microbik.ru |
1 2 ... 4 5 С ![]() протокол от 6.06.12. №5 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «ДОШКОЛЬНЫЙ МИР – МОДЕРНИЗАЦИЯ, ИНТЕГРАЦИЯ, РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида №23 на период 2012-2015 г г.Узловая 2012г. Содержание: Введение ……………………………………………………………………… 3 I. Аналитическое обоснование процессов развития ……………………. 6 I.1. Информационная справка об учреждении ……………………. 6 I.2. Анализ социального заказа на образовательные услуги …………. 16 I.3. Проблемный анализ инновационной деятельности ………………… 19 II. Концепция развития учреждения ………………………………………… 23 II. 1. Ключевые понятия процессов развития ………………………….… 23 II. 2. Цели и задачи Программы развития ……………………………. 25 II. 3. Принципы построения Программы развития ……………………. 28 III. Основные мероприятия по реализации Программы развития «Дошкольный мир – модернизация, интеграция, результативность» (2012 – 2015) …………………………………………………………………. 29 III.1. Ожидаемыйемый результат Программы развития …………………… 32 Приложения к Программе развития МБДОУ д\с общеразвивающего вида «Дошкольный мир – модернизация, интеграция, результативность» (2012 – 2015) Приложение №1 Целевая программа «Управление качеством дошкольного образования» ……………………………………………………………. 33 1.1. Проект «Введение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы в деятельность учреждения …………………………………………………………………. 35 1.2. Проект «Педагог – новатор» ……………………………………………………. 44 1.3. Проект «Флешка» …………………………………………………………………. 47 Приложение №2 Целевая программа «Здоровье – дошкольникам» ………………………………………………………….………. 50 2.1. Проект «Спортландия» ………………………………………………………. 55 Приложение №3 Целевая программа «Одаренный ребенок» …………… 58 3.1. Проект «Сундучок сказок» ……………………………….…………………… 61 Приложение №4 Целевая программа «Семья и детский сад» ……….……… 65 Введение: Основой инновационной деятельности учреждения в период с 2006 по 2011 г.г. являлась Программа развития учреждения. Намеченные перспективы и оставленные цели и задачи были в основном достигнуты. Наиболее существенными достижениями за этот период являются:
- мастер-классы, - творческие и проблемные группы; - практико-ориентированное обучение; - проекты; - редакционная деятельность (внутрисадовская газета «Страна Детсадия») и пр.
Показателями эффективности инновационной деятельности является стабильно высокий уровень качества образования и результативное участие учреждения и воспитанников в различных районных конкурсах за период 2006-2011годов. Данные мониторинга ДОУ:
Достижения МДОУ: 2007 - 2008уч.г. - II место в районном конкурсе наглядных форм педагогической пропаганды «Лучший уголок для родителей»; - III место в районном конкурсе «Авторские технологии физического воспитания детей дошкольного возраста»; - муниципальный Грант по итогам конкурса: «Лучшее инновационное дошкольное образовательное учреждение». 2008 - 2009уч.г. - III место в районной интеллектуальной викторине старших дошкольников «Самый умный»; - I место в районном фестивале «Маленькие чудеса» в номинации «Продуктивная деятельность»; - III место в районном фестивале «Маленькие чудеса» в номинации «Музицирование»; - I место в районном конкурсе «Создание условий работы в летний оздоровительный период». 2009-2010уч.г. - I место в районном фестивале «Маленькие чудеса» в номинации «Продуктивная деятельность». 2010-2011уч.г. - III место в районной интеллектуальной викторине старших дошкольников «Самый умный»; - I место в районном фестивале «Маленькие чудеса» в номинации «Продуктивная деятельность»; - III место в районном фестивале «Маленькие чудеса» в номинации «Песенно-тацевальное творчество». Приведенные данные показывают, что коллектив учреждения имеет достаточный потенциал для дальнейшего развития инновационных процессов, направленных на достижение современного качества дошкольного образования. Кроме того динамика общественно-экономических процессов и образовательной политики, социальный заказ к системе образования обязывают нас реагировать на происходящие изменения внешней среды и своевременно и грамотно вносить изменения в свою жизнедеятельность. Эти два фактора поставили нас перед необходимостью разработки новой стратегии развития детского сада, воплощением которой является данная программа. При её разработке был использованы программно-целевой и проектно-целевой метод, когда каждая задача преобразовывается в целевой проект. Каждый проект имеет свои цели и задачи, систему мероприятий, сроки реализации и ресурсы. Совокупность результатов этих проектов составляют общий результат программы. Выбор именно этого подхода является следствием осмысления преимуществ проектной деятельности и освоения проектной технологии, как наиболее адекватной в современном управлении. Для разработки программы развития была создана рабочая группа, деятельность которой включала несколько этапов: • Анализ внутренней среды (сильные и слабые стороны ДОУ, соответствие его результативности современным требованиям) и внешней среды (анализ образовательной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровне и анализ социального заказа микросоциума). • Определение концепции развития образовательного учреждения, стратегических целей и задач. • Разработка комплексно-целевых программ и социально-педагогических проектов. При разработке программы использовался метод «мозгового штурма». Педагоги обозначили некоторые проблемы, с которыми они сталкиваются в повседневной практике и высказали предложения по их решению: Результаты деятельности рабочей группы по этим направлениям нашла своё отражение в разделах настоящей программы. I. Аналитическое обоснование процессов развития. I.1. Информационная справка об учреждении Полное наименование образовательного учреждения: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического и социально-личностного направлений развития дошкольников Юридический адрес: 301 600, Россия, Тульская область, Узловский район, г.