microbik.ru
1 2 3
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕ ДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет: Профессиональной подготовки педагогических работников

Кафедра: «ТЕХНОЛОГИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Курс: «Общая педагогика» (72ч.), в рамках курса переподготовки (504 ч.)

Творческий проект по этике

Тема: «Школьный этикет»

Научный руководитель:

К.П.Н. Матвеева Т.М. Слушатель курса: Доронина Л.В.

учитель технологии

МОУ СОШ №2 г. Солнечногорска

2010г.

Содержание:

1. Пояснительная записка

- Цель изучения этикету;

- Задачи;

- Основные требования подготовки учащихся

2. Тематическое планирование

3. Классный час: «О культуре поведения в школе»

4. Примерные вопросы анкеты «Этикет и мы»

5. Результаты анкетирования

6. Список используемой литературы



УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «эТИКА»

Пояснительная записка

Проблема нравственного развития подрастающего поколения всегда была приоритетной задачей воспитания российской школы. Именно поэтому в российской школе всегда были предметы, ориентированные на формирование духовно-нравственных качеств человека, и именно поэтому все школьные предметы и особенно гуманитарного цикла содержали в себе нравственное содержание.

И хотя нравственное воспитание не всегда достигало предполагаемых результатов, но отсутствие воспитания всегда самым негативным образом сказывалось на развитии учащихся. И современное духовно-нравственное состояние российского общества – это во многом результат отсутствия надлежащего воспитания.

Осознавая неблагополучие нравственного состояния подрастающего поколения, российская государственная власть совместно с традиционными религиозными концессиями России приступила к реализации широкомасштабного эксперимента, направленного на духовно-нравственное воспитание учащихся российских школ.

Усиление внимания к нравственному развитию школьников определяет ориентацию данного предмета не только на предметные знания и умения, но прежде всего на формирование и развитие нравственной сферы учащихся. А это предполагает усвоение этических норм и понятий, культуры поведения.

В формировании всех этих качеств предмет «Этика» имеет системообразующее значение.

Этика представляет собой совокупность нравственных понятий, норм и заповедей, способов поведения и эталонов отношений человека к миру, к обществу и другому человеку.

В целом этика – это система норм регулирования нравственной жизни человека и общества.

Содержанием этики является система нравственных категорий: (добро и зло, совесть и др.); заповедей, идеалов; нравственного опыта, нравственных отношений.

В учебном предмете этика решаются задачи развития нравственной сферы учащихся.

Выделение в учебном плане учебного предмета этика основывается на реализации деятельностного и аксиологического подходов в нравственном образовании учащихся при подготовке их к жизни в своей семье, обществе и стране.

Существенное значение приобретает направленность нравственного образования на формирование ведущей деятельности младших школьников - учебной, учащихся средней школы - коммуникативной, учащихся старших классов – читательской и трудовой.

Базовыми параметрами для выделения содержательных линий Примерного содержания образования по учебному предмету «Этика» являются структура и специфика изучаемого объекта, структура среднего образования (наличие образовательных ступеней и их особенности, и прежде всего закономерности нравственного развития, обусловленные возрастными задачами развития и социальными потребностями, которые в свою очередь зависят от возрастных возможностей освоения нравственных понятий и категорий учащимися каждой возрастной ступени.

Примерное содержание образования по учебному предмету «Этика» разработано в виде состава содержательных линий, представляющего ориентировочный уровень предъявления учебного материала. Примерное содержание образования по учебному предмету «Этика» выстроено по модели концентра. Содержание нравственного образования в основной школе является базовым в отношении содержания изучения нравственных норм, правил и законов в начальной и старшей школе.

Примерное содержание изучаемых знаний по учебному предмету «Этика» распределяется по содержательным линиям соответствующим сферам бытия и сферам личности:

- индивидуальной сферы, связанной с развитием нравственного сознания и самосознания учащегося, отношением его к себе, пониманием себя (нравственной самооценкой) и саморегуляцией, формированием нравственных эталонов как ориентиров для обретения самостоятельных нравственных убеждений и нравственной позиции;

- социальной сферы, связанной с формированием нравственных отношений с окружающими людьми в семье и обществе, развитием нравственного сознания и гражданского самосознания учащихся, совершенствованием нравственной ориентировки, позволяющей адекватно оценивать социальные взаимоотношения и выстраивать конструктивные взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми при подготовке учащихся к профессиональной деятельности в обществе;

- социокультурной сферы, связанной с потребностью в этнокультурном самоопределении, со знанием духовно-нравственных традиций своего народа, формированием национального достоинства и уважения к достоинству других народов, развитием патриотизма и национального самосознания, обеспечивающего конструктивную интеграцию учащихся в культурное пространство России и мировое культурное пространство;

- высшей духовно-практической сферы, связанной с потребностью личности в самоопределении в высших ценностях и жизненных смыслах, постижении нравственных абсолютных и универсальных принципов и законов.

