microbik.ru
1
П Р О Г Р А М М А

вступительного экзамена по русскому языку

Экзамен по русскому языку требует знания учебного материала в объеме предложенной ниже программы. В ответе абитуриента учитываются конкретные знания о языке, уровень владения языковыми нормами русского литературного языка, умение производить различные виды языкового анализа (фонетический разбор, разбор слова по составу, словообразовательный разбор, морфологический разбор, синтаксический разбор).

Фонетика


Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Обозначение мягкости согласных на письме. Знаки письма. Алфавит. Слог. Основные правила переноса. Ударение. Гласные ударные и безударные, их произношение и обозначение на письме. Фонетический разбор.

Лексика


Слово и его роль в языке. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова. Группы слов по значению: синонимы, антонимы, омонимы.

Словарное богатство русского языка. Общеупотребительные (нейтральные) и стилистически окрашенные слова; диалектные слова; профессиональные слова и термины. Исконно русские и заимствованные слова. Устаревшие слова. Новые слова (неологизмы). Понятие о фразеологизмах. Пословицы, поговорки и афоризмы как разновидности фразеологизмов.

Словообразование


Корень, суффикс, префикс и окончание — значимые части слова (морфемы). Основа слова. Разбор слова по составу. Однокоренные слова.

Правила орфографии, основывающиеся на особенностях морфологического состава слова: правописание слов с чередующимися гласными в корне слова; буквы о, е после шипящих в корне слова; правописание приставок з, с; буквы ы, и после ц в разных частях слова.

Изменение и образование слов. Способы словообразования. Сложные и сложносокращенные слова. Соединительные о, е в сложных словах. Словообразовательный разбор.

Морфология и орфография


Имя существительное: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Род. Число. Склонение имен существительных. Типы склонения имен существительных. Следующие орфограммы: буква ь на конце существительных после шипящих; буквы е, и в окончаниях существительных; буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных; буквы щ и ч в суффиксе - щик (чик) имен существительных; буквы о и е после ж, ч, ш, щ и ц в суффиксах существительных; не с именами существительными.

Имя прилагательное: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные. Степени сравнения качественных прилагательных и их образование. Полные и краткие качественные прилагательные, их роль в предложении. Способы образования имен прилагательных. Следующие орфограммы: правописание падежных окончаний прилагательных; правописание кратких прилагательных с основой на шипящий; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имен прилагательных; одна и две буквы н в именах прилагательных; различие на письме суффиксов -к- и -ск-; не с именами прилагательными; дефис в сложных прилагательных.

Имя числительное: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Числительные количественные (обозначающие целые числа, дробные, собирательные) и порядковые. Числительные простые и составные. Склонение числительных. Следующие орфограммы: буква ь на конце и в середине числительных; раздельное написание составных числительных; слитное написание порядковых числительных с -тысячный.

Местоимение: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Следующие орфограммы: раздельное написание предлогов с местоимениями; буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлога; дефис в неопределенных местоимениях; не в определенных местоимениях; слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

Глагол: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Неопределенная форма (инфинитив). Переходные и непереходные глаголы. Вид глагола. Наклонение глагола (изъявительное, условное, повелительное). Время глагола. Лицо и число (в настоящем и будущем времени), род и число (в прошедшем времени) глаголов. I и II спряжения глаголов. Разноспрягаемые глаголы. Следующие орфограммы: не с глаголами; правописание -чь и -чься в инфинитиве; правописание -тся, -ться на конце глаголов; буква ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа; буквы е, и в личных окончаниях глаголов I и II спряжений; буква ь в глаголах повелительного наклонения; гласные в суффиксах -ова (-ева), -ыва(-ива).

Причастие как особая форма глагола: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Действительные и страдательные причастия, их образование. Краткие страдательные причастия, их роль в предложении.

Причастный оборот. Выделение запятыми причастных оборотов (после определяемого существительного). Следующие орфограммы: правописание гласных в окончаниях причастий; одна и две буквы н в суффиксах причастий и прилагательных, образованных из причастий; не с причастиями.

Деепричастие как особая форма глагола: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Деепричастия совершенного и несовершенного вида, их образование. Деепричастный оборот, запятые при деепричастном обороте и одиночном деепричастии. Орфограмма: не с деепричастиями.

Наречие: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Степени сравнения наречий. Следующие орфограммы: не с наречиями на -о (-е); не и ни в наречиях; буквы о и а на конце наречий; буквы о, е после шипящих на конце наречий; буква ь на конце наречий после шипящих; н и нн в наречиях; слитное и раздельное написание наречий, дефис в наречиях.

Предлог как служебная часть речи. Употребление предлогов в речи. Следующие орфограммы: написание предлогов слитно, раздельно и через дефис; буква е на конце предлогов (вследствие, в течение, в продолжение).

Союз как служебная часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные. Употребление союзов в простом и сложном предложениях.

Частица как служебная часть речи. Употребление частиц в речи. Формообразующие, отрицательные и модальные частицы. Следующие орфограммы: раздельное написание частиц бы, ли, же; написание частиц -то, -ка через дефис; различение частиц не и ни на письме.

Междометие как часть речи, его назначение. Знаки препинания при междометиях. Орфограмма: дефис в междометиях.

