microbik.ru
1 2 3



МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА


программа по проведению


преддипломной практики

для студентов выпускных курсов

всех форм обучения

080801 «Прикладная информатика в экономике»

Москва, 2008


Методические рекомендации по преддипломной практике рекомендованы кафедрой «Информационные технологии».
Автор-составитель: к.т.н. Титов А.П.

Пособие по проведению преддипломной практики: методические рекомендации для студентов выпускных курсов всех форм обучения. М.-МФА, 2012. С. 26.

Методические рекомендации предназначены организациям, в которых студенты проходят практику, студентам, проходящим преддипломную практику всех форм обучения специальностей «Прикладная информатика в экономике».

© МФА, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения ……………………………………………………………….. 4

2. Цели и задачи преддипломной практики ………………………………………. 4

3. Место практики ………………………………………………………………….. 5

4. Содержание преддипломной практики…………………………………………. 5

5. Организация и порядок прохождения практики……………………………….. 5

6. Организационно-экономическая часть практики………………………………. 10

7. Охрана труда……………………………………………………………………… 10

8. Охрана окружающей среды……………………………………………………….11

9. Экскурсии во время практики…………………………………………………… 11

10. Сроки и методы контроля………………………………………………………. 12

11. Методические указания по прохождению преддипломной практики………. 13

12. Порядок составления, оформления и защита отчета…………………………. 13

13. Примерная тематика дипломных работ ………………………………………..15

Приложение 1. Направление на практику………………………………………… 20
Приложение 2. Задание на практику………………………………………………. 21

Приложение 3. Дневник практики…………………………………………………. 22

Приложение 4. Характеристика работы студента по месту практики…………... 23

Приложение 5. Рецензия руководителя по отчету о практике…………………… 24

Приложение 6. Форма календарного плана-графика..……………..…................... 25

Приложение 7. Титульный лист отчета по практике……………………………... 26

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Преддипломная практика - важнейший этап подготовки специалистов по специальности «Прикладная информатика» (по отраслям).

Программа преддипломной практики составлена на основании государственного образовательного стандарта для специальности 080801 «Прикладная информатика в экономике». Она определяет объем, содержание и методику проведения преддипломной практики в соответствии с учебным планом специальности и предназначена для студентов и руководителей практики от кафедры и от предприятия (учреждения).

1.2. Перед началом преддипломной практики студент должен получить направление деканата факультета на практику (Приложение 1), программу, методические указания по организации и прохождению практики, и дневник ведения практики.

1.3. Направление на преддипломную практику выдается студенту после ознакомления с программой практики, методическими указаниями и собеседования с руководителем практики, который проводит организационное занятие перед началом практики.

1.4. По всем вопросам организации и прохождения преддипломной практики студент может получить консультацию у руководителя практики.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

2.1. Цель практики

Целью преддипломной практики является дальнейшее углубление и закрепление знаний, полученных в Московской финансово-юридической академии (МФЮА), приобретение необходимых практических навыков и сбор материала для дипломной работы. На студентов, проходящих преддипломную практику, возлагается:

• ознакомление с организацией (предприятием), его структурой, основными функциями производственных и управленческих подразделений;

• непосредственная работа в организации с занятием должности, соответствующей специальности и квалификации студента (экономист, инженер-программист и т.д.);

• подбор и систематизация материала для выполнения дипломной работы.

2.2. Задачи практики

Задачи, которые придется решать будущим специалистам в области прикладной информатики охватывают широкую область знаний. Они должны анализировать структуры экономических или правовых объектов, изучать математические методы решения задач, знать принципы оптимизации разнообразных экономических и правовых систем и процессов, анализировать и выбирать методы решения задач на ЭВМ. Поэтому, студент на практике изучает:

- технологию обработки информации в организации (предприятии);

- экономику, правовое обеспечение и управление организации (предприятия);

- новейшее офисное оборудование и вычислительную технику;

- современные пакеты прикладных программ решения экономических и правовых задач;

- результаты исследований, проводимых на предприятии по совершенствованию организации и автоматизации обработки информации.