Узловая, ул.Дзержинского, дом2 Учредитель: Муниципальное образование Узловский район. Функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования Узловский район в пределах переданных полномочий осуществляет Комитет образования администрации муниципальное образование Узловский район. Нормативно-правовая база: Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида №23, утвержденный приказом Комитета образования администрации муниципального образования Узловский район, от ____________ , №________. Лицензия №0415/02029 от20.01.2006г, выдана Департаментом образования Тульской области и другие локальные акты учреждения. Цели и задачи деятельности детского сада: Целью деятельности Детского сада является воспитание, обучение и развитие детей дошкольного возраста, создание условий для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного образования, уход, присмотр и оздоровление детей. Детский сад расположен в центре города, в удалении от оживленных магистралей, промышленных и технических объектов. Рядом с детским садом находятся социально значимые объекты: средняя общеобразовательная школа № 1, музыкальная школа №1, детская поликлиника № 1, детский оздоровительный центр «Солнышко», районная стоматологическая поликлиника, районная библиотека, детская спортивная школа, городской бассейн, что способствует развитию взаимовыгодного сотрудничества с этими учреждениями в расширении условий для оказании образовательных услуг и оздоровительных услуг. Территория огорожена и хорошо озеленена различными породами деревьев, кустарников и многолетних цветов. На территории расположены 6 прогулочных участков и спортивная площадка. Участки оснащены стационарным игровым оборудованием, отделены друг от друга зелеными насаждениями. На территории имеется плескательный бассейн, спортивная площадка, «Тропа здоровья с разным грунтовым покрытием для босохождения. В летнее время года высаживается огород, разбиваются клумбы и цветники В детском саду функционирует 6 групп. Из них: 1 группа раннего возраста для детей от 1,5 до 3лет, 5 дошкольных групп общеразвивающей направленности для детей от 3до7лет. Предметно-развивающая среда в групповых помещениях создана в соответствии программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой (3-е издание). Постоянно модернизируется согласно потребностям и возможностям детей, содержанию образовательной деятельности, соответствует всем требованиям безопасности. Для обеспечение безопасности в детском саду разработан: - паспорт безопасности (антитеррористической защищенности), согласован с начальником УВД и начальником отдела по делам ГО и ЧС; - Декларация пожарной безопасности зарегистрированная ОГПН; - установлена «тревожная сигнализация», автоматическая установка пожарной сигнализации. Можно смело утверждать, что в детском саду созданы необходимые материально-технические условия и предметно-пространственная среда отвечающие современным требованиям безопасности, полифункциональной насыщенности, психологической комфортности. Развивающее пространство включает: - музыкально-спортивный зал, - мини-музей «Русская изба», - тематическая экспозиция «Этот удивительный мир». Для управления деятельностью учреждения и качеством образования в ДОУ сформирована трехступенчатая модель управления ДОУ. Его структура представлена в виде схемы: Схема №1 «Трёхступенчатая модель управления» СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ![]() ![]() Совет педагогов, родительский комитет, профсоюзный, руководители служб и структурных подразделений, общее собрание трудового коллектива ![]() ![]() Административно-хозяйственный совет, административно-хозяйственная служба, методическая служба, органы общественного управления, родительские комитеты ![]() ![]() Рабочая группа, временные творческие объединения, проблемная группа, редакционная группа, групповые родительские комитеты Содержание деятельности и функциональные обязанности органов самоуправления и профессиональных объединений определяются разработанными в ДОУ Положениями. Управление ДОУ строится на принципах единоначалия и дивизионального соуправления, делегирования полномочий. Характеристика педагогических кадров В ДОУ работают профессиональные педагоги, все они имеют, либо получают в настоящий момент специальное педагогическое образование. Сведения о педагогических кадрах приведены в таблице. Таблица №1«Сведения о педагогических кадрах и укомплектованности штата»
