microbik.ru
1 2
Министерство образования и науки Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный университет
Философский факультет

Рассмотрено и рекомендовано:

на заседании кафедры философской антропологии

протокол от ______ № ____

Заведующий кафедрой

__________________Б.В.Марков


УТВЕРЖДАЮ

декан философского факультета
______________ Ю.Н.Солонин



ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Этика науки


Авторы (составители)

профессор, докт.филос .наук Марков Борис Васильевич
ассистент, канд.филос .наук Ларионов Игорь Юрьевич

Рецензент:

докт.филос.наук проф. М.С.Уваров ___________

Санкт-Петербург

2009 г.
1. Организационно-методический раздел
1.1. Цель изучения дисциплины: познакомить студентов с этикой науки как разделом прикладной этики, с основными понятиями и проблемами этой области, а также с основными стратегиями этичного поведения ученого.
1.2. Задачи курса:

  • дать представление о предмете, основных понятиях и проблемах этики науки;

  • изучить основные подходы к решению проблем в этике науки;

  • рассмотреть основные этапы и направления исследования этики науки и особенности современного состояния этической проблематики в данной области;

  • ознакомить с основными нормативными документами, регламентирующими поведение ученого, работа которого связана с актуальными этическими и социальными проблемами.


1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника:

Курс адресован студентам различных специализаций, профессиональная деятельность которых связана с оценкой научно-технической деятельности, которая может иметь существенные социальные последствия. Он может служить продолжением и дополнением общих курсов по этике, по философии, истории и социологии науки, а также специальных курсов по академической этике и технике проведения научных исследований над человеком (в естественных и социальных науках) и животными: «Инженерная этика», «Биоэтика», «Медицинская этика», «Этика социальных исследований» и др.

Требования к изначальной подготовке студента указаны в разделе 4 (Учебно-методическое обеспечение курса).
1.4. Требования к уровню освоения дисциплины «Этика науки»

Курс направлен на формирование у студента следующих компетенций:

  • Понимание связи современного этапа развития науки с историей и современным состоянием человеческого общества и культуры, в частности – культуры Европы (II раздел).

  • Понимание и определение самостоятельной нравственной ценности науки и научной деятельности (I, III разделы).

  • Понимание связи научной деятельности с образом жизни, нравственной позицией человека (I, II разделы).

  • Определение ценностных ориентаций представителей профессиональных научных корпораций (I, III разделы).

  • Понимание и определение важных социальных и культурных последствий деятельности современного ученого (III раздел).

  • Навык принятия решений в области проблем этики науки (III раздел).


В связи с указанными компетенциями формулируются общие требования к уровню освоения дисциплины.
Курс направлен на выработку знания и понимания студентом:

  • круга основных проблем, составляющих предмет этики науки;

  • основного понятийно-категориального аппарата этики науки;

  • основные подходы к решению проблем этики науки;

  • основных направлений мысли, показывающих этическую ценность, этическую составляющую и этические последствия деятельности ученого;

  • основных нормативных документов, регламентирующих поведение ученого, работа которого связана с актуальными этическими и социальными проблемами.


Целью курса является освоение студентом следующих навыков:

  • применения основных понятий этики науки в обсуждении профессиональной деятельности ученых;

  • ясного и аргументированного изложения принципов и доводов сторонников и противников основных концепций в области этики науки;

  • определения круга этических проблем, возникающих во взаимодействии ученых друг с другом, а также формулировка рекомендаций по их решению;

  • выработки норм, корректирующих правила проведения экспериментов с участием человека и животных, а также имеющих важные социальные последствия;

  • практического исследования в области актуальных проблем профессиональной деятельности ученого, связанных с этикой науки.



2. Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля


Всего аудиторных занятий


68 часов


из них: - лекций


25 часов


- практические занятия


25 часов

- самостоятельная работа студента под руководством преподавателя (СРСП)


18 час


Самостоятельная работа студента в отсутствие преподавателя


82 час


Итого (трудоемкость дисциплины)


150 часов



Изучение дисциплины по семестрам: читается в течение первого семестра.

Формы контроля:

  • текущий контроль на практических занятиях,

  • промежуточный контроль в конце каждого раздела: аттестация на итоговом коллоквиуме, письменный тест,

  • отзыв преподавателя на курсовую работу.

Форма итогового контроля – зачет.
Подробно формы контроля и соответствующие требования указаны в разделе 4 (Учебно-методическое обеспечение курса).


3. Содержание дисциплины:
Модульный способ организации освоения дисциплины предполагает органичное сочетание и мобильное взаимодополнение различных видов работ (лекционных, семинарских, практических, самостоятельной работы и т.д.), а также вариативные формы изучения исследовательской и учебно-методической литературы и формы текущего контроля.
Особенности сочетания используемых образовательных методик указано в разделе 4 (Учебно-методическое обеспечение курса).


