, зондирование, эндоскопия и др.;

  • принимает непосредственное участие в рентгенологическом обследовании, функциональной диагностике курируемых больных; ведет прием больных и документации в кабинете катамнестических наблюдений;

  • 2 раза в неделю беседует с родителями больного, собирает анамнез, сообщает о состоянии больного и др.;

  • один раз в неделю принимает участие в обходах профессора, доцента, где докладывает курируемых больных (течение заболевания, обоснование диагноза, лечение и др.).

За время прохождения цикла детских инфекционных болезней студент проводит два дежурства в приемном отделении больницы по приему и размещению больных с различными инфекционными заболеваниями под руководством врача и докладывает о результатах своей работы.
Кроме того, за время прохождения цикла инфекционных заболеваний у детей студент должен:

  • посетить вирусологическую и бактериологическую лаборатории, где знакомится с современными диагностическими методами исследования и учится правильно оценивать результаты лабораторных исследований;

  • провести два эпидемиологических обследования очагов инфекции (детсад, ясли, школа, интернат и др.), из которых поступил больной, выявить источник инфекции, организовать противоэпидемические меры;

  • два раза провести беседы с родителями на санитарно-просветительные темы;

  • принять участие в патологоанатомических конференциях по разбору летальности и в научных конференциях, где выступить с демонстрацией больного, докладом истории болезни курируемого больного и др.;

  • посещать заседания общества педиатров и инфекционистов.

Один-два раза в неделю преподаватель проводит с субординаторами тематические разборы больных по учебному плану.

Действующим учебным планом для педиатрических фа­культетов (институтов) страны установлен следующий объем преподавания детских инфекционных болезней:

Студент должен знать:

  1. Классификации инфекционных болезней у детей.

  2. Периоды развития инфекционных заболеваний.

  3. Особенности патогенеза инфекционных заболеваний у детей.

  4. Клиническую симптоматологию и синдромы инфекционных заболеваний свойственных детскому возрасту.

  5. Особенности клинического течения инфекций в детском возрасте.

  6. Особенности частной эпидемиологии инфекционных болезней у детей.

  7. Клинические и эпидемиологические показания к госпитализации детей при инфекционной патологии.

  8. Правила госпитализации детей при инфекциях и эпидемиологический режим в стационаре и на дому.

  9. Основные методы диагностики инфекционных болезней и их особенности у детей.

  10. Основные осложнения и исходы инфекции у детей.

  11. Принципы лечения инфекционных болезней у детей.

  12. Принципы и методы общей и специфической профилактики инфекционных заболеваний у детей.

  13. Клинические проявления и особенности неотложных состояний при инфекционных болезней у детей.

  14. Прививочный календарь детского возраста и организацию иммунопрофилактики в поликлинике и консультации.

  15. Клинические проявления гельминтозов у детей, способы и средства дегельминтизации.

Умения и навыки:

  1. Собрать жалобы, анамнез болезни, развития, аллергологический и эпидемиологический анамнез у больного ребенка при инфекционной патологии.

  2. Осуществить системное клиническое обследование ребенка с инфекционной патологией.

  3. Выявить основные клинические синдромы.

  4. Установить предварительный (рабочий) нозологический или синдромальный диагноз.

  5. Составить план обследования ребенка при инфекционном заболевании и при инфекционном заболевании с наличием сопутствующей соматической патологией.

  6. Определить необходимость или обязательность госпитализации ребенка при инфекционном заболевании или оставлении его на дому.

  7. Оценить результаты лабораторного (клинического, бактериологического, серологического, биохимического, иммунологического и др.) и инструментально - приборного обследования (УЗИ, рентгенологическое, фиброгастрологическое, колоноскопическое и др.).

  8. Поставить и обосновать клинический диагноз при инфекционной патологии у детей.

  9. Назначить адекватную патологии этиотропную терапию, расчитать разовую, суточную дозу и определить длительность курса антибиотиков и химиопрепаратов в зависимости от возраста или массы тела ребенка с инфекционной патологией.

  10. Расчитать объем и характер питания ребенка при инфекционном заболевании.

  11. Расчитать и назначить оральную и инфузионную терапию при инфекционной патологии у ребенка, определить ее белковый, коллоидный и солевой состав при регидратации или детоксикации у детей.

  12. Назначить адекватную серотерапию и иммунотерапию при соответствующей инфекционной патологии у детей.

  13. Выписать и назначить необходимые лекарственные препараты патогенетического лечения инфекционной патологии у детей.

  14. Выявлять наличие неотложных состояний и развитие осложнений при инфекционной патологии у детей.

  15. Оказать возможную врачебную помощь на догоспитальном и необходимую помощь на госпитальном этапе при неотложных состояниях у детей (гипертермический синдром, гиповолемический и инфекционно-токсический шок, отек гортани, отеке мозга, отеке легких и др.).

  16. Осуществлять осмотр и оценку выделений больного и забор материала для исследования.

  17. Определить показания к люмбальной пункции, оценивать результаты исследования спинно-мозговой жидкости.

  18. Оформлять врачебную документацию при инфекционной патологии на этапах ее выявления, лечения и организации диспансеризации.


Детские инфекции

Количество часов и формы контроля.


Название

факультета

Семестр

Всего

часов

в том числе

Экзамен,

зачет










лекции

практ.

занятия




Педиатри-

IX

74

24

50

Зачет

ческий

X

56

14

42

Экзамен

факультет

XI - XII

68



68

Зачет,

госэкзамен

Всего




198

38

160





Тематический

план лекций для 5 курса педиатрического факультета




Особенности течения инфекционных болезней у детей. Принципы диагностики и лечения.

2 часа.



Дифтерия

4 часа.



Скарлатина.

2 часа.



Корь, краснуха.

2 часа.



Коклюш и паракоклюш.

2 часа.



Паротитная инфекция.

2 часа.



Инфекционный мононуклеоз.

2 часа.



Ветряная оспа и другие герпетические инфекции.

2 часа.



Грипп и другие ОРВИ у детей.

2 часа.



Круп у детей.

2 часа.



Токсоплазмоз и хламидиозы у детей.

2 часа.



Энтеровирусные инфекции. Полиомиелит.

2 часа.



Менингококковая инфекция у детей.

2 часа.



Кишечные инфекции у детей.

2 часа.



Вирусные гепатиты у детей.

4 часа.



Особенности ВИЧ-инфекции у детей.

2 часа.



Неотложные состояния при инфекционной патологии у детей.

2 часа.







Всего — 38 часов.





следующая страница >>