microbik.ru
1 2

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7»


Программа работы

классного руководителя с коллективом класса
«РОСТ»

(Растём Обогащаемся Стараемся Творим)
на 2011-2012год

Направление «Художественно-эстетическое»
Автор программы:

Классный руководитель 4Б класса

МБОУ «СОШ №7» г. Канаш

Трефилова Анна Владимировна
Канаш - 2012 г.

Паспорт программы


1.

Полное название программы

«РОСТ»

(Растём Обогащаемся Стараемся Творим)

2.

Учебное заведение

МБОУ « Средняя общеобразовательная школа № 7» города Канаш

3.

Автор программы

Трефилова Анна Владимировна

4.

Цель программы

- создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к организации детского мини-издательства по выпуску классной газеты.


5.

Задачи программы

1. Научить детей использовать различные источники информации.

2. Сформировать у учащихся критическое отношение к найденной информации, научить проверять ее достоверность, понимать уровень компетентности использованных источников.

3. Научить детей работать в группе, обсуждать различные вопросы.

4. Изучить этические вопросы, связанные с издательской деятельностью: авторское право, плагиат, цензуру.

5. Изучить рекомендации по написанию статей и журнальные стили.

6. Разработать структуру и оформление информационного бюллетеня, создать информационный бюллетень.

7. Привлечь детей к использованию современных технологий для создания, проверки и выпуска информационного бюллетеня.



6.

Сроки реализации

Январь 2011 - май 2012

7.

Рабочая гипотеза

Если создать условия социализации воспитанников через формирование у них системы начальных знаний, умений и навыков журналиста, то мы получим конкурентоспособную личность способную на  самоопределение, самовыражение и самореализацию.



Содержание:


  1. Паспорт программы………………………………………………..………2

  2. Цель, задачи и рабочая гипотеза программы……………………………4

  3. Пояснительная записка…………………….…….………………………..5

  4. Основные программные мероприятия…….……………………………..6

  5. План график реализации программы…………………………………….9

  6. Методическое обеспечение программы …….…………………………..11

  7. Ресурсное обеспечение …….………………………………………….…15

  8. Выводы и заключения…………………………………………………….16

  9. Библиография……………………………………………………………...17

  10. Приложения………………………………………………………………..18


Цель, задачи и гипотеза программы.

ЦЕЛЬ: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к организации детского мини-издательства по выпуску классной газеты.
ЗАДАЧИ:

1. Научить детей использовать различные источники информации.

2. Сформировать у учащихся критическое отношение к найденной информации, научить проверять ее достоверность, понимать уровень компетентности использованных источников.

3. Научить детей работать в группе, обсуждать различные вопросы.

4. Изучить этические вопросы, связанные с издательской деятельностью: авторское право, плагиат, цензуру.

5. Изучить рекомендации по написанию статей и журнальные стили.

6. Разработать структуру и оформление информационного бюллетеня, создать информационный бюллетень.

7. Привлечь детей к использованию современных технологий для создания, проверки и выпуска информационного бюллетеня.
ГИПОТЕЗА:

если создать условия социализации воспитанников через формирование у них системы начальных знаний, умений и навыков журналиста, то мы получим конкурентоспособную личность способную на  самоопределение, самовыражение и самореализацию.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

«Творческое воспитание не в том заключается, что на смену одним формам работы придут какие-то другие формы, - нет, эти другие формы должны изобретаться на ходу, каждый день, и единственная традиция в творческом воспитании – это традиция постоянного принудительного обновления изобретения и развития». (Л.А. Соловейчик)
За время педагогической деятельности нам пришлось столкнуться с проблемой отсутствия активной жизненной позиции у детей, с инертностью, с плохой занятостью во внеурочной деятельности. Нами были выявлены слабые навыки организаторской деятельности. В подавляющем большинстве ученики данного коллектива серьёзно уступали по уровню коммуникативных способностей своим сверстникам, в конечном счете, они становились менее конкурентоспособными.

