microbik.ru
1 2 3 4


ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

Государственного образовательного учреждения

прогимназии №1749

Восточного окружного управления образования

Департамента образования города Москвы

на период 2010-2013 гг.

по теме:

«Проектирование здоровьеформирующей образовательной среды как условие сохранение здоровья и повышения качества образования»
Программа разработана и реализуется:

педагогическим коллективом
Программа развития утверждена:

Советом прогимназии
Публичный отчет о деятельности прогимназии

и реализации Программы развития ежегодно

размещается на сайте прогимназии

(http://pgym1749.vao.mskobrz.ru)
К экспертизе настоящей программы развития и оценке полученных Прогимназией промежуточных результатов привлекались независимые эксперты: учреждения образования и науки – Московский Государственный педагогический университет, НИИ Столичного образования (лаборатория психологии развития и инноваций)
Заверяю

Директор прогимназии №1749

_____________________А.А. Браматкина

От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям”.

В.А.Сухомлинский.

Настоящая Программа определяет стратегию развития Прогимназии и действия по ее реализации в соответствии с Городской целевой программой развития образования «Столичное образование – 5». Программа определяет стратегию, приоритетные направления, задачи, механизмы реализации образовательной политики города Москвы, Восточного округа, прогимназии № 1749 с учетом социально- экономических, демографических, культурных, экологических и других особенностей Московского региона.

Задача сохранения и укрепления здоро­вья детей - одна из ведущих задач прогимназии. Как и во многих образовательных учреждениях округа, с целью сохранения здоровья учащихся в прогимназии в рамках диспансерных мероприятий проводятся медицинская диагностика и другие оздоровитель­ные процедуры. Однако, медицинские ме­роприятия не могут использоваться как универсальный способ сниже­ния отрицательных влияний неэффективно организованного учебного процесса. Только це­лостный системный подход к определению самого понятия «здоровье», комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся и педагогов с учетом специфики конкретного образовательного учреждения служит ценностным основанием для построения образовательного процесса.

Здоровьеформирующее образование, возможно только при созда­нии усилиями педагогов, психологов, медиков комфортной здоровьеформирующей образовательной среды для поддержания личностного развития и совершенствования предметных и универсальных компетенций ученика.

Построение здоровьеформирующей среды как целостной системы строится на основе принципов комплексности, дифференциации, этапности.
Принцип комплексности реализован на уровне создания еди­ной программы формирования здоровья учащихся, предполагающей объедине­ние усилий педагогов прогимназии, психологов, медиков в еди­ную службу (центр «Здоровье»).

Медицинское направление проектирования здоровьеформирующей образовательной среды обеспечено созданием благоприятных гигиенических условий образовательного процесса, просветительской и профилактической деятельностью педагогов и медиков. При этом особенно важным является соблюдение оптимальных организационных условий образовательного процесса, урока, в первую очередь.

Психологическое направление проектирования здоровьеформирующей образовательной среды обеспечено комплексным системным психолого-педагогическим сопро­вождением ребенка в учебно-воспитательном процессе, при скоорди­нированной совместной работе педагога, психолога и социального педагога прогимназии.

Задачами психолого-педагогического со­провождения детей в прогимназии, то есть на этапе начального обучения, являются:

  • предупреждение возникновения про­блем развития ребенка;

  • помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (обеспечение адап­тации к школе, преодоление учебных трудностей, нарушений эмоционально-воле­вой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями и родителями, построение индивидуальной образовательной траектории);

  • повышение заинтересован­ности младших школьников в учебной де­ятельности;

  • развитие познавательной и учебной мотивации, поддержка и формирование желания и умения учить­ся;

  • развитие самостоя­тельности и самоорганизации;

  • развитие творческих способностей.

