microbik.ru
1
ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»


Согласовано





Утверждаю

Руководитель ООП

по направлению 200100

проф. А.И. Потапов




Зав. кафедрой приборостроения

проф. А.И. Потапов


ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«История и методология приборостроения»

(наименование по рабочему учебному плану)


Направление: 200100 «Приборостроение»

Профиль: «Приборы и системы горного и технического надзора и контроля»

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: очная
Составитель: доцент Павлов И.В.
Санкт-Петербург

2012

1. Цель и задачи дисциплины

Цель преподавания дисциплины – приобретение магистрантами теоретических и практических знаний о развитии методологии приборостроения в историческом аспекте. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций в области приборостроения и приобретения знаний об основных этапах развития приборостроения в России и за рубежом, роли отечественной науки и техники и ее выдающихся представителей в этом развитии; современных тенденций методологии приборостроения и его роли в научно-техническом прогрессе.

Задачи дисциплины – ознакомление магистрантов с принципами и методологией проектирования и выбора и эксплуатации разнообразных приборов в соответствии с поставленными задачами обеспечения качества выпускаемой промышленностью страны продукции.
2. Место дисциплины в структуре ООП

Курс «История и методология приборостроения» входит в состав специальных дисциплин профессионального цикла подготовки магистров по специальности «200100 «Приборостроение» и изучается магистрантами профиля подготовки: «Приборы и методы контроля качества и диагностики», в течение 1 семестра 1 курса. Для освоения курса обучающийся должен иметь высшее образование (квалификацию бакалавра или специалиста) и обладать устойчивыми знаниями по Физике, Химии, Физическим методам получения информации.
3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у магистрантов следующих компетенций: ОК-21, ОК-23, ПК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-7, ПК-13, ПК-20, ПК-23, ПК-28, ПСК-3.5, ПСК-3.7, ПСК-3.11, ПСК-3.13, ПСК-3.18.

В результате изучения дисциплины будущий магистр должен:

Знать: физические явления и эффекты, положенные в основу разнообразных приборов, основные этапы развития в России и за рубежом приборов создаваемых человеком для познания окружающей среды, мореплавания, добычи полезных ископаемых, управления разнообразными технологическими процессами и улучшения качества жизни;

Уметь: выбирать методы дефектоскопии, приборы для их применения и разрабатывать методики дефектоскопии конкретных изделий.

Владеть: навыками выбора приборов для решения конкретных задач и методологией их применения на практике.

4. Объём дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётные единицы.

Вид учебной работы

Всего часов

Аудиторные занятия (всего)

20

В том числе:




Лекции

10

Практические занятия (ПЗ)

10

Семинары (С)

0

Лабораторные работы (ЛР)

0

Самостоятельная работа (всего)

88

В том числе:

Работа с литературой

51

Вид аттестации (зачёт, экзамен)

зачёт

Общая трудоёмкость, час

108



5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Введение

Понятие об основных этапах развития человечества, социальных и экономических предпосылках познания человеком окружающей природы. Роль приборов в процессе познания и становления человека. Приборы в мирной жизни и в военной деятельности. Методология приборостроения и её изменение в процессе формирования и изменения производственных отношений и социальных формаций. Специальная терминология, применяемая в приборостроении. Роль приборостроения в научных исследованиях и производственных процессах. Методологические основы научного познания

2

Раздел 1. Предпосылки к созданию приборов от возникновения человечества и до нашей эры.

…Развитие техники как результат эволюции человечества. Изменение методологии применения машин и механизмов в зависимости от социально-политических условий. Первые приборы для познания природы. Первые машины, механизмы и приборы в военном деле. Приборостроение в железном и бронзовом веках. Учёные, внесшие значимый вклад в развитие техники: Птолемей, Архимед, Фалес Милетский, Лукреций Кар.

3

Раздел 2. Процесс познания человеком окружающей среды. Возникновение и методология применения первых механизмов и приборов в эпоху средневековья с 5 до 17 века.