Педагогический коллектив отмечает, что для повышения результативности воспитательного процесса в школе необходимо расширять спектр воспитательных воздействий на ребенка. Инициативные и творчески мыслящие родители предложили организовать на базе класса мини- издательство по выпуску классной газеты, работа над которой позволит сплотить коллектив. Поэтому назрела острая необходимость разработки программы, знакомящей обучающихся с современным издательским бизнесом, который сегодня немыслим без компьютерных технологий, раздвигающих горизонты творчества, позволяющих реализовать все наши замыслы.

Конец XX века породил взрыв новой информации. Расширение информационного пространства, а значит объёма информации, её многопрофильность сделали актуальной необходимость владеть информационно-коммуникационными компетенциями. Сегодня на первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.

Неотъемлемой частью жизни класса является продукция классного издательства – газета “Школьный дозор”, издаваемая силами учеников и их родителей. За время существования газеты было создано уже немало выпусков. Графические возможности компьютера позволяют сделать газету красочной. Ребята сами подбирают иллюстрации, используют множество фотографий, создают коллажи. Однако недостаточно всего лишь овладеть инструментами, которые предлагают компьютерные программы. Нужно обладать, помимо прочего, базовыми понятиями издательского дела, иметь представление об издательском процессе, азами журналистики. Без этих знаний немыслимо создание полноценной полиграфической продукции.

Работа построена таким образом, что последовательно освещаются все стадии подготовки издания: от замысла до получения оригинал-макета. При организации работы целесообразно создавать ситуации, в которых каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную творческую или конструкторскую работу и принять участие в работе группы, где обучающийся развивает интерес к этой профессиональной сфере и может продемонстрировать свои умения, свое дарование, наглядно продемонстрировать результат. Программа направлена на развитие способности не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи.

Навыки, которые предполагается выработать в процессе, окажутся полезными как для построения устного сообщения, так и для написания заметок и статей в газету.

Программа способствует освоению учащимися компьютера как современного средства обработки информации; в получении практических навыков работы с компьютером и современными информационными технологиями.

 «Юный журналист» становится средством формирования информационного и образовательного пространства для молодежи, служит средой самоопределения и самореализации личности, помогая ее успешной социализации.

Программа «РОСТ»  представляет собой, направленную на организацию допрофессионалъной подготовки учащихся по профессии журналиста, их социально - значимой деятельности в рамках самодеятельных детских и молодежных средств массовой информации, а так же на социально -педагогическую работу с коллективом детей и родителей.

Газета, созданная руками детей, – это настоящее достояние класса.

Основные программные мероприятия.
В основе программы «РОСТа» с детским коллективом по созданию и выпуску классной газеты лежит КТД (коллективное творческое дело). Единой целью, которого становится создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, раскрытие и развитие индивидуальных творческих сил человека в конкретных делах и поступках на общую радость и пользу.

Задачи:

· создание условий для равного проявления учащимися класса индивидуальных способностей в данной деятельности;

· использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям;

· развитие способностей адекватно оценивать свои достижения и достижения других, радоваться своим успехам и огорчаться в случае неудач других;

· использование досуговой деятельности как средства развития эстетических умений учащихся и становления эстетических понятий.
Что значит КТД? Это:

ДЕЛО, так как оно несет в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге;

КОЛЛЕКТИВНОЕ ДЕЛО, так как осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива – учениками, родителями и учителями, то есть является общей заботой;

ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО, так как предполагает непрерывный поиск лучших решений жизненно важной задачи, задумывается, планируется, реализуется, оценивается сообща.

Какие же условия наиболее успешного КТД?
1. Предварительная работа.

Определяется роль данного КТД в решении конкретных воспитательных задач, готовятся варианты, которые будут предложены на выбор воспитанникам.

2. Коллективное планирование КТД.

Оно осуществляется на сборе-старте, который решает такие задачи:

  • Для кого провести это дело;

  • Как лучше его провести;

  • Кому участвовать;

  • Кто войдет в совет дела;

  • Кто будет руководить;

  • Где и когда провести дело?

В конце сбора все предложения сводятся в единый план с указанием ответственных.

3. Коллективная подготовка дела. Уточняется планирование, организуется выполнение плана, поощряется инициатива каждого участника. Воспитатели помогают воспитанникам.

