microbik.ru
1
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по поликлинической терапии
Факультеты: лечебный и иностранных учащихся

Кафедра поликлинической терапии

Курс: 5

Семестр: 9 -10

Цели и задачи преподавания поликлинической терапии
Специфика работы врача поликлиники требует большой оперативности, необходимости самостоятельно и быстро принимать решения, оказывать экстренную помощь как в амбулаторных условиях, так и на дому.

Цель в преподавании цикла внутренних болезней в поликлинике в течение 5 года обучения – научить оказанию неотложной помощи на догоспитальном этапе по наиболее часто встречаемой нозологии.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • закрепить и совершенствовать навыки обследования терапевтического больного;

  • сформировать принципы клинического мышления (умения на основе жалоб больного и ведущего синдрома подойти к установлению предварительного клинического диагноза);

  • научить методам дифференциальной диагностики в пределах разбираемых нозологических форм;

  • отработать схемы (стандарты) оказания неотложной помощи при наиболее часто встречаемых нозологических формах в амбулаторных условиях;

  • научить основным принципам профилактики и лечения неотложных состояний, наиболее часто встречающихся в амбулаторной практике.

Контроль знаний студентов осуществляется путем опроса и проверки медицинских карт амбулаторных больных, карт учета диспансерного наблюдения, решения ситуационных задач различной степени сложности. Курсовые экзамены на V курсе проводятся в объеме, соответствующем программе с включением вопросов поликлинической терапии.
Студент должен знать:

  1. Клинику, диагностику, дифференциальную диагностику и профилактику анафилактического шока и отека Квинке.

  2. Классификацию БА, градацию степени тяжести приступов БА, клинику астматического статуса. Показания для госпитализации.

  3. Классификацию острого коронарного синдрома.

  4. ЭКГ – диагностику инфаркта миокарда.

  5. Алгоритм оказания неотложной помощи больным ОКС.

  6. Алгоритм оказания неотложной помощи при нарушениях ритма и проводимости на догоспитальном этапе.

  7. Тактику ведения больных с гипертоническим кризом на догоспитальном этапе.

  8. Алгоритм дифференциальной диагностики и оказания неотложной помощи на догоспитальном этапе больным, находящимся в коматозном состоянии.

  9. Алгоритм дифференциальной диагностики и тактики участкового терапевта у больных с клиникой болей в животе.


Студент должен уметь:

  1. Оценить состояние больного, определить необходимость оказания неотложной помощи.

  2. Определить дефицит пульса при мерцательной аритмии.

  3. Оценить электрокардиограмму пациента.

  4. Распознавать основные заболевания органов пищеварения и их осложнения;

  5. Поставить диагноз в соответствие с современными классификациями;

  6. Назначать обследование и лечение в соответствии с государственными стандартами;

  7. Оказать неотложную помощь и определить показания к неотложной госпитализации больного;

  8. Составить рациональный план необходимого обследования больного согласно диагностическим протоколам.

  9. Интерпретировать полученные результаты лабораторных (крови, мочи, мокроты, кала и др.) и инструментальных (рентгенологических, эндоскопических и др.) методов диагностики.

  10. Выписывать рецепты, заполнять амбулаторные карты.


Студент должен уметь оказывать неотложную помощь

в амбулаторных условиях при следующих состояниях:

  1. Неотложную помощь при гипертоническом кризе.

  2. Неотложную помощь при приступе стенокардии и развивающемся инфаркте миокарда.

  3. Неотложную помощь при наджелудочковых пароксизмальных тахикардиях.

  4. Неотложную помощь при желудочковых пароксизмальных тахикардиях.

  5. Неотложную помощь при пароксизме мерцания и трепетания предсердий.

  6. Неотложную помощь при сердечной астме и отеке легких.

  7. Неотложную помощь при коматозных состояниях

  8. Неотложную помощь при анафилактическом шоке и отеке Квинке

  9. Неотложную помощь при остановке сердечной деятельности и дыхания.

  10. Неотложную помощь при «остром животе».

  11. При приступе бронхиальной астмы и асфиксическом синдроме.



Л Е К Ц И И


По поликлинической терапии, их содержание и объем в часах

п/п



Тема и ее содержание

Объем

в часах

1.