Таким образом, после прохождения практики студент должен знать методы алгоритмизации организационных, правовых и экономических процессов, особенности и недостатки существующих математических моделей, должен уметь применять знания, полученные в вузе, для решения практических задач автоматизации обработки экономической и правовой информации в организации (предприятии).
3. МЕСТО ПРАКТИКИ

3.1. Студенты работают в отделах, лабораториях и бюро научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций и предприятий, финансовых учреждений, занятых профильной деятельностью по тематике факультета и кафедры, государственных и муниципальных органах управления.

3.2. Каждый студент включается в состав научно-исследовательской группы, работает на определенном рабочем месте под непосредственным наблюдением руководителя практики от предприятия.

3.3. В отдельных обоснованных случаях по разрешению заведующего кафедрой студенты могут проходить практику в лабораториях и отделах МФЮА.
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

4.1. Практическое ознакомление с порядком проектирования ИС, разработка технического задания на дипломное проектирование с примерной формулировкой темы дипломной работы.

4.2. Патентно-информационный поиск по тематике выпускной квалификационной работы.

4.3. Сбор фактического материала, необходимого для правильного принятия решения при выборе принципа работы, схемы и конструкции проектируемой ИС.

4.4. Определение вопросов, требующих проработки научно-исследовательского характера, разработка методики и плана этих исследований, предполагая их реализацию в процессе дипломного проектирования.

4.5. Сбор фактического материала по вопросам организации и планирования процесса проектирования ИС; разработка организационно-экономических вопросов, связанных с дипломным проектированием.

4.6. Конкретное содержание преддипломной практики определяется тематикой дипломного проекта (работы), выполняемого студентом.
5. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ

5.1. Общее методическое руководство организацией и проведением практики осуществляет кафедра «Информационные технологии» МФЮА через руководителей практики от кафедры и предприятия.

5.2. Общее практическое руководство практикой на предприятии возлагается на руководителя практики от предприятия.

5.3. Во время прохождения производственной практики студенты работают на рабочих местах в цехах и отделах предприятий и организаций и выполняют все работы, предусмотренные программой.

Выбор подразделения, длительность работы студентов в каждом, последовательность прохождения подразделений и рабочих мест определяются календарным графиком, приложенным к программе.

5.4. В каждом подразделении студент включается в производственную, научно-исследовательскую или конструкторскую группу, бригаду и ведет работу в ее составе.

5.5. Студенты получают индивидуальные задания по технической, организационно-экономической части практики, а также вопросы по сбору материалов для курсового и дипломного проектирования.

5.6. Календарные график составляется исходя из реальных возможностей предприятия, а также целесообразности определения студентов на оплачиваемые должности. На оплачиваемых должностях студенты работают 50-70% времени практики при условии выполнения программы практики и индивидуальных заданий.

5.7. Время работы студента на одном рабочем месте должно позволять глубоко изучить специфику выполнения операций и приобрести навыки работы на уровне, допускать возможность самостоятельной работы.

5.8. Рабочее время студента в течение всего отведенного времени прохождения практики распределяется следующим образом:

  • организационные вопросы в начальный период практики (распределение по рабочим местам, прохождение инструктажа и оформление документов, получение индивидуальных заданий и т.п.) - 5%;

  • работа на рабочем месте, включая работу с литературой и нормативными материалами, составление конструкторских и эксплуатационных документов, про­ведение отладочных работ, испытании или научных исследований и т.п. - 70%;

  • участие в лекциях, экскурсиях, теоретических занятиях или семинарах технической учебы -10%;

  • составление отчетов -10%;

  • прочие работы - 5%.