4. Проведение КТД.

Главная задача учителей и родителей - незаметно помочь преодолеть трудности при отклонении от плана, при явных ошибках участников, а главное -возбуждать и укреплять мажорный тон, дух бодрости, уверенности в своих силах, своей способности нести людям радость, стремление преодолеть любые трудности.

5. Коллективное подведение итогов КТД.

Для этого проводится летучка, в ходе которой участники КТД отвечают на следующие вопросы:

  • Какими мы были?

  • Что было хорошего? Что получилось?

  • Что было плохого? Почему?

  • Что надо сделать, чтобы было лучше?

  • Как нам жить дальше?

Таким образом, хорошая работа зависит от:

  • Знания людей.

  • Знания коллектива.

  • Знания основ организаторской работы.

  • Знания дела, которое организуешь.

  • Умения организовать.

Как же сформировать редакцию классного издания?
Начинали с того, что в классе нашелся не один заинтересованный ученик, у которого горели глаза. Ведь в нашем деле главное — желание! И не важно, что школьник не умеет рисовать, фотографировать или правильно писать сочинения. Первое: в газету пишут не сочинения, а материалы, в основе которых лежат факты, происходящие здесь и сейчас, в которых участвуют сами дети, их учителя и родители. Второе: в редакции нужны разные люди. Возможно потом, напитавшись атмосферой редакции, эти ребята активизируются, и в каждом из них проснется талант журналиста, фотокорреспондента, художника или дизайнера.

Кадры решают все! В нашем случае это верно на 100%. Потому что кадры решают, какие рубрики вести в газете, какие темы поднимать в своих материалах, в каком виде выпускать свое средство массовой информации.

В пресс-центре должны быть следующие специалисты:

Редактор — очень ответственная должность. Он, в конечном итоге, несет ответственность за все, что написано в газете. Видимо поэтому учитель берёт на себя эту ответственность, и подписывается главным редактором.

Обозреватель — тот журналист, который хорошо умеет анализировать происходящие события в школе и в классе, связать их с событиями районного, областного и даже государственного, вселенского масштаба. Такая ученица нашлась. Это Алексеева Екатерина. Ей в помощники была назначена её мама Алексеева Татьяна Юрьевна.

Корреспонденты — трудяги, которые пишут, пишут и пишут утром, днем и ночью. Их в пресс-центре ровно столько, сколько тем вы поднимаете в своей газете. Спортивный комментатор, ответственный за культурный отдел, учебный сектор, специалист по кулинарным рецептам, литературный редактор и т.д. Их главный принцип — все проверять, уточнять, допытываться, отыскивать подробности. Это практически большая часть класса.

Фотокорреспондент — человек, владеющий техникой съемки, умеющий сделать фоторепортаж, т.е. показать событие в картинках и написать сопроводительный текст к нему: что за событие, где произошло, кто участвовал, какова кульминация и чем всё в конечном итоге закончилось. Такими специалистами стали Лапин Максим и Мингалеев Ленар.

Художник — от этого человека может зависеть общий стиль издания. К материалам, которые не сопровождаются фотографиями, нужны рисунки. Настоящему художнику не нужно объяснять, что нужно изобразить, он сам читает материал, и сам же иллюстрирует его. В классе нашлись таланты – Фёдоров Юрий, Анисимов Вячеслав. Родители- Ашмаева О.В. и Иванова О.В.

Дизайнер, или оператор компьютерной верстки, т.к. именно он располагает материалы и иллюстрации на полосах , он составляет шапку издания, разрабатывает макеты полос.

Как только газета становится обузой или обязанностью, в редакции становится тихо. Поэтому необходимо создать благоприятную атмосферу для развития творческих личностей. Именно поэтому взрослые находятся на позиции школьников, они считаются с мнением авторов и читателей. А когда ребята видят, что их материалы влияют на жизнь, улучшают ее, когда они чувствуют ответственность за происходящее в коллективе, тогда газета становится настоящим помощником в организации работы класса.

Работа в редакции должна приносить радость!

