microbik.ru
1 2 3 4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт геологии и геоинформатики

Кафедра промысловой геологии нефти и газа

СКВОЗНАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНЫХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК
МетодическОе указаниЕ
для студентов специальности 080500 «Геология нефти и газа»

очной формы обучения


Тюмень 2003


Утверждено редакционно-издательским советом

Тюменского государственного нефтегазового университета

Составители: Каналин В.Г., д.г.-м.н., профессор; Попов И.П., д.г.-м.н., профессор; Волков А.М., д.г.-м.н., профессор; Большаков Ю.Я., д.г.-м.н., профессор; Капралова М.К., к.г.-м.н., доцент, Усенко Т.П., ст. преподаватель.


 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"Тюменский государственный нефтегазовый университет"

2003 г.
СКВОЗНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНЫХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК
Методические указания по практикам для студентов специальности 080500 «Геология нефти и газа», специализаций 080502 "Геологические основы разработки нефтяных и газовых месторождений" и 080503 «Математические методы исследований в геологии» очной формы обучения


Составители: Каналин В.Г., д.г.-м.н., профессор; Попов И.П., д.г.-м.н., профессор; Волков А.М., д.г.-м.н., профессор; Большаков Ю.Я., д.г.-м.н., профессор, Капралова М.К., к.г.-м.н., доцент, Усенко Т.П., ст. преподаватель.


Подписано к печати Бум. Писч. № 1

Заказ № Уч. изд. л.

Формат 6090 1/16 Усл. печ. л.

Отпечатано на RISO GR 3750 Тираж 300 экз.

Издательство «Нефтегазовый университет»


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тюменский государственный нефтегазовый университет»

625000, г. Тюмень, ул. Володарского, 38

Отдел оперативной полиграфии издательства «Нефтегазовый университет»


625000, г. Тюмень, ул. Володарского, 38

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

СКВОЗНАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНЫХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК
МетодическОе указаниЕ
для студентов специальности 080500 «Геология нефти и газа»

очной формы обучения

Председатель РИС Проректор_______________


________(Перевощиков С.И.) ,,___,,______________ 2003 г.

Рассмотрено на заседании

кафедры промысловой

геологии нефти и газа

Протокол № 5

от 17 декабря 2002 г

Подписи и контактные Подпись_________________


телефоны авторов (зав. кафедрой)

Рассмотрено на заседании

Каналин В.Г. методической комиссии


Попов И.П. института Геологии и

Волков А.М. геоинформатики
Большаков Ю.Я. Протокол № __от_____200 г
Капралова М.К. Подпись________________

(председатель методкомиссии)

Усенко Т.П.
тел. 25-11-58

Тюмень 2003

ВВЕДЕНИЕ
К настоящему времени в состоянии сырьевой базы нефтегазодобывающих предприятий как России, так и Западной Сибири произошли значительные качественные и количественные изменения структуры запасов. В связи с высокой степенью выработки запасов крупных и высокопродуктивных месторождений, значительно снизилась обеспеченность добычи активными высокопродуктивными запасами и ресурсами нефти и газа. В этих условиях непрерывно растет доля трудноизвлекаемых запасов, которые заключены в низкопроницаемых, низкопродуктивных и неоднородных коллекторах, залегающих обычно на больших глубинах.

Основным резервом добычи нефти и газа к середине 90-х годов в Западной Сибири стали запасы, приуроченные к низкопроницаемым и неоднородным коллекторам юры, ачимовской толщи и неокома, характеризующимися значительной литологической изменчивостью пород, как по разрезу, так и по площади. Разработка залежей флюидов в таких коллекторах характеризуется неравномерной выработкой запасов, снижением и без того низкого коэффициента извлечения нефти (КИН). Для повышения КИН необходимо детальное геолого-промысловое изучение залежей нефти и на этой основе применение новейших методов увеличения нефтеотдачи (МУН), проведения гидроразрыва пласта (ГРП), бурение боковых стволов и горизонтальных скважин.

Постоянно усложняющиеся геологические условия поисков, разведки и разработки нефтяных и газовых месторождений в большинстве нефтегазоносных регионов страны (нижние структурные этажи, неантиклинальные типы ловушек, подсолевые и поднадвиговые структуры, большие глубины, коллектора сложного строения, залежи с различным состоянием углеводородов, шельфовые зоны морей и океанов) обусловливают все возрастающие требования к качеству подготовки инженерных геологических кадров нефтегазового профиля.

Повышение качества выпускаемых специалистов с учетом всех достижений научно-технического прогресса в газонефтяной геологии, нефтегазопромысловой геологии и геофизике в значительной степени должно базироваться на всемерном усилении практической подготовки студентов, которая, в свою очередь, является важнейшим средством обеспечения требуемого профессионального уровня выпускников высшей школы.

