microbik.ru
1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
ПРОЕКТ

«МОЯ МАМА – РЕБЕНОК»


Представлен на 6 Межвузовскую олимпиаду

в номинации «Социальная педагогика»

Команда:

Сошина О.Н.

Волкова А.В.

Щербакова М.Ю.

Яновская Я.В.,

студентки 4 курса
Руководитель: Мосеева Е.Ю., старший преподаватель
ВОЛОГДА

2009



  1. Постановка проблемы

Материнство – основная функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода. Стремление стать матерью присуще каждой женщине. Материнство в правовом отношении – это совокупность прав и обязанностей женщины-матери, связанных с рождением, содержанием и воспитанием ребенка.

Для большинства женщин первая беременность является периодом сильных эмоциональных переживаний, которые могут сопровождать становление собственного «Я» беременной, ее развитие и формирование как полноценного взрослого человека, способного в дальнейшем заботиться о своем ребенке.

В ходе изучения проблемы беременности несовершеннолетних выяснилось, что с середины 90-х годов XX века наблюдается значительный рост количества беременностей и родов среди подростков. Беременность в юном возрасте это следствие раннего начала половой жизни, неправильное или вовсе неприменение контрацептивов, неосведомленность подростков в этом вопросе.

Раннее начало сексуальной жизни имеет много негативных последствий, в первую очередь – это заболевания, передающиеся половым путем, и ранняя беременность.

Молодые мамы в преддверии рождения ребенка оказываются неосведомленными об элементарных особенностях его развития и своих функциях в уходе за ним и общении, что может послужить основанием для возникновения серьезных проблем в освоении родительской роли. Кроме того, неопытность и недостаточность знаний по уходу за детьми, нежелание принимать соответствующие меры по уходу, отсутствие материнского чувства со стороны родивших девушек могут значительно повлиять на здоровье и выживаемость детей.

Для молодых девушек, оказавшихся один на один со своей проблемой, очень характерно длительное отрицательное эмоциональное состояние, душевные страдания или нежелание иметь ребенка. Все это представляет серьезную опасность для будущего малыша. Поэтому следует особо подчеркнуть значение душевного состояния молодой мамы во время беременности. Но часто беременность несовершеннолетней вызывает у окружающих только осуждение, что влечет за собой нежелательные последствия: прерывание беременности, оставление ребенка в Доме малютки, в худшем случае - суицидальные последствия.

В большинстве случаев отец будущего ребенка не готов оказывать помощь молодой матери: ни материальной, ни моральной. Поэтому большая часть несовершеннолетних девушек остаются незамужними и растят малыша самостоятельно.

Большинство несовершеннолетних матерей воспитывались в малообеспеченных, неблагополучных, асоциальных семьях. Таким девушкам в первую очередь необходима психологическая, педагогическая и материальная поддержка.

В настоящее время расширяется сеть социальных учреждений, которые занимаются решением проблем семьи и детей. Это центры планирования семьи, которые в основном имеют дело с супружескими парами и практически не занимаются молодежью. Да и находятся подобные учреждения преимущественно в крупных городах. А как же быть беременным несовершеннолетним девушкам, которые проживают на селе или в малонаселенных городах, где недолжным образом развита система социальных услуг, в которых они нуждаются. В таком случае необходимо создание системы социальной поддержки несовершеннолетних матерей.

Явление раннего материнства существует уже много столетий. Так как рождение и воспитание детей составляли социальную и духовную сущность брака, его главное значение, раннее материнство связывали со временем вступления в брак. А для европейской части России ранние браки издавна считались типичным и всеобщим явлением. По свидетельству Николая Костомарова, в XVI - XVII веках «русские женились очень рано. Иногда возраст жениха был от 12 до 13 лет. Редко случалось, чтобы русский оставался неженатым…». Однако против слишком ранних браков возражало и государство, и, главным образом, церковь. Позже, по указу Екатерины II всем сословиям запрещалось венчать мужчин моложе 15, а женщин – моложе 13 лет. За нарушение этого указа брак расторгался, а священник лишался сана.

Ранние браки существовали на многих территориях России до конца ХIХ – начала ХХ века. Кое-где они существовали в скрытой форме. В подавляющем большинстве случаев молодые женщины рожали первенца через девять месяцев после вступления в брак.

Сейчас понятия «ранее материнство» и «подростковое материнство» тождественны. Некоторые исследователи связывают появление понятия «подросток» с формированием индустриального общества.

Подростковое материнство существует практически во всех странах мира. Другое дело, что их количество то или иное государство может регулировать. Это становится возможным при четко проработанной и повсеместно действующей программе полового воспитания.

