microbik.ru
1 2 ... 6 7
Проект
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ города МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное образовательное учреждение школа № 875

УТВЕРЖДЕНА
СОВЕТОМ ГОУ ШКОЛЫ № 875

«____» _______ 2010 г.

Программа развития

Государственного образовательного учреждения

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

875 ЗАО г. Москвы

на период 2010- 2015 г.

Москва 2010

Программа развития на 2011-2015 гг. подготовлена с использованием материалов, предоставленных ГОУ СОШ 875 г. Москвы, на основе плана и программы экспериментальной деятельности данного образовательного учреждения, в опоре на требования современного СТАНДАРТА образования и направления фундаментальных и прикладных исследований Российской академии образования, в том числе, Учреждения РАО «Институт художественного образования»


Авторы:

- Козлова Ирина Станиславовна, Почетный работник образования, директор ГОУ СОШ № 875,

- Савенкова Любовь Григорьевна, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор зам. директора по научной работе Учреждения РАО «Институт художественного образования», Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за цикл научных работ в области интегрированного обучения и полихудожественного воспитания детей и юношества (2006 г.),

- Радомская Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, руководитель научного подразделения школы, старший научный сотрудник Учреждения РАО «Институт художественного образования»
СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения ………………………………………………………… 4

2. Информационно-аналитическая справка …………………………… 11

3. Анализ научной и исследовательской деятельности школы…..….. 20

4. Концепция экспериментальной деятельности школы по теме: «Развитие индивидуальных способностей и социокультурных компетенций учащихся в условиях интегрированного обучения и полихудожественного воспитания»………………………………………. 30

5. Перспективный план, основные этапы Программы ...……………….40

6. Ожидаемые результаты ………………………………………………….. 49

7. Программа экспериментальной деятельности на 2009 – 2012 ............ 51
8. Приложение. Программа экспериментальной деятельности на 2010-2011 гг. в Рамках ГЭП сети г. Москвы ….…………………………. 68

1. Общие положения

Паспорт комплексной Программы развития  государственного образовательного учреждения  средней общеобразовательной школы № 875 по проблеме «Построение образовательной модели качественного и эффективного образования в условиях всеобщего художественно – эстетического воспитания и совершенствования всех видов его ресурсного обеспечения».

Исполнители Программы: администрация школы, педагоги школы и учащиеся – члены научной лаборатории школы, педагогический коллектив школы, ученический коллектив, родительская общественность, социальные партнеры школы.

Научно-методические основы Программы. При подготовке Программы учитывались:

  • Стандарты второго поколения для начальной и средней школы;

  • концептуальные положения и идеи Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

  • федеральная Программа развития образования;

  • направления фундаментальных и прикладных исследований Российской академии образования и Учреждения РАО «Институт художественного образования» в области «культуросообразного образования», интегрированного обучения и полихудожественного воспитания подрастающего поколения;

  • направления работы школы, реализуемые в планах опытно-экспериментальной работы и образовательных программах.

Программа разработана на основе анализа имеющихся условий и ресурсного обеспечения в соответствии с основными положениями закона Российской Федерации «Об образовании».

Основные этапы и формы обсуждения и принятия Программы.

1. Констатирующий этап. 2010 – 2012 гг.

Анализ состояния школы и научный анализ экспериментальной деятельности педагогического коллектива школы, в том числе в качестве ресурсного центра Городской экспериментальной сети по направлению «Перспективы развития художественно – эстетического образования в социокультурном пространстве современного мегаполиса».

2010-2011 г. - мониторинг по изучению современных направлений в области модернизации российского образования: научно-методической литературы; отечественного и зарубежного опыта по направлению «способности и компетенции»; учебников нового поколения по предметам гуманитарно-художественного цикла - с целью выделения опорных моментов деятельности педагогического коллектива. Разработка проекта рабочей модели системного деятельностного подхода школы по реализации проблемы развития индивидуальных способностей и формирования ведущих социокультурных компетенций учителей и учащихся в условиях всеобщего «культуросообразного образования»,

2. Формирующий этап 2011-2014 гг.

2011-2012 уч.г. Разработка развивающих образовательных программ в рамках обозначенной проблемы, создание комплектов развивающих творческих заданий, форм и видов приобщения учителей и учащихся к инновационным методам обучения; внедрение программ и инновационных методов и форм обучения в практику работы с учащихся на всех возрастных этапах обучения.

