microbik.ru
1 2 ... 4 5
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНО:

Советом педагогов

протокол от 6.06.12. №5



ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

«ДОШКОЛЬНЫЙ МИР –

МОДЕРНИЗАЦИЯ, ИНТЕГРАЦИЯ, РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ»

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида №23

на период 2012-2015 г

г.Узловая

2012г.

Содержание:

Введение ……………………………………………………………………… 3

I. Аналитическое обоснование процессов развития ……………………. 6

I.1. Информационная справка об учреждении ……………………. 6

I.2. Анализ социального заказа на образовательные услуги …………. 16

I.3. Проблемный анализ инновационной деятельности ………………… 19

II. Концепция развития учреждения ………………………………………… 23

II. 1. Ключевые понятия процессов развития ………………………….… 23

II. 2. Цели и задачи Программы развития ……………………………. 25

II. 3. Принципы построения Программы развития ……………………. 28

III. Основные мероприятия по реализации Программы развития

«Дошкольный мир – модернизация, интеграция, результативность»

(2012 – 2015) …………………………………………………………………. 29 III.1. Ожидаемыйемый  результат Программы развития …………………… 32

Приложения к Программе развития МБДОУ д\с

общеразвивающего вида «Дошкольный мир –

модернизация, интеграция, результативность» (2012 – 2015)

Приложение №1 Целевая программа «Управление качеством

дошкольного образования» ……………………………………………………………. 33

1.1. Проект «Введение федеральных государственных требований

к структуре основной общеобразовательной программы в деятельность

учреждения …………………………………………………………………. 35

1.2. Проект «Педагог – новатор» ……………………………………………………. 44

1.3. Проект «Флешка» …………………………………………………………………. 47

Приложение №2 Целевая программа «Здоровье –

дошкольникам» ………………………………………………………….………. 50

2.1. Проект «Спортландия» ………………………………………………………. 55

Приложение №3 Целевая программа «Одаренный ребенок» …………… 58

3.1. Проект «Сундучок сказок» ……………………………….…………………… 61

Приложение №4 Целевая программа «Семья и детский сад» ……….……… 65

Введение:

Основой инновационной деятельности учреждения в период с 2006 по 2011 г.г. являлась Программа развития учреждения. Намеченные перспективы и оставленные цели и задачи были в основном достигнуты.

Наиболее сущест­венными достижениями за этот период являются:

  • Подтверждение статуса детского сада общеразвивающего вида с осуществлением приоритетных направлений: физического и социально-личностного развития воспитанников.

  • Успешное внедрение парциальной программы социально-личностной направленности «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б.Стеркиной.

  • Модернизация нравственно-патриотического воспитания детей на основе регионального компонента к содержанию дошкольного образования.

  • Обеспечение достаточного уровня методического, дидактического оснащения, технологической компетенции воспитателей для реализации основной общеобразовательной программы, реализуемой в детском саду - программы «Детство» В.И.Логиновой

  • Внедрены новые формы работы с педагогами и родителями:

- мастер-классы,

- творческие и проблемные группы;

- практико-ориентированное обучение;

- проекты;

- редакционная деятельность (внутрисадовская газета «Страна Детсадия») и пр.

  • Расширение внешних связей и установление договорного взаимодействия с учреждениями-партнерами (краеведческий музей, детская районная библиотека, музыкальная школа).

  • Введение новых услуг дополнительного образования – спортивно-танцевальная секция «СА-Фи-Дансе».

Показателями эффективности инновационной деятельности является стабильно высокий уровень качества образования и результативное участие учреждения и воспитанников в различных районных конкурсах за период 2006-2011годов.

Данные мониторинга ДОУ:




Показатели качества образования

Результаты мониторинга по годам

2007/08уч.г.

2008/09уч.г.

2009/10уч.г.

2010/11уч.г.

1.

Здоровье и физическое развитие

1.1.

Заболеваемость

7,6д/д

6,9д/д

9,6д/д

6,9д/д

1.2.

Посещаемость ДОУ

75,4%

80%

85%

87%

1.3.

Развитие физических качеств

80%

75,4%

89%

81%

2.

Реализация образовательных стандартов

2.1.

Выполнение времен-ных (примерных ориен-тиров и требований

81%

83%

86%

__

2.2.