  • проведение психолого-педагогической диагностики, мониторинг развития детей в процессе обучения, разработка и осуществление совместно с учителем системы корректирующих ме­роприятий;

  • развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей и педагогов;

Особое значение имеет психологическая поддержка здоровья учителя в процессе профессиональной деятельности, ведь от его состояния зависит социально-психологическое состояние учащихся. В построении эмоционально благополучной среды ведущую роль играют взрослые участники образовательного процесса – учителя и родители. Личностные качества педагога, постоянная и дружелюбное, конструктивное взаимодействие педагога и родителей – залог создания и развития общего положительного эмоционального фона отношений в новом социальном пространстве, где сотрудничество учителя и родителей обеспечивает, с одной стороны, снижение уровня тревожности у всех действующих в нем субъектов, с другой стороны, повышает мотивацию к учению, результативность обучения в целом.

Педагогическое направление здоровьеформирующей образовательной среды проявляется в личностно-ориентированном, индивидуальном подходе учителя к каждому ученику. Это обеспечено:

  • организацией оптимальных условий проведения уроков с использованием эффективных современных технологий управления учебной деятельностью в рамках личностно-ориентированного развивающего обучения;

  • наличием различных вариантов индивидуализированных дидактичес­ких материалов, позволявших на базовом содержании образования, определённом Стандартом, индивидуализировать процесс обучения;

  • созданием условий для выбора учеником способов работы, типов задания, вида и форм учебного материала;

  • использование современных методов и технологий обучения, в том числе - информационно-коммуникативных с использованием мультимедиа и проектных;

  • использование портфолио как индивидуализированной системы оценивания личностного развития ребёнка;

  • построение модели педагогического мониторинга, включающего наблюдение за уровнем формирования предметных и универсальных компетенций;

  • внедрение методов, приёмов проектирования универсальных компетенций учащихся, разработанных авторами Стандартов второго поколения;

  • доброжелательное общение педагога с учащимися, независимо от учебных дости­жений;

  • развитие системы дополнительного образования (широкая сеть кружков художественно-эс­тетической, научно-технической и спортив­ной направленности);

  • введением элементов реального детского самоуп­равления на уровне класса и всей прогимназии;

Таким образом, в прогимназии выстроена целост­ная организация всей образовательной деятельности учащихся и педагога с соблюдением меди­цинских норм, что помогает сберечь и укрепить здоровье всех участников образовательного про­цесса. Данные системного тестирования и анкетирования, показатели качества обученности в прогимназии подтверждают положительные результаты эксперимента.
Принцип дифференциации предпо­лагает дифференциацию целей, задач, средств и планируемых результатов форми­рования здоровья учащихся во всех его про­явлениях, учёт воз­растных особенностей, учёт степени сфор­мированности здоровья как целостного пси­хофизиологического и социально-личност­ного состояния учеников.

Программа «Здоровье» прогимназии (проектирование здоровьеформирующей среды прогимназии) включает ряд подпрограмм по формированию ответственного отношения к своему здоровью и готовности к здоровому образу жизни; по формированию психологического и социального здоровья.

Особое значение придаётся целостной системе воспитания в прогимназии. Ведущими аспектами комплексного подхода при построении здоровьеформирующей среды в прогимназии стали образовательный аспект (формиро­вание системы представлений о здоровье и здоровом образе жизни как интегративном показателе личностного развития че­ловека в учебной и внеучебной деятельности), психологический аспект (ориентация на формирование на­выков позитивных оценок окружающего); социальный аспект (ориентация на формирование позитивных нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни).

Принцип этапности реализован в системе управленческой деятельности прогимназии на уровне уточнения целей, задач здоровьеформирующей педагогической деятельности, этапов развития здоровьесберегающей среды прогимназии, системы мониторинга всех структурных элементов образовательной среды (образовательная программа, Программа развития прогимназии).

