microbik.ru
1
Программа

по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма


Анализ статистических данных о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма по району, городу и школе показал необходимость акцентирования внимания всех взрослых на главной ценности - жизни и здоровье ребенка.

Решение такой приоритетной задачи образовательного учреждения, как охрана жизни и здоровья детей, предполагает формирование у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения Правил дорожного движения, их практической отработки в урочной и внеурочной деятельности. На это должна быть нацелена и управленческая деятельность.
Программа деятельности образовательного учреждения по формированию у обучающихся навыков безопасного поведения на дорогах и улицах
Цель программы: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи школы в рамках программы:

1. Предоставить обучающимся базовое образование в рамках государственных стандартов.

2. Сформировать у обучающихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения Правил дорожного движения.

3. Отслеживать результативность работы всех участников образовательного учреждения с помощью системы мониторинговой деятельности администрации школы и общественного инструктора.

4. Применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах и во дворах.

5. Поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.

6. Использовать материально-технический потенциал школы и другие ее возможности для обучения и воспитания грамотных участников дорожного движения.
Программа базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса.
Нормативно-правовое обеспечение программы

1. Конституция РФ.

2. Закон РФ «Об образовании».

3. Конвенция «О правах ребенка».

4. Правила дорожного движения (ПДД).

5. Устав образовательного учреждения.

6. Учебный план.

7. Учебные программы.
Научно-методическое обеспечение

1. Государственный образовательный стандарт (федеральный компонент и НРК).

2. Учебный план школы.

3. Учебные программы.

4. Планы воспитательной работы.

5. Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков по ПДД.

6. Рабочие тетради, методические разработки для родителей, обучающихся, педагогов.

Управленческая деятельность по информационному обеспечению

1. Создание банка данных:

- разработок уроков;

- лекций и бесед для родителей;

- бесед для учащихся;

- внеклассных мероприятий.

2. Информирование участников образовательного процесса о федеральных, региональных документах.

3. Сбор текущей информации:

- о результатах тестов, срезов знаний;

- о посещениях уроков, занятий, внеклассных мероприятий.

4. Сбор аналитической информации:

- о ходе работы по программе;

- о результатах выполнения программы.

5. Функционирование проблемных семинаров, практикумов.

6. Работа школьных методических объединений.

7. Консультационные совещания.

8. Проведение контрольных срезов, тестов.

9. Контроль за проведением уроков ОБЖ, внеклассных мероприятий.

10. Проверка документации учителей-предметников, классных руководителей.

11. Организация встреч с родителями (консультации, лекции, собрания).

12. Взаимодействие с ГИБДД и другими общественными организациями.

13. Систематическое оформление информационного стенда.
Экспертное обеспечение

1. Самоэкспертиза деятельности педагогов.

2. Экспертиза качества обучения руководством школы.

3. Анализ состояния дорожных происшествий, участниками которых являются обучающиеся в школе.
Охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения Правилам дорожного движения, основам безопасности жизнедеятельности таким образом, чтобы у каждого педагога, родителя обучающегося сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и соблюдении Правил дорожного движения.

В течение учебного года проводятся консультации для педагогов по проведению профилактических бесед по ПДД для учащихся до и после каникул, а также «минутки безопасности». На заседаниях школьного методического объединения утверждены содержание домашних заданий, а также методические рекомендации по формированию у младших школьников навыков безопасного поведения на дорогах.

В рамках курса ОБЖ по классам четко определено необходимое количество часов на изучение раздела ПДД.

На второй ступенях образования в соответствии с программой на изучение ПДД отводится один урок в месяц (9 уроков в год). Наиболее распространенными формами проведения уроков являются беседы и рассказ учителя в сочетании с практическими упражнениями, методы ситуативного обучения. Учителя начальных классов успешно применяют игровые технологии (ролевые игры), так как игра - один из основных видов деятельности учащихся первой ступени. Кроме того, они применяют разнообразный дидактический материал: дорожные задачи, контрольные вопросы, загадки Пети Светофорова, кроссворды и т.д.

Основной способ формирования у детей навыков поведения - наблюдение, подражание поведению взрослых и прежде всего своих родителей.

Для отработки практических умений и навыков поведения детей в дорожных ситуациях творческой группой педагогов школы разработана система домашних заданий для совместного выполнения их родителями с учащимися 1-3-х классов. Домашние задания включают тему уроков и описание конкретных действий родителей с детьми по отработке навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Контроль за выполнением домашних заданий осуществляется методом опроса учащихся и визуальной проверки отметки о выполнении задания родителем (подпись родителей с указанием даты). Также с участием родителей разработаны индивидуальные маршруты «школа - дом» с указанием наиболее безопасного пути для школьника из дома до школы и обратно.