Авторы исследования проблемы раннего материнства выделяют множество причин, по которым несовершеннолетние девушки вступают в сексуальные отношения и, в случае беременности, рожают ребенка.

Л. Фридман выделяет шесть причин беременности несовершеннолетних девушек:

  1. Гипотеза о невежестве в области репродукции. Повышенная частота беременностей у юных девушек зачастую является результатом отсутствия знаний, касающихся процесса зачатия и контрацепции.

  2. Гипотеза психологических потребностей. Причины беременности и рождения детей у девушек-подростков коренятся в поведении, которое отражает психологическое состояние матери.

  3. Гипотеза о получении социальных пособий. Причина беременности и последующего рождения ребенка у бедных девушек- подростков заключается в желании получать социальные пособия.

  4. Гипотеза о примере родителей и отсутствии надзора. Поведение родителей или отсутствие надзора является причиной беременности и рождения детей в семьях родителей-одиночек.

  5. Гипотеза о социальных нормах. Причина поведения подростков в области половых отношений и выполнение родительских обязанностей непосредственно связана с сильным воздействием социальных норм, которые подростки воспринимают, интерпретируют и согласно которым действуют.

  6. Физиологическая гипотеза. Половой акт, который приводит к беременности и рождению ребенка, совершается под непосредственным влиянием гормональных изменений, происходящих в организме подростка.

Проблема раннего материнства в последние десятилетия становится все более актуальной. Это связано с ростом сексуальной активности подростков, ведущим к возрастанию количества непланируемых беременностей и родов у несовершеннолетних девушек. Следовательно, увеличивается и количество юных девушек, имеющих детей.
Такие ученые, как Ломоносов М.В., М.Мид, Марьянчик Н.П. обратились к проблеме подростковой беременности достаточно давно. Современные исследователи: Т.А. Гурко, Ю.А. Гуркин, Филиппова Г.Г. проанализировали причины и последствия ранней беременности.
Чтобы предотвратить такое негативное явление как раннее материнство необходимо проводить огромную профилактическую, информационно-просветительскую работу среди подростков.

По данной проблеме существует большое количество нормативно-правовых документов, таких как:

  1. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. №223 – ФЗ, раздел II, глава 3, ст.13, раздел IV, глава 12, ст.62.

  2. Приказ Минздравсоцразвития РФ №270, ФСС РФ №106 от 13.04.2007 « Об утверждении разъяснения о порядке назначения и выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком».

  3. Закон Вологодской области от 29.12.2003г. №982 – 03 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области»

  4. Закон Вологодской области от 14.08.1996г. №95-03 « О снижении брачного возраста».

  5. Постановление Правительства Вологодской области от 09.09.2008г. №1713 «О долгосрочной целевой программе «Демографическое развитие Вологодской области» на 2009, 2010 года».

  6. Постановление Правительства Вологодской области от 29.11.2004г. №1086 «Об утверждении порядка назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка и порядка учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка».

  1. Цель и задачи проекта «Моя мама – ребенок».

Цель проекта: профилактика раннего материнства, распада молодых семей, отказа от ребенка и формирование осознанного родительства: материнства и отцовства.

Долгосрочной целью проекта является улучшение социальной ситуации в районе: уменьшение количества несовершеннолетних мам. Общая цель проекта – создание системы поддержки жизнеобеспечения несовершеннолетних матерей.

В условиях Вологодского региона возможно достижение поставленной цели, так как имеется законодательная база, представленная выше, необходимые ресурсы, наличие социальных служб и специалистов по социальной работе и социальных педагогов, занимающихся решением данной проблемы.

В результате достижения цели проекта в выигрышном положении окажутся несовершеннолетние матери и их дети.

3.Задачи проекта:

- раннее выявление несовершеннолетних беременных девушек

для своевременного оказания социальной помощи и поддержки;

- развитие и укрепление чувства материнства и отцовства,

ответственного родительства;

- психологическая подготовка несовершеннолетней матери к

родам;

- выработка сознательного отношения у молодой женщины к

беременности и восприятию родов как нормального

физиологического процесса;

- создание в семье благоприятной эмоциональной обстановки и

уверенности в благополучном течении беременности;

- помощь молодым родителям в сохранении не только хорошего

здоровья, но и в обретении духовной зрелости, эмоционально-

интеллектуальных и волевых качеств, которым они будут

наделять своего ребенка с момента зачатия;

- комплексное решение проблем семьи на основе

межведомственного подхода;

- разработка и реализация профилактических мероприятий, направленных на уменьшение количества случаев раннего материнства;

Целевой группой проекта, т.е. клиентами являются несовершеннолетние беременные девушки с несформированной мотивацией на сознательное родительство и уже родившие девушки, еще не достигшие совершеннолетия. Клиентами является и близкое окружение молодой мамы: родители, родственники, отец ребенка, друзья. Также клиентами Территориального центра помощи семье и детям являются подростки и молодежь до 18 лет, учащиеся общебразовательных школ, ПУ.