5.9. Студенты при прохождении практики обязаны:

- своевременно, т.е. до начала практики, получить программу практики и ознакомиться с методическими указаниями;

- получить индивидуальное задание по практике (Приложение 2);

- полностью выполнить задания, предусмотренные программой практики и индивидуальным планом-графиком;

- регулярно вести дневник выполняемых работ;

- систематически представлять руководителю практики от кафедры информацию о выполненной работе, в назначенные сроки являться на консультации научного руководителя;

- подчиняться действующим правилам внутреннего распорядка и должностным инструкциям;

- изучить и строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, противопожарной безопасности;

- участвовать в рационализаторской и изобретательской работе;

- нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными работниками;

- по окончании практики представить на кафедру надлежащим образом оформленный индивидуальный план-график (Приложение 6) или дневник, заверенный руководителем практики от предприятия (Приложение 3), отчет о выполнении программы практики, отзыв руководителей от кафедры и предприятия на отчет о практике (Приложение 5), деловую характеристику за время пребывания на практике (Приложение 4).

5.10. Руководитель от кафедры обязан:

- посещать базы практики в установленные дни и часы и осуществлять научное и методическое руководство студентами;

- определять и конкретизировать задания в соответствии с программой в зависимости от специфики предприятия;

- систематически проверять все выполняемые студентами работы, давать рекомендации и заключения о правильности рассмотренного материала;

- при необходимости вызывать студентов-практикантов для консультаций и проверки их работы на кафедру;

- по окончании практики сделать письменное заключение по отчету, проверить наличие характеристики и отзыва от руководителя практики со стороны предприятия.

5.11. Руководитель практики от предприятия персонально организует проведение практики закрепленного за ним студента, руководит сбором материалов для написания отчета. В связи с этим он обязан:

- обеспечить практикантов заданием и необходимой информацией в соответствии с программой практики;

- давать консультации, учить правильному обращению с документами, разъяснять методы и приемы работы, передавать опыт анализа и принятия решений в различных ситуациях, организовать связь студента с другими специалистами;

- отмечать в дневнике ход практики и выполнение заданий, в итоге написать характеристику и отзыв на студента;

- контролировать процесс формирования у студентов навыков и умений выполнять определенные работы.

5.12. Успешное прохождение практики и эффективное усвоение нового материала определяются добросовестным и деловым отношением студента к вопросам, предусмотренным программой практики. Факты замечаний о нарушении дисциплины, отклонения от графика выполнения работ по практике, невыполнение правил техники безопасности и охраны труда квалифицируются как грубейшее нарушение со всеми вытекающими последствиями.

Тесный контакт между студентами, находящимися на практике, и руководителями практики гарантирует своевременное и качественное решение всех текущих вопросов практики.

Рекомендуется тщательно, полно и аккуратно конспектировать и обобщать результаты работы в виде формулировки выводов, заполнения таблиц характеристик, дополнения и конкретизации технических заданий, полученных от руководителя.

5.13. Наиболее важно в ходе экскурсий и лекций творческое, активное участие в этой работе. Оно может заключаться в конспектировании основных положений, выяснении интересующих частных вопросов, сборе и систематизации таких материалов, как рекламные проспекты, технические требования на аппаратуру, участии в обсуждении проведенной лекции или экскурсии и т.п.

Весьма полезно предварительно познакомиться по литературным источникам с основными вопросами, связанными с тематикой лекций или экскурсии.
6. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРАКТИКИ

Вопросы экономики и организации производства изучаются студентами на преддипломной практике в соответствии с темами дипломного проекта и методическими указаниями по дипломному проектированию.
7. ОХРАНА ТРУДА

В процессе прохождения практики необходимо ознакомиться с организацией службы охраны труда (ОТ) на предприятии, дать оценку санитарно-гигиенических условий труда в рабочих подразделениях.