2012–2013 уч.г. Создание продуктивной модели системного деятельностного подхода школы по проблеме: «Развитие индивидуальных способностей и формирование ведущих социокультурных компетенций учителей и учащихся в условиях общеобразовательной школы» в условиях всеобщего «культуросообразного образования», интегрированного обучения и полихудожественного воспитания.

2013-2014 уч.г. Организация и проведение обучающих научно-практических семинаров, мастер-классов учителей школ, круглых столов, ученических и учительских конференций для образовательных учреждений города

3. Завершающий этап 2014-2015 гг.

2014-2015 уч.г. Научно-теоретическое обобщение работы педагогического коллектива в коллективной монографии; подготовка комплектов развивающих программ, методик и технологий обучения. Организация на базе школы постоянно-действующей системы повышения квалификации педагогических работников (мастер-классы, круглые столы, обмен мнениями, «мозговые штурмы», конкурсы, выставки, межшкольные ученические конференции и др.) для педагогов школ г. Москвы и России.

Цели и задачи Программы.

Цели: 

- Совершенствование целевых ориентиров общего образования. Создание в школе комфортного развивающего интеграционного полихудожественного пространства, направленного на совместное общение и сотворчество педагогов, учащихся и родителей разных образовательных учреждений.

- Развитие индивидуальных способностей и формирование социокультурных компетенций педагога и ученика, способствующих повышению качества российского образования и его естественной интеграции систему международного образовательного пространства.

Задачи Программы:

- формирование самостоятельности школьников, их готовности к взрослой жизни в современном социуме;

- создание здоровьесохраняющей и творческой образовательной среды, качественным условием которой является активная сотворческая деятельность между педагогами, самостоятельная разработка каждым педагогом развивающих интегрированных форм, методов и технологий обучения;

- разработка, внедрение и трансляция опыта школы в области инновационных развивающих направлений работы, форм и технологий интегрированного обучения, полихудожественного воспитания детей и школьников в условиях активного взаимодействия базового и дополнительного образования;

Приоритетные модули Программы развития.

  • Стимулирование творческого потенциала учителя и учащихся в условиях развивающейся среды общения и сотворчества.

  • Развитие и апробация многоуровневых инновационных образовательных технологий, направленных на развитие индивидуальных способностей учащихся и их социокультурных компетенций.

  • Формирование ведущих компетенций учителя и ученика, обеспечивающих конкурентноспособность Российского образования

Предполагаемые результаты:

Научный результат:

  • разработка методики формирования социокультурных компетенций;

  • обеспечение информационно-аналитического сопровождения;

  • научно-методическое сопровождение работы образовательного учреждения и его партнеров в создании «культуросообразного образования».

Практический результат:

  • создание единого интеграционного развивающегося полихудожественного пространства ГОУ СОШ 875;

  • образование творческой межшкольной ассоциации учителей-практиков;

  • подготовка совместных инновационных образовательных проектов, разработка деятельностных образовательных технологий, организационных игровых форм обучения, направленных на саморазвитие и самообразование учителей и учащихся;

  • издание коллективных сборников и учебно-методических пособий по интегрированных формам и технологиям обучения.

Педагогический результат:

  • освоение учителями интегрированных педагогических технологий обучения, ориентированных на развитие индивидуальных способностей учащихся;

  • развитие проектного мышления, исследовательских умений и социокультурных компетенций учителя и учащихся;

  • обновление содержания и форм образовательной практики по развитию способностей и компетенций;

  • развитие у педагогов желания и стремления выразить себя в разных видах творческой деятельности.



Срок реализации Программы развития: с 2010 по 2015 г.

Программа развития школы базируется на положениях Устава, где в качестве концептуального направления выступает условие – «школа основывает свою деятельность на принципах демократии и гуманизма, ориентируется на развитие профессионализма, творческого потенциала личности, поиск инициативы в учебно-воспитательной и учебной работе…». Отсюда, принципиальными положениями программы являются:

  • гуманизация образования;

  • демократизация образования;

  • непрерывность образования;

  • культуросообразность образования.

Демократизация образования заключается в ориентации на формирование убеждений личности, понимаемых в широком смысле как формирование ее мировоззрения и стремлений к его самореализации в эмоциональной, интеллектуальной, волевой сферах. Гуманитарный не означает лишь усиления преподавания гуманитарных и художественных дисциплин, а предполагает: воспитание у растущего человека человеческой формы отношения к окружающему миру, к самому себе и своей собственной деятельности в нем.