Работа по проекту строится на взаимодействии различных специалистов Территориального центра помощи семье и детям, таких как: психолог, социальный педагог, инструктор по шитью, инструктор по физической культуре. Но реализация основных целей проекта все же является задачей специалиста по социальной работе, который выполняют основные функции по оказанию поддержки несовершеннолетних матерей, так как именно он координирует деятельность всех специалистов, работающих по реализации проекта, выбирает формы и методы оказания помощи и поддержки юным матерям, составляет индивидуальные программы реабилитации девушек-подростков, проводит профилактическую деятельность.

4. Мероприятия

Работа по проекту «Моя мама – ребенок» разделена на четыре этапа. Первый этап предполагает создание условий для работы специалистов Территориального центра социальной помощи семье и детям по оказанию поддержки несовершеннолетним матерям. На этом этапе подготавливаются помещения для занятий с юными мамами и беременными девушками. Это: кабинет специалиста по социальной работе, тренажерный зал, комната психологической разгрузки. Также на первом этапе работы по проекту запланировано приобретение дополнительного оборудования (швейные машинки, газовая плита, дополнительные тренажеры для выполнения комплекса упражнений для беременных и др.) и научно-методической литературы.

Вторым этапом реализуемого проекта является осуществление социального патронажа. На этом этапе проходит установление контакта специалиста по социальной работе с юной матерью и ее семьей. Для этого в первую очередь осуществляется взаимодействие с медсестрой женской консультации с целью выявления беременных несовершеннолетних девушек и выяснении первичных данных о них и их семьях. Как материнство начинается с планирования семьи, так и работа по проекту начинается с женской консультации.

Сбор данных о молодой женщине и условиях ее проживания происходит как во время первичной беседы с девушкой, так и при заполнении ею специализированной «Анкеты будущей матери», разработанной специалистами Территориального центра помощи семье и детям. Вопросы в анкете составлены таким образом, чтобы получить информацию о семейном положении юной матери, ее потребности в получении помощи по вопросам семейно-супружеских отношений, преодолении супружеских конфликтов, страхов и много другого, ее потребности в услугах, оказываемых Территориальным центром социальной помощи семье и детям.

Во время проведения первичной беседы с беременной девушкой происходит дифференциация проблем на социальные и психологические. Это определяет план сотрудничества с будущей мамой и ее семьей, направленный на содействие специалистов Территориального центра в разрешении проблем несовершеннолетней беременной. В ходе беседы девушке предоставляется информация о деятельности Центра и услугах, им оказываемых.

С каждой молодой женщиной разрабатывается программа индивидуальной работы, где отражены реабилитационные и другие мероприятия с ней и ее близким окружением, для выхода из трудной жизненной ситуации.



Основными результатами работы на втором этапе реализации проекта являются:

  • знакомство с юной будущей мамой, выявление ее жизненной ситуации;

  • установление контакта с будущей мамой и ее ближайшим окружением;

  • определение потребности семьи в услугах, оказываемых Центром;

  • выработка индивидуального плана помощи в конкретной ситуации по выходу из трудной жизненной ситуации и выбор видов социальной помощи и методов осуществления этой помощи.

Основными методами работы на этом этапе являются: беседы, консультации, анкетирование, распространение информационных материалов.

Третий этап работы по проекту - подготовка семьи к рождению ребенка и оказание квалифицированной помощи несовершеннолетней беременной девушке. Результатом работы специалистов на этом этапе является повышение социальной активности, самостоятельности молодых семей (несовершеннолетняя мать).

Следует отметить, что работа с несовершеннолетними девушками осуществляется с момента выявления семьи на протяжении всей беременности и в послеродовой период до достижения ею совершеннолетия и выхода из трудной жизненной ситуации.

Работа с молодой мамой заканчивается, если:

- в семье, где проживает юная мама, сложился нормальный

психологический микроклимат;

- в семье созданы комфортные условия для развития и воспитания

ребенка;

- юная мама трудоустроена или продолжает свое образование при

наличие источника средств для существования.

На третьем этапе оказывается непосредственная помощь молодой матери, исходя из составленной на втором этапе индивидуальной программы реабилитации каждой из мам. Девушки посещают занятия в Центре с определенной периодичностью.