Изучение вопросов охраны труда следует проводить в следующем порядке:

- структура организации и службы охраны труда на предприятии;

- законодательство по ОТ, учет и расследование несчастных случаев; кон­тролирующие организации ОТ, общественный контроль;

- виды ответственности за нарушение техники безопасности;

- комфортные условия труда в цехе и на рабочем месте (организация рабочего места и освещение, микроклиматические условия, излучения - электромагнитные, радиоактивные; шумы, вибрации, пыль, ядовитые пары и газы);

- обучение по охране труда – инструктаж, учебно-курсовое обучение, противоаварийные и противопожарные тренировки;

- безопасность эксплуатации внутризаводского транспорта и грузоподъемных механизмов;

- использование на предприятии системы стандартов безопасности труда (ССБТ);

- электробезопасность: условия поражения электрическим током человека (индивидуальные особенности человека, категории помещений по опасности поражения током, установки с напряжением 6 1000 В и > 1000 В); применение защитных мер (малые напряжения, двойная изоляция, разделительные трансформаторы, выравнивание потенциала, защитное отключение, заземление);

- использование основных и дополнительных мер защиты от поражения электрическим током; помощь пострадавшему от действия тока;

- противопожарная профилактика (организация противопожарной службы, категория производства по пожарной опасности, к которой относится цех, пожарно-профилактические мероприятия, используемые средства пожаротушения).
8. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

За время прохождения преддипломной практики студенты должны ознакомиться со следующими мероприятиями, проводимыми на предприятии по охране природы и окружающей среды:

- изучение вредного влияния жидких и газообразных веществ, используемых в производстве изделий, на животный и растительный мир;

- анализ отходов вредных химических веществ, их утилизация и нейтрализация;

- построение замкнутых технологических циклов, исключающих выбросы в окружающую среду;

- применение мер по оздоровлению окружающей среды, озеленению территории предприятия; снижению шума в цехах, на рабочих местах.
9. ЭКСКУРСИИ ВО ВРЕМЯ ПРАКТИКИ

На время практики студенты закрепляются в конкретных подразделениях предприятия. Для полного представления о предприятии, о взаимной связи различных служб и системе управления проводятся экскурсии по важнейшим подразделениям предприятия. Рекомендуется организовывать экскурсии и на смежные передовые предприятия и организации.
10. СРОКИ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

10.1. Студент во время практики обязан строго соблюдать правила внутреннего распорядка предприятия. О временном отсутствии на своем рабочем месте необходимо ставить в известность руководителя практики от предприятия, получить от него разрешение.

С самого начала прохождения практики организовывается табельный учет посещаемости студентами предприятия. Ежедневный учет времени начала и окончания работы практикантов проводит табельная служба предприятия.

10.2. Проверка выполнения студентами программы практики осуществляется в форме текущего и итогового контроля руководителями практики от кафедры и предприятия.

Руководители практики на местах осуществляют контроль путем повседневного наблюдения за работой студента по программе практики. При наличии существенных замечаний (пропуски без уважительных причин, плохая работа по выполнению заданий администрации предприятия и др.) руководитель устанавливает студенту кратчайшие сроки устранения отмеченных недостатков.

10.3. Итоговый контроль проводится на заключительном этапе практики. Сюда входят проверка и подписание руководителями отчетов, дневников, составление производственных характеристик студентов.

10.4. Окончательно оформленный отчет рассматривается руководителями практики от предприятия и вуза и сопровождается подробными отзывами о работе студента и приобретенных им практических знаниях и навыках.

10.5. В производственной характеристике, выдаваемой руководителем каждому студенту, отражаются выполненные им программы практики, отношение к работе, овладение производственными навыками по специальности, трудовая дисциплина и поведение в быту, взаимоотношения с коллективом, участие в общественно-массовых мероприятиях, рационализаторской и изобретательской работе и другие сведения о практике студента.
11. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ

ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

11.1. Перед прохождением практики студент должен изучить программу практики и соответствующие нормативные материалы с тем, чтобы быть готовым к выполнению заданий, данных руководителем практики по решению конкретных управленческих вопросов.

11.2. Рекомендуется студенту-практиканту совместно с преподавателем-руководителем практики разработать на основе программы данной практики конкретный календарный план прохождения практики.