3.1. Виды и содержание занятий, перечень заданий, темы самостоятельных работ (по разделам)
I раздел:

I. Предмет и основные проблемы этики науки
Лекции
I.1. Введение. Этика как философская дисциплина.

Истина и мораль. Нравственность. Этос ученых. Этика как форма жизни и как наука.Основные программы обоснования морали. Кризис морали. Нигилизм. Запретительная мораль и разрешительная этика. Основные этические теории. Научное обоснование морали и моральная оценка науки.
I.2. Наука и мораль: проблемы взаимоотношений

Мораль и наука как социальные институты. Этика как дескриптивная и прескриптивная наука. Категориальный строй этики как научного знания. Проблема соотношения истины и добра: исторический и теоретический аспекты. Истина и ценность, норма и оценка в морали. Моральная оценка познавательной деятельности, ее мотиваций и организации в науке. Моральная и внеморальная мотивация.
I.3. Этика науки как раздел прикладной этики.

Этика науки как раздел прикладной этики. Наука как форма знания и как социальный институт. Знание и ценности. Объективность и ценностная нейтральность научного познания. Познание и интерес. Своеобразие этических исследований науки. Аксиология. Эпистемология ценностных суждений. Этика дискурса. Обзор основных направлений исследований и литературы. Современное состояние проблемы.


Семинары / самостоятельная работа под контролем преподавателя
1 модуль.

А. Макинтайр. «После добродетели».

Литература

Макинтайр А. После добродетели. Екатеринбург. 2001.

Задания:

Что значит термин Макинтайра «после добродетели»?

На каком основании А. Макинтайр констатирует кризис морали: нереализуемость абсолютных ценностей, отсутствие согласия по поводу общечеловеческих ценностей, нарушение прав человека, взаимоисключающий характер основных подходов к обоснованию морали?
2 модуль.

Н. Луман. «Медиа коммуникации»

Литература

Луман Н. Медиа коммуникации. М., 1995

Задания:

Как в рамках системного подхода Лумана выглядит соотношение науки с моралью?

Какие выводы Лумана связаны с определением судьбы науки в современности?
3 модуль

Ю. Хабермас. «Моральное сознание и коммуникативное действие»

Литература

Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., Наука. 2003

Задания:

В чем специфика понимания морального сознания Хабермасом?

Является Хабермас сторонником абсолютной морали или прикладной этики?

Промежуточный контроль
Вопросы для собеседования, коллоквиума

Опишите основные попытки различения морали и этики.

Приведите аргументы против абсолютной морали.

Что будет, если вместо идеологии наукой будет «руководить» мораль?

В чем вы видите особенности прикладной этики?

Чем отличается этика науки от моральной ее оценки?

Не противоречат ли друг другу мораль и наука?

Как соотносятся гуманизм и наука? Является наука гуманной или антигуманной сама по себе или к ней неприменимо понятие гуманизма?
Примерные задания для письменного теста:

Какие перечисленные подходы и концепции являются альтернативными, а какие могут быть согласованы: имморализм, гуманистическая этика, нигилизм, эвдемонизм, утилитарная этика, прагматизм, деонтологическая этика, христианская мораль, универсальная мораль, этика науки, этика дискурса, экологическая этика.

Выберите критерии этических оценок научных суждений: абсолютные ценности, социальные нормы, нормы научного сообщества и соотнесите их с традиционной классификацией этических учений: утилитаризм, конвенционализм, эвдемонизм, деонтологическая этика.
II раздел:

II. История и становление этики науки
Лекции
II.1. Становление науки как социального института: Античность, Средневековье, Возрождение.

Зарождение естественнонаучных знаний в древности. Основные технические открытия и их последствия. Философии и наука. Наука и магия. Теоретическая установка в древнегреческой культуре. Научная картина мира. Сообщество ученых и их профессиональный этос. Тайное знание. Пифагорейский союз. Платон об опасности знания. Диалог как форма научной и этической коммуникации. Академия и Ликей как организации образовательной и научной деятельности. Античные риторические школы. Библиотеки и музеи. Наука и религия. Средневековые университеты. Диспуты и лекции. Ученые, преподаватели и студенты в Средние века. Схоластика. Алхимия. Научные школы в эпоху Возрождения. Флорентийская магия. Учение о симпатии М.Фичино и Д. Бруно.
II.2. Наука как социальный институт: Новое время и Просвещение.

Коперниканский переворот в науке. «Пробирщик» Галилея – манифест автономии механико-математического знания. Универсальность языка науки. Наука в эпоху Возрождения и в Новое время: выделение культурно-мировоззренческой функции науки, институциализация науки. “Республика ученых”. Разделение науки религии. Предисловие кардинала Беллармино к книге Коперника. Протестантизм и революция в науке в 16 столетии. Отношение к научной профессии в протестантизме: Лютер, Кальвин (“деловое призвание”, “профессиональное призвание”, идея “божественной призванности”). Наука в век Просвещения: социальный статус науки, самоценность научного исследования. Рациональная этика. Мораль с точки зрения науки. Позиция Ж.-Ж.Руссо. Лозунг “абсолютной свободы исследования”. Королевские академии в странах Европы. Идея университета. Концепция Гумбольта. Академическая свобода. Наука как символ национального государства. Наука и производство. Наука и власть.
II.3. Осмысление проблем науки в отечественной философии XVIII-XX вв.