В процессе реализации Программы развития планируется достижение первоначально спланированных ожидаемых результатов:

- сохранение и укрепление как физического, так и психологического здоровья учащихся;

- повышение эмоциональной комфортности и результативности обучения, развитие интеллектуальных, речемыслительных, креативных способностей учащихся;

- воспитание у учащихся творческого отношения к миру, способности к преобразовательной продуктивной деятельности,

На основе анализа всех структурных элементов образовательной среды прогимназии были выявлены три ведущих критерия, подтверждающих создание здоровьеформирующей эмоционально благополучной среды:

  • устойчивое ощущение учащимися психологического комфорта,

  • устойчивое достижение интеллектуального комфорта – удовлетворения потребностей в получении новой информации в образовательном пространстве;

  • позитивное взаимодействие участников образовательного процесса, направленное на самореализацию, развитие, созидание,


В основе Программы заложены три концептуальных принципа развития образования, обеспечивающих единство образовательного пространства прогимназии, округа, города, устойчивое развитие самой системы образования и превращение ее в фактор устойчивого социально – экономического и культурного развития региона: партнерство, целостность, саморазвитие
Принцип партнерства предполагает определение круга актуальных и потенциальных социальных партнеров в образовании, консолидацию их усилий, обеспечение устойчивости развития образования за счет системного эффекта взаимодействия

Принцип целостности означает единую стратегию развития образования, его скоординированный, системный характер.

Принцип саморазвития определяет приоритетность актуализации внутренних источников развития системы образования, интенсификацию развития, способность адаптироваться к изменениям в обществе.
Цель Программы развития образования – приведение его в соответствие с современными требованиями динамично развивающегося столичного мегаполиса, создание механизмов устойчивого развития системы образования в интересах личности, общества, государства.

Достижение обозначенной цели будет осуществляться через активизацию внутренних ресурсов сферы образования, оптимизацию его содержания, структуры, организационных форм и технологий, экономических и управленческих механизмов; использование разных форм стимулирования обновления образования; более активного привлечение внешних ресурсов, развертывание системы широкого социального партнерства в сфере образования.

Законодательная база для разработки Программы развития:

  1. Конвенция о правах ребенка

  2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

  3. Закон РФ «Об образовании»

  4. Закон РФ «Об утверждении Федеральной программы развития образования»

  5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000г.

  6. Статья 11 Закона города Москвы от 20 июня 2001 года «О развитии образования в городе Москве».



1. Информационная справка о прогимназии

Общие сведения о прогимназии и контингенте уча­щихся

Государственное образовательное учреждение Прогимназия №1749 является правопреемником средней общеобразовательной школы № 344 с этнокультурным (русским) компонентом образования, которая была открыта в 1963 году. Учреждение расположе­но в Восточном административном округе города Москвы в районе «Северное Измайлово». Этапы развития образовательного учреждения: 1980 г – школа № 344 - школа продлённого дня с эстетическим уклоном; 1987 г. – Центр русского языка и культуры; 1996 г. – СОШ № 344 с гимназическими классами; победители конкурса «Школа года – 96, 97, 98»; 1998 г. – в ходе аттестации и лицензирования получен статус «Средняя общеобразовательная школа с этнокультурным (русским) компонентом образования»; 2000 г – реорганизация с выделением Начальной общеобразовательной школы №1749.

В марте 2002 года начальная школа № 1749 прошла очередную аттестацию. Решением экспертов Государственной службы лицензирования и аттестации школе был присвоен статус прогимназии. В январе 2006 года прогимназия прошла государственную аттестацию и лицензирование с подтверждением статуса, получив бессрочную аккредитацию и лицензию на 5 лет. По состоянию на 1 сентября 2010/11 учебного года общая численность учащихся составляет 290 человек.


Ступень обучения

Тип класса

Количество классов

Количество учащихся

1

Общеобразовательный

11

290

Контингент Прогимназии на 83,4% представлен детьми из полных семей.

Общий контингент учащихся




Количество классов

Количество учащихся

Дети группы риска

Состоят на учёте в правоохранительных органах

1-4 классы

11

290

Нет

Нет

Состав учащихся прогимназии по социальному составу семей




Социальный состав семей




Количество

%

Многодетные

27

9,3

Неполные семьи

48

16,6

Из семей малообеспеченных

83

28,6

Из семей военнослужащих

9

3,1

Семьи творческой интеллигенции

14

4,8

Семьи бизнесменов

30

10,7

Семьи служащих

54

18,6

Семьи врачей и учителей

98

33,8


следующая страница >>