Содержательные линии и темы уроков, входящих в состав разделов, адекватно отражают объект изучения и его структуру, а также соответствуют возрастным социальным потребностям учащихся в общении, и в целом, возрастным закономерностям духовно-нравственного развития учащихся в младшем, среднем и старшем школьном возрасте.

Примерное содержание образования по учебному предмету «Этика» разработано в виде состава содержательных линий, представляющих перечень тем по каждой линии. Примерное содержание образования по учебному предмету «Этика» выстроено по модели концентра. Содержание нравственного образования в основной школе является базовым в отношении содержания изучения нравственных норм, правил и законов в начальной и старшей школе.

В отношении к содержанию базового гуманитарного образования изучение нравственной культуры является расширением, прежде всего, общего гуманитарного: обществоведческого, филологического, искусствоведческого образования в части знаний о нравственных нормах и правилах, действующих как сфере семейной и общественной жизни, как существенная часть культуры российского общества в прошлом и в современности.

Учебные курсы нравственной культуры включаются в учебный план общеобразовательной школы на всех образовательных ступенях в рамках других предметов образовательной области «духовно-нравственная культура».

Современное состояние общества подсказывает необходимость обучения подрастающего поколения этикету. Всё больше становится заметным проявление невоспитанности, неумение вести себя в общественных местах, грубость и небрежность молодых людей по отношению друг к другу и окружающим. С одной стороны это объясняется неправильным пониманием независимости и самостоятельности, с другой - это происходит от незнаний правил поведения в общественных местах, коллективе, нравственной деградации. Поэтому в основе предлагаемого учебного материала – важнейшие общечеловеческие ценности.

Цель обучения этикету – становление нравственных принципов, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном развитии и совершенствовании культурного уровня.

Задачи:

-пробудить в учащихся желание стать культурными, воспитанными людьми;

-научить их основным правилам поведения в типичных ситуациях.

Современный этикет является средоточием нравственного и этического опыта многих поколений. Поэтому в курсе рассматривается историческое развитие этикета. «Золотое» правило нравственности предлагается как основа, на которой строится всё поведение человека в любом обществе. Даются понятия о том, что такое культура и кто такой культурный человек, что является основой воспитанности. Предлагаются варианты поведения в типичных ситуациях.

Программой предусматривается проведение по некоторым темам как теоретических, так и практических занятий.

Каждая последующая тема продолжает предыдущую. Темы скомпонованы в блоки, где указаны основные вопросы для освещения на уроках. В зависимости от условий и уровня развития класса учитель вправе предложить различные вопросы, задания и ситуации. Кроме того необходимо опираться на жизненный опыт, высказывания известных людей, пользоваться дополнительной литературой.

По этикету необходимо вести тетрадь, в которую следует записывать самое главное в виде плана или конспекта.

Основные требования к подготовке учащихся.

Концу изучения данного курса учащиеся должны:

-усвоить основные понятия курса: этикет, нравственность, мораль, деликатность и т.д.;

-иметь чёткое представление о том, кто может называться воспитанным, культурным человеком;

-соблюдать школьный этикет;

-обладать культурой речи;

-соблюдать правила поведения в школе, дома и в общественных местах;

-уметь одеваться;

-уметь культурно вести себя в гостях, дарить подарки;

общении быть вежливыми, тактичными, уважать другие вкусы и взгляды, уважать в любом человеке человека;

-уметь анализировать свои поступки;

-знать заповеди Божии;

-знать заповеди человечности Д.Лихачёва;

-стремиться к совершенствованию физической красоты и

нравственности.
2. Тематическое планирование.




Название темы

Количество часов

1

Общие понятия об этикете.

1) Этикет – составная часть общественного порядка.

2) Этикет – нравственность – мораль – менталитет.

1

2

Этикет взаимоотношений.

1) «Золотое» правило нравственности.

2) Что значит быть воспитанным человеком.

3) Школьный этикет.

4) Правила взаимоотношений между людьми.

1

3

Этикет общения.

1) Культура речи.

2) Приветствия.

3) Обращения к другому человеку

4) Как познакомиться.

5) Общение со старшими.


1

4

Этикет, патриотизм, репутация.

1) Этикет гражданина.

2) «Береги честь смолоду».

1

5

Этикет поведения в общественных местах.

1) Кино, театр, концерт.

2) Библиотека, музей.

3) Стадион, парк, сквер.

4) Санаторий, дом отдыха, гостиница.

5) Ресторанный этикет.

6) Танцевальный вечер.

7) Общие правила поведения в увеселительных заведениях.

1

6

Этикет отдыха на природе.

1) На пляже.

2) Культура и безопасность отдыха на природе.

3) Пикник.

1

7

Этикет визитов.

1) «Счастлив тот, где часты гости».

2) Как вести себя в гостях.

