microbik.ru
1
ПРОГРАММА

творческого ручного труда


«ВОЛШЕБНОЕ ОРИГАМИ»


Составитель: воспитатель в ГПД: Джадаева З.А.

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

2012 год

Пояснительная записка


Мы живём в век информации. В нашем обществе произошли бурные изменения, осуществившиеся за относительно короткий период. Не только взрослые, но и дети вынуждены реагировать на происходящее. Особенно дети с ограниченными возможностями здоровья часто бывают не готовы к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество.

Поэтому новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Особое значение приобретает проблема творчества: способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Именно занятия по ручному труду являются важным средством творческого и эстетического развития детей, способствуют формированию элементов технического и художественного мышления, а также конструкторских способностей.

Детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные так и зарубежные подчёркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем развитии личности ребёнка. Природа щедро наделила каждого ребёнка возможностью развиваться. Дети с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всей жизни развиваются независимо от степени тяжести дефекта. Своеобразие развития таких учащихся состоит в том, что развитие их затруднено как внешними, так и внутренними факторами:

  • несоответствием уровня интеллектуального развития возрасту;

  • недоразвитием мелкой моторики рук, плохой восприимчивостью ко всему новому;

  • недостаточностью всех сторон мыслительной деятельности.

При всём этом процессы сравнения и обобщения у таких детей затруднены, отмечается несовершенство логического анализа и синтеза, трудности абстрагирования, снижение познавательных интересов.

И, пожалуй, не будет ошибкой сказать, что особенно этому ребёнку для полноценного развития занятия творчеством необходимы как воздух. На таких занятиях идёт освоение и постижение детьми окружающего мира, красоты, гармонии.

Для развития творческих способностей просто необходимы занятия по ручному труду, на которых дети занимаются продуктивной деятельностью. Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького человека, чтобы он развивался всесторонне. Занятия ручным трудом призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению. При этом решается и психологическая задача:

  • дети пребывают в состоянии эмоционального комфорта;

  • ощущают радость детства.

Дети в любом возрасте любят работать с бумагой и творить из неё свои маленькие шедевры. Оригами – древнее японское искусство складывания бумаги. Искусство оригами интригующая загадка, и она манит каждого ребёнка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это чудо! В одном листке бумаги скрыты многие образы и предметы: кораблик, самолётик, домик, шапка, птицы и даже другие интересные вещи. А из простого модуля можно сложить красивые шары, героев любимых мультфильмов, роскошные цветы, и даже машины, корабли и замки. Кроме того, занятия оригами несут в себе огромный коррекционный потенциал. Какие же навыки и способности развивает оригами у детей с ограниченными возможностями?

  • Развивает способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;

  • стимулирует развитие памяти, так как ребёнок, чтобы изготовить поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания бумаги;

  • активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования ребёнка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словом (объяснение приёмов складывания, способов сборки) и перевод значения слов в действие (самостоятельное выполнение работы);

  • совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;

  • развивает конструкторское мышление, творческое воображение, художественный вкус;

  • составление тематических композиций способствует развитию композиционных навыков;

  • использование такого приёма как отчёт о выполнении задания, предварительное устное планирование, работа по технологической, пооперационной карте и по схеме способствуют развитию речи, становлению навыков планирования своей работы, умение последовательно её выполнять.


Занятия оригами, с точки зрения психологии, носит эмоционально-разгрузочный характер, но в то же время стимулирует интеллектуальное и эстетическое развитие учащихся.

Помимо того, занятия развивают коммуникативные навыки детей, что особо важно, если учитывать психологические особенности детей с ограниченными возможностями.

При помощи оригами можно отрабатывать различные поведенческие модели, что особенно актуально в работе с детьми ограниченными возможностями. Модульное оригами (складывания фигур из различных модулей) и особенно создание тематических композиций требует участия нескольких человек, коллектива. Каждый из участников группового действия должен выполнить один или несколько элементов будущей поделки. При этом его модули должны быть такими же аккуратными, как и те, которые выполнены другими членами группы.
Направленность данной программы творческого ручного труда «Волшебное оригами»: художественно-эстетическая.

Цель данной программы:

  • формирование художественно-творческих способностей учащихся через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

В связи с поставленной целью реализация данной программы предусматривает постановку и решение следующих задач:

  • познакомить с основными приёмами складывания базовых деталей;

  • учить читать технологические, пооперационные карты и схемы;

  • расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед;

  • учить ориентироваться в проблемных ситуациях;

  • развивать аналитические способности;

  • развивать память, внимание, образное и логическое мышление;

  • развивать волю, глазомер, пространственное воображение;

  • развивать мелкую моторику рук, соразмерность движения рук, сенсомоторику;

  • развивать художественный вкус школьников;

  • воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целенаправленность, критичность;

  • воспитывать эстетический вкус, чувство удовлетворения от совместной работы;

  • воспитывать чувство взаимопомощи и коллективизма;

  • воспитывать самостоятельность в работе, волевые качества.

Основными принципами построения данной программы являются следующее:

  • доступность предполагаемого к изучению материала, соответствие его возрастным и психофизическим особенностям детей;

  • систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений;

  • личностно-ориентированный подход к учащимся;

  • изучение интересов и потребностей детей;

  • практическое участие и наглядное оформление;

  • творческий и индивидуализированный подход в решении поставленных задач.


Краткая характеристика процесса обучения

Образовательный процесс включает в себя следующие методы обучения:

  • репродуктивный (воспроизводящий);

  • объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается показом наглядного материала);

  • метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

  • частично-поисковый.