…Формирование содержания понятий ремесло, техника, наука. Пути развития средневековой техники. Формирование наук. Астрономические приборы. Приборы для ориентации на суше и для мореплавания. Возникновение зачатков специального инженерного образования. Учёные, внесшие значимый вклад в развитие науки и техники: Леонардо да Винчи, Фома Аквинский, Роджер Бекон, Иоганн Гуттенберг, Франциск Скорина, Иван Фёдоров

4

Раздел 3. Развитие приборостроения от 18 века до наших дней. Наиболее значимые приборы, история их создания и методология применения, открытия и изобретения, положенные в их основу.

Формирование фундаментальных наук и появление новых направлений: термодинамики, электротехники, электродинамики и т.д. Электрические приборы, теория теплопроводности, развитие электроники, открытие радиоактивности, радиотехники. Создание и развитие системы профессионального инженерного образования. Ученые, внесшие значимый вклад в развитие приборостроения: Л. Гальвани, А. Вольта, В. Петров, М. Ломоносов, У Кельвин и др. Роль российских инженеров в создании современных приборов

5

Раздел 4. Развитие военного приборостроения

История развития военной техники от простейших орудий для охоты и войны до наших дней. Развитие приборов, применяемых в холодном и огнестрельном оружии. Автоматическое оружие. Роль приборов в военной авиации, судостроении, ракетостроении. Тенденции изменения методологии применения приборов в военной технике в процессе её развития. Роль российских инженеров в создании современных приборов военного назначения.

6

Раздел 5. Приборостроение наших дней и его значение в современных социально-политических условиях.

Роль расширенного использования электричества, полупроводниковой и микропроцессорной техники, информационных технологий, робототехники, ядерной и термоядерной энергетики в создании современного приборостроения и его методологии. Наиболее значимые приборы и приборные устройства, повлиявшие на развитие и жизнь современного общества: радиоприёмник, телевизор мобильный телефон, автомобиль, самолёт, ракета. Роль приборов в жизни современного человека. Современные российские учёные-приборостроители и их вклад в мировую науку и технику

7

Раздел 6. Тенденции развития приборостроения

Компьютеризация приборостроения. Постепенный отход от механических приборов и увеличение значимости цифровой техники и компьютеризированных систем. Автоматизация современного приборостроения и разнообразных управляемых приборами производств.

9

Заключение

Краткое обобщение основных вопросов курса. Современное состояние и перспективы развития приборостроения в России. Роль магистра в современном приборостроении.

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№п/п

Наименование

обеспечиваемых

последующих

дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

1

Приборы и методы неразрушающего контроля материалов и изделий










+




+

2

Информационные технологии в приборостроении










+

+




3

Магистерская диссертация

+

+

+

+

+

+


5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекции

Прак.

зан.

Лаб.

зан.

Семин.

СРС

Всего

час.

1

Введение. Предмет курса и задачи его изучения.

0,5










5

5.5

2

Раздел 1. Предпосылки к созданию приборов от возникновения человечества и до нашей эры.

1

1







8

10

3

Раздел 2. Процесс познания человеком окружающей среды. Возникновение и методология применения первых механизмов и приборов в эпоху средневековья с 5 до 17 века.

1

2







10

13

4

Раздел 3. Развитие приборостроения от 18 века до наших дней. Наиболее значимые приборы, история их создания и методология применения, открытия и изобретения, положенные в их основу.

2

2







10

14

5

Раздел 4. Развитие военного приборостроения

2

2







10

14

6

Раздел 5. Приборостроение наших дней и его значение в современных социально-политических условиях.

2

2







20

24

7

Раздел 6. Тенденции развития приборостроения

1

1







20

22

8

Заключение

0,5










5

5.5

6. Лабораторный практикум (лабораторные работы не предусмотрены)
7. Практические занятия

Номер и название

раздела (темы)

Наименование практических занятий

Кол-во часов

Занятие №1

Раздел 1. Предпосылки к созданию приборов от возникновения человечества и до нашей эры.

Раздел 2. Процесс познания человеком окружающей среды. Возникновение и методология применения первых механизмов и приборов в эпоху средневековья с 5 до 17 века.

Раздел 3. Развитие приборостроения от 18 века до наших дней. Наиболее значимые приборы, история их создания и методология применения, открытия и изобретения, положенные в их основу.



