microbik.ru
1


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”
Факультет истории, социологии и международных отношений

Кафедра философии
Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ

на заседании кафедры Декан факультета

философии КубГУ ____________(Р.М. Ачагу)_

Протокол №___

__ __________2008 г. “___” ____________2008

Зав. кафедрой (В.Г. Сидоров)

Рабочая программа

учебной дисциплины “СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ”

для факультета ФИСМО

по специальности 030101 – «философия»


Составитель:

Кандидат философских наук, доцент С.И.Змихновский

Краснодар 2008

I. Организационно-методический раздел
1. Цель курса

Современная наука характеризуется тотальных доминированием системных представлений. Помимо того, что практически каждая её области имеет собственную модификации системной теории, существуют методологические парадигмы, претендующие на универсальный статус. Сегодня тезис о том, что интеграция научного знания и выведение его на качественно новый уровень возможны на базе только системной методологической модели, звучит как аксиома. Однако единства мнений относительного того, какой должна быть «общая теория систем» нет. Наоборот, данная проблема порождает жаркие научные споры и баталии. В этой ситуации исследование генезиса системных идей может открыть новые перспективы решения актуальных теоретических задач.

Целью данного курса является рассмотрение возникновения и развития системных представлений, а также анализ современного состояния системных теорий в различных сферах знания и определение возможных перспектив их развития.
2. Задачи курса

  1. Определение основных понятий системной парадигмы, её фундаментальных принципов и инвариантных алгоритмов исследования;

  2. Рассмотрение генезиса и эволюции системных представлений и выявление закономерностей их развития;

  3. Анализ современных системных теорий в точных, естественных и социогуманитарных науках;

  4. Рассмотрение вопроса о возможности создания общенаучной методологической парадигмы на базе системного подхода;

  5. Определение возможных перспектив развития системной методологии.


3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Данный курс вводит студентов в одну из наиболее актуальных сфер современной научно-философской мысли. Системны анализ, получивший необычайно широкое распространение в ХХ веке, имеет глубокую историю и представляется одним из итогов развития мировой научной мысли, вобравшем в себя все лучшие её достижения. Именно поэтому курс должен базировать на глубоком знании истории философской и научной мысли, а также онтологической и гносеологической проблематики. Его усвоение невозможно без изучения научно-философской методологии, логики и основ высшей математики. В свою очередь этот спецкурс может выступать базой для изучения современного состояния мировой науки.
4. Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения данного курса студент должен:

1) знать основные понятия и фундаментальные принципы системной парадигмы;

2) иметь представление о возникновении и развитии системных идей;

3) усвоить основные идей системных парадигм наук естественного и социогуманитарного циклов;

4) иметь представление о проблеме создания универсальной методологической системы на базе системного анализа и перспективах развития метода.
II. Содержание курса
1. Темы и краткое содержание