Демократизация образовательной политики школы связана с гуманными отношениями между преподавателями и учащимися, между самими обучаемыми, между администрацией школы и учителями между учителями, учащимися и родителями; демократизация образования в школе ориентирована сотрудничество, открытость, предоставление учащимся равных возможностей в самореализации и самоорганизации сообразно своим способностям.

Непрерывное образование подразумевает постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование каждого человека на протяжении всей жизни. Систему непрерывного образования в школе, как и российского образования в целом, можно отнести к личности (как учителя, так и ученика), к образовательному процессу (соответственно к образовательным программам) и к организационной структуре образования. Следовательно, непрерывность образования в школе обеспечивается оптимальными условиями для разностороннего развития личности в образовательном пространстве. Системообразующим фактором непрерывного образования выступает единство и целостность всего образовательного и воспитательного процессов.

Идея культуросообразной педагогики связана с введением «подрастающего поколения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы, где продуктивное воображение (как универсальный корень душевной и духовной жизни, всеобщее свойство сознания человека) становится ведущим механизмом культуроосвоения». При таком подходе развитие индивидуальных способностей приобретает значение ведущей линии образовательной работы в школе. «Культуросообразное образование в XXI веке призвано быть образованием для всех; должно иметь смыслообразующим стержнем духовно-эстетическую доминанту; призвано носить творческий и новаторский характер; должно строиться на содержательных научных основах; быть многообразным, адекватным культурному разнообразию человечества и своей страны – удовлетворять всесторонние потребности этнокультурных, социально-профессиональных и конфессиональных групп, равно как и духовные запросы отдельной личности» (Из концепции культуроссообразного образования, разработанной в Институте художественного образования, авторы: В.Т.Кудрявцев, В.И. Слободчиков, Л.В.Школяр).

  1. Информационно-аналитическая справка.

Разработке программы развития образовательного учреждения предшествовали 4 этапа серьезной экспериментальной деятельности

(1997 – 2000 уч. г. “Искусство и среда в системе общего эстетического развития школьников”; 2000 – 2003 уч. г. «Интеграция как условие современного обучения в общеобразовательной школе»; 2003 – 2006 уч. г. «Экология-образование-культура: искусство как системообразующий фактор творческого развития школьников в условиях модернизации российского образования»; 2006-2009 гг. «Проблемы дидактики образовательной области «Искусство»), которые были направлены на создание в школе уникальной системы обучения детей, построенной на внедрение в практику педагогов школы разных видов приобщения детей к культуре и искусству, включение в практику педагогов школы разнообразных интегрированных форм организации учебного процесса, направленных на развитие творческих способностей детей, формирование дружественных детско-взрослых общностей (ученик-учитель-родитель).

В результате проведенного анализа учебно-воспитательного процесса школы выявлены исходный уровень и определены основные проблемы развития. Этому способствовали: педагогическое наблюдение за деятельностью педагогов школы и учащимися на всех этапах их взросления; научное изучение и обобщение педагогического опыта; теоретические и эмпирические методы: сравнение, прогнозирование, наблюдение, беседа, интервью, опросы детей и педагогов, тестирование, изучение художественно-творческих работ учащихся и педагогической документации школы.

Анализ учебно-воспитательного процесса школы показал, что усилия всего педагогического коллектива направлены на обеспечение полноценного освоения и усвоения учащимися разного возраста содержания, умений и навыков благодаря внедрению в практику инновационных развивающих форм организации учебного процесса, направленных на развитие их творческих способностей и познавательных интересов (социоигровые методы организации образовательного процесса; занятия, объединенные одной сквозной темой; комплексные формы обучения; исследовательская деятельность и проектные формы работы; уроки-путешествия, музейная педагогика, «мастерские творческой деятельности», самоуправление и др.) Образовательный процесс в школе организован таким образом, что обучение, развитие и воспитание осуществляется во всех видах совместной деятельности и социальных взаимоотношений обучающихся и педагогов, построенных на продуктивном общении и сотворчестве в условиях активного взаимодействия базового и дополнительного образования.

Значительным ресурсом и условием повышения профессионального уровня учителя и разностороннего развития личности каждого школьника в школе является специально организованная деятельность всего педагогического коллектива по формированию у детей и юношества полноценной социокультурной самоидентичности. Это подразумевает наличие у выпускников школы желания самосовершенствоваться в соответствие со своими способностями, в том числе в выборе дальнейшего профессионального роста.


следующая страница >>