Развитие научного знания в России в XVIII-XIX вв. Отношение к науке в «Российской Европии». Наука и образование в век Просвещения: цели, ценности, идеалы. Естественнонаучное знание в России в XIX веке. Принцип «экономии умственных сил»: Д.И.Писарев, П.Н. Ткачев. Нравственно-философские взгляды русских ученых: Менделеев, Сеченов, Павлов. Русский космизм, сциентисткое направление: Вернадский, Чижевский. «Космическая этика» К.Э.Циолковского. Социальные и научные революции. Университеты в России. Наука и война. Наука и производство. Институализация науки. Контроль государства. Научные сообщества в 20-х г. Становление научных школ в физике, биологии, языкознании и в других естественных и гуманитарных науках. Народная биология Лысенко. «Этос науки» в советский период. Этические проблемы и НТР. Гуманитарное и естественнонаучное знание: своеобразие подходов 60-х гг. Кризис науки в России. Концепция научного института и университета, как предприятия по производству знаний. Знание как товар. Наука фундаментальная и прикладная. Этос пользы и обеспечение будущего.
II.4. Современные концепции этики науки.

Современные концепции этики науки. Наука в позитивистской схеме. Бихевиоризм как основа утилитарной этики. Теория решений. Наука как метаязык морали. Истина как условие блага. Научная этика. Проблема соотношения науки и социума. Этика социально-политических наук. Наука и либеральная этика.

Проблема научного этоса в работах Р.Мертона. Понятие «этоса науки» как комплекса ценностей и норм, регулирующих научную деятельность. Ценностно-нормативные характеристики этоса науки. Основные принципы научного этоса, сформулированные Р.Мертоном: принцип универсализма, принцип незаинтересованности или внезаинтересованности, «коммунизм» – легитимность и всеобщность научного знания, «организованный скептицизм». Необходимость этического контроля за производством знаний.

Семинары / самостоятельная работа под контролем преподавателя
1 модуль

Лиотар Ж.-Ф. «Состояние постмодерна»

Литература

Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М., 1998.

Задания:

Что понимает Лиотар под «состоянием постмодерна»?

Как Лиотар называет этические предпосылки науки: абсолютные ценности, субъективные факторы, гуманизм, большой нарратив?
2 модуль.

Этический аспект учения о науке В.И. Вернадского

Литература

Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное явление. М., 1977.

Задания:

Что такое ноосфера: набор идей, ценностей или информации?

Какие нравственные следствия влечет за собой представление о научной мысли в связи с ноосферой?
3 модуль.

Позиция ученого в концепции Р. Рорти

Литература

Рорти Р. Случайность. Ирония. Солидарность. М., 1996.

Задания:

В чем особенность современного состояния науки по Р. Рорти?

Какие дисциплины задают ценностные ориентиры науки по мнению Р. Рорти?


Промежуточный контроль
Вопросы для собеседования, коллоквиума

Как Платон мыслил соотношение истины, блага и красоты?

В каких случаях распространение знания может быть опасным?

Как встраивается ответственность в диалог учителя и ученика?

Каково отношение христианской религии к учености?

Почему ученые стремятся освободиться от давления моральных норм?

Что в науке становится заменой морального регулирования?

Попытайтесь обнаружить за фасадом лозунга об академической свободе моральные предпосылки и опишите их содержание.

Охарактеризуйте основные этапы эволюции знания в российской культуре.

Как протекала институтализация науки в России и каковы особенности этого процесса по сравнению с Европой?

Каковы ценностные ориентиры науки в России в различные периоды ее развития.

В чем особенности академической свободы в российских учебных заведениях?

Как вы понимаете тезис свободы науки от ценностных суждений?

Можно ли считать науку и технику формами идеологии?

Влияет ли наука на повседневный жизненный мир?

Что такое этос науки?

В чем особенности менталитета ученого?

Какие качества субъекта формирует наука?
Примерные задания для письменного теста:

Как взаимосвязаны этика и диалог: Требуется договоренность по поводу ценностей и норм; необходимо соблюдать этикет при проведении диалога; является диалог формой нравственного признания; раскрывается в диалоге существо дела, которое способствует нравственному признанию.

Как связаны любовь и познание у Платна и неоплатоников: Эрос препятствует познанию, влюбленный не может быть объективным; Эрос влечет к прекрасному, которое свойственно идеям.

Как мыслится соотношение морали и разума в эпоху просвещения: моральные ценности и нормы должны определять то, чем могут заниматься ученые, или объективная истина и рациональность являются критериями добра и зла?

Какое значение имеет слово «наука» в русской культуре: позитивное знание, техника, истина, благо

Кто и на каких стадиях исторического развития России определял ценностные ориентации науки: церковь, государство, общество?

Какие ценностные критерии применяются в науке: практическая реализуемость, эффективность, «красота» и «элегантность» теорий?

Что такое этос ученого, к какой категории его можно отнести: Мораль, этика, нравственность, профессиональный характер?

Чем отличается этос ученого от этоса рыцаря и буржуа?


следующая страница >>