Тема 1. Основные понятия и фундаментальные принципы системной парадигмы. Система, структура, функции. Соотношение целого и частей. Современные трактовки понятия «элемент». Строение систем и типы структурных связей. Порядок и Хаос. Функционирование систем, назначение и взаимосоответствие элементов и подсистем. Вопрос о целесообразности систем. Проблема самоорганизации. Система и среда. Понятие равновесия. Типы систем. Стабильность и динамика систем. Вопрос о механизмах возникновения и развития сложных упорядочённых комплексов. Информация и энтропия.
Тема 2. Возникновение и развитие системных представлений. Зарождение системных идей в греческой философии. Космос как универсальная многоуровневая самоорганизующаяся система. Хаос и структура. Диалектика целого и частей. Развитие системных представлений в средневековье и возрождении. Новоевропейская интерпретация системной проблематики. Системность как одно из оснований философского и научного знания. Абстрактно-аналитические и конкретно-синтетические методологии научного поиска. Диалектика и системные представления. Возникновение современных системных теорий в философии и науке.
Тема 3. Тектология или всеобщая организационная наука А. Богданова (Малиновского). Понятие организации (организованности). Вселенная как динамическая система включающая, различные уровни организации. Отношение целого и частей в системе, типы «организованных комплексов». Механизмы формирования (конъюгация, ингрессия, дезигрессия) и регулирования (положительный и отрицательный «подбор») системы. Система и среда. Централистические и скелетные системы. Организационный изоморфизм систем. Тектология как первая общенаучная системная методология. Влияние тектологии на общую теорию систем, структурализм, кибернетику, синергетику и др. системные парадигмы.
Тема 4. Проект общей теории систем Людвига фон Берталанфи. Концепция открытых биологических систем. Открытые и закрытые системы. Понятие динамического равновесия системы и среды. Телеология и свойство эквифинальности. Программа построения общей теории систем как универсальной методологической парадигмы. Концептуальный аппарат и инвариантные алгоритмы системных исследований.
Тема 5. Структурализм: развитие и кризис. Кризис абстрактно-аналитических методов и проникновение системных идей в область социогуманитарного знания. Система и элементы. Устойчивая внутренняя структурная взаимосвязь как принцип, определяющий природу системы и значения её элементов. Развитие структурализма: 1) возникновение метода и определение его эпистемологических возможностей; 2) превращение структурализма в универсальную социогуманитарную парадигму; 3) критика гносеологической ограниченности структурализма и переход к постструктурализму. Проблема отсутствия возможности рассмотрения динамике объекта и выявления законов развития. Попытки создания генетического структурализма.
Тема 6. Функционализм и структурный функционализм: логико-методологические принципы и эволюция. Понятие функция и его основные интерпретации. Принципы функционального (структурно-функционального) рассмотрения объекта и его преимущества перед структурализмом. Эволюция структурно-функциональной парадигмы: 1) концепция Г. Спенсера; 2) теория Э. Дюркгейма; 3) классический функционализм Британской школы социальной антропологии; 4) становление структурного функционализма под влиянием идей П. Сорокина; 5) структурно-функциональная модель Т. Парсонса; 6) модель функционального анализа Р. Мертона; 7) попытки «процессуального» прочтения структурного функционализма (А. Турен, П. Штомпка); 8) новые версии структурно-функциональной методологии (Э. Гидденс, Н. Луман). Структурный функционализм как ведущая парадигма социальной науки ХХ века. Перспективы его дальнейшего развития.
Тема 7. Кибернетика: центральные идей, их развитие и трансформация в теорию информации. Н. Винер: кибернетика как наука о связи, управлении и контроле в системах любой природы, способных воспринимать, хранить, перерабатывать и использовать информацию. Ведущие концепции информации. Информация и энтропия. Принцип единства информации и управления в самоорганизующихся системах. Проблема целесообразности в контексте достижения гомеостазиса (равновесия со средой). Механизм обратной связи. Стохастическая вселенная и вероятностный мир. Эволюция кибернетики и её превращение в теорию информации и алгоритмов – информатику.
Тема 8. Синергетика: эпистемологические возможности и перспектива превращения в универсальную методологическую парадигму. Синергетическая научная революция: от специальной концепции к универсальной парадигме. Неравновесная динамика или теория самоорганизации нелинейных динамических сред. Основные модификации синергетической методологии: школа Г.Хакена, модель Н.Пригожина, версия группы С.П.Курдюмова. Объект как сложная самоорганизующаяся система. Динамический характер фундаментального критерия сложности – имманентного потенциала самоорганизации. Сильно неравновесные системы и «рождение сложного». Неравновесность как условие возникновения «порядка из хаоса».
2. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу


  1. Система, структура, функции. Соотношение целого и частей. Современные трактовки понятия «элемент».

  2. Строение систем и типы структурных связей. Порядок и Хаос.

  3. Функционирование систем, назначение и взаимосоответствие элементов и подсистем. Вопрос о целесообразности систем.

  4. Проблема самоорганизации систем. Система и среда. Понятие равновесия. Типы систем.

  5. Стабильность и динамика систем. Вопрос о механизмах возникновения и развития сложных упорядочённых комплексов. Информация и энтропия.

  6. Зарождение системных идей в греческой философии. Космос как универсальная многоуровневая самоорганизующаяся система.

  7. Развитие системных представлений в средневековье и возрождении.

  8. Новоевропейская интерпретация системной проблематики. Системность как одно из оснований философского и научного знания. Абстрактно-аналитические и конкретно-синтетические методологии научного поиска.

  9. Возникновение современных системных теорий в философии и науке.

  10. Тектология или всеобщая организационная наука А. Богданова (Малиновского). Понятие организации (организованности). Механизмы формирования и регулирования системы.

  11. Проект общей теории систем Людвига фон Берталанфи. Концепция открытых биологических систем. Открытые и закрытые системы. Телеология и свойство эквифинальности.

  12. Возникновение структурализма и определение его эпистемологических возможностей.

  13. Структурализм как универсальная социогуманитарная парадигма.

  14. Кризис структурализма и его трансформация в постструктурализм. Попытки создания генетического структурализма.

  15. Логико-методологические принципы функционализма и структурного функционализма.

  16. Классический функционализм Британской школы социальной антропологии.

  17. Структурно-функциональная модель Т. Парсонса.

  18. Модель функционального анализа Р. Мертона.

  19. Попытки «процессуального» прочтения структурного функционализма (А. Турен, П. Штомпка)

  20. Новые версии структурно-функциональной методологии (Э. Гидденс, Н.Луман).

  21. Кибернетика: центральные идей, их развитие и трансформация в теорию информации.

