microbik.ru
  1 2 3 4 ... 14 15

Программа

формирования экологической культуры,

здорового и безопасного образа жизни.



Пояснительная записка


Программа формирования экологической культуры, здорового  и безопасного образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
 Программа формирования культуры здорового  и безопасного образа жизни, а также организация работы по её реализации составлена в соответствии со Стандартом второго поколения, с учётом реального состояния здоровья детей и факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
·  неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
·  факторы риска, имеющие место в школе, которые приводят к ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
·  активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
·  особенности отношения младших школьников к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие  ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой. 
Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в школе, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.
При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте необходимо, учитывая психологические и психофизиологические характеристики возраста, опираться на зону  актуального развития.  Исходя из того, что формирование культуры здорового  и безопасного образа жизни   — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы школы, требующий соответствующей организации  всей жизни школы, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно—оздоровительной работы, рационального питания.  
 Здоровые привычки формируются с самого раннего возраста ребёнка. Чтобы успешно справиться с этой задачей, необходимо иметь теоретическую и практическую подготовку в этих вопросах. Наука предлагает следующие принципы, на которых строится воспитание здорового образа жизни детей:
1. Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников предусматривает поддержку всех учащихся с использованием разного по трудности и объему предметного содержания, а соответственно, помощи и взаимопомощи при усвоении программного материала каждым учеником. Это открывает широкие возможности для вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных программ, адекватных развитию ре6енка.
2.Учет  возрастных особенностей обучающихся 
3. Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
4.    Обеспечение мотивации образовательной деятельности.

 Ребенок — субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.
5.    Построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. Прежде всего, имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным, от действия по материализованной программе к речевому и умственному выполнению действий, переход от поэтапных действий к автоматизированным.
6.    Рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям школы
7.    Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, произвольной и эмоциональной активации необходимы для предотвращения переутомления детей.
Необходимо формировать у ребёнка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающего мира, личный пример родителей.
 Проблема организации помощи ребенку в сохранении, укреплении и формировании здоровья весьма актуальна. Решить проблему здоровья в рамках учебно-воспитательного процесса может созданная система физкультурно-оздоровительной деятельности школы и переход в режим работы «Содействие укреплению и сохранению здоровья школьников».
 Актуальность Программы по созданию системы физкультурно-оздоровительной деятельности в школе заключается, прежде всего, в том, что она ориентирована на решение таких значимых проблем, устранение которых в сумме может дать максимально возможный положительный эффект оздоровления учащихся
Цель программы – обеспечить системный подход к созданию здоровьесберегающей среды, способствующей формированию личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья младших школьников, способствующих познавательному и эмоциональному развитию детей, достижению планируемых результатов  освоения основной образовательной программы  начального общего образования.
  Задачи программы: 

1. Сохранение и поддержание здоровья детей.

2. Формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у педагогов, детей и родителей.

3. Обучение основам здорового образа жизни педагогов, детей и родителей.

4. Разработка и внедрение педагогических рекомендаций, программ  по оптимизации         образовательного  процесса на основе здоровьесберегающих принципов.

5.  Мониторинг здоровья обучающихся .

6.  Организация   и   проведение   пропагандистской   работы   по   вопросам   здоровья   и   здорового образа жизни.

7. Создание условий для социально-психологической защищенности детей и подростков в общеобразовательном учреждении.

8.  Формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды.

9. Формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе.

10. Формирования умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных ситуациях.


Организация работы по формированию у обучающихся  культуры здорового и безопасного образа жизни.


Первый этап –  анализ состояния и планирование работы по данному направлению, в том числе по: 
·  организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно- оздоровительной  работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;
·  организация просветительской работы с учащимися и родителями (законными представителями);
·  выделению приоритетов в работе с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального  образования.


Второй этап – организация просветительской работы.
1.     Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа  жизни, включает:
·  внедрение в систему работы школы дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа  жизни, которые должны носить модульный характер, реализовываться во внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс;
·  лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
·  проведение дней здоровья,  конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни.
2.     Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников школы и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и здоровья детей, включает: 
·  проведение лекций, семинаров, круглых столов; 
·  приобретение для  педагогов, специалистов и родителей (законных    представителей) необходимой научно – методической литературы;
·  привлечение педагогов и родителей (законных представителей) к   совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.
 Системная  работа на ступени начального общего образования по  формированию культуры здорового и безопасного образа жизни  представлена в виде  следующих взаимосвязанных блоков:
1.     Создание здоровьесберегающей инфраструктуры.  
2.     Рациональная организация  учебной и внеучебной деятельности обучающихся.
3.     Дидактические принципы программ «Перспективная начальная школа », «Школа России»
4.     Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы.
5.     Реализация дополнительных образовательных программ.
6.     Просветительская работа с родителями (законными представителями).
7.     Деятельность социально – педагогической службы.
8.     Оценка эффективности реализации программы.
 