Выполнение комплек-сной программы «Дет-ство» В.И.Логиновой

81%

88%

87%

86%

2.3.

Выполнение парциаль-ной программы «Физи-ческая культура – дошкольникам» Л.Д.Глазыриной

82%

92%

90%

89%

2.4.

Выполнение парциаль-ной программы «Осно-вы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б.Стркинной

83%

85%

85%

85%

2.5.

Выполнение рабочей программы «Люби и знай родной край» Н.Н.Грачевой

93%

89%

90%

88%

3.

Освоение реализуемых программ воспитанниками

3.1.

Обученность

81,5%

80,3%

86%

80%

3.2.

Воспитанность

83%

84%

85%

85,5%

3.3.

Готовность к школе

88%

100%

100%

100%

Достижения МДОУ:

2007 - 2008уч.г.

- II место в районном конкурсе наглядных форм педагогической пропаганды «Лучший уголок для родителей»;

- III место в районном конкурсе «Авторские технологии физического воспитания детей дошкольного возраста»;

- муниципальный Грант по итогам конкурса: «Лучшее инновационное дошкольное образовательное учреждение».

2008 - 2009уч.г.

- III место в районной интеллектуальной викторине старших дошкольников «Самый умный»;

- I место в районном фестивале «Маленькие чудеса» в номинации «Продуктивная деятельность»;

- III место в районном фестивале «Маленькие чудеса» в номинации «Музицирование»;

- I место в районном конкурсе «Создание условий работы в летний оздоровительный период».

2009-2010уч.г.

- I место в районном фестивале «Маленькие чудеса» в номинации «Продуктивная деятельность».

2010-2011уч.г.

- III место в районной интеллектуальной викторине старших дошкольников «Самый умный»;

- I место в районном фестивале «Маленькие чудеса» в номинации «Продуктивная деятельность»;

- III место в районном фестивале «Маленькие чудеса» в номинации «Песенно-тацевальное творчество».

Приведенные данные показывают, что коллектив учреждения имеет достаточный потенциал для дальнейшего развития инновационных процессов, направленных на достижение современного качества дошкольного образования.

Кроме того динамика общественно-экономических процессов и образовательной политики, социальный заказ к системе образования обязывают нас реагировать на происходящие изменения внешней среды и своевременно и грамотно вносить изменения в свою жизнедеятельность.

Эти два фактора поставили нас перед необходи­мостью разработки новой стратегии развития детского сада, воплощением кото­рой является данная программа. При её разработке был использованы программно-целевой и проектно-целевой метод, когда каждая задача преоб­разовывается в целевой проект. Каждый проект имеет свои цели и задачи, систему мероприятий, сроки реализации и ресурсы. Сово­купность результатов этих проектов составляют общий результат программы.

Выбор именно этого подхода является следствием осмысления преимуществ проектной деятельности и освоения проектной техно­логии, как наиболее адекватной в современном управлении.

Для разработки программы развития была создана рабочая группа, деятельность которой включала несколько этапов:

•  Анализ внутренней среды (сильные и слабые стороны ДОУ, соответствие его результативности современным требованиям) и внешней среды (анализ образовательной политики на феде­ральном, региональном и муниципальном уровне и анализ социального заказа микросоциума).

•  Определение концепции развития образовательного учреждения, стратегических целей и задач.

•  Разработка комплексно-целевых программ и социально-педагогических проектов.

При разработке программы использовался метод «мозгового штурма». Педагоги обозначили некоторые проблемы, с которыми они сталкиваются в повседневной практике и высказали предложения по их решению:
Результаты деятельности рабочей группы по этим направлениям нашла своё отражение в разделах настоящей программы. 
I. Аналитическое обоснование процессов развития.

I.1. Информационная справка об учреждении

Полное наименование образовательного учреждения: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического и социально-личностного направлений развития дошкольников

Юридический адрес: 301 600, Россия, Тульская область, Узловский район, г.Узловая, ул.Дзержинского, дом2

Учредитель: Муниципальное образование Узловский район.

Функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования Узловский район в пределах переданных полномочий осуществляет Комитет образования администрации муниципальное образование Узловский район.