Диагностика и купирование гипертонических кризов на догоспитальном этапе

2,0


2.

Диагностика осложнений ИБС. Оказание неотложной помощи на

догоспитальном этапе

2,0
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

По поликлинической терапии, их содержание и объем в часах

п/п

Тема и ее содержание


Объем

в часах


1.

ОРВИ, ангина (о. тонзиллит) в практике участкового терапевта.

Диагностика, лечение, профилактика острой ревматической лихорадки в условиях поликлиники.

6,0


2.

Диагностика, неотложная терапия при аллергических заболеваниях и ангионевротическом отеке Квинке. Анафилактический шок, неотложная помощь.


6,0


3.

Критерии диагностики и оказания неотложной помощи при приступе бронхиальной астме и астматическом статусе на догоспитальном этапе.


6,0


4.

Диагностика и неотложная помощь при коматозных состояниях (печеночная, уремическая, мозговая, алкогольная комы) на догоспитальном этапе.


6,0


5.

Диагностика и неотложная помощь при остром коронарном синдроме на догоспитальном этапе.


6,0


6.

Дифференциальная диагностика заболеваний протекающих с болями в животе и тактика врача в амбулаторно-поликлинических условиях.


6,0



ИТОГО:


36,0


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:

Тема № 1: ОРВИ, ангина (о. тонзиллит) в практике участкового терапевта.

Диагностика, лечение, профилактика острой ревматической лихорадки в условиях поликлиники.

Цель занятия: научить студентов диагностике и дифференциальной диагностике острой ревматической лихорадки, ОРВИ, проведению первичной и вторичной профилактики в условиях поликлиники, отработать тактику участкового терапевта при ангине.

Учебные вопросы:

1. Острые респираторные заболевания (грипп, ОРВИ).

1.1. Этиология, патогенез, эпидемиология.

1.2. Клиническая характеристика отдельных видов заболевания. Осложнения гриппа.

1.3. Диагностика и дифференциальная диагностика гриппа и ОРВИ. Показания для госпитализации.

1.4. Лечение и профилактика гриппа и ОРВИ.

2. Ангина (о. тонзиллит) в практике участкового врача – терапевта.

2.1. Этиология, патогенез, классификация.

2.2. Клиника, варианты течения.

2.3. Инструментальные и лабораторные методы исследования.

2.4. Дифференциальная диагностика ангин (о. тонзиллита).

2.5. Лечение ангин.

2.6. Временная нетрудоспособность, диспансеризация, профилактика.

3. Острая ревматическая лихорадка.

3.1. Классификация, клиника, диагностика, лечение в условиях поликлиники.

3.2. Реабилитация, диспансеризация, экспертиза нетрудоспособности.

3.3. Первичная и вторичная профилактика острой ревматической лихорадки.
План занятий:

  1. Вступительное слово преподавателя и распределение студентов по врачебным кабинетам или на станцию скорой мед. помощи -10 мин.

  2. Обслуживание вызовов на дому совместно с врачами станции скорой медпомощи или участие в приеме больных с участковыми терапевтами – 160 мин.

  3. Перерыв – 20 мин.

  4. Отчет студентов о проделанной работе с разбором отдельных случаев – 20 мин.

  5. Разбор темы занятия, согласно учебным вопросам - 70 мин.

  6. Подведение итогов и задание на дом – 10 мин.

Дидактическое обеспечение:

  1. Больные по теме занятия.

  2. Буклеты с противовирусными, жаропонижающими, аналгетическими препаратами.

  3. Рецептурные бланки.

  4. Листы временной нетрудоспособности.


Основная литература:

1. Поликлиническая терапия. Пособие для студентов мед. вузов / В.И. Бразулеви и др.- Витебск, ВГМУ, 2007 – 541 с.

2. Поликлиническая терапия. Под ред. Галкина В.А., М., 2000 г..

3. Васильев В.С. и др. Практика инфекциониста / В.С. Васильев, В.И. Комар, В.М. Циркунов -Мн.: Выш. Шк., 1993, с. 196 - 218.