Работа 1. Выбор направления научного исследования и этапы научно-исследовательской работы. Получение задания на реферат по курсу, согласование с преподавателем его направления и содержания отдельных разделов. Подбор литературы для выполнения реферата с использованием методической и учебной литературы кафедры, библиотеки университета и сети Интернет. Ознакомление и работа с приборами по теме реферата, проведение, при необходимости, экспериментальных исследований.

Работа 2. Ознакомление и изучение требований:

1. ГОСТ 4.177-85. Система показателей качества продукции. Приборы неразрушающего контроля качества. Номенклатура показателей

2. ГОСТ 26656-85 Техническая диагностика. Контролепригодность. Общие требования

3. ГОСТ 18353 -79 Контроль неразрушающий. Классификация видов и методов

4

Занятие №2

Раздел 4. Развитие военного приборостроения.

Раздел 5. Приборостроение наших дней и его значение в современных социально-политических условиях.

Раздел 6. Тенденции развития приборостроения

Работа 3. Коллоквиум с представлением каждым магистрантом предварительной версии реферата и защита её на общем собрании группы с представлением компьютерной презентации. Работа 4. Ознакомление и изучение требований:

1. ГОСТ 23667-85. Контроль неразрушаю-

щий. Дефектоскопы ультразвуковые. Методы измерения основных параметров

2. ГОСТ 23702-90. Контроль неразрушаю-

щий. Преобразователи ультразвуковые.

Методы испытаний.

3. Работа с литературой под руководством преподавателя

4

Занятие №3

Заключение

Работа 7. Оформление и представление результатов научной работы. Защита реферата на общем собрании группы

2



8. Примерная тематика курсовых проектов (работ) (курсовые работы не предусмотрены)


9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература

1. Симоненко О.Д. Сотворение техносферы: проблемное осмысление истории техники. – М.: Аргус 1994.
2. Ганзбург В.Б., Вейц В.Л. история техники В 3-х ч. Ч 1 Развитие техники. История отраслей машиностроения –СПБ СЗПИ, 1999. -198 с. 99 ил., 2 табл.

3. Ганзбург В.Б., Вейц В.Л. история техники В 3-х ч. Ч 2 Развитие военной техники. Машиностроение Санкт-Петербурга СПб.: СЗПИ, 1999. -199 с. 34 ил., 15 табл., библ. 75 наим.

4. Неразрушающий контроль: справочник: в 7 т./под общ. ред. В.В. Клюева.-М.: Машиностроение, 2003.
б) дополнительная литература

5. Стафеев С.К., Томилин М.Г. Пять тысячелетий оптики: предыстория. – СПб.: Политехника, 2006.- 304 с.
6. Потапов. А. И. Контроль качества и прогнозирование надежности конструкций из композиционных материалов. - Л.: Машиностроение, 1980.
7. Основы научных исследований: учебник для техн. вузов /под ред. В. И. Крутова, В. В. Попова.  М.: Высш. школа, 2005.
в) программное обеспечение:

Microsoft Office, Statistica.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: ресурсы Интернет.

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

а) Лаборатория кафедры «Приборостроение», оснащённая специализированными приборами, дефектоскопами, образцами исследуемых конструкций из металлических и неметаллических материалов, методическими материалами.

б) кафедральный компьютерный центр.
11.Технические и программные средства обеспечения дисциплины

11.1.Описание используемых приборов и компьютерных программ по разделам дисциплины

При реализации настоящей программы изучения дисциплины предусматривается использование активных форм проведения занятий (ознакомление и оценка известных приборов и систем и др.). программы, для ввода информации со специализированных приборов (дефектоскопов) в компьютер и обработки данных с построением таблиц, графиков, диаграмм по полученным данным.

11.2. Перечень расчётных программ

В данном курсе расчётные работы учёбным планом не предусматриваются

11.3. Перечень презентаций, фотографий и видеоматериалов

При изучении материала курса по всем разделам материал излагается в виде компьютерных презентаций, снабжённых видеофрагментами.

_____________________________________________________________________________
Разработчик:

кафедра «Приборостроение» доцент Павлов И.В.