Нормативно-правовая база:

Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида №23, утвержденный приказом Комитета образования администрации муниципального образования Узловский район, от ____________ , №________.

Лицензия №0415/02029 от20.01.2006г, выдана Департаментом образования Тульской области

и другие локальные акты учреждения.

Цели и задачи деятельности детского сада:

Целью деятельности Детского сада является воспитание, обучение и развитие детей дошкольного возраста, создание условий для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного образования, уход, присмотр и оздоровление детей.

Детский сад расположен в центре города, в удалении от оживленных магистралей, промышленных и технических объектов. Рядом  с детским садом находятся социально значимые объекты: средняя общеобразовательная школа № 1, музыкальная школа №1, детская поликлиника № 1, детский оздоровительный центр «Солнышко», районная стоматологическая поликлиника, районная библиотека, детская спортивная школа, городской бассейн, что способствует развитию взаимовыгодного сотрудничества с этими учреждениями в расширении условий для оказании образовательных услуг и оздоровительных услуг. Территория огорожена и хорошо озеленена различными породами деревьев, кустарников и многолетних цветов. На территории расположены 6 прогулочных участков и спортивная площадка. Участки оснащены  стационарным игровым оборудованием, отделены друг от друга зелеными насаждениями. На территории  имеется плескательный бассейн, спортивная площадка, «Тропа здоровья с разным грунтовым покрытием для босохождения. В летнее время года высаживается  огород,  разбиваются клумбы и цветники

В детском саду функционирует 6 групп.  Из них: 1 группа раннего возраста для детей от 1,5 до 3лет, 5 дошкольных групп общеразвивающей направленности для детей от 3до7лет.

 Предметно-развивающая среда в групповых помещениях создана в соответствии  программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой (3-е издание).  Постоянно модернизируется согласно потребностям и возможностям детей, содержанию образовательной деятельности, соответствует всем требованиям безопасности.

Для обеспечение безопасности в детском саду разработан:

-  паспорт безопасности (антитеррористической защищенности), согласован с начальником УВД и начальником отдела по делам ГО и ЧС;

- Декларация пожарной безопасности зарегистрированная ОГПН;

- установлена «тревожная сигнализация», автоматическая установка пожарной сигнализации.

Можно смело утверждать, что в детском саду созданы необходимые материально-технические условия и предметно-пространственная среда отвечающие современным требованиям безопасности, полифункциональной насыщенности, психологической комфортности.

Развивающее пространство включает:

- музыкально-спортивный зал,

- мини-музей «Русская изба»,

- тематическая экспозиция «Этот удивительный мир». 

Для управления деятельностью учреждения и качеством образования в ДОУ сформирована трехступенчатая модель управления ДОУ. Его структура представлена в виде схемы:

Схема №1 «Трёхступенчатая модель управления»

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ


Совет педагогов,

родительский комитет,

профсоюзный,

руководители служб и структурных подразделений,

общее собрание трудового коллектива


ТАКТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ


Административно-хозяйственный совет,

административно-хозяйственная служба, методическая служба, органы общественного управления, родительские комитеты
ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ


Рабочая группа,

временные творческие объединения,

проблемная группа, редакционная группа, групповые родительские комитеты


Содержание деятельности и функциональные обязанности органов самоуправления и профессиональных объединений определяются разработанными в ДОУ Положениями.

Управление ДОУ строится на принципах единоначалия и дивизионального соуправления, делегирования полномочий.

Характеристика педагогических кадров

В ДОУ работают профессиональные педагоги, все они имеют, либо получают в настоящий момент специальное педагогическое образование. Сведения о педагогических кадрах приведены в таблице.

Таблица №1«Сведения о педагогических кадрах и укомплектованности штата»

Характеристики

2010/11

уч.г.

2011/12 уч.г.

2012/13 уч.г.

2013/14 уч.г.

2014/15 уч.г.

