microbik.ru
1
Согласовано:

заместитель директора по НМР

____________ __О.А.Гришина

«____» ____________ 2012г.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа №8 имени Ц.Л. Куникова

муниципального образования город-курорт Геленджик

ПРОГРАММА

проведения мастер-класса

«Функции тьютора в реализации дистанционного образования детей с ОВЗ»

Разработчики: зам. директора

по НМР, тьютор

Крыжановская Л.А.

Учитель английского языка

Железняк Т.А.

Геленджик, 2012

Цель мастер-класса:

представить опыт работы тьютора по теме «Функции тьютора в реализации дистанционного образования детей с ОВЗ».

Задачи:

- знакомство участников мастер-класса с функциями тьютора по реализации дистанционного образования детей с ОВЗ;

-познакомить участников мастер-класса с методами и приемами работы в дистанционном режиме;

- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике;

Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля.

План проведения мастер-класса

I. Презентация опыта: «Функции тьютора в реализации дистанционного образования детей с ОВЗ»

II. Презентация дистанционного урока: «Посещение загородного парка».

III. Составление маршрутной карты по итогам урока

IVРефлексия: дискуссия по результатам совместной деятельности.

I. Презентация опыта: «Функции тьютора в реализации дистанционного образования детей с ОВЗ»

С первого сентября наша школа стала базовой школой по дистанционному обучению детей инвалидов. Дети с ОВЗ с разных уголков нашего города стали участниками этого проекта. Так же в этот проект попал и Сажников Антон ученик 4 класса.

Для изучения в дистанционном режиме Антоном и его родными были выбраны самые любимые предметы, иностранный язык и окружающий мир. С включением в проект учащимся были предложены кандидатуры для тьюторского сопровождения. Семье Антона на выбор было предложено два тьютора Багина Светлана Леонидовна и Крыжановская Людмила Александровна, предпочтение было отдано второй кандидатуре, выбор сделал ребенок самостоятельно после беседы с тьюторами, он сказал «Хочу с тобой дружить»

В первую очередь необходимость позиции тьютора связана с самой спецификой дистанционного обучения (далее — ДО), которое требует от обучающихся уже сформированных навыков самостоятельной учебной деятельности, умения работать с информацией, умения видеть и выбирать образовательные возможности, планировать, ставить образовательные цели, анализировать достигнутые результаты. Большинство школьников испытывают затруднения в умении учиться самостоятельно.

Второй момент связан с формами и методами организации дистанционного обучения. Организация такого обучения в линейной форме (учитель - ученик) и традиционными методами (урок, контрольные работы,) не отвечает реалиям времени, поскольку не позволяет увидеть обучающемуся множественность форм и методов работы, выбрать ту форму и содержание, которое в большей степени соответствует его интересам и потребностям. Помимо этого, использование традиционных методов в ДО не даёт возможности попробовать получаемые знания, увидеть их в реальной жизни.

Таким образом, первый момент требует введения тьютора как отдельной профессиональной позиции, деятельность которой основана на определённых ценностях и установках, а второй приводит к необходимости построения особой информационно-образовательной интернет-среды, в которой происходит образовательный процесс.

Позиция, средства деятельности и функции тьютора

Понятие позиции предполагает задание рамок, определяющих ценностно-функциональную сторону деятельности (ценности и назначение в социуме) и средства, позволяющие реализовать эти ценности и принципы. В основе ценностной позиции находится гуманистическая концепция, которая подразумевает безусловную способность и стремление каждого человека к изменению и личностному росту, к свободной реализации своих профессиональных и творческих устремлений. В таком подходе обучающийся является субъектом деятельности, а тьютор выступает как партнёр в «прокладывании» образовательного маршрута среди многообразия образовательных предложений.

В данном контексте необходимо упомянуть вопрос ответственности тьютора. Тьютор как сопровождающий образовательную программу не берёт на себя принятие каких-либо решений, не вынуждает обучающегося делать определённый выбор и не гарантирует быстрый образовательный результат. Ответственность тьютора состоит в следовании ценностям профессии и создании необходимых условий для появления образовательного результата и понимания того, что этот результат зависит в большей степени от самих обучающихся.