4. Бовбель И.Е. Профилактика и лечение острых респираторных инфекций у детей в амбулаторных условиях: учеб.–метод. Пособие/ И.Е. Бовбель, В.Ю. Малючин. – Мн.: БГМУ, 2005 - 44 с..

5. Жигальцов А.М. Ангина в практике участкового терапевта: учебно-метод. пособие для студентов/ г Гродно, ГрГМУ, 2008 – 56 с.

6. Клиническая ревматология, Под ред. Мазурова В.И. –М., 2001 г.
Дополнительная литература:

  1. Семенов В.М. и др. Острые инфекционные поражения дыхательной системы. – М. Мед. лит., 2006 – 992 с..

  2. Полный справочник инфекциониста – М.: ЭКСМО,2006 – 992 с..

  3. Ботвиньева В.В. и др.. Респираторные заболевания: этиопатогенез, клиника, лечение, профилактика: руководства для врачей – СПб., 2002 – 80 с.


Тема № 2: Диагностика, неотложная терапия при аллергических заболеваниях и отеке Квинке. Анафилактический шок, неотложная помощь.

Цель занятия: научить студентов особенностям диагностики и неотложной терапии при аллергических заболеваниях и отеке Квинке в амбулаторных условиях.

Учебные вопросы:

1. Аллергический ринит: диагностика, лечение, диспансеризация.

2. Крапивница, рецидивирующая крапивница: диагностика, лечение, временная нетрудоспособность, диспансеризация.

3. Отек Квинке: причины, патогенез, клинические проявления, дифференциальная диагностика.

4. Неотложная терапия при отеке Квинке в амбулаторных условиях.

5. Анафилактический шок: причины, классификация аллергенов.

6. Клиника и варианты течения анафилактического шока.

7. Диагностические критерии анафилактического шока; дифференциальный диагноз.

8. Неотложные мероприятия при анафилактическом шоке на догоспитальном этапе.

9. Профилактика аллергических заболеваний.

План занятия:

1. Вступительное слово преподавателя и распределение студентов по врачебным кабинетам или на станцию скорой мед. помощи -10 мин.

2. Обслуживание вызовов на дому совместно с врачами станции скорой медпомощи или участие в приеме больных с участковыми терапевтами – 160 мин.

3. Перерыв – 20 мин.

4. Отчет студентов о проделанной работе с разбором отдельных случаев – 20 мин.

5. Разбор темы занятия, согласно учебным вопросам - 70 мин.

6. Подведение итогов и задание на дом – 10 мин.

Дидактическое обеспечение:

        1. Больные по теме занятия

        2. Клинические протоколы диагностики и лечения больных. – МЗ РБ, 2005г.

        3. Рецептурные бланки

        4. Листы временной нетрудоспособности

Основная литература:

1. Лис М.А. Пропедевтика внутренних болезней /М.И. Лис, Ю.Т. Салоненко, И.Н. Соколов. - Гродно ,2007, с 467- 473.

2. Канус И.И. и соавторы. Экстренная реаниматологическая помощь при неотложных состояниях. (Инструкция к применению).- Мн.: МЗ РБ БелМАПО, 2004 – 43 с.

3. Клиническая аллергология и иммунология. Практика. – М., 2003.

4. Неотложные состояния: диагностика, тактика, лечение. Справ. для врачей / Сост. Г.А. Шершень. – Мн.: Беларусь, 1998. – 574с.

5. Клинические протоколы оказания скорой мед. помощи взрослому населению – гл.7 «Неотложные состояния в аллергологии». – Здравоохранение. - 2007,№ 9. - С.63-65.
Дополнительная литература:

1. Пыцкий В.И. Аллергические заболевания. – М., 1991.

2. Справочник Харрисона по внутренним болезням / Под ред. К. Иссельбахера и др. – СПб.: Питер Пресс, 1999. – 976с.
Тема № 3: Критерии диагностики и оказания неотложной помощи при приступе бронхиальной астмы и астматическом статусе на догоспитальном этапе.

Цель занятия: научить студентов диагностическим критериям и современным принципам оказания неотложной помощи при приступе бронхиальной астмы и асфиксическом синдроме у больных в условиях поликлиники.