1. Общее количество педагогов

из них:

- административные должности

- узких специалистов

музыкальный руководитель

инструктор по фи культуре

преподаватель доп. образования

воспитатели

2. Укомплектованность штатов педагогическими кадрами

3. Образование

- высшее

- средне-специальное

- не имеют педагогического образования

-обучающиеся

4. Имеют квалификационные категории:

- высшую

- первую

- вторую

5. Педагогический стаж

- менее года

- от 1 до 3 лет

- от 3 до 5 лет

- от 5 до 20 лет

- более 20 лет

6. Средний возраст

до 30 лет

от 30 до 50 лет

старше 50 лет

13

2

3

1

1

1

8

93,3%

6

7

-

1

2

2

6

1

1

7

3

2

8

3

14

2

3

1

1

1

9

100%

6

6

1

1

2

2

5

1

1

7

3

2

8

3











В настоящий момент в детском саду работает 14 педагогов. Двое - административные работники. К ним относятся заведующая и заместитель заведующей по воспитательно-методической работе. В педагогический персонал включены работники, функция которых - проведение обучающих занятий и воспитательной работы с детьми. К ним относятся:

- воспитатели - 9 человек

- инструктор по физической культуре - 1 человек;

- музыкальный руководитель - 1 человек;

- педагог дополнительного образования - 1человек.

Из восьми воспитателей двое имеют высшее образование, пятеро - среднее профессиональное (педагогическое), один - обучается в педагогическом колледже. К сожалению, сложившаяся за последние годы неблагоприятная ситуация с обеспечением педагогическими кадрами продолжает сохраняться. Отмечается текучесть воспитателей. Пополнение штата воспитателей осуществляется в основном за счёт младших воспитателей, которые желают обучаться профессии. За последние три года 4 педагога прошли обучение в Тульском педагогическом колледже №2, один воспитатель продолжает обучение.

В учреждении действует система содействия непрерывному образованию педкадров:

-один воспитатель - студент,

-трое воспитателей прошли аттестацию во внутрисадовской аттестационной комиссии на вторую квалификационную категорию.

Для начинающих воспитателей действует методическое гобъединение «Школа педагогических наук», где они имеют возможность получать сведения о методике дошкольного воспитания, знакомится с работой опытных педагогов. Опытные педагоги имеют возможность реализовывать свой профессиональный и творческий потенциал, участвуя в творческих объединениях. Большая часть воспитателей являются участниками постоянно действующих методических объединений, организуемых комитетом образования. Творчески работающие педагоги, достигающие высокого качества образования, своевременно направляются на прохождение курсов повышения квалификации при ИПК и ППРО Тульской области.

Содержание образовательного процесса, выстроено в соответствии с основной общеобразовательной программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» В. И. Логиновой, МО РФ, 2004г.

Програмно-методическое обеспечение образовательного процесса:

Педагогический процесс ДОУ с учетом приоритетных направлений деятельности обеспечен следующими программами:

- образовательной программой физической направленности «Физическая культура – дошкольникам» Л. Д. Глазыриной, 1999г.,

- образовательной программой социально-личностной направленности «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стёркиной, МО РФ, 2002г.,

- рабочей программой «Люби и знай родной край» Грачевой Н.Н., утвержденная районным экспертным советом, протокол от 19.06.2001, №2.

В ДОУ также оказываются сеть дополнительные услуги, позволяющие учитывать разносторонние интересы и способности воспитанников:

- спортивно - танцевальная секция «Са – Фи - Дансе»;

- изостудия «Веселые краски»;

- фольклорный кружок «Рябинушка».

Дополнительные услуги обеспечены рабочими программами

- физической направленности «Са-Фи-Дансе» Жерздевой Е.Н., принята Советом педагогов от 28.08.09., пр.№6;

- художественно-эстетической направленности «Рябинушка» Маринченко А.П., принята Советом педагогов от 28.08.09., пр.№6,

- художественно-эстетической направленности «Весёлые краски» О.Ю.Сливко, принята Советом педагогов от 28.08.09., пр.№6.

Такой набор образовательных программ способствует развитию дошкольников по всем основным направлениям физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому, обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

Полноправными участниками педпроцесса являются воспитанники МБДОУ и их родители. На сегодняшний день детский сад посещают 123дошкольника. Сведения о поло-возрастном составе воспитанников приведены в таблице.

Таблица №2 «Сведения о контингенте воспитанников»

Характеристики

2010/11

уч.г.

2011/12

уч.г.

2012/13

уч.г.

2013/14

уч.г.

2014/15

уч.г.