В педагогике наиболее соответствующими содержанию тьюторского сопровождения являются личностно-ориентированные педагогические технологии (технология развивающего обучения, педагогика сотрудничества, технология индивидуализации обучения (А. Границкая, И. Унт, В. Шадриков)), технологии проблемного обучения. К средствам, позволяющим реализовать тьюторские ценности и принципы, относятся активные формы и методы обучения (образовательные события, групповые дискуссии, кейс-стади, работа с портфолио, деловые/ролевые игры, метод проектов, метод исследования, метод рефлексии).

Основными функциями тьютора являются: проектировочная, организационно-мотивационная, информационно-консультационная, аналитическая и рефлексивная. Каждая функция реализуется перечнем конкретных задач.

  1. Проектировочная функция (тьютор-методист, тьютор-член команды разработчиков):

разработка концепции тьюторской программы или события (цель, форма, методы, средства, этапы);

разработка содержания, включая учебные материалы (курсы), элементы рефлексии и мотивации;

разработка вариантов индивидуальных образовательных программ и вариантов маршрутов;

разработка организационно-методической и нормативной документации (положения, инструкции, формы документов и пр.), информационно-методических материалов, обеспечивающих образовательный процесс;

разработка требований к виртуальной информационно-образовательной среде, создающей условия для социального, образовательного и профессионального самоопределения обучающихся.

2. Организационно-мотивационная функция (тьюто-фасилитатор, тьютор-координатор, тьютор-администратор):

создание благоприятной эмоциональной обстановки, атмосферы, стимулирующей учебный процесс, где недопустима критика идей и высказываний обучающихся, навязывание точек зрения и пр.;

структурирование коммуникации, обеспечение учебных и содействие в осуществлении социальных контактов между обучающимися;

обеспечение обратной связи в виде комментирования действий обучающихся («позитивное подкрепление»);

организация решения административных и технических вопросов, возникающих у обучающихся;

подготовка к проведению и проведение очных и виртуальных образовательных событий;

контроль тиражирования и рассылки итоговых документов.

3. Информационно-консультационная функция (тьютор-навигатор, тьютор-предметный консультант, тьютор-консультант по развитию, тьютор-социальный продюсер):

ориентация в ресурсах среды, помощь в выстраивании образовательного движения;

консультирование и поддержка обучающихся по предмету и помощь им в затруднительных ситуациях в процессе их самостоятельной деятельности;

оказание помощи в систематизации полученных теоретических знаний и практических навыков, указание способов трансформации их в будущую профессиональную деятельность;

оказание помощи в понимании жизненных и связанных с ними образовательных целей обучающимся, в выстраивании индивидуальной образовательной траектории, позволяющей приблизиться к намеченным целям (помощь в решении проблем личностного, профильного и профессионального самоопределения);

информирование обучающегося о наличии мест/ресурсов для приобретения нового образовательного, социального, коммуникативного, профессионального опыта.

4. Аналитическая функция (тьютор-наблюдатель, тьютор-аналитик):

наблюдение и фиксация личностных данных, способностей обучающихся, их планов и намерений, интересов, склонностей, мотивов, готовности в целом к социально-профессиональному самоопределению;

анализ портфолио личностного развития и портфолио достижений обучающихся в процессе и по итогам обучения.

5. Рефлексивная функция:

организация рефлексивной деятельности на этапах обучения;

создание условий для освоения обучающимся рефлексивных навыков и умений «пользоваться принципом самоопределения или рамкой самоопределения в выстраивании представлений о мире, о себе и о планировании своих действий»

Принципы информационно-образовательной интернет-среды

Основополагающее значение для эффективности дистанционного образования имеет то, каким образом организована информационно-образовательная интернет-среда. Под информационно-образовательной интернет-средой понимается комплекс информационного, технического и учебно-методического обеспечения, направленный на достижение обучающимся его образовательных целей. Организация тьюторского сопровождения в данной среде должна соответствовать следующим принципам:

1. Интерактивность (взаимодействие с тьюторами и экспертами в узких областях знания, взаимодействие с другими участниками).

2. Избыточность форм и методов обучения (дельностно-рефлексивный характер организации учебного процесса, активные методы, образовательные события).

3. Разнообразие оригинальных учебно-методических материалов.

4. Планирование содержания обучения (свобода составления индивидуальной образовательной траектории — модулей из системы учебных курсов, образовательных событий и т. д.).

5. Самоорганизация и самообучение (свобода выбора заданий и способов их выполнения или представления, ответственность за выбор).

