microbik.ru
1
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

Проект инновационной работы по теме

«Портфолио как новая форма оценки личностных достижений школьников»

Автор:

Осипова Миланя Яковлевна

Георгиевск, 2011

Система образования должна оперативно и гибко реагировать на все изменения, происходящие в обществе. В связи с этим инноватика в образовании является естественным и постоянно действующим процессом, в котором должно быть задействованы все общеобразовательные учреждения. Все мы мечтаем, чтобы в нашей школе детям было интересно учиться, преподавателям - интересно учить, а администрации - интересно управлять всем этим. К достижению мечты ведут разные пути. Их множество, но главное - найти общее дело.

Для динамически развивающегося учебного учреждения, в котором работают квалифицированные педагоги и учатся одаренные дети, таким общим делом становится инновационная работа.

С 2010 года школа является инновационной площадкой по теме «Портфолио как новая форма оценки личностных достижений школьников» и готова ознакомить с первым этапом работы над темой.

Сроки 2010-2013гг

Этапы:

  • Подготовительный (2010г)

  • Основной (2011-2012гг)

  • Заключительный(2013г)

Участники инновационной работы:

участники образовательного процесса (учителя, родители, дети)
Направления деятельности – работа с учителями, работа с учащимися, работа с родителями

Объект исследования:

Учащиеся всех ступеней обучения

Предмет исследования:

Достижения учащихся

Гипотеза:

 Изменения тенденций современной формы оценивания ученика

Цель инновационной работы:

подвести итог деятельности ученика в определенный период, увидеть картину его различных результатов, отметить прогресс ученика в разных сферах деятельности, показать его способности практически применять полученные знания и умения.

Задачи исследования:

-поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

-поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

-развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

-формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

-содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;

-закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Руководитель: Нурбекьян Е.С. – директор МОУ СОШ №3

Научный консультант:


Основные исполнители:
Осипова М.Я, руководитель научного общества старшеклассников

Кузьмина Л.Н., зам. директора по УВР

Кузнецова Н.В., зам директора по ВР

Кудымова С.Г., руководитель школьного МО образовательных областей «Технология», «ИЗО», «Физическая культура»

Чернова Н.В., руководитель школьного МО образовательной области «Естествознание»

Белогорцева Л.П., руководитель школьного МО образовательной области «Математика»

 

Виды деятельности:

Портфолио документов

  • количественная и качественная оценка материалов портфолио;

  • выстраивание образовательного рейтинга ученика;

  • систематизация достижений


Портфолио различных работ:

  • собрание работ разной направленности;

  • качественная оценка полноты разнообразия и убедительности выбранного материала;

  • широкое представление о динамики учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов


Портфолио отзывов:

  • характеристика отношения к достижениям ученика;

  • повышение степени осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного обучения

 

Ожидаем:

  • повышения школьной и внешкольной успешности учащегося;

  • повышения уровня психологического развития учащегося;

  • повышения уровня социокультурного развития учащегося;

  • повышения уровня профессионального роста учителя;

  • гуманизации отношений между педагогами, учащимися и их родителями;

  • развитие навыков рефлексии и самооценки

 

Ученик приходит в школу, чтобы получать знания, получать развитие.

Знания важны, это бесспорно. Но, наверное, еще важнее общая образованность. Это не только знания, но и созданный интеллектуальный потенциал – мобильность, глубина мышления, наличие творческих наклонностей и т.д. Знания – первичные характеристики человека, а убеждения – глубинные, которые характеризуют его сущность. И весь образовательный и воспитательный процесс должен быть направлен на личностные достижения учащихся. Говоря об оценивании ученика, нужно сегодня говорить о системе оценивания его достижений.

Проблема оценки является актуальной, так как это связано с тем, что педагогический контроль не всегда отвечает принципам объективности, научности, всесторонности и др. Преподаватели по-разному смотрят на само значение отметки - балл есть число, которым стараются измерить разные, в том числе нравственные, свойства учеников, но они не могут быть выражены числами, так как не могут быть измерены. Да и знания ученика оценивать во всех случаях одной и той же отметкой непедагогично, потому что несправедливо. В настоящее время с особой остротой встает вопрос о пересмотре технологии оценивания деятельности учащихся. Выделяются две основные тенденции, в русле которых рассматривается вопрос об изменении отметки:

а) усовершенствование оценочного компонента в рамках существующей (традиционной системы) обучения;

б) перестройка процесса обучения и, соответственно, оценочной деятельности на принципиальной основе: в младших классах – без оценок; в старших – портфолио.

Цель портфолио – подвести итог деятельности ученика в определенный период, увидеть картину его различных результатов, отметить прогресс ученика в разных сферах деятельности, показать его способности практически применять полученные знания и умения.

В нашей школе уже несколько лет неплохо зарекомендовала себя эта форма накопительной системы оценки учебных достижений школьников.

Портфолио – это коллекция работ и результатов ученика, которая показывает его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.

Портфолио дополняет традиционные оценочные средства, которые фиксируют чаще знания и умения репродуктивного характера.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в самых разных видах деятельности: учебной, коммуникативной, социальной, творческой

Портфолио показывает как качественные, так и количественные итоги деятельности ученика.

