microbik.ru
1 2 3
Авторская программа по технологии для 5 – 11 классов общеобразовательных школ при совместном обучении мальчиков и девочек на уроках технологии.
Учитель технологии Антипова Т.В.
В «Концепции технологического образования школьников в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» отмечается, что школа является инструментом общества, удовлетворяющим потребность в подготовке молодежи к жизни и деятельности в условиях реальной социально-технической среды. Таким образом, и содержание трудового обучения школьников следует оценивать с позиции достижения поставленной цели.

Если рассматривать современную школу как целостную педагогическую систему, состоящую из взаимосвязанных частей, имеющих внутреннюю организацию, и характеризующуюся определенными отношениями с внешней средой, то следует признать за трудовым обучением одно из ведущих мест в этой системе.

Оно определяется двумя основными задачами технологического образования в школе:

формирование мировоззрения учащихся, просвещенного взгляда на систему технологической преобразующей деятельности человечества, на ее результаты, последствия и на тенденции ее развития;

формирование интеллектуально-духовного и физически развитого индивидуума, ориентированного на достижение высокого результата личной деятельности в условиях свободы выбора и конкурентной состязательности.

Эти задачи, объективно связанные с будущим социально-экономическим состоянием общества, приходится решать в условиях формирования не только нарождающихся рыночных отношений, но и реформирования системы образования.

Как показывает практика, содержание обучения и его организация формируется под действием условий образовательного учреждения: - наличие материально-технической базы, - профессионального опыта учителя, - контингента учащихся; и социально – экономических условий: - потребностей социума в необходимом спектре профессиональных деятельностей.

Проблема обучения малочисленного класса в составе девочек и мальчиков может быть реализована при организации учебно-познавательной деятельности в вариативных группах. Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Образовательный минимум содержания общеобразовательной программы изучается в рамках направления, «Технология. Обслуживающий труд».

Главная цель обучения – формирование у учащихся качеств, творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности в условиях рыночной экономики.

В процессе преподавания решаются следующие задачи:

- формирование политехнических знаний и экологической культуры;

- привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства;

- ознакомление с различными видами декоративно-прикладного искусства, народного творчества и ремесел;

- развитие художественной инициативы, самостоятельности и особенности решать творческие задачи;

- воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, обязательности, честности, ответственности и порядочности, культуры поведения и бесконфликтного общения.

В содержание разрабатываемой программы включены разделы государственной программы «Технология. Трудовое обучение» 5 – 11 классы под редакцией Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко, рекомендованной Министерством образования России. В программе преобладают темы разделов: культура дома, технология обработки пищевых продуктов, работа с тканью, информационные технологии (ИКТ), что объясняет наличием материальной базы. При выборе объектов проектирования швейных изделий в программе учтены психофизические и личностные особенности учащихся 5 – 6 класса.

В целях повышения мотивации обучения мальчиков в программу включены разделы: технология обработки древесины, художественная обработка древесины, «Домашняя экономика», «Проект», «Народные ремесла».

Данная программа уделяет особое внимание ручному труду учащихся, так как навыки ручного труда всегда будут необходимы и профессионалу и просто в быту. В век автоматизации и механизации создается опасность зарождения «безрукого» поколения.

Данная программа состоит из 3 разделов: пояснительная записка, тематический план с 5 по 11 класс, основное содержание дисциплины, требования к уровню подготовки учащихся, аттестационные материалы, список рекомендуемой литературы, требования к оборудованию мастерских, перечень станков, инструментов, приспособлений и материалов для реализации программы, методические рекомендации для учителя по реализации программы.

На данном этапе разработано только тематическое планирование и основное содержание программы. Остальные разделы будут разрабатывать в курсовой работе по методике преподавания технологии.

Тематический план дисциплин представлен в таблице 1:

Таблица 1 - Тематический план дисциплины «Технология»




Раздел

Класс

5

6

7

8

9

10

11

1

Вводное занятие

2

2

2

9

1

5




2

Кулинария

10

10

10

-










3

Материаловедение

(текстильные материалы)

4

4

-













4

Материаловедение

(свойства древесины)

4

4

6










16

5

Ручные работы

4

4
















6

Машиноведение

10
















10

7

Конструирование и моделирование одежды

6



















8

Изготовление швейного изделия

22



















9

Уход за одеждой

2



















10

Интерьер жилого дома

2

18




8










11

Этнографическая кукла

-

24
















12

Художественная обработка древесины

-




4













13

Народные промыслы

(плетение из лозы)

--




14

13

18







14

Русское деревянное зодчество

-




14













15

Ландшафтное проектирование

-




16













16

Итоговое занятие

2

2

2













17

Гигиена жилища










4










18

Ремонтно-строительные работы










14










19

Профессиональное самоопределение










8

10




30

20

Электротехника










10










21

Основные сферы профессиональной деятельности













21







22

Радиоэлектротехника













4







23

Обработка конструкционных материалов













14







24

Учебно-производственная практика
















10




Продолжение таблицы 1

25

Информационные технологии
















16




26

Самореализующая личность



















8

27

Основы художественного проектирования изделий
















27




28

Творческий проект



















6

29

Имидж и этикет
















10







Количество теоретических часов

21

22

19

23

22

23

18




Количество практических часов

47

46

49

45

46

45

50




ИТОГО

68

68

68

68

68

68

68


Согласно новым направлениям при изучении курса технологии 70% времени отводится на практическую деятельность, 30% - на теоретическую. На выполнение творческих проектов выделяется около 25% общего времени. Оценка знаний, умений и уровня творческого развития учащихся осуществляется с помощью тестирования, перечня теоретических вопросов, практических работ и заданий в течение года, а также защиты проекта [5, с.242].


следующая страница >>