  22. Синергетика: эпистемологические возможности и перспектива превращения в универсальную методологическую парадигму.


III. Распределение часов курса по темам и видам работ




п/п

Наименование тем

ВСЕГО (часов)

Аудиторные занятия (час.)

В том числе

Лекции

Семинары

1

Основные понятия и фундаментальные принципы системной парадигмы.










2

Возникновение и развитие системных представлений.










3

Тектология или всеобщая организационная наука А. Богданова (Малиновского).










4

Проект общей теории систем Людвига фон Берталанфи.










5

Структурализм: развитие и кризис.










6

Функционализм и структурный функционализм: логико-методологические принципы и эволюция.










7

Кибернетика: центральные идей, их развитие и трансформация в теорию информации.











8

Синергетика: эпистемологические возможности и перспектива превращения в универсальную методологическую парадигму.














ИТОГО











IV. Форма итогового контроля
Экзамен

Рекомендуемая литература



  1. Баранцев Р.Г. Методология современного естествознания. М., 2002.

  2. Берга А., Кольман Э .Возможное и невозможное в кибернетике. М., 1964.

  3. Богданов А.А. Всеобщая организационная наука (Тектология). Т. 1 – 3. М., 1925 – 1929.

  4. Вопросы кибернетики. Проблемы теории вычислительных сетей // Под ред. Самойленко С.И. М., 1983.

  5. Вопросы кибернетики. Энергетический подход к исследованию систем // Под ред. Бирюкова Б.В., Веникова В.А. М., 1977.

  6. Диалектика и системный анализ // Под ред. Гвишиани Д.М. М., 1986.

  7. Жилин Д.М. Теория систем: опыт построения курса. М., 2003.

  8. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М., 2001.

  9. Кибернетика и ноосфера // Под ред. Пекелиса В.Д. М., 1986.

  10. Коржуев А.В. Методология науки: категория «сущность в физическом познании». Теоретический и прикладной аспект. М., 1999.

  11. Коршунов Ю.М. Математические основы кибернетики. 1987.

  12. Кузин Л.Т. Основы кибернетики. Т. 1-2. 1979.

  13. Логика и системные методы анализа научного знания. 1986.

  14. Малинецкий Г.Г. Хаос. Структура. Вычислительный эксперимент. Введение в нелинейную динамику. М., 2001.

  15. Малинецкий Г.Г., Потапов А.Б. Современные проблемы нелинейной динамики. М., 2002.

  16. Методология биологии: новые идеи (синергетика, семиотика, коэволюция) // Под ред. Баксанского О.Е. М., 2001.

  17. Милованов В.П. Неравновесные социально-экономические системы: синергетика и самоорганизация. 2001.

  18. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. Введение. М., 2003.

  19. Новик И.Б. Основные проблемы системной методологии. М., 1994.

  20. Парсонс Т . О социальных системах. М., 2002.

  21. Парсонс Т . О структуре социального действия. М., 2002.

  22. Пригожин И. Конец определенности. 2001.

  23. Пригожин И. От существующего к возникающему: Время и сложность в физических науках. 2002.

  24. Пригожин И., Кондепуди Д. Современная термодинамика. От тепловых двигателей до диссипативных структур. М., 2002.

  25. Пригожин И., Стенгерс И. Время. Хаос. Квант. К решению парадокса времени. 2001.

  26. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 2001.

  27. Редько В.Г. Эволюционная кибернетика. М., 2001.

  28. Сачков Ю.В. Научный метод: вопросы и развитие. 2003.

  29. Системные исследования. Методологические проблемы. Вып. 25. 1997 // Под ред. Гвишиани Д.М., Садовского В.Н. М., 1997.

  30. Системные исследования. Методологические проблемы. Вып. 28. 1999 // Под ред. Гвишиани Д.М., Садовского В.Н. М., 2001.

  31. Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. 2000 // Под. ред. Гвишиани Д.М., Садовского В.Н. М., 2002.

  32. Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. 2001 // Под ред. Гвишиани Д.М., Садовского В.Н. М., 2002.

  33. Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. 2002 // Под. ред. Гвишиани Д.М., Садовского В.Н. М., 2002.

  34. Словарь по кибернетике // Под ред. Глушкова В.М. М., 1979.

  35. Суриков К.А., Пугачева Л.Г. Эпистемология. Шесть философских эссе. 2002.

  36. Теплов Л. Очерки о кибернетике. 1959.

  37. Хакен Г. Принципы работы головного мозга. Синергетический подход к активности мозга, поведению и когнитивной деятельности. 2001.

  38. Хакен Г., Хакен-Крелль М.Тайны восприятия. Синергетика как ключ к мозгу. 2002.

  39. Чернавский Д.С. Синергетика и информация (динамическая теория информации). 2002.

  40. Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. 1997.