Выпускники школы два года формировали свои портфолио. Критерии для портфолио вырабатывали на совете старшеклассников и на педагогическом совете. В результате работы остановились на таких критериях:

Критерии

Итоговые баллы

Учебные достижения

 

Олимпиады

 

Конкурсы

 

Участие в классных делах

 

Участие в школьных мероприятиях

 

Мероприятия других уровней

 

Дополнительное образование

 

Творческие работы

 

Отзывы, рецензии

 

 Общий итог

 

По результатам работы в конце каждого учебного года ученикам присваивается звание «Лучший ученик года». Это одна из составляющих образовательного рейтинга выпускников школы.

На практике мы увидели, что ведение портфолио самим учеником повышает его образовательную активность, позволяет осознать уровень своих целей и возможностей.

Поступая в университеты, выпускники представляли свои портфолио, которые с интересом приняли в приемных комиссиях некоторых факультетов.

Поэтому портфолио является современной эффективной формой оценивания ученика.

Портфолио помогает

  • организовать учебную деятельность ученику,

  • поддерживать высокую учебную мотивацию,

  • развивать навыки рефлексии и самооценки,

  • индивидуализировать образовательную траекторию ученика,

  • способствовать успешной социализации учащихся

  • поощрять самостоятельность и активность,

  • выявить предпрофильную и профильую направленность ученика,

  • воспитывать умение гордиться своими успехами в конкурентной среде.

В настоящее время в теории и практике образования выделяют такие виды портфолио:

«Портфолио документов»,

«Портфолио различных работ»,

«Портфолио отзывов».

«ПОРТФОЛИО ДОКУМЕНТОВ» - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Итоговый документ представлен в виде вкладыша в аттестат и содержит итоговый балл, а также перечень и оценки сертификатов, входящих в его состав. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.

Преимущества данного варианта: итоговая балльная оценка делает портфолио этого типа действенным механизмом определения образовательного рейтинга ученика, так как может стать значимой составляющей этого рейтинга (наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации). Ограничения данного варианта: портфолио этого типа дает представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.

«Портфолио документов» и оценки его материалов

Позиции

Компоненты

Результаты (баллы)

Блок А

Олимпиады

Городская: победитель – призёр.

Районная: победитель – призёр.

Школьная (победитель)

5, 4, 3, 2, 1

Блок Б

Иные сертификаты

Мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями системы дополнительного образования, вузами, культурно-образовательными фондами и др.

Образовательные тестирования и курсы по предметам. Школьные и межшкольные научные общества.

Конкурсы и мероприятия, организованные МОУ

От 1 до 5

Максимальный общий балл портфолио может соответствовать максимальному баллу за один экзамен - 5, за два экзамена - 10, либо определяться как-то иначе.

Итоговая оценка портфолио может определяться максимальным баллом за один из его компонентов; она может быть интегральной, включающей максимальные баллы компонентов блоков А и Б, по одному из каждого либо как-то иначе.

«ПОРТФОЛИО РАБОТ» представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.

Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др. Портфолио оформляется в виде творческой книжки ученика с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.

Преимущества данного варианта: портфолио этого типа дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки. Ограничения данного варианта: качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей. Однако в ряде случаев она может быть педагогически весьма значимой, поскольку есть много учеников, для которых «Портфолио работ» - дополнительная форма выражения успешности, «состоятельности» подростка в его образовательной карьере. Примерный вариант записей в «Портфолио работ».

Исследовательские работы и рефераты. Указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.

Проектные работы. Указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте.

Техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, дается ее краткое описание.

Работы по искусству. Дается перечень работ, фиксируется участие в выставках.

Другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре. Указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах.

Элективные курсы и факультативы. Делается запись о названии курса, его продолжительности, форме, в которой проходили занятия.

Различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая. Фиксируются вид практики, место, в котором она проходилась, ее продолжительность.

Занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах. Указываются название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты.

Участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учеником результат.

Участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указываются тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем ученика.

Спортивные достижения. Делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда.

Другое.

«ПОРТФОЛИО ОТЗЫВОВ» включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов. Портфолио может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и проч.

Преимущества данного варианта: эта форма портфолио дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления. Ограничения данного варианта: сложность формализации и учета собранной информации.

Примерный перечень документов «Портфолио отзывов»:

заключение о качестве выполненной работы (в научном обществе школьников);

рецензия на статью, опубликованную в СМИ;

отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции старшеклассников;

резюме, подготовленное школьником, с оценкой собственных учебных достижений;

эссе школьника, посвященное выбору направления дальнейшего обучения;

рекомендательное письмо о прохождении социальной практики;

другое.

На основании предложенных вариантов портфолио преподавателю предлагается конструировать и апробировать либо «комплексные» модели портфолио (включающие в себя описанные типы в качестве своих разделов), либо «простые» (реализующие один из названных типов). Например:

портфолио, состоящий из трех разделов (наиболее объемный и
комплексный): «раздел документов» + «раздел работ» + «раздел отзывов»;

портфолио, состоящий из двух разделов: «раздел документов» +
«раздел работ» либо «раздел документов» + «раздел отзывов» либо «раз
дел работ» + «раздел отзывов»;

портфолио «простые» (три варианта, то есть либо в чистом виде «Портфолио документов», либо «Портфолио работ», либо «Портфолио отзывов»).

Ученик, учитель, родители могут выбрать любой вид портфолио и отслеживать все успехи ребенка.

Портфолио оформляется по желанию ученика и его родителей.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод: портфолио является современной эффективной формой оценивания, а также помогает решать важные педагогические задачи, развивая учебную активность и самостоятельность школьников