Учебные вопросы:

1. Синдром удушья при заболеваниях верхних дыхательных путей и легких.

2. Классификация бронхиальной астмы (БА).

3. Градация степени тяжести приступов БА.

4. Тактика участкового терапевта и объем оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе в зависимости от тяжести приступов БА

4.1.При легком приступе

4.2.При приступе средней тяжести

4.3.При тяжелом приступе и асфиксическом синдроме

5. Роль самого больного в проведении контролируемого лечения.

План занятия:

  1. Вступительное слово преподавателя и распределение студентов по врачебным кабинетам или на станцию скорой мед. помощи. -10 мин.

  2. Обслуживание вызовов на дому совместно с врачами станции скорой медпомощи или участие в приеме больных с участковыми терапевтами – 160 мин.

  3. Перерыв – 20 мин.

  4. Отчет студентов о проделанной работе с разбором отдельных случаев. – 20 мин.

  5. Разбор темы занятия, согласно учебным вопросам.- 70 мин.

  6. Подведение итогов и задание на дом – 10 мин.


Дидактическое обеспечение:

  1. Больные по теме занятия.

  2. Таблицы: 1) Классификация бронхиальной астмы.

2) Астматический статус.

3. Карты-задачи.

Основная литература:

  1. Бразулевич В.И. и др. Поликлиническая терапия. - Витебск, ВГМУ, 2007:- 541 с.

  2. Канус И.И. и соавторы. Экстренная реаниматологическая помощь при неотложных состояниях. (Инструкция к применению).- Мн.: МЗ РБ БелМАПО, 2004 – 43 с.

  3. Согласованное национальное руководство по диагностике, лечению, профилактике и реабилитации бронхиальная астма. Пересмотр 2006г. – Мн., 2006.

  4. Клинические протоколы диагностики и лечения больных. – МЗ РБ, 2006.

  5. Пульмонология. Клинические рекомендации. А.Г.Чучалин, ГЭОТАР-Медиа, 2007.-240 с.

  6. Макаревич М.Э. Заболевания органов дыхания.- Мн., 2000.

  7. Окороков А.Н. Лечение болезней внутренних органов: Практ. руководство: В 3 т. Т.1.-Мн.: Выш.шк., Витебск: Белмедкнига, 1996.


Дополнительная литература:

  1. Клиническая аллергология и иммунология. Практика. – М., 2003.

  2. Чучалин А.Г. Хронические обструктивные болезни легких. – М., 2000


Тема № 4: Диагностика и неотложная помощь при коматозных состояниях (печеночная, уремическая, мозговая, алкогольная комы) на догоспитальном этапе.

Цель занятия: научить студентов особенностям диагностики и неотложной терапии при коматозных состояниях у больных в амбулаторных условиях.

Учебные вопросы:

1. Печеночная кома: определение, причины, факторы возникновения, клинические признаки, диагностика, дифференциальная диагностика, тактика и проведение неотложных мероприятий в условиях поликлиники.

2. Уремическая кома: определение, классификация, причины, клинические проявления, дифференциальная диагностика, проведение неотложных мероприятий на догоспитальном этапе.

3. Алкогольная кома: определение, причины возникновения, клинические признаки, неотложная терапия на догоспитальном этапе.

4. Мозговая кома: причины, клиника и дифференциальная диагностика геморрагического и ишемического инсульта, неотложная терапия на догоспитальном этапе.
План занятия:

  1. Вступительное слово преподавателя и распределение студентов по врачебным кабинетам или на станцию скорой мед. помощи. -10 мин.

  2. Обслуживание вызовов на дому совместно с врачами станции скорой медпомощи или участие в приеме больных с участковыми терапевтами – 160 мин.

  3. Перерыв – 20 мин.

  4. Отчет студентов о проделанной работе с разбором отдельных случаев. – 20 мин.

  5. Разбор темы занятия, согласно учебным вопросам.- 70 мин.

  6. Подведение итогов и задание на дом – 10 мин.


Дидактическое обеспечение:

  1. Карты-задачи.

  2. Таблицы: 1) Неотложная помощь при коматозных состояниях.

2) Классификация коматозных состояний. .