11.3. В дневник практики необходимо ежедневно записывать краткие сведения о проделанной работе. Записи о выполненной работе должны быть конкретными и заверяться подписью руководителя практики от предприятия. Студент включает в дневник практики, составленные им проекты документов, отмечает в дневнике все возникающие вопросы, связанные с решением конкретных проблем. Ведение таких записей во многом облегчит студенту составление отчета о прохождении практики.
12. ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ, ОФОРМЛЕНИЯ И ЗАЩИТА ОТЧЕТА

12.1. В отчете о практике должны быть освещены следующие вопросы:

- место и время прохождения практики;

- общая характеристика предприятия, цехов и выпускаемых ими изделий;

- график последовательности прохождения цехов и рабочих мест за время практики;

- описание технологического оборудования и контрольной аппаратуры;

- график теоретических занятий и экскурсий и их краткое содержание;

- вопросы техники безопасности, охраны труда и экономики и организации производства;

- содержание и разработка индивидуального задания;

- описание выполненной работы по отдельным разделам программы;

- анализ наиболее сложных и интересных вопросов, которые встретились в процессе прохождения практики;

- указания на затруднения при решении сложных и спорных вопросов;

- замечания по тем или иным документам, с которыми студент ознакомился во время практики;

- отношение студента к изученным материалам, деятельности, с которой он ознакомился, те знания и навыки, которые он приобрел в ходе практики;

- список использованных источников.

12.2. Отчет не должен повторять дневник практики и программу практики.

При этом отчет составляется в ходе прохождения практики по мере изучения и выполнения работ по настоящей программе, он должен быть построен в соответствии с разработанным индивидуальным планом.

Отчет должен содержать развернутые ответы на все вопросы, предусмотренные программой прохождения практики. Ответы должны быть проиллюстрированы схемами, графиками, таблицами, учетной и отчетной документацией и т.д.

В отчете необходимо описать, как изучался практикантом данный вопрос, какими документами, справочниками, нормами и нормативными актами он пользовался и из какой литературы или компьютерной базы данных их взял.

Отчет набирается на компьютере на стандартных листах формата А4 в текстовом редакторе MS Word шрифтом Times New Roman размером 14pt через 1,5 интервала. Все рисунки, надписи, формулы заполняются в соот­ветствии с требованиями ЕСКД. Отчет сдается в твердой папке или может быть выполнен в переплете. Объем отчета 25-30 листов текста.

Таблицы, схемы, плановая, учетная, отчетная и другая документация могут быть представлены как по мере изложения вопроса, так и в конце отчета (в виде приложений). Они обязательно должны быть пронумерованы, снабжены единообразными подписями и описаны в отчете (с какой целью прилагаются, как используются на практике).

Неполные и небрежно оформленные отчеты к защите не допускаются.

12.3. В отчете в обязательном порядке должны присутствовать:

  1. титульный лист (Приложение 7) с подлинными подписями студента и руководителей практики;

  2. содержание – перечень разделов отчета с указанием страниц;

  3. введение – общая характеристика предприятия и эффективности использования ИС в организации;

  4. основная часть – отчет (согласно содержанию) по практике и о конкретно выполненной работе в период практики в соответствии с ее программой и индивидуальным заданием, включающий, в том числе графики, таблицы, рисунки, схемы;

  5. заключение – основные выводы по проделанной работе и предложения по способам использования и дальнейшего развития полученных в работе результатов;

  6. приложение — документация (формы, бланки, схемы и пр.).

12.4. Защита отчета осуществляется перед специальной комиссией в сроки, назначаемые кафедрой «Информационные технологии», при наличии положительной характеристики и отзыва руководителей практики от академии и предприятия. На защите отчета студент отвечает на вопросы, связанные с тематикой индивидуального задания, экскурсий, лекционных и практических занятий. Защита оценивается по пятибалльной системе.

12.5. Результаты защиты отчета о практике проставляются в ведомости и зачетной книжке студента.

12.6. При получении неудовлетворительной оценки на защите, отрицательных отзывов руководителей практики студент направляется на дополнительное прохождение практики с целью доработки отчета. В противном случае студент не допускается к сдаче государственного междисциплинарного экзамена и защите дипломной работы и может быть отчислен за невыполнение учебного плана.



следующая страница >>