Согласно учебному плану, для студентов проводится 6 практик. К числу учебных относятся 4 практики – геодезическая (I курс), общегеологическая (I курс), комплексная геолого-съемочная (2 курс) и промыслово-геологическая (3 курс). На 3 курсе также проводится геолого-промысловая (первая производственная) практика. Указанные учебные и производственные практики организуются для всех студентов специальности. Что касается второй производственной технологической (преддипломной) практики, то она проводится на 4 курсе для студентов специальности 080500. Она обычно разделена в соответствии с обучением по двум специализациям – "Математические методы исследований в геологии" (080503) и "Нефтегазопромысловая геология" (080502). Другой особенностью второй производственной практики является её проведение одновременно с преддипломной, что отражает специфику подготовки студентов по геологической специальности.

Оптимальное сочетание рассмотренных практик в течение всего периода обучения студентов в институте, их цели и содержание, время и место проведения в значительной мере обеспечивают необходимую непрерывную практическую подготовку инженеров-геологов в области математических методов в геологии и геологических основ разработки нефтяных и газовых месторождений.

В результате этого более 20 дисциплин общегеологического, геофизического и специального (профилирующего) циклов учебного плана прямо или косвенно связаны с той или иной практикой. При таком сквозном характере практик достигается не только закрепление и углубление теоретических знаний и приобретение практических навыков по дисциплинам, по которым непосредственно проводятся практики, но и предоставляется возможность студентам получать определенный уровень знаний (что методически очень важно) для дальнейшего овладения новыми, особенно профилирующими нефтегазогеологическими дисциплинами, изучаемыми после прохождения практик.

Достижению целей и выполнению программ практики с наибольшей полнотой должен служить ряд основных требований, которые предъявляются к практикам на современном этапе обучения студентов, в том числе продуманный выбор мест их прохождения, хорошая организация, необходимое научно-методическое обеспечение, оптимальное соотношение бригадной и самостоятельной форм работы практикантов, развитие различных форм производственно-научной деятельности студентов, отчетность. Именно выполнение этих требований на практиках в совокупности и формирует различные элементы практической, а значит и профессиональной подготовки выпускаемых геологов-нефтяников.

Настоящая программа практик разработана на основе соответствующих документов Минобразования РФ (ГОС ВПО), а также с учетом различных методических разработок по этому вопросу.

Программа каждой практики излагается по единой форме, включающей такие разделы, как: "Цели, задачи и организация практики", "Содержание практики" и "Отчетность и подведение итогов практики". В этих разделах отражены лишь особенности отдельных практик. Более общие вопросы их организации и проведения, характерные для всех практик, во избежание повторения обобщены и помещены в соответствующих разделах в конце программы (обязанности и права студентов и руководителей практики; лекции, экскурсии и др.).
I. УЧЕБНАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Данная практика продолжительностью 2 недели проводится кафедрой земельного кадастра.

Она является продолжением дисциплины "Основы геодезии и топографии" в условиях максимального приближения к производству и составляет важнейшую часть учебного процесса по данному предмету.
1.1. Цели, задачи и организация практики
1.1.1. Цель практики – приобретение студентами практического опыта в самостоятельном выполнении геодезических и топографических измерений и решений отдельных типовых задач, которые находят применение при поисках, разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений и привязке точек скважин, включая дистанционные методы с использованием аэрофотосъемки.

1.1.2. Основными задачами практики являются: обучение студентов практическим навыкам и приемам работы с различными геодезическими приборами; овладение техникой геодезических измерений и обработкой полученных материалов, в том числе с применением ЭВМ; развитие у студентов интереса и навыков, необходимых для проведения элементов научных исследований.

Практические навыки, полученные студентами на практике, должны быть использованы при прохождении ими учебной комплексной геолого-съемочной практики (4 сем.), а также при изучении соответствующих разделов профилирующих дисциплин "Структурная геология" (4 сем.), "Теоретические основы поисков и разведки нефти и газа" (8 сем.).

1.1.3. Организация практики. Учебная геодезическая практика проводится на специальном полигоне, имеющем геодезическую сеть. Местность на полигоне выбирается по возможности с разнообразной топографической ситуацией и рельефом.

Студенты учебной группы объединяются в бригады по 5-6 человек, которые обеспечиваются комплектом приборов и учебных принадлежностей, необходимым количеством полевых журналов и бланков для вычислений.

Руководство работой студентов каждой учебной группы осуществляется преподавателями кафедры земельного кадастра и опытными специалистами, приглашаемыми с производства.

Непосредственно руководство работой бригады выполняется бригадиром из числа студентов.

Бригаде выделяется участок местности, на котором она в установленные сроки выполняет геодезические работы, предусмотренные программой. Каждый студент бригады должен изучить все виды работ.

Для лучшего понимания студентами работ и задач геодезии для целей поисков и разведки скоплений нефти и газа, задания на отдельные виды работ на практике должны быть связаны между собой и представлять, по возможности, комплекс геодезических работ. В связи с этим на участке местности бригады сначала создается планово-высотное обоснование, затем производится топографическая съемка и составляется топографический план в масштабе 1:1000.