В настоящий момент в детском саду работает 14 педагогов. Двое - административные работники. К ним относятся заведующая и заместитель заведующей по воспитательно-методической работе. В педагогический персонал включены работники, функция которых - проведение обучающих занятий и воспитательной работы с детьми. К ним относятся: - воспитатели - 9 человек - инструктор по физической культуре - 1 человек; - музыкальный руководитель - 1 человек; - педагог дополнительного образования - 1человек. Из восьми воспитателей двое имеют высшее образование, пятеро - среднее профессиональное (педагогическое), один - обучается в педагогическом колледже. К сожалению, сложившаяся за последние годы неблагоприятная ситуация с обеспечением педагогическими кадрами продолжает сохраняться. Отмечается текучесть воспитателей. Пополнение штата воспитателей осуществляется в основном за счёт младших воспитателей, которые желают обучаться профессии. За последние три года 4 педагога прошли обучение в Тульском педагогическом колледже №2, один воспитатель продолжает обучение. В учреждении действует система содействия непрерывному образованию педкадров: -один воспитатель - студент, -трое воспитателей прошли аттестацию во внутрисадовской аттестационной комиссии на вторую квалификационную категорию. Для начинающих воспитателей действует методическое гобъединение «Школа педагогических наук», где они имеют возможность получать сведения о методике дошкольного воспитания, знакомится с работой опытных педагогов. Опытные педагоги имеют возможность реализовывать свой профессиональный и творческий потенциал, участвуя в творческих объединениях. Большая часть воспитателей являются участниками постоянно действующих методических объединений, организуемых комитетом образования. Творчески работающие педагоги, достигающие высокого качества образования, своевременно направляются на прохождение курсов повышения квалификации при ИПК и ППРО Тульской области. Содержание образовательного процесса, выстроено в соответствии с основной общеобразовательной программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» В. И. Логиновой, МО РФ, 2004г. Програмно-методическое обеспечение образовательного процесса: Педагогический процесс ДОУ с учетом приоритетных направлений деятельности обеспечен следующими программами: - образовательной программой физической направленности «Физическая культура – дошкольникам» Л. Д. Глазыриной, 1999г., - образовательной программой социально-личностной направленности «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стёркиной, МО РФ, 2002г., - рабочей программой «Люби и знай родной край» Грачевой Н.Н., утвержденная районным экспертным советом, протокол от 19.06.2001, №2. В ДОУ также оказываются сеть дополнительные услуги, позволяющие учитывать разносторонние интересы и способности воспитанников: - спортивно - танцевальная секция «Са – Фи - Дансе»; - изостудия «Веселые краски»; - фольклорный кружок «Рябинушка». Дополнительные услуги обеспечены рабочими программами - физической направленности «Са-Фи-Дансе» Жерздевой Е.Н., принята Советом педагогов от 28.08.09., пр.№6; - художественно-эстетической направленности «Рябинушка» Маринченко А.П., принята Советом педагогов от 28.08.09., пр.№6, - художественно-эстетической направленности «Весёлые краски» О.Ю.Сливко, принята Советом педагогов от 28.08.09., пр.№6. Такой набор образовательных программ способствует развитию дошкольников по всем основным направлениям физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому, обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. Полноправными участниками педпроцесса являются воспитанники МБДОУ и их родители. На сегодняшний день детский сад посещают 123дошкольника. Сведения о поло-возрастном составе воспитанников приведены в таблице. Таблица №2 «Сведения о контингенте воспитанников»
В последние несколько лет наметилась устойчивая тенденция увеличения потребности населения в дошкольном образовании, поэтому наш коллектив делает всё возможное для сохранения количества мест в учреждении. Решение задач развития и воспитания дошкольников в полной мере возможно лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Работа строится дифференцированно на основе глубокого изучения психолого-педагогического потенциала родителей, их возможностей и потребностей. Традиционными стали мероприятия с участием педагогов, детей, родителей, которые носят не только досуговый характер, но и способствуют формированию навыков эффективного общения между детьми и родителями. И родители, и педагоги при этом направляют свои усилия на познание и создание благоприятных условий для развития задатков и способностей каждого ребенка. Взаимодействие с семьями воспитанников строится на основе комплексно-целевой программы «Детский сад и семья» (2012-2015г.г.) Таблица №3 «Сведения о социальном статусе семей»
Как показывают приведенные в таблице данные, большая часть детей, посещающих ДОУ, воспитывается в семьях с благоприятной социальной ситуацией. Наметившийся за последние годы рост материального благосостояния семей, снизился с наступлением экономического кризиса. Многие родители, работавшие на предприятиях города, попали под сокращение. Это негативно сказывается на возможности приобретать современные развивающие пособия, литературу, игрушки и детский сад делает всё возможное, что бы восполнить этот дефицит. Зачастую экономическое благополучие семьи связанно с увеличением рабочего времени родителей, работой в Москве. И если раньше неблагоприятная социальная ситуация в семье была связана с асоциальным образом жизни родителей, то в последние годы появились семьи, где оба родителя работают в г. Москве