 

Организация деятельности осуществляется в 3 этапа:

Первый этап: адаптационный ( январь 2011 – март 2011 уч.год).

Подготовительный

Подготовительный этап имеет своей задачей полное материально-техническое обеспечение: подготовка необходимой документации, планирование мероприятий, выбор группы.

Организационный

Информирование участников, выборы органов самоуправления.
Второй этап: этап развития ( апрель 2011 уч.год)

Включение младших школьников в активную позицию через работу класса.

Самореализация младших школьников в различных видах социально значимой деятельности.

Развитие культуры межличностных отношений детей, формирование интереса и уважения к внутреннему миру человека, развитие чувства гордости за историю и традиции России, формирование чувства сопричастности к истории страны и края.

Сплочение класса.
Третий этап: демонстрационно-итоговый ( май 2011 – 2012 уч.год)

Подведение итогов основных дел, реализация полученных знаний, умений и навыков в классе и социальной группе, проведение диагностики и оформление социального проекта.

Выпуск номеров газеты класса.


ПЛАН ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.





Наименование

Содержание

Сроки

Ответственный

1.

Вводное занятие

«Журналистика, общие понятия»

Создание команды единомышленников:
распределение редакционных обязанностей (главный редактор: дизайнер: журналисты: фотокорреспонденты)

Январь 2011

Трефилова А.В. (кл. руководитель)

2.

Стратегия планирования и общая концепция издания

Круглый стол «Дети-родители-учитель»

Анкетирование «Какое название будет у будущей газеты»

Февраль2011

Трефилова А.В.(кл. руководитель)

3.

Техническое обеспечение выпускаемого СМИ

Изучить рекомендации по написанию статей и журнальные стили.





Алексеева Т.Ю. (член родительского комитета)

4

Современные компьютерные технологии

Экскурсия в кабинет информатики

Март

2011

Воеводина Н.Д. (учитель информатики)

5.

Алгоритм подбора фактов и построение материала.

Изучение российских печатных изданий

Март

2011

Наймушина Н.И. (библиотекарь школы)

6.

«Хорошая газета»

Встреча с ребятами из газеты «Пятая четверть»

Пресс-конференция с главным редактором газеты «Пятая четверть»

Май

2012

Трефилова А.В. (кл. руководитель

7.

Проблемы школьной журналистики

Составление сметы по выпуску первого номера

«Знакомство с правовыми и этическими нормами работы журналиста»


Январь 2011

Алексеева Т.Ю. (член родительского комитета)

I модуль «Основы журналистики»

II модуль «ИКТ - средство современной журналистики»



п/п

Наименование




Содержание

Сроки

Ответственный

1.

Технология работы в программе MS Word. Основные приемы работы с текстом.

«Практическое занятие.

Набери и отформатируй текст»

Январь 2011

Лапин Максим

Ученик 4б класса

2.

Компьютерные сети. Интернет. Компьютерная безопасность.

Знакомство с полезными сайтами

Февраль 2011

Трефилова А.В. (кл. руководитель

3.

Технология создания собственной публикации «с чистого листа». Знакомство с программой Publisher.

Работа в программе

Publisher. Выпуск буклетов




Муллин Стас

И Баринов Даниил ученики 4б кл

4.

Создание презентаций в программе PowerРoint

Работа в программе.




Трефилова А.В. (кл. руководитель

5.

Создание фильмов в программе WindowsMovie Maker.

Знакомство и работа в программе. Преодоление трудностей




Алексеева Екатерина ученица 4б



III модуль - «Мы журналисты»

 



п/п


Наименование




Содержание

Сроки

Ответственный

1.

Выпуск классной газеты (1 раз в четверть в печатном варианте и в электронном варианте)


Определение духа газеты.

Разработка плана работы пресс-центра.

Схема организации выпуска газеты.

Верстка газеты

Периодичность

1 раз в четверть

Трефилова А.В. (кл. руководитель
Алексеева Т.Ю. (член родительского комитета)

2.

Выпуск буклетов, календарей и прочих материалов (по потребности)


Выставка газет
Распространение газетных номеров

По мере надобности

Пресс- центр


















следующая страница >>