Камеральная обработка материалов по каждому заданию выполняется параллельно с полевыми работами.

Прием выполненных заданий производится преподавателем после завершения каждого вида работ.

Для наиболее успевающих бригад и отдельных студентов программой практики предусматривается выполнение заданий, которые способствуют развитию у практикантов склонностей к научным исследованиям. Тематика учебных исследовательских работ студентов утверждается кафедрой перед началом практики.
1.2. Содержание практики
Учебная геодезическая практика предусматривает следующие виды работ.

1.2.1. Проверка приборов и упражнения по измерению углов, расстояний и превышений.

1.2.2. Топографическая съемка местности, включающая:

- полевые работы (рекогносцировка участка, закрепление пунктов планово-высотного обоснования, выполнение угловых и линейных измерений, измерение превышений, привязка к пунктам геодезической сети, съемка ситуации и составление абрисов, тахеометрическая съемка);

- камеральные работы (проверка и обработка полевых журналов, составление схем планового и высотного съемочного обоснований и привязка к геодезической сети, обработка результатов измерений на ЭВМ, вычисление координат и отметок точек съемочного обоснования, элементов ситуации и результатов тахеометрической съемки, вычерчивание рельефа на плане, оформление плана согласно действующим условным знакам).

1.2.3. Геодезические работы при составлении топоосновы для геологического профиля, включающие:

- полевые работы (рекогносцировка, трассирование и измерение углов поворота, пакеты, разбивка круговых кривых и съемка ситуации вдоль выбранного профиля трассы, её плановая и высотная привязка, нивелирование трассы в прямом и обратном направлениях);

- вычислительную и графическую обработку материалов (вычисление отметок пикетов и плюсовых точек, составление схемы нивелирных ходов, построение продольного и поперечного профилей, проектирование профиля с учетом предельных уклонов данного сооружения).

1.2.4. Решение инженерно-геодезических задач: построение на местности горизонтального угла и линии проектной длины, вынесение на местности точки с заданной проектной отметкой, передача отметки на дно глубокой траншеи или котлована, определение высоты недоступного предмета, определение неприступного расстояния, глазомерная съемка, топографическое изучение аэроснимков, топографическая привязка космических изображений, нанесение данных геологических наблюдений на материалы аэро- и космических съемок).
1.3. Отчетность и подведение итогов практики
По окончании полевых и камеральных работ каждая бригада предъявляет преподавателю все отчетные материалы по практике (полевые журналы, ведомости, схемы, профили и т.д.), оформленные в соответствии с требованиями кафедры. После этого комиссия преподавателей принимает у каждого студента дифференцированно зачет по практике. При выставлении зачетной оценки учитываются: степень освоения техники измерений и вычислений, умение применять теоретические знания для решения практических задач, качество оформления материалов практики, поведение студента на практике (инициатива и дисциплина, участие в общественной и учебной исследовательской работе).

2. УЧЕБНАЯ ОБЩЕГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Практика продолжительностью 3 недели проводится кафедрой геологии и петрографии после 2 семестра. Практика, будучи непосредственным продолжением основных общегеологических дисциплин специальности 080500 "Общая геология", "Историческая геология", является важнейшей формой обучения будущих геологов. Студенты впервые проводят полевые наблюдения и знакомятся с геологическими явлениями не на макетах, а на естественных природных полигонах в районе г. Сухой Лог (восточный склон Урала).
2.1. Цели, задачи и организация практики
2.1.1. Цели и задачи практики – закрепить и углубить теоретические знания по дисциплинам "Общая геология", "Историческая геология"; показать динамику основных природных геологических процессов, ознакомиться с основами организации и методики полевых геологических работ на природном полигоне, обучить практическим навыкам работы студентов на обнажениях; ознакомить практикантов с назначением, ведением и оформлением полевой геологической документации.

Для выполнения целей практики студенты знакомятся с геологической деятельностью подземных и поверхностных вод, ветра, ледников; с процессами метаморфизма; формами рельефа, характером залегания горных пород; основными породообразующими минералами и породами; остатками фауны и т.д.

Полученные на учебной общегеологической практике знания и навыки помогут студентам при изучении последующих общегеологических дисциплин ("Литология" – 6 сем., "Минералогия и петрография" – 5 сем., "Геотектоника" – 5 сем., "Структурная геология" – 4 сем., а также при прохождении следующей учебной практики – комплексной геолого-съемочной, проводимой после 4 семестра).

2.1.2. Организация практики. Для прохождения практики студенты учебных групп формируются в бригады по 5-7 человек, которые с целью приближения к производственным условиям выполняют функции отдельной геологической партии. В период прохождения практики каждая бригада под руководством преподавателя и бригадира из числа студентов совершает ежедневные геологические маршруты и проводит камеральную обработку собранного полевого материала. При этом каждый член бригады осваивает навыки работы на обнажении, методы его изучения, описания и зарисовки, навыки работы с геологическим молотком и горным компасом, отбора образцов горных пород и фауны, их определения, описания, этикирования и упаковки.