В проведении занятий используются как индивидуальные, так и коллективные и групповые формы работы. Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчёт о проделанной работе. Отчёт о проделанной работе позволяет научить ребёнка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.

Учащиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки работы с бумагой в технике оригами. В процессе занятий, накапливая практический опыт по изготовлению игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования, тематических композиций.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.

Данная программа художественного творчества «Волшебное оригами» рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу.
(1 час в неделю)
I четверть.
Знакомство с оригами.

Оригами – древнее японское искусство складывания бумаги. История его возникновения. Знакомство с коллекцией бумаги, материалами для проведения лабораторной работы. Практическое занятие «Исследование бумаги».

Геометрические фигуры. Обобщение знаний о геометрических фигурах, знакомство с новыми фигурами. Знакомство с инструкционными картами. Условные обозначения, термины и приемы. Практическое занятие. Отработка приёмов складывания бумаги.

Животный и растительный мир.

Аппликация “Осенний лес”. Беседа по теме: “Осень в лесу”, ежик, грибы, лиственные и хвойные деревья; знакомство с инструкционными картами для изготовления б/ф “двойной треугольник”, игрушек: ежик, грибок, дерево. Практическая работа.

Базовая форма “двойной треугольник”. Прыгающая модель “Лягушка”. Беседа по теме: “Земноводные и пресмыкающиеся”; знакомство с инструкционной картой для изготовления модели. Практическая работа.

Коллективная работа “Зоопарк”. Беседа по теме “Охрана редких и исчезающих животных”, “Роль зоопарков в природоохранной деятельности”; знакомство с Красной Книгой; инструкционные карты. Практическая работа.

Аппликация “В лесу”. Беседа по теме: “дикие животные”, “Зимой в лесу”. Знакомство с инструкционными картами для изготовления моделей: лисичка, волк, белочка, елочка. Практическая работ
II четверть.
Мастерская Дедушки Мороза.

Изготовление объемных форм. Практическое занятие. Беседа по теме “Скоро Новый Год!”, чем украшали новогоднюю елку в разные времена и у разных народов; знакомство с инструкционными картами для изготовления моделей хлопушка, фусен, кубик. Практическая работа. Изготовление снежинок. Беседа по теме “Свойство снега и льда”; знакомство с инструкционными картами для складывания формы снежинки, образцы изделий, изготовление фона для коллективной работы, оформление панно.

Практическая работа. Моделирование елочных игрушек. Знакомство с технологией промышленного изготовления елочных украшений, знакомство с инструкционными картами для изготовления наборных звезд в технике оригами.

Практическая работа. “Дед Мороз и Снегурочка”. Знакомство с фрагментом к\ф “Морозко”. Из чего изготавливались фигурки Деда Мороза и Снегурочки. Игрушки Дед Мороз и Санта Клаус. Знакомство с инструкционными картами для изготовления и сборки моделей.

Практическая работа. Новогодняя викторина. Путешествие по Оригамии”.
III четверть

Валентинки из оригами. История дня святого Валентина. Знакомство с инструкционными картами. Практическая работа - оформление открыток. Поздравительная открытка. Беседа по теме: “День Защитника Отечества”, знакомство с инструкционными картами для изготовления моделей самолета, парохода, подводной лодки и танка. Практическая работа. Букет для мамы и бабушки. Беседа по теме “История празднования дня 8 Марта”; знакомство с инструкционными картами для изготовления цветов. Практическая работа. Китайская ваза. Практическая работа. Знакомство с инструкционными картами. С праздником 8 Марта, дорогие учителя! Поздравительная открытка. Практическая работа. Аппликация “Птицы”. Беседа по теме: “Птицы весной”, знакомство с инструкционными картами для изготовления моделей птиц. Практическая работа. Практическая работа. Большой крест. История праздника Пасхи.

IV четверть

Аппликация “Космос”. Беседа по теме: “Космос”, “Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт в мире”; рассматривание карты звездного неба, портрета Ю.А.Гагарина, знакомство с инструкционными картами моделей ракеты и лунохода. Практическая работа. Пальчиковый театр “Репка”. Беседа по теме: “Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось”. Вспоминаем сказку “Репка”; знакомство с инструкционными картами. Практическая работа. Инсценировка сказки. Моделирование оригами из нескольких деталей. Практическая работа. Японские журавлики. Беседа “Мир в детских руках!”. Знакомство с инструкционными картами для изготовления моделей журавликов. Практическая работа. Поздравительная открытка ко Дню Победы. Беседа по теме: Праздник счастья и мира на земле - День Победы. Практическая работа. Обобщение опыта учащимися. Оформление книжки-раскладушки. Викторина «Путешествие по стране «Оригамии». Практическая работа.

Предполагаемые результаты:

Учащиеся должны знать:

  • Что такое оригами?

  • Историю возникновения оригами.

  • Основные приёмы работы, способ складывания базового треугольника.

  • Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги и других материалов.

  • Приёмы складывания модулей.

  • Правила техники безопасности.


Учащиеся должны уметь:

  • Подбирать бумагу нужного цвета.

  • Пользоваться ножницами.

  • Выполнять разметку листа бумаги.

  • Пользоваться схемой и технологической картой.

  • Анализировать образец и анализировать свою работу.

  • Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку.


Учащиеся должны овладеть навыками:

  • Разметки листа бумаги.

  • Складывания базового модуля.

  • Резания бумаги по контуру.


Подведение итогов осуществляется в виде оформления книжек – раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок, участие в конкурсах детского творчества на муниципальном и региональном уровнях.