1. Общее количество воспитанников

из них:

- мальчиков

- девочек

- раннего возраста

- младшего дошкольного возраста

- среднего дошкольного возраста

- старшего дошкольного возраста

2. Выпущено в школу

119

61

58

18

22

22

57

35

123

62

61

18

43

23

39

19










В последние несколько лет наметилась устойчивая тенденция увеличения потребности населения в дошкольном образовании, поэтому наш коллектив делает всё возможное для сохранения количества мест в учреждении.

Решение задач развития и воспитания дошкольников в полной мере возможно лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Работа строится дифференцированно на основе глубокого изучения психолого-педагогического потенциала родителей, их возможностей и потребностей. Традиционными стали мероприятия с участием педагогов, детей, родителей, которые носят не только досуговый характер, но и способствуют формированию навыков эффективного общения между детьми и родителями. И родители, и педагоги при этом направляют свои усилия на познание и создание благоприятных условий для развития задатков и способностей каждого ребенка. Взаимодействие с семьями воспитанников строится на основе комплексно-целевой программы «Детский сад и семья» (2012-2015г.г.)

Таблица №3 «Сведения о социальном статусе семей»

Характеристики

семей

2010-2011 уч.г.

2011/12

уч.г.

2012/13

уч.г.

2013/14

уч.г.

2014/15

уч.г.

Полные

82%

73%










Неполные

18%

27%










Многодетные

4,6%

5,3%










Опекунские семьи

1,6%

1,6%










Дети, находящиеся на соц. обеспечении

5%

12%










Неблагополучных семей

1,6%

1,6%










Уровень образования родителей:

высшее образование

средне-специальное

среднее и ниже среднего


22%

52%

25%


23%

58%

19%










Профессиональная занятость

работники муниципальной сферы работники производственной сферы частное предпринимательство, торговля





23%

61%

16%











Как показывают приведенные в таблице данные, большая часть детей, посещающих ДОУ, воспитывается в семьях с благоприятной социальной ситуацией. Наметившийся за последние годы рост материального благосостояния семей, снизился с наступлением экономического кризиса. Многие родители, работавшие на предприятиях города, попали под сокращение. Это негативно сказывается на возможности приобретать современные развивающие пособия, литературу, игрушки и детский сад делает всё возможное, что бы восполнить этот дефицит. Зачастую экономическое благополучие семьи связанно с увеличением рабочего времени родителей, работой в Москве. И если раньше неблагоприятная социальная ситуация в семье была связана с асоциальным образом жизни родителей, то в последние годы появились семьи, где оба родителя работают в г. Москве, детей видят редко, воспитание перепоручено другим лицам. Это стало одной из причин усиления внимания к социально-личностному воспитанию – введение содержания «максимума» для девочек и мальчиков (обучение основам рукоделия, кулинарии, механики, мастерства), формирования основ безопасного поведения.

МДОУ осуществляет разносторонние связи с учреждениями образования, культуры и спорта, общественными организациями. Заключены договоры о сотрудничестве с муниципальным образовательным учреждением средней общеобразовательной школой №1, муниципальным учреждением культуры Узловский краеведческий музей, муниципальным учреждением культуры детская районная библиотека, муниципальным учреждением культуры детская музыкальная школа№1, детско-юношеская спортивная школа (бассейн).

Таблица №4 «Сотрудничество МБДОУ с социальными учреждениями»

Наименование учреждения


Характер взаимодействия

Информационно-методический центр комитета образования

Методическая и информационная помощь

при внедрении инновационных процессов.


Центр ГО и ЧС

Обучение дошкольников и сотрудников правилам поведения в критических ситуациях.


Муниципальное учреждение культуры Узловский краеведческий музей

Организация экскурсий для воспитанников, лекции для педагогов, обмен экспонатами.


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей детская музыкальная школа №1

Организация совместных праздников, выступления учащихся и преподавателей. Курирование работы фольклорного кружка.


Муниципальное учреждение культуры детская районная библиотека

Работа по программе «Юный читатель»


Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1

Организация совместных мероприятий. Совместные мероприятия педагогов с целью осуществления преемственности в обучении старших дошкольников и младших школьников.


Муниципальное учреждение

детско-юношеская спортивная школа (бассейн).

Обучение детей плаванию.