Перед началом основного периода камеральной обработки материалов – систематизации и обобщения изученных в маршрутах геологических явлений и процессов, написания и оформления отчета по практике (примерно за 4-6 дней до её завершения) – для всех студентов проводится обзорная лекция с кратким изложением стратиграфии, тектоники и других вопросов региональной геологии района практики. Это помогает студентам обобщить их собственные наблюдения и увязать отдельные фактические материалы с общим строением региона.

С целью развития навыков исследования наиболее сильные студенты получают индивидуальные задания от своего преподавателя и дополнительно собирают материал по одному из вопросов программы практики. На основе этого в конце практики организуется студенческая конференция, на которой студенты докладывают о результатах проделанной работы.
2.2. Содержание практики
Основным видом обучения студентов на практике являются ежедневные полевые геологические маршруты, в которых студенты решают следующие задачи.

2.2.1. Ознакомление с орогидрографией района практики, особенностями и типами современного рельефа (оползни, террасы, антиклинальные складки, тектонические нарушения и т.д.).

2.2.2. Знакомство с формами речных долин района практики (формы долин, типы надпойменных террас и условия их образования, типы аллювиальных отложений).

2.2.3. Изучение терригенных карбонатных отложений, а также изверженных пород, обнажающихся в районе практики (вещественный состав, тип пород, условия и формы залегания и др.).

2.2.4. Изучение строения терригенно-карбонатных толщ.

2.2.5. Ознакомление с геологической деятельностью рек, поверхностных и подземных вод, сезоннодействующих потоков (выходы минеральных вод, типы подземных водных источников и условия их образования, меандры, конусы выноса, пролювии, селевые потоки).

2.2.6. Ознакомление с геологической деятельностью ветра (формы эолового выветривания, пещеры выдувания, гроты, останцы и др.).

2.2.7. Знакомство с процессами метаморфизма.
2.3. Отчетность и подведение итогов практики
Во время практики каждый студент бригады ведет полевой дневник, в котором ежедневно заносит свои наблюдения в геологических маршрутах, описывает обнажения, замеры элементов залегания и т.д. Полевые дневники являются основой для написания бригадного отчета по завершении практики. Отчет включает главы по стратиграфии и тектонике изученных в обнажениях пород, описание различных геологических процессов, наблюдаемых в районе практики. Отчет сопровождается составлением сводного стратиграфического разреза отложений, необходимыми рисунками и схемами, коллекцией собранных бригадой образцов горных пород и фауны.

Работа в поле, полевой дневник и написание главы в бригадный отчет каждого студента оценивается преподавателем соответствующей отметкой. После этого студент сдает индивидуальный зачет комиссии преподавателей и получает итоговую оценку по практике.

3. УЧЕБНАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ГЕОЛОГО-СЪЕМОЧНАЯ ПРАКТИКА
Практика продолжительностью 6 недель проводится кафедрой Геологии нефти и газа после 4 семестра в г. Хадыженске Краснодарского края. Практика проводится после изучения студентами одной из профилирующих дисциплин специальности 080500 "Структурной геологии".
3.1. Цели, задачи и организация практики
3.1.1. Цель практики – практическое овладение методами и приёмами геолого-структурного картирования с одновременным проведением различного вида полевых наблюдений и лабораторных исследований, в совокупности направленных на комплексное изучение студентами основных природных геологических факторов, контролирующих процессы нефтегазообразования и нефтегазонакопления в осадочном чехле и лежащих в основе научного прогнозирования нефтегазоносности недр изучаемой территории.

3.1.2. Указанная цель практики достигается решением студентами задач, обеспечивающих её комплексность. К числу основных задач практики относятся:

- изучение литолого-формационных особенностей осадочных толщ, определение на реальном фактическом материале фациальных, палеогеографических и геохимических условий образования и последующего изменения осадочных отложений;

- расчленение осадочных толщ на слагающие их литолого-стратиграфические комплексы, прослеживание их границ распространения на местности и картах, установление перерывов в осадконакоплении и структурных форм залегания осадочных толщ;

- выделение природных резервуаров, составляющих их коллекторов и покрышек различного типа, способных аккумулировать скопления углеводородов;

- геоморфологические маршрутные наблюдения с задачей изучения отражения в современном рельефе особенностей геологического строения полигона и геологическое изучение на этой основе аэро- и космических снимков района практики;

- изучение гидрогеологических и гидрохимических характеристик подземных пластовых вод, позволяющих определить условия их питания и разгрузки, направления их движения;

- изучение битуминологических особенностей осадочных отложений для выделения в их разрезе нефтегазоматеринских и нефтегазогенерирующих толщ;

- развитие навыков обобщения и анализа всех собранных в полевых маршрутах материалов и результатов лабораторных исследований, составления различной геологической документации;

- развитие навыков самостоятельных научных исследований по материалам практики.