Здоровьесберегающая инфраструктура школы:


·  соответствие состояния и содержания здания и помещений школы   санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
·  наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;
·  организация качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;  
·  оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортивных площадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;
·  наличие помещений для медицинского персонала;
·  наличие необходимого и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (социальный педагог, учитель физической культуры, медицинские работники).
  В школе  ведётся формирование базы данных о состоянии здоровья, индивидуальных психофизиологических особенностях учащихся, учёт динамики заболеваемости. Создана материально-техническая база, обеспечивающая оптимальные условия для сохранения и укрепления

здоровья обучающихся:
– спортивный зал, спортплощадка, спортгородок; медицинский кабинет;

школьная столовая, учебные кабинеты.
  Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.   Эффективное функционирование созданной здоровьесберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов: 
– социальный педагог;

– учителя физической культуры;
– медицинские работники;
– учителя школы.

Организация учебного процесса. Виды деятельности

1. Рациональная организация учебного процесса,  направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение чрезмерности функционального  напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:
1.1 Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной    и внеучебной нагрузки (домашние задания) учащихся на всех этапах обучения.
1.2 Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся (использование методик, прошедших апробацию).
1.3 Введение любых инноваций в процессе только под контролем специалистов.
1.4 Строгое соблюдение всех требований к использованию средств обучения (специального оборудования и инвентаря) в соответствии с требованиями техники безопасности.
1.5 Рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера.
1.6 Индивидуализация обучения физической культуре (учет индивидуальных особенностей развития).
  Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работе педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.
  Организация образовательного процесса строится с учётом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).

2. Внедрение обучающих программ
 

Включение в систему работы программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
Реализация дополнительных образовательных программ предусматривает:
·  внедрение в систему работы школы программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс;
·  проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т.п.;

Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий:
·  интеграцию в базовые образовательные дисциплины;
·  проведение часов здоровья;
·  факультативные занятия;
·  проведение классных часов;
·  занятия в кружках;
·  проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т.п.;
·  организацию дней здоровья.
 

3. Просветительно-воспитательная работа с учащимися
 
3.1 Проведение лекций, бесед, консультаций по проблемам сохранения здоровья, профилактики вредных привычек.
3.2 Организация и проведение конкурсов, праздников, дня здоровья.
3.3 Создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей.
3.4 Пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по всем оздоровительным вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.
 
 Основные направления просветительской и мотивационной работы


Направление
деятельности

Задачи



Содержание



 

Санитарно-просветительская работа по формированию
 здорового образа жизни
 



 1. Знакомство детей, родителей с основными понятиями – здоровье, здоровый образ жизни.
2. Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил   личной безопасности.
3. Обеспечение условий для мотивации и стимулирования здорового образа жизни  

 – Проведение уроков здоровья,
проведение классных часов и общешкольных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности
  

 

 Профилактическая деятельность
 
  

 1. Обеспечение условий для ранней диагностики заболеваний, профилактики здоровья.
2. Создание условий, предотвращающих ухудшение состояние здоровья.
3. Обеспечение помощи детям, перенесшим заболевания, в адаптации к учебному процессу.
4. Профилактика травматизма  
  

 –  Система мер по улучшению питания детей: режим питания; эстетика помещений; пропаганда культуры питания в семье. 
– Система мер по улучшению санитарии и гигиены: генеральные уборки классных какинетов; соблюдение санитарно-гигиенических требований.
– Система мер по предупреждению травматизма: оформление уголков по технике безопасности; проведение инструктажа с детьми.  
– Профилактика утомляемости: проведение подвижных перемен; оборудование зон отдыха.

 

Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа
 



 1.    Укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта.
2.  Пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.

3. Всемерное развитие и содействие детскому и взрослому спорту и туризму.
  

 – Увеличение объёма и повышение качества оздоровительной и спортивно-массовой работы: организация подвижных игр;    соревнований по отдельным видам спорта;
спартакиады, дни здоровья, …
– Привлечение к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе с детьми тренеров ДЮСШ, родителей.



<< предыдущая страница   следующая страница >>