МДОУ города

Изучение РПО воспитателей и специалистов.


Центр психологической диагностики и реабилитации

Организация совместных семинаров и консультаций по психолого-педагогическому просвещению педагогов и родителей, совместная работа по оказанию помощи семьям в коррекции проблем развития ребёнка и детско-родительских отношений, диагностирование выпускников МДОУ на готовность к обучению в школе.

Общественные организации «Саланг» и «Ветеран»

Проведение встреч с интересными людьми, памятных дат.


В детском саду сложились свои традиции, основанные на принципе этнокультурной соотнесенности образования и воспитания. Традиции детского сада описаны годовым кругом праздников, сущностью которых является интеграция нравственно-патриотического воспитания и других направлений развития воспитанников.

Годовой круг традиций и праздников

Сентябрь - Толстовские чтения. Литературная викторина по творчеству Л. Н. Толстого.

Октябрь – Спортивный досуг «Богатырские забавы» в память о славном подвиге наших предков на Куликовском поле.

Ноябрь – «Осенний вернисаж» - фестиваль творчества и фантазии, в котором принимают участие все желающие. Праздник «День матери».

Декабрь – Интеллектуальная викторина «Знатоки родного города».

Январь – Фольклорный праздник «Рождественские колядки» совместно с МОУ ДОД ДМШ№1.

Февраль - Военно-спортивная игра «Зарница». Семейный досуг «Папа – гордость моя»

Март – Фольклорный праздник «Масленица».

Апрель – Неделя здоровья. Валеологический праздник «Витаминный калейдоскоп». Семейный досуг «Мама, папа, я – спортивная семья»

Май – Встречи с ветеранами ВОВ и воинами-интернационалистами. Участие в параде юноармейцев.

Июнь – День защиты детей. Праздник «Моя родина - Россия».

Июль – День знатоков правил дорожного движения.

Август – Встречи с интересными людьми - нашими земляками.

I.2. Анализ социального заказа на образовательные услуги
В Законе РФ «Об образовании» в ст. 18 определено место дошколь­ного образования в современном обществе: «Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психи­ческого здоровья, развития индивидуальных способностей и необхо­димой коррекции нарушений развития детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений».

Исходя из этих позиций, каждое дошкольное учреждение выстраи­вает свою жизнедеятельность. Вместе с тем современная образова­тельная политика динамична и предъявляет более конкретные требо­вания к образованию в каждый конкретный период времени.

Так, в проекте «Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» сказано, что  в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становиться не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. Это предполагает постоянное изучение и быстрое реагирование ДОУ на меняющийся социальный заказ.

В первую очередь, главным результатом образования должна стать его соответствие целям опережающего развития. Дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся понимать и  осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности.

Для достижения указанных результатов выдви­гаются следующие приоритетные взаимосвязанные задачи:

  • Обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования.

  • Достижение нового современного качества дошкольного обра­зования.

  • Повышение социального статуса и профессионализма работ­ников образования, усиление их государственной и общест­венной поддержки.

  • Развитие образования как открытой государственно-общест­венной системы и повышения роли всех участников образова­тельного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образо­вательного учреждения.

  • Системы поддержки талантливых детей.

Вместе с тем, в «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 23.11.2009 г. № 655  определены требования к  установлению норм и положений, обязательных при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования условиям, которые учитывают:

  • программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • развитие новых форм и механизмов осуществление экспертизы образовательной деятельности (мониторинг).

Таким образом, мы можем говорить, что современная образова­тельная политика, ориентированная на новое качество образования, с одной стороны, предполагает новые компетенции у современного чело­века (выпускника ОУ), с другой - определяет особые условия, которые позволяют формировать облик современного образовательного учреж­дения и обеспечивать развитие компетенций у выпускников.

Настоящий этап развития дошкольного образования Муниципального образования Узловая и Узловский район определен как переходный, целью которого является поэтапное внедрение в работу всех дошкольных учреждений федеральных государственных требований к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, переход детских садов на новую форму финансирования, отличающуюся большей экономической самостоятельностью субъектов системы образования, освоение новой системы информирования населения о содержании образовательных услуг.