Указанные задачи студенты ежедневно решают во всех полевых маршрутах, непосредственно на изучаемых обнажениях, во время послемаршрутной камеральной обработки материалов.

Проводимое студентами картографирование выступает как средство моделирования различных сторон геологических объектов и процессов. Именно полевая работа формирует у обучающихся наглядные образы различных геологических тел и создает у них представление о соответствии этих геологических оригиналов их картографическим моделям (картам, разрезам и т.д.). Это особенно важно для геологов нефтегазогеологического профиля, обеспечивающих поиски и разведку скоплений нефти и газа не на земной поверхности, т.е. всегда доступных наблюдению, но удаленных в глубь недр на многие километры.

Цели и задачи учебной комплексной геолого-съемочной практики определены с таким расчетом, чтобы не только способствовать закреплению и углублению на естественном полигоне теоретических знаний и практических навыков по пройденным студентами за два года обучения общегеологическим дисциплинам (общая и историческая геология, палеонтология, минералогия и петрография, структурная геология и изучение аэрокосмоснимков), но и создавать практикантам необходимые предпосылки получения существенного и опережающего задела для дальнейшего творческого овладения специальными нефтегазогеологическими дисциплинами, которые изучаются после прохождения этой практики ("Геология и геохимия нефти и газа", ""Нефтегазопромысловая геология", "Теоретические основы поисков и разведки нефти и газа" и др.).

3.1.3. Организация практики. Успешному решению комплекса задач и выполнению напряженной программы практики способствуют её организационные формы, из которых основными являются следующие:

а) организация практики в г. Хадыженске, для которого характерны необходимые для изучения практикантами такие геологические особенности строения, как: значительная обнаженность юрских и меловых отложений, содержание скоплений нефти и газа в соседних районах; хорошо литологически дифференцированный и фаунистически охарактеризованный разрез, обеспечивающий уверенные сопоставления отдельных разрезов обнажений; антиклинальное и моноклинальное залегание отложений в условиях сильной расчлененности рельефа, обусловливающий построение студентами достаточно сложной геологической карты;

б) проведение практики на базе средней школы позволяет студентам осуществлять ежедневную послемаршрутную обработку полевых материалов;

в) распределение практикантов в бригады (6-8 чел.), что отвечает структуре крупной геологической партии в производственных условиях. Все отряды должны увязывать результаты работы между собой, поскольку итоговым документом является геолого-структурная карта полигона всей партии. Такая организация работы обеспечивает более качественное проведение практики, т.к. направлена, с одной стороны, на повышение персональной ответственности студентов и развитие навыков самостоятельности, а с другой – воспитание чувства коллективности в труде и коллегиальности в решении поставленных задач;

г) оптимальное соотношение группового и индивидуального обучения, направленное на развитие творческой инициативы будущих геологов. Групповое обучение студентов проходит в первых 4-5 маршрутах на площади партии под руководством преподавателя, в задачу которого входит не только обучить практикантов навыкам работы по всему комплексу полевых наблюдений и составления геологической документации, но и развить стремление к анализу и обобщению наблюдаемых геологических факторов для целей прогнозирования нефтегазоносности. Индивидуальное обучение (около 40-50 % времени) начинается тогда, когда студенты станут способными выполнить всю работу по программе практики самостоятельно, а также в совершенстве знать литолого-стратиграфический разрез района картирования;

д) самостоятельная научно-исследовательская работа каждого студента по материалам, лично собранным на практике. Предварительные итоги выполненных исследований докладываются каждым практикантом на научной студенческой конференции. Окончательно научная работа завершается в институте и оформляется в виде доклада для студенческой научной конференции.
3.2. Содержание практики
Выполнение задач учебной комплексной геолого-съёмочной практики осуществляется во время ежедневных полевых маршрутов и послемаршрутной обработки собранных в поле материалов. При этом основными видами работ и исследованиями, определяющими содержание практики, являются следующие.
3.2.1. Геолого-структурная съёмка – основной вид полевой работы, во время которой проводится изучение геологического строения района практики. Геолого-структурное картирование должно осуществляться на топографической основе полигона (масштабы 1:25000 и 1:10000) м с использованием аэрофотоснимков.

В полевых маршрутах отрабатываются такие приемы и навыки, как: умение ориентироваться на местности, пользуясь топоосновой и аэрофотоснимками; описание обнажений – определение состава и характера пород, изучение последовательности залегания и взаимоотношений пластов, разбивка на слои и пачки, выделение маркирующих горизонтов; замер элементов залегания и мощностей пластов различными методами; картирование по простиранию и вкрест его; изучение различных форм рельефа; ведение геоморфологических наблюдений и увязка элементов рельефа с литологическим составом пород и структурными формами; выявление пликативных и дизъюнктивных дислокаций; отбор образцов пород для различного вида исследований; ведение полевых дневников.

Одновременно с указанными геологическими наблюдениями в полевых маршрутах проводится также отбор необходимых данных по литологии, геохимии и гидрогеологии участка картирования.