Средством формирования устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах является внеклассная работа. Изучать ПДД можно не только на специальных уроках, но и на занятиях в системе дополнительного образования. Кроме традиционных профилактических бесед, педагоги включают в свои занятия в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и специальные элементы: читают стихи, прозу, разучивают музыкальные произведения о светофоре, дорожных знаках, проводят тематические динамические паузы и т.д.

Традиционно в школе проводятся «Безопасное колесо»

В весенне-летний период происходит наибольшее число дорожно-транспортных происшествий с участием велосипедистов. В связи с этим ежегодно в мае для учащихся 3-8-х классов проводятся соревнования «Безопасное колесо», которые способствуют:

- изучению и закреплению ПДД;

- закреплению навыков вождения велосипеда;

- изучению велотехники.

Соревнования состоят из нескольких этапов: это и знание ПДД, которое проверяется с помощью электронных викторин, и трасса велофигур, и оказание первой медицинской помощи. Рейтинг популярности школьных дел показывает, что данные мероприятия являются для ребят одними из самых значимых и интересных.

Польза от проведения мероприятий такого рода для детей, как в течение года, так и в каникулярное время очевидна. Однако разнообразие форм, насыщенность занятий требует от классных руководителей большой предварительной подготовки. Ежегодно проводится семинар-практикум «Формы внеклассной работы по ПДД», на котором представляются специальная и художественная литература, способствующая воспитанию чувства улицы у школьников; методические разработки наших педагогов и других авторов; настольные, дидактические игры: лото, домино, стоп-сигналы и другие. Все представляемые формы находят практическое воплощение на семинаре в ходе деловой игры, что позволяет классным руководителям эффективно применять их в классных коллективах.

План работы по предупреждению детского травматизма Сухтелинской ООШ


Мероприятия

Срок

Ответственный

1. Семинары с классными руководителями и учителями начальных классов о формах и методах работы с уч-ся по предупреждению детского транспортного травматизма

Сентябрь

Заместитель директора по воспитательной работе

Анализ состояния аварийности в районе (по информации из ГИБДД) на педсовещаниях







2. Отчет учителей и классных руководителей (Петух Г.п., Досманова Л.А.) на совещании при директоре (педсовете) о выполнении программы по обучению уч-ся Правилам дорожного движения и проведенных профилактических мероприятиях

1 раз в полугодие

Директор, классные руководители

3. Беседы на родительских собраниях на тему:

  • Роль семьи в профилактике детского дорожного травматизма

  • О велосипедах и юных велосипедистах

Сентябрь, апрель

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, классные руководители

4. Материал к сменному стенду:

  • знай и соблюдай Правила дорожного движения.

  • про того, кто головой рисковал на мостовой,

  • особенности движения транспорта и пешеходов в осенне-зимний период,

  • осторожно: гололед,

  • где можно кататься на лыжах, коньках и санках, рассказ об интересном мероприятии по ПДД, проведенном в одном из классов,

  • пусть ничто не омрачает ваш отдых,

  • для вас, велосипедисты,

  • как вести себя на улице летом

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Май

Апрель

Директор, классные руководители

5. Открытие мероприятия на тему: «Дорога и я – верные друзья», по классам

В течение года

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, классные руководители

Участие в смотре-конкурсе «Зеленая волна»:




В течение года

Классные руководители

6. Организация конкурса на лучший рисунок, лучшее чтение стихов, рассказов по безопасности движения

Март

Классный руководитель

7. Регулярные общешкольные линейки с использованием данных ГИБДД района о детском транспортном травматизме в районе, школе

1 раз в месяц

Учитель ОБЖ

8. Подготовка и проведение недели безопасности движения

Декабрь (по отдельному плану), май




9. Создание отряда юных инспекторов движения и организация его работы

В течение года




10. Выявление опасных для движения детей мест в микрорайоне школы принятие мер к их устранению

Постоянно, в течение года

Учитель ОБЖ

11. Выявление детей, имеющих велосипеды, и организация с ними занятий по Правилам дорожного движения

Апрель

Классные руководители

12. Организация практических занятий на улицах и перекрестках в микрорайоне школы

Сентябрь

Классные руководители

13. Участие в профилактических операциях «Внимание, дети!»

Май

Сентябрь

Заместитель директора по воспитательной работе