Для детского сада это означает выстраивание системы преемственных связей со всеми участниками образовательного процесса (преемственность в деятельности специалистов и воспита­телей, между возрастными ступенями развития детей, преемственность между детским садом и школой, детским садом и семей), а также использование современных технологий, форм и методов обучения, в том числе ИКТ.

Таким образом, современная образовательная политика федераль­ного и регионального уровней дает понимание требований к условиям жизнедеятельности в образовательном учреждении, и определяет компоненты конечного результата как компетенции выпускника ОУ (табл. 1).

Одной из составляющей консолидированного заказа является соци­альный заказ микросоциума.

Данные опроса родителей показали, что современный детский сад, по их мнению, должен быть:

•  современно оснащен и эстетически привлекателен - 72%;

•  с комфортными психолого-педагогическими условиями - 56%;

•  с высоким профессионализмом сотрудников - 85%;

•  с индивидуальным подходом к ребенку - 97%;

•  с качественной подготовкой к школе - 89%;

•  с использованием современных программ и технологий (вклю­чая здоровьесбережение) - 91%.

Кроме этого, 93% родителей готовы участвовать в жизни ДОУ, боль­шинство из них (81%) хотят быть непосредственными помощниками в жизнедеятельности группы, 3% - хотели бы выступить в роли советни­ков, 57% - готовы участвовать в оценке образовательных услуг.

В целом проведенные исследования показали высокий уровень педагогической компетентности родителей, многие из них владеют достаточными психолого-педагогическими знаниями. Это означает, что требования таких родителей очень высоки, они ждут от ДОУ компе­тентной и адекватной информационно-консультативной помощи.

Однако есть родители, которые не смогли четко сформулировать свои требования и ожидания к детскому саду. Мы это понимаем, как то, что уровень информированности данных родителей о жизнедея­тельности ДОУ и его возможностях не позволяет им воспринимать нас как квалифицированных консультантов и помощников при решении проблем воспитания ребенка. Значит, одной из задач детского сада является повышение информированности и заинтересованности данных родителей.

Итак, образовательная политика государства и социальный заказ семьи выдвигают к образовательному учреждению современные тре­бования, которые предполагают системные изменения в содержании образования, управлении, кадровом ресурсе, внешних связях.

Образовательная политика и социальный заказ дают основания для анализа жизнедеятельности детского сада, выявления его сильных и слабых сторон.
I.3. Проблемный анализ инновационной деятельности

Деятельность ДОУ в режиме развития — целенаправленный, закономерный, непрерывный и необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующийся разноуровневой организацией, культурно-творческой направленностью и использованием постоянно расширяющегося потенциала развития.

О том, что детский сад работает в режиме развития, говорят такие характеристики его деятельности, как:

* мотивационное программно-целевое управление, рефлексивное управление, построение комплексно-целевых программ и Программы развития;

* наличие перспективных планов, проектов, комплексно-целевых программ по освоению новшеств;

* создание атмосферы творчества и поиска при соответствующей системе материального и морального стимулирования самореализации субъектов;

* личностно-ориентированное образование, обеспечивающее саморазвитие субъекта;

* внедрение инновационных, авторских методики дошкольного образования, таких как

- «Как хорошо уметь читать» В.Шумаевой;

- «Добро пожаловать в экологию» О.Воронкевич;

- «Азбука общения» Т.Шипициной;

- «Дошкольник и рукотворный мир» М.Крулехт;

- «Са-Фи-Дансе» Ж.Фирелева;

- «Родной край люби и знай» Н.Н.Грачева;

- «Использование логических блоков Дьенеша для интеллектуального развития дошкольников» В.В.Ковылина

* получение качественно новых результатов.

В деятельности учреждения в инновационном режиме можно выделить как сильные, способствующие развитию стороны, так и слабые, тормозящие стороны. Проанализируем сильные и слабые стороны деятельности учреждения по трем основным областям системы развития с учетом перехода на новые стандарты образования:

Образование детей:

Физическое направление развития дошкольников (образовательные области «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность»)

Сильные стороны:

  • В ДОУ выстроена система здоровье сбережения детей и достигнута низкая заболеваемость.