Камеральная обработка материалов геолого-структурной съёмки включает в себя: анализ и систематизацию фактических данных, определение возраста фаунистических остатков, составление стратиграфических колонок по отдельным маршрутам и нормального разреза по району, составление полевой геологической и структурной карт, карты фактического материала и изучение аэрофотоснимков, составление геологических разрезов.

3.2.2. Дешифрирование аэрофотоснимков. Проводимые ежедневно в полевых маршрутах геоморфологические наблюдения позволяют студентам эффективно использовать в своей работе имеющиеся по всему району картирования черно-белые и цветные аэрофотоснимки (должны быть). Поэтому в состав геолого-структурной съемки органически входит геологическое изучение аэрофотоснимков. Это значительно повышает качество съемочных работ и подготавливает студентов к восприятию более современных видов дистанционного геологического картирования, и в первую очередь, с использованием космических средств исследований.

3.2.3. Литолого-фациальные исследования. В поле эти исследования сводятся к изучению: основных типов осадочных пород района практики; состава, структуры, текстуры и окраски осадочных отложений и их генезиса; морфологии осадочных тел для целей фациального анализа; природных резервуаров и составляющих пород-коллекторов и пород-покрышек различного типа и их взаимоотношения в разрезе; трещиноватости карбонатных коллекторов.

Студенты выясняют палеогеографические условия образования отложений на основе подробного литологического изучения собранных в поле образцов пород; производят оценку качества выделенных в разрезе пород-коллекторов и покрышек; изучают образцы и микрофотографии коллекторов различного типа (поровогранулярного, трещинного, кавернозного). При этом изучении трещинных карбонатных коллекторов обращается внимание на выяснение (с помощью построения векторных диаграмм) господствующих простираний трещиноватости, а также интенсивности, ширины раскрытости трещин, наличия в них вторичных образований.
3.3. Отчетность и подведение итогов практики
На основании комплексных исследований каждая бригада составляет отчет по практике, для которого обязательным условием является индивидуальное участие в этом документе каждого студента отряда. Дифференцированный зачет по практике выставляется студенту комиссией преподавателей с учетом: качества представленных лично составленных материалов (полевая книжка, графические геологические построения, главы отчета), результатов собеседования и выступлений с докладом на студенческой научной конференции по материалам практики.

4. УЧЕБНАЯ ГЕОЛОГО-ПРОМЫСЛОВАЯ ПРАКТИКА
Практика продолжительностью 14 дней проводится на базе нефтегазодобывающих управлений объединений. Практика проводится в 6 семестре непосредственно после изучения студентами одной из профилирующих дисциплин специальности 080500 – "Нефтегазопромысловая геология и геологические основы разработки месторождений".

4.1. Цели, задачи и организация практики
4.1.1. Целями практики являются: ознакомление студентов с комплексом практических вопросов нефтегазопромысловой геологии и геологическими основами разработки нефтяных месторождений, закрепление и углубление теоретических знаний, полученных при изучении ряда специальных и технических дисциплин, а также ознакомление практикантов с организацией производственной, научно-технической деятельности нефтегазодобывающих предприятий.

4.1.2. Задачи практики сводятся к следующему: детальное ознакомление со структурой и основными функциями промыслово-геологической службы; методами и видами геолого-промысловых исследований в процессе проведения доразведки и разработки нефтяного месторождения; знакомство с основами организации и управления производством, новейшим его геолого-промысловым оборудованием, планово-экономическими показателями работы предприятия, использованием ЭВМ для целей доразведки и разработки месторождений.

Цели и задачи учебной промыслово-геологической практики не только способствуют углубленному изучению таких дисциплин специальности, как: "Нефтегазопромысловая геология", "Бурение, освоение и испытание нефтяных и газовых скважин", но и подготавливают студентов к более целенаправленному и эффективному прохождению ими последующей производственной промыслово-геологической практики.

4.1.3. Организация практики. Организация и общее учебно-методическое руководство практикой осуществляется кафедрой промысловой геологии нефти и газа и геологическим отделом НГДУ. Практика носит ознакомительный характер и включает в себя ознакомительные лекции и беседы, производственные экскурсии в различные подразделения НГДУ, в научно-исследовательские организации, а также в вычислительный центр НГДУ.

При этом участие в производственно-технических поездках по объектам предприятия сочетаются с ежедневной практикой студентов в геолого-технических отделах НГДУ, где они знакомятся с методикой обработки первичных геолого-промысловых данных и непосредственно участвуют в составлении необходимой геологической документации, собирают материалы по заданию кафедры или оказывают помощь в текущей работе геологов НГДУ.

Для лучшей организации работы практикантов они объединяются в бригады по 4-5 человек. Однако каждый студент должен принять участие во всех видах работ на практике и вести индивидуальный дневник, куда ежедневно заносит результаты труда каждого дня и содержание бесед преподавателя и местных геологов.