Оказывается правовая поддержка: проводится консультирование по различным правовым вопросам и оказывается помощь в сборе документов на различные виды пособий, полагающихся молодой маме.

Молодым матерям предоставляется психологическая помощь и поддержка.

Первую встречу с беременной девушкой психолог Центра социальной помощи семье и детям проводит в форме психологического консультирования. Психологическое консультирование несовершеннолетних женщин имеет свои особенности. На первом этапе беседы происходит знакомство с девушкой, основная задача психолога – установить контакт и сформировать у беременной ощущение комфорта и безопасности. Психолог обращает внимание на психологическое состояние девушки, наличие у нее страхов, нервозности, повышенной тревожности.

Таким образом, психологическое консультирование несовершеннолетней матери, ожидающей появления ребенка несет огромный психопрофилактический потенциал, направленный на:

- повышение родительской культуры несовершеннолетней

девушки и отца ребенка;

- овладение техникой аутотренинга (релаксации);

- коррекцию семейно-супружеских отношений в период ожидания

ребенка.

Работа психолога Центра социальной помощи семье и детям с несовершеннолетними матерями направлена на профилактику материнской депривации, отказа от ребенка, послеродовой депрессии.

Одним из направлений психологического консультирования стало вовлечение в жизнь молодой матери и ребенка отца как равноправного родителя.

Обучение будущих несовершеннолетних мам техникам расслабления способствует:

- снятию мышечного напряжения;

- сохранение психологических и физических сил в родах;

- укреплению психологической связи с ребенком во время

беременности, родов и послеродовой период;

- достижение визуализации своего ребенка;

- предупреждение депрессивных состояний во время родов и в

период беременности.

Таким образом, основными направлениями работы психолога по реализации проекта молодая мама являются:

  • выявление жизненной ситуации, в которой оказалась юная мама;

  • оказание психологической помощи и поддержки;

  • создание доверительных отношений;

  • психологическая подготовка к родам;

  • работа с родителями, отцом ребенка и близким окружением молодой мамы с целью минимализации ее стресса.

Основными методами работы психолога являются: беседы, консультирование, проведение тренингов.

Специалисты Центра социальной помощи семье и детям оказывают оздоровительно-профилактической поддержку юной матери во время беременности и в послеродовой период. Проводятся беседы-лекции с целью выявления и коррекции вредных привычек, угрожающих жизни и здоровью матери и ребенка. Также проводятся занятия инструктором по физической культуре по выполнению комплекса упражнений для беременных с целью поддержания двигательной активности и физического здоровья мамы и малыша.



Выполнение комплекса физических упражнений беременной девушкой:

  • сокращает длительность родов;

  • уменьшает применение обезболивающих средств;

  • снижает число оперативных родов.

Также оказывается медицинская помощь и поддержка. Начинается она с момента выявления беременной несовершеннолетней девушки. Специалист по социальной работе при осуществлении социального патронажа контролирует регулярное и своевременное посещение женской консультации забеременевшей девушкой.

На практических занятиях, проходящих с установленной периодичностью в Центре с акушером-гинекологом, молодые женщины отрабатывают технику дыхания при родах; их обучают, как правильно тужиться, объясняют, какие существуют способы облегчить, уменьшить боль. Они получают много новой и полезной для них информации, которую будут использовать во время родов и в послеродовой период.

Также молодым мамам оказывается содействие в обучении уходу за ребенком. Девушки знакомятся с правилами ухода за новорожденными, их учат правильному питанию во время беременности, навыкам ухода (пеленания, купания и т.д.) и кормления новорожденного.

Молодой матери в ходе реализации проекта оказывается помощь в освоении навыков бытового самообслуживания.

Молодые матери во время беременности и после родов почти все время испытывают дефицит общения. В этот период круг их социального окружения ограничен. В случае отсутствия супруга, родителе или друзей эта проблема ощущает особенно остро. При посещении занятий в Центре социальной помощи семье и детям молодые матери получают не только необходимую информацию, психологическую поддержку и т.д., но и поддержку, и дружеское участие окружающих. Для того, чтобы разнообразить досуг юных беременных и уже родивших девушек, специалисты Центра организуют проведение социокультурных мероприятий: праздников, занятий по интересам, где молодые мамы могут пообщаться друг с другом и обменяться опытом.

Проводится консультирование по вопросам трудоустройства и продолжения образования, после родов оказывается помощь в поиске работы.

На данном этапе целесообразно проводить упражнения, направленные на:

  • Развитие способов общения мамы с ребенком: разучиваем и говорим нежные слова малышу, используем тактильные средства общения с ребенком, поем колыбельные песни, вслух читаем книги, пишем ему письма. Формы работы: письмотерапия, показ, вербальные и невербальные техники общения.