Синтаксис и пунктуация


Словосочетание, его назначение в языке. Строение и виды словосочетаний по способу выражения главного слова.

Предложение, его роль в языке. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Предложения двусоставные и односоставные, простые и сложные. Порядок слов в предложении. Логическое ударение.

Простое предложение. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Способы выражения подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Второстепенные члены предложения: определение, дополнение и обстоятельство. Приложение как разновидность определения.

Односоставные простые предложения с главным членом в форме сказуемого (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащего (назывные).

Неполные предложения.

Однородные члены (с союзной, бессоюзной и смешанной связью). Обобщающие слова в предложениях с однородными членами.

Обращение. Вводные слова (словосочетания, предложения).

Обособленные второстепенные члены (в том числе уточняющие).

Полный синтаксический разбор простого предложения. Следующие пунктограммы: знаки препинания в конце предложения; тире между подлежащим и сказуемым; написание одиночных предложений через дефис; приложения, выделяемые кавычками; выделение запятыми сравнительного оборота; тире в неполных предложениях; запятая между однородными членами; двоеточие и тире при обобщающих словах в предложении с однородными членами; знаки препинания при обращении; знаки препинания при вводных словах (словосочетаниях, предложениях); знаки препинания при обособленных членах предложения.

Сложное предложение и его признаки. Сложное предложение без союзов и с союзами, с сочинительной и подчинительной связью.

Сложносочиненное предложение; его строение и средства связи в нем. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.

Сложноподчиненное предложение, его строение и средства связи. Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, сравнительные, причины, следствия, цели, условия, уступки). Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными.

Бессоюзное сложное предложение, смысловые отношения между его частями. Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Полный синтаксический разбор сложного предложения. Следующие пунктограммы: знаки препинания между частями сложносочиненного предложения; знаки препинания между главной и придаточной частью сложносочиненного предложения: знаки препинания в бессоюзном сложном предложении; знаки препинания в сложном предложении с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Прямая и косвенная речь как способы передачи чужой речи. Цитата как способ передачи чужой речи. Диалог. Следующие пунктограммы: знаки препинания при прямой речи; знаки препинания при цитате; знаки препинания при диалоге.

Связная речь


Понятие об обращении и речи, об адресате речи. Виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо). Диалогическая и монологическая речь; устная и письменная речь. Основные правила общения, речевой этикет.

Тема и основная мысль высказывания. Свойства хорошей речи (правильность, логичность, последовательность, богатство, точность, выразительность, уместность речи).

Текст, его основные признаки; деление текста на абзацы. Средства связи предложений в тексте (повтор, использование синонимов, однокоренных слов, местоимений, союзов).

Стили речи: разговорный, официально-деловой, научный, художественный, публицистический. Сфера использования каждого из них.

Типы речи: повествование, описание, рассуждение.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Горбацевич О.Е., Ратью Т.В. Интенсивный курс подготовки к тестированию и экзамену по русскому языку и литературе. – Минск: Тетра-Системс, 2006. – 240 с.

  2. Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.

  3. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. – М.: Просвещение, 1987. – 256с.

  4. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.

  5. Жестерева Е.В., Стерина Е.И. Русский язык: Учебное пособие для поступающих в вузы. – М: Вузовский учебник, 2005. – 218 с.

  6. Памятка поступающему в ВУЗ. Русский язык. Орфография. Вып. 2. Сост. Л.Л. Никулина. – М.: Сигма, 1992. – 32 с.

  7. Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы. – М.: Просвещение, 1990. – 224 с.

  8. Російська мова та література: завдання та тести. Частина І (питання): Посібник-довідник для вступників до вищих навчальних закладів. – К.: Генеза, 1993. – 307 с.

  9. Російська мова та література: завдання та тести. Частина ІІ (відповіді): Посібник-довідник для вступників до вищих навчальних закладів. – К.: Генеза, 1993. – 149 с.

  10. Сборник основных правил русской орфографии и пунктуации. – М.: Астрель, 2006. – 95 с.

  11. Степанченко И.И. По-русски без ошибок. Русская орфография и пунктуация: алгоритмы, таблицы, упражнения: Пособие для самостоятельной работы учащихся старших классов и студентов. – К.: Українське видавництво, 1993. – 168 с.

  12. Сухотинская А.В. Репетитор. Русская орфография и пунктуация. – М.: Высшая школа, 1992. – 191 с.

  13. Сухотинская А.В. Русский язык для школьников и поступающих в вузы. – М.: Былина, 2006. – 224 с.

  14. Чижова Л.А. Пособие по русскому языку для учащихся подготовительных курсов. – М.: Высшая школа, 1991. – 96 с.

  15. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ Сост. М.В. Панов. – М.: Педагогика, 1984. – 352 с.


КРИТЕРІЇ ОЦІНЮВАННЯ
Екзаменаційний білет містить 9 питань:

1 - 8 питання – тестового характеру з російської мови та літератури. Кожне питання оцінюється 1 балом.

9 питання – мовний розбір (синтаксичний аналіз речення, фонетичний або морфологічний розбір підкресленого слова). Максимальна кількість балів – 4.

Загальна кількість балів – 12.