  • Апробирована и адоптирована к имеющимся условиям образовательная программа физической направленности «Физическая культура – дошколникам» Л.Д.Глазыриной

  • Разработана и успешно реализуется рабочая программа дополнительного образования «Са-Фи-Дансе» Е.Н.Жерздевой

  • В группах созданы условия для обеспечения физического и психического благополучия каждого ребенка; у дошкольников формируются навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих; многие дети владеют некоторыми приемами первой медицинской помощи в случае травмы (ушиб, порез, ссадина, вызов неотложки).

Социально-личностное направление развития дошкольников (образовательные области «Социализация», «Безопасность», «Труд»)

  • В системе ведется валеологическое воспитание и работа по ОБЖ в соответствии с парциальной программай социально-лиичностной тнаправленности «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б.Стеркиной

  • В группах создана современная, комфортная, дидактически насыщенная развивающая среда, способствующая развитию воспитанников как субъекта различных видов детской деятельности, стимулирующая познавательную активность.

Познавательно-речевое направление развития дошкольников (образовательные области «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»)

  • Благодаря использованию нестандартных форм работы, современных методов активизации умственной и речевой деятельности к моменту поступления в школу ыпускники имеют достаточный уровень школьной зрелости, общеучебные и специальные навыки - анализируют сло­во и предложение, владеют звуковым анализом и синтезом, умеют читать, считать до 20, знают состав числа первого десятка .

  • Педагоги      используют в работе новые формы работы с детьми, направленные на реализацию индивидуального подхода.

Художественно-эстетическое направление развития воспитанников (образовательные области «Музыка», «Художественное творчество»)

  • В детском саду работает высокопрофессиональный педагог дополнительного образования, который строит занятия с детьми не только фронтально и по подгруппам, но и по индивидуальным образовательным маршрутам, что создает условия для развития творческих способностей каждого ребенка. В работе с детьми использует широкий ассортимент изобразительных материалов и техник, которые помогают развить творческое начала, умение видеть прекрасное.

Слабые стороны:

  • Следует обеспечить игре такое место в педагогическом про­цессе, чтобы она стала по праву ведущей формой организации «детского общества».

  • Педагоги, к сожалению, не раскрывают важные для театральной деятельности способности детей в речевом разви­тии, а также способности к театральному творчеству.

  • Субъект субъектное построение образовательно процесса прослеживается в работе отдельных педагогов как личный педагогический опыт.

Профессиональная самореализация педагогов:

Сильные стороны:

  • Отработанна система специальных мероприятий по созданию положительного психологического климата, стимулирования профессианального роста и творческой активности в коллективе.

  • Создана матричная модель управления ДОУ с привлечением максимально большего количества сотрудников к работе в различных подразделениях ( «Школа педагога-новатора», творческие объединения и проблемные группы).

Слабые стороны:

  • Проектирование как способ организации жизнедеятельности ДОУ находится на этапе освоения.

  • Низкий уровень ИКТ компетенции у педагогов, что тормозит формирование элементарных ИКТ компетенций и у детей.

  • Не все педагоги достаточно внимания уделяют бобщению и распространению результативного опыта

Взаимодействие с родителями и социумом:

Сильные стороны:

  • Выстроена система работы с семьей на всех возрастных этапах развития ребенка дошкольного возраста, которая способствует преемственности семейного и общественного воспитания: формируются общие традиции, подходы, взгляды.

  • Привлекаются к работе с семьей специалисты других социальных учреждений – учителя, музыканты, работники искусства, психологи, врачи диспансеров и поликлиник.

Слабые стороны:

  • Слабое использование ИКТ-каналов приводит к отсутствию каналов мобильных профессиональных связей, своевременного инфор­мирования о жизни детского сада.

Таким образом, можно выделить ряд наиболее актуальных проблемам, которые должны определить стратегию развития учреждения на ближайшие пять лет:

  • Система работы с информацией и использование ИКТ ресурсов не в полной мере обеспечивает потребности детского сада и реализацию принципа открытости.

  • Проектирование не является единицей жизнедеятельности ДОУ, что ограничивает конкурентные преимущества при привле­чении дополнительных ресурсов и в формировании иннова­ционного имиджа.

  • Не у всех педагогов и специалистов достаточно высокий уровень профессионализма и компетентности владения навыками исследовательской работы.

  • Родительская общественность не достаточно включена в планирование и оценку качества работы ДОУ.



следующая страница >>