  • Обучение способам проявления нежности и любви: голос, интонации, слова, прикосновения мамы – все имеет значение при передаче чувств малышу. Наша задача показать многообразие этих возможностей и научить использовать их. Формы работы: ролевая игра, коммуникативные техники, подражание.

  • Развитие чуткости к новым ощущениям: движение ребенка в утробе матери – это диалог с ней. необходимо научить женщину «слышать», чувствовать, что хочет сказать ей ребенок. Формы работы: телесно-ориентированная терапия.

  • Формирование образа малыша: представляем, каким он родится, какой у него нос, глаза, будут ли у новорожденного волосы, каким он вырастет. Предлагаем маме фантазировать о внешности, поведении, и их отношения с малышом. Формы работы: арт-терапия, коллажи, рисунки, визуализация.

  • Формирование образа матери: осознание необходимых качеств и умение для того, чтобы быть хорошей мамой. Формы работы: рефлексия собственных качеств, рационализация, составление программы развития по подготовке к материнству, разработка билля о правах матери (кодекс матери).

  • Выбор воспитательной стратегии: общение с детьми приюта помогают женщине осваивать навыки ухода за детьми, снимает страх брать ребенка на руки, общаться. Таким образом, на момент появления ребенка женщина уже имеет опыт обращения с новорожденным. Формы работы: наблюдение и личный опыт взаимодействия с новорожденными.

Чтобы предотвратить такое негативное явление как раннее материнство необходимо проводить огромную профилактическую, информационно-просветительскую работу среди подростков. Однако же программы полового образования не дают детям полного представления об интимных отношениях между мужчиной и женщиной, о возможных нежелательных последствиях и об ответственности, к которой ведут эти отношения.

Поэтому мы считаем, что огромную роль в достижении целей реализации проекта играет четвертый этап – профилактика ранней беременности. Основную функцию по реализации этого этапа проекта выполняет социальный педагог.

В рамках данного этапа проводятся следующие мероприятия:

- лекции, тренинги на тему «Половое воспитание», «Профилактика ИППП» среди учащихся общеобразовательных школ и ПУ;

- социальная реклама в СМК Вологодской области;

- проведение социальных акций.

Критерии эффективности реализации мероприятий:

Количественные:

Сравнительный анализ статистических данных по показателям:

- количество абортов;

- количество несовершеннолетних матерей;

- кол-во отказных детей;

- кол-во ИППП среди подростков;

- кол-во обратившихся молодых матерей за помощью в центр.

Методы диагностики эффективности:

- анкетирование;

- опрос;

- наблюдение;

- анализ статистических данных;

- интервью.

Качественные:

  1. Сформированность позитивных установок материнства у несовершеннолетних матерей.

  2. Развитие у беременных материнских чувств и осознание своего материнского предназначения.

  3. Сформированность навыков ухода, общения, воспитания малыша.



5. Ресурсы:

Кадры: психолог, социальный педагог, специалист по социальной работе, инструктор по физической культуре, акушер- гинеколог, юрист, специалист из центра занятости, педиатр, терапевт.

Оборудование: кабинет специалиста по социальной работе, тренажерный зал, комната психологической разгрузки, зал – помещения в МУ «Центр социальной помощи семье и детям» и комната с уютным интерьером, мягкой мебелью, располагающими к доверительному общению, дополнительное оборудование (швейные машинки, газовая плита, тренажеры для выполнения комплекса упражнений для беременных), научно-методическая литература, наглядные пособия.

Услуги: медицинские, психологические, юридические, социальные, социально- бытовые, культурно- развлекательные, педагогические.

Источники (исполнители): Правительство Вологодской области, Департамент труда и социального развития, Территориальный центр помощи семье и детям, АНО «Кризисный центр для женщин», спонсоры отечественные и зарубежные, школы, ПУ, поликлиники, родильные дома, женские консультации.

6.Предполагаемые результаты проекта «Моя мама – ребенок»:

1.Сформированность позитивных установок материнства у беременных.

2. Развитие у беременных материнских чувств и осознание своего материнского предназначения.

3.Сформированность устойчивой положительной эмоциональной связи между молодой мамой и ее ребенком.

  1. Изменение сценария девиантного материнства на сценарий позитивного адекватного материнства.

  2. Пробуждение и развитие природного инстинкта материнства у молодых мам, имеющих негативный опыт родительско-детских отношений или не имеющих вообще опыта семейных отношений.

  3. Развитие способности безусловного принятия своего ребенка и любви к нему.

  4. Увеличение количества желающих сохранить семью среди беременных и молодых мам.