4.2. Содержание практики
Студенты на практике должны ознакомиться с геологическими особенностями разрабатываемого месторождения, работой геологических и других служб НГДУ, основными производственными технологическими процессами (бурение, эксплуатация добывающих и нагнетательных скважин, их капремонт, исследование продуктивных пластов и др.), в которых участвуют промысловые геологи, а также соответствующим оборудованием и приборами.

С этой целью студенты на практике изучают следующие темы:

а) геологические особенности месторождения и реализация системы разработки (история изучения, тектоническое строение, литологостратиграфическая и гидрогеологическая характеристика разреза, нефтегазоносность, геолого-физические параметры продуктивных горизонтов, история проектирования и принятый вариант системы разработки, текущее состояние и основные мероприятия по контролю и регулированию разработки);

б) процесс бурения скважин и геологический контроль за ним (документация процесса бурения, буровое и лабораторное оборудование, отбор керна и шлама, образцов пород боковым грунтоносом, контроль за параметрами глинистого раствора и искривлением ствола скважин, условия вскрытия продуктивных пластов, применение пластоиспытателей для их изучения, спуск и цементаж обсадных колонн, перфорация эксплуатационной колонны, способы освоения скважин, вопросы охраны недр и окружающей среды при бурении скважин и др.);

в) эксплуатация добывающих скважин (способы эксплуатации, характеристика режимов работы скважин и контроль за ними, способы замеров дебитов нефти, газа, воды и отбора пластовых и поверхностных проб флюидов из добывающих и законтурных скважин, методы измерения пластового и забойного давления, документация скважин, подземный и капитальный ремонт скважин и решаемые при этом геологические задачи, меры по охране недр и окружающей среды при разработке месторождений и др.);

г) эксплуатация нагнетательных скважин (система заводнения и водозабора, подготовка воды для закачки в пласт, оборудование кустовых насосных станций и нагнетательных скважин, контроль за давлением нагнетания и приемистостью пласта и методы ее повышения, методы очистки призабойных зон пласта в скважинах);

д) геолого-промысловые исследования для контроля за разработкой месторождения (структура ЦНИПР, задачи лаборатории промысловой геологии, принципы действия глубинных приборов для контроля за работой пласта в скважине - расходомеров, манометров, термометров, пробоотборников и др., оборудование и работа спецстанций для исследования скважин, выполняемых промысловые исследования в добывающих и нагнетательных скважинах, обработка результатов исследований, проведение анализа глубинных проб нефти, результаты обобщения данных глубинных исследований с целью контроля за пластовым давлением, обводнением пласта и др.);

е) организация геологической службы НГДУ (структура геологической службы объединения и НГДУ, взаимодействие ее с технологическими и техническими службами и подразделениями, ведущими поисково-разведочные работы, деятельностью планово-экономического отдела);
4.3. Отчетность и подведение итогов практики
Итоговым документом практики является бригадный отчет, в основу которого положены дневники каждого члена бригады. До защиты отчет предварительно оценивается руководителем практики. Он также составляет на каждого студента краткий отзыв, отмечая в нем степень выполнения им программы практики, отношение к работе, трудовую дисциплину, участие в научно-исследовательской работе на практике. Отчеты публично защищаются студентами перед комиссией, состоящей из руководителей практики от кафедры и предприятия, после чего каждому студенту выставляется зачет.

5. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ГЕОЛОГО-ПРОМЫСЛОВАЯ

ПРАКТИКА
Данная практика (1-я производственная) продолжительностью 7 недель проводится в 6 семестре кафедрой промысловой геологии нефти и газа на различных производственных нефтегазодобывающих предприятиях страны. Практика является важным звеном подготовки инженерных геологических кадров не только в области разработки нефтяных и газовых месторождений, но и в области их поисков и разведки. Практика проводится после изучения студентами одной из основных профилирующих дисциплин специальности 080500 – "Нефтегазопромысловая геология и геологические основы разработки нефтяных и газовых месторождений", "Бурение, освоение и испытание нефтяных и газовых скважин". Перед выездом на практику студенты проходят обучение по рабочим профессиям, после сдачи экзамена получают удостоверение "Оператор по добыче нефти и газа", "Оператор по исследованию скважин".
5.1. Цели, задачи и организация практики
5.1.1. Цель практики – приобретение студентами практических навыков по всему комплексу деятельности промыслового геолога на производстве, направленной на геологическое обеспечение процессов бурения, эксплуатации, исследования и капитального ремонта действующих скважин на нефтяном или газовом месторождении.

5.1.2. Задачами, которые решают студенты на практике, являются: ознакомление с деятельностью нефтегазодобывающего предприятия, изучение конкретных вопросов, решаемых промыслово-геологической службой НГДУ, приобретение навыков практической работы на одном из рабочих мест, участие в проведении различных геолого-технологических операций при бурении, освоении, испытании и эксплуатации скважин, овладение навыками составления различной графической документации, ознакомление с мероприятиями по технике безопасности, охране труда, недр и окружающей среды при разработке нефтяных и газовых месторождений.