6. Практикоориентированность, «опытное размышление», «обучение в деятельности» (т. е. такое обучение, когда получение знаний связано с решением задач, имеющих практическое значение для обучающегося).

7. Развитая виртуальная инфраструктура, включающая инструменты для планирования, коммуникации, презентации достижений, саморефлексии и т. д.

8. Целостность и одновременно использование принципа «спагетти» (видимый хаос, в котором всегда можно найти конец и начало любой деятельности, единая стратегия и взаимосвязь всех частей).

9. Принцип «репейника», когда совершение какого-либо действия открывает новые возможности, автоматически подталкивая на новые, более сложные действия.

10. Принцип развития компетентностей (модель «Знать, Уметь, Владеть и Быть»).

Информационно-образовательная интернет-среда, помимо привычных инструментов, обеспечивающих учебный процесс (библиотека учебных материалов, консультации, тестирование и т. д.), должна обязательно содержать следующие инструменты:

личная страница;

блог, портфолио (для саморефлексии, для сбора достижений);

форум, пейджер (для коммуникации);

личный календарь (для планирования);

галерея (для презентации достижений).

Согласно выше перечисленным функциям тьютора мною была проведена работа в следующих направлениях:

На первом этапе после изучения характеристик классного руководителя, психолога, беседы с Антоном и его семьей, мною была разработана индивидуальная образовательная программа, а вместе с Антоном мы разработали маршрутную карту, по которой мы с Антоном двигаться;

На втором этапе создания благоприятной эмоциональной обстановки, атмосферы, стимулирующей учебный процесс, где недопустима критика, навязывание своей точек зрения учащемуся, мною были проведены беседы с учителя базовой школы, даны рекомендации;

Третий этап для того чтобы учить ребенка ориентироваться в информационных интернет ресурсах мне пришлось самой пройти компьютерные курсы, оказывая помощь в выстраивании образовательного движения, консультирование и поддержка Антона по предмету и помощь ему в затруднительных ситуациях в процессе его самостоятельной деятельности;

Четвертый этап наблюдение и фиксация личностных данных, анализ портфолио личностного развития и портфолио достижений Антона происходит в процессе учебы и по итогам четверти и года.

Пятый этап организация рефлексивной деятельности на этапах обучения.

В начале четвертой четверти были произведены корректировки в маршрутной карте Антона, так как ему необходимо определиться с выбором предметы для дистанционного обучения на следующий год, (а это 5 класс, новые и незнакомые ему предметы).

В заключение хочется отметить, что модель тьюторского сопровождения в дистанционном образовании школьника с ОВЗ, которая заключается в обязательном наличии особой ценностной позиции и средств деятельности тьютора, а также принципов и инструментов информационно-образовательной интернет-среды, является открытой и проектируемой в процессе практической деятельности.

II. Презентация дистанционного урока: « Посещение загородного парка».

III. Составление маршрутной карты по итогам урока

Участникам мастер – класса предлагается разбиться на группы и с помощью листа бумаги и цветных карандашей составить маршрутную карту по решение возникшей проблемы.

IVРефлексия: дискуссия по результатам совместной деятельности :

- как вы чувствовали себя в роли тьютора?

- какие сделали выводы?

Литература

1. Корнеева Т. Б. ОЦ «Школьный университет»: дистанционное образование в сфере ИТ и место в нём тьюторской позиции» // Тьюторские практики в России. Сопровождение индивидуальных образовательных программ. Альманах. — Томск, 2009. — С. 44—48.

2. Петрова Г. И. Педагог-тьютор — новая профессия в сфере образования // Тьюторские практики в России. Сопровождение индивидуальных образовательных программ. Альманах. — Томск, 2009. — С. 12—15.

3. Рыбалкина Н. В. Проблема самоопределения и модальная педагогика // Педагогика самоопределения и проблемный поиск свободы. — Барнаул, 1997. — С. 14.

4. Суханова Е. А. Тьюторство как ресурс развития практики образования (презентация) // Материалы XIV Всероссийской тьюторской конференции «Тьюторство и образовательный стандарт». — Томск, 2009.

5. Каспржак А. Г., Митрофанов К. Г., Поливанова К. Н. и др. Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования PISA-2000—2005. — С. 128.

6. Корнеева Т. Б. Настоящие и перспективные задачи тьюторского сопровождения в проекте «ИТ-профи» образовательного портала ОЦ «Школьный университет».