3) Визиты.

4) Подарки: дарим, принимаем.

5) Подарки-символы.

1

8

Этикет движения.

1) Дисциплина улицы.

2) Поведение в транспорте.

3) Этикет путешествия за границу.


1

9

Нужен ли этикет в любви и дружбе.

1) Этикет в дружбе.

2) Этикет в любви.

3) Бракосочетание.

4) Родился ребёнок.

5) Этикет семьи.

6) Красота и этикет.

1

10

Этикет здоровья и болезни.

1) Здоровье и вредные привычки.

2) Этикет болезни.

3) Траур.

1

11

Деловой этикет.

1) Этикет в трудовом коллективе.

2) Этикет деловой встречи.

3) Этикет в переписке.

4) Как общаться по телефону.

1

12

Итоговое занятие. Практикум.

1




Итого:

12


3. Классный час "О культуре поведения в школе"

Цели: Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета, проработанными и внедренными самими учащимися в результате групповой работы по темам классного часа;
профилактика спорных ситуаций среди учеников, предотвращение конфликтных ситуаций между учителями и учениками.

Мотивация выбора данной темы: учащиеся сами должны прийти к правилам поведения в школе и школьному этикету, сами должны осознать их необходимость, чтобы потом более осознанно всего этого придерживаться.

Задача: Развитие коммуникативных способностей учащихся.

Оснащение и оборудование:

 Столы со стульями для групп

 Задания для групп для обсуждения одной тем

 Подсказки по каждой теме (общие для всех)

 Бумага и фломастеры для записи

 Мультимедиа проектор

 Интерактивная доска

Форма проведения: работа учащихся в группах по выработке правил поведения в школе, школьного этикета, а также разработка обязанностей дежурного класса.

Содержание классного часа

Класс делится классным руководителем на 3 группы с учетом пожеланий учащихся. Ребята рассаживаются за свои столы. Классный руководитель вводит учеников в курс дела: сообщает тему классного часа, рассказывает в какой форме будет он проходить.

Ход классного часа

До начала выступления учителя включается песня Б.Окуджавы «Давайте восклицать!» С классом обсуждается смысл слов песни, ведется поиск связи с тематикой классного часа.

Вводное слово учителя

Человек с самого своего рождения живет среди людей. Среди них делает свои первые шаги и говорит первые слова, развивается и раскрывает свои способности. Только человеческий социум может стать основой для развития личности, для развития “я” каждого человека. И таким социумом может стать не только крупное объединение людей, но и малая группа - школьный класс. Что такое класс? Класс - объединение людей, где “я” каждого превращается в общее “мы”. И нужно чтобы каждое отдельное “я” чувствовало себя в этом большом “мы” комфортно. И чтобы “я” каждого не подавляло “я” своего соседа. Для этого необходимо существование определенных правил поведения, которые дали бы возможность каждому “я” полноценно развиваться.

Давайте посчитаем, со сколькими людьми мы встречаемся ежедневно. Дома мы общаемся с родными: мамой, папой, братьями и сестрами, с соседями; в школе – с учителями, школьными товарищами, библиотекарем; в магазине - с продавцом, кассирами, незнакомыми людьми; на улице – с прохожими; старыми и молодыми людьми, взрослыми и сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь; с одними только поздороваешься, с другими поговоришь, поиграешь, третьим ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой. Каждый человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, на улице, в магазине, в кино, в библиотеке и т.д. Все мы знаем, что поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляют в душе след на целый день. Часто хорошее настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Очень много времени мы с вами проводим в школе, поэтому сегодня будем говорить о правилах поведения в школе, а также о моментах неуважительного отношения, то есть такого, после которого возникают обиды. Как правило, обиды взаимны.

К сожалению, не во всех школьных коллективах утверждаются правила вежливости, приветливости, деликатности. Надо задуматься над своими ошибками в поведении. Ровный дружный тон, внимание друг к другу, взаимная поддержка укрепляют отношения. И наоборот, бесцеремонность или грубое обращение, бестактность, обидные прозвища, клички больно ранят, резко ухудшают ваше самочувствие. Некоторые считают, что все это мелочи, пустяки. Однако грубые слова не безобидны. Недаром народ сложил мудрые поговорки о роли слова в человеческих взаимоотношениях: “От одного слова да навек ссора”, “Бритва скребет, а слово ранит”, “Ласковое слово – это вешний день”.

Как вы думаете, что обозначает слово “вежливый” (соблюдающий правила приличия).

Итак, предлагаю вам в группах выполнить следующую работу: в течение 5 минут придумать, точно, кратко и выразительно разыграть сценки типичных ситуаций соблюдения или нарушения норм культуры поведения и общения в различных ситуациях. Например: “Как мы приветствуем, друг друга, взрослых в школе, на улице”, “Как мы возражаем взрослым, родителям”, и т. д.


следующая страница >>