3. Клинические протоколы диагностики и лечения больных. – МЗ РБ, 2005г
Основная литература:

  1. Бразулевич В.И. и др. Поликлиническая терапия. - Витебск, ВГМУ, 2007:- 541 с.

  2. Канус И.И. и соавторы. Экстренная реаниматологическая помощь при неотложных состояниях. (Инструкция к применению).- Мн.: МЗ РБ БелМАПО, 2004 – 43 с.

  3. Коматозные состояния: дифференциальная диагностика и лечебная тактика. Учеб.-метод.пособие. Изд.3-е. – Мн.:МГМИ, 2007.

  4. Неотложное состояние и экстренная медицинская помощь. Справочник под ред. Е.И.Чазова. – М., 1989.

  5. Внутренние болезни: Учебник, 2 т., \ под ред. А.И. Мартынова, Н.А. Мухина, В.С. Моисеева и др.- М.: ГЭОТАР – МВД, 2004. – т.2.

Дополнительная литература:

  1. Мисюк Н.С. и соавт. Неотложная помощь в невропатологии. – Мн., 1987.



Тема № 5: «Диагностика и неотложная помощь при остром коронарном синдроме на догоспитальном этапе».

Цель занятия: научить студентов 5 курса диагностике и оказанию неотложной помощи больным с острым коронарным синдромом в условиях поликлинники.

Учебные вопросы:

1. Классификация, клиническая картина, инструментальные и лабораторные методы диагностики ОКС.

1.1. ОКС без подъема сегмента ST

1.2. ОКС с подъемом сегмента ST

2. Тактика оказания неотложной помощи при ОКС на догоспитальном этапе:

2.1.Купирование болевого синдрома в поликлинике.

2.2.Антитромбоцитарная терапия

2.3.Антиишемическая терапия

2.4.Антитромбиновая терапия

2.5.Коррекция артериального давления и сердечного ритма

3. Инструктаж больного стенокардией о мерах самопомощи при приступе стенокардии.

План занятия:

  1. Вступительное слово преподавателя и распределение студентов по врачебным кабинетам или на станцию скорой мед. помощи. -10 мин.

  2. Обслуживание вызовов на дому совместно с врачами станции скорой медпомощи или участие в приеме больных с участковыми терапевтами – 160 мин.

  3. Перерыв – 20 мин.

  4. Отчет студентов о проделанной работе с разбором отдельных случаев. – 20 мин.

  5. Разбор темы занятия, согласно учебным вопросам.- 70 мин.

  6. Подведение итогов и задание на дом – 10 мин.

Дидактическое обеспечение:

    1. Больные по теме занятия.

    2. Таблица: острый коронарный синдром

    3. Клинические протоколы диагностики и лечения больных. – МЗ РБ, 2005г.

    4. Макет сосуда с атеросклеротическим поражением и тромбозом

    5. Слайды с развитием атеросклероза сосудов и инфаркта миокарда

Основная литература:

  1. Неотложная кардиологическая помощь на догоспитальном этапе. Методические указания БелНИИ кардиологии. Мн., 1998.

  2. Клинические протоколы оказания скорой мед. помощи взрослому населению, гл. 2, 3 «Неотложные состояния в кардиологии», «Внезапная смерть»\\Здравоохранение № 7, 2007, с. 69 -77.ъ

  3. Руслин В.В. Неотложная кардиология.- Спб.: «Невский диалект»,2001


Дополнительная литература:

  1. Снежицкий В.А. Диагностика и лечение инфаркта миокарда. Информационное пособие /В.А. Снежицкий. – Гродно, 2006, - 76с.

  2. Р.А. Новиков, С.А. Алексейчик. Острый коронарный синдром: клиника, диагностика, лечение. Учебно-методическое пособие. – Мн.: БГМУ, 2008.

  3. Лечение острых коронарных синдромов без стойкого подъема сегмента СТ. \\ Мед. новости №3, 2003.

  4. Неотложная амбулаторно-поликлиническая кардиология: краткое руководство В.В. Руслин М.:АСМОК:ГЭОТАР-Медиа,2007, - 192 с.