5.1.3. Организация практики. Практика проводится на нефтегазодобывающих предприятиях согласно договорам, заключенным между университетом и производственными организациями. Основными местами практики являются районы Западной Сибири и др. Как правило, студенты проходят практику на оплачиваемых местах, выполняя функции различных должностных лиц промыслово-геологической службы предприятия (геолог, техник-геолог, техник по добыче, оператор по исследованию скважин и др.). Непосредственное руководство практикой осуществляется геологическим отделом нефтегазодобывающего предприятия в лице квалифицированного инженера-геолога, который осуществляет повседневный контроль за выполнением студентами практики в полном объеме. Кроме того, для оказания учебно-методической помощи студентам кафедра направляет в места практики отдельных преподавателей.

В процессе прохождения практики студенты с приобретением практических навыков работы по одной из производственных профессий собирают первичный геолого-промысловый материал для курсового проекта: «Нефтегазопромысловая геология».
5.2. Содержание практики
На производственной геолого-промысловой практике студенты должны изучить следующие основные темы и осветить их в отчете по практике. При этом особое внимание практиканты должны уделить комплексу задач, решаемых геолого-промысловой службой при бурении, освоении, эксплуатации и исследовании скважин в процессе разработки месторождений нефти (газа):

а) геологическое строение и особенности разработки месторождений (физико-географический очерк; история открытия и разведки; основные особенности геологического строения и нефтегазоносности; сведения о разработке – история, система, текущее состояние и др.);

б) геологический контроль за процессом бурения и освоения скважин (геолого-технический наряд на бурение скважин, наблюдения за проходкой и буровым раствором, отбор керна и шлама, глубинных проб пластовой жидкости, искривление ствола скважины, комплекс геофизических исследований, вскрытие пласта и освоение скважины, техника безопасности при бурении);

в) эксплуатация нефтяных скважин (применяемый метод эксплуатации, контроль за изменением дебита, определение количества воды в добываемой продукции, учет газового фактора, пластового давления, техника безопасности при эксплуатации скважин);

г) поддержание пластового давления путем закачки воды в пласт (применяемая на месторождении система заводнения, оборудование нагнетательных скважин, режим их работы, контроль за давлением нагнетания и приемистостью пласта, методы повышения производительности нагнетательных скважин, очистка призабойной зоны пласта в скважине, техника безопасности при воздействии на пласт);

д) исследование скважин и пластов (название исследований эксплуатационных и нагнетательных скважин, применяемые приборы – глубинные манометры, термометры, дебитометры, эхолоты и др. оборудование и принцип действия спецстанций для исследования скважин, методика проведения исследований в добывающих и нагнетательных скважинах, обработка получаемых данных, техника безопасности при исследовании скважин);

е) борьба с осложнениями при работе добывающих и нагнетательных скважин, их подземный ремонт (геологические факторы, влияющие на работу скважин; обводнение, отложение солей, гипса, парафина, гидратообразование, вынос песка, образование песчаных пробок, аномальное пластовое давление; методы защиты оборудования скважин от влияния неблагоприятных геологических факторов; подземный ремонт скважин и его виды, техника безопасности);

ж) методы увеличения производительности и приемистости скважин (применяемые методы обработки призабойной зоны скважин – солянокислотная обработка, гидравлический разрыв пласта, торпедирование и перфорация, воздействие ПАВ и углекислотой, термическая обработка; геологические условия применения различных методов воздействия на призабойную зону пласта; техника безопасности);

з) организация и экономика нефтедобывающего предприятия (производственная структура, функции подразделений, права и обязанности служб и цехов, технико-экономические показатели деятельности предприятия);

и) охрана труда, недр и окружающей среды.
5.3. Отчетность и подведение итогов практики
В течение всей практики студент обязан вести ежедневно дневник по установленной форме, в который заносит все результаты своей работы.

На основании опыта, полученного в процессе производственной работы, личных наблюдений и знакомства с фондовой и опубликованной литературой, каждый студент составляет отчет по итогам практики, который подписывается руководителем практики от производства. Он же составляет на каждого студента краткую производственную характеристику. В начале следующего семестра студенты сдают отчет и свои характеристики на кафедру и отчитываются перед комиссией преподавателей о результатах практики и материалах, собранных для курсовых проектов.

6. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ

(ПРЕДДИПЛОМНАЯ) ПРАКТИКА
Данная практика (2-я производственная по учебному плану) завершает непрерывное практическое обучение студентов в институте. Особенностью этой производственной практики является её проведение одновременно с преддипломной, что определяется спецификой подготовки студентов на геологической специальности.

Поскольку подготовка инженерных геологических кадров нефтегазового профиля осуществляется по двум специализациям (Математические методы исследований в геологии" и "Нефтегазопромысловая геология"), то цели, задачи и содержание производственных преддипломных практик для них существенно отличаются. В связи с этим программы практик для указанных специализаций рассматриваются раздельно.



следующая страница >>