  5. Рекомендации Американской коллегии кардиологов/Американской ассоциации сердца 2007г. по ведению пациентов с нестабильной стенокардией/инфарктом миокарда без подъема сегмента ST. – Кардиология. Часть 1 - №4, часть 2, № 5, № 6 часть 3, № 7 часть 4. 2008.

  6. Рекомендации по лечению острого коронарного синдрома без стойкого подъема сегмента ST на ЭКГ. Проект рекомендаций ВНОК. – Интернет. - Cardiosite.ru.


Тема № 6: « Дифференциальная диагностика заболеваний протекающих с болями в животе и тактика врача в амбулаторно-поликлинических условиях».

Цель занятия: научить студентов дифференциальной диагностике, выбору правильной тактики и оказанию неотложной помощи, больным с клинической картиной болей в животе.

Учебные вопросы:

1. Дифференциальная диагностика заболеваний протекающих с болями в животе и тактика участкового терапевта:

1.1.Заболевания желудка и двенадцатиперстной кишки

1.2.Грыжи

1.3.Заболевания кишечника

1.4.Заболевания печени, желчного пузыря и поджелудочной железы

1.5.Псевдоабдоминальный синдром

1.6.Аневризма брюшной аорты

1.7.Болезни почек

1.8.Гинекологические заболевания и внематочная беременность

2. Острый живот, дифференциальная диагностика, врачебная тактика на догоспитальном этапе.

2.1.О. аппендицит

2.2.Тромбоз и эмболия брыжеечных артерий

2.3.Расслаивающаяся аневризма брюшного отдела аорты

2.4.Перфорации полых органов

План занятия:

  1. Вступительное слово преподавателя и распределение студентов по врачебным кабинетам или на станцию скорой мед. помощи. -10 мин.

  2. Обслуживание вызовов на дому совместно с врачами станции скорой медпомощи или участие в приеме больных с участковыми терапевтами – 160 мин.

  3. Перерыв – 20 мин.

  4. Отчет студентов о проделанной работе с разбором отдельных случаев. – 20 мин.

  5. Разбор темы занятия, согласно учебным вопросам.- 70 мин.

  6. Подведение итогов и задание на дом – 10 мин.

Дидактическое обеспечение:

  1. Карты-задачи.

  2. Клинические протоколы диагностики и лечения больных. – МЗ РБ, 2005.

  3. Плакаты.

Основная литература:

    1. Справочник по дифференциальной диагностике внутренних болезней. Под редакцией Г.П. Матвейкова. – Мн., 2001.

    2. Яхонтова О.И., Ратгайзер Я.М., Валенкевич Л.М. Дифференциальный диагноз основных синдромов заболеваний внутренних органов. – М., 2002

    3. Виноградов А.В. Дифференциальный диагноз внутренних болезней: Справочное руководство для врачей. – М.: «МИА», 1999.

    4. Неотложные состояния: диагностика, тактика, лечение. Справ. для врачей / Сост. Г.А. Шершень. – Мн.: Беларусь, 1998. – 574с.

Дополнительная литература:

  1. Окороков А.Н. Диагностика болезней внутренних органов. – Т.1. – Диагностика болезней органов пищеварения. – Мн., 2002.

  2. Окороков А.Н. Лечение болезней внутренних органов. – Т.1. – Лечение болезней органов дыхания. Лечение болезней органов пищеварения. – Мн., 2002.

  3. Гастроэнтерология. Клинические рекомендации. Под редакцией Ивашкина В.Т.. М.: Гэотар-Медиа, 2007.-208 с.

  4. Краткое руководство по гастроэнтерологии. Ивашкин В.Т., Комаров Ф.И., Раппопорт С.П.М.: Медицина, 2001. – 458 с.

Интернет-ресурсы

по различным аспектам поликлинической терапии

  1. http://www.klinrek.ru

  2. http://www.medi.ru

  3. http:// www.zdoroviimir.ru

  4. http://www.bibliomed.ru

  5. http://www.cardiosite.ru

  6. http://www.rheumatolog.ru

  7. http://www.pulmonology.ru

  8. http://www.gastro.ru

  9. http://www.kzid.ru

  10. http://www.healthreform.ru

  11. http://www.doktor.by

  12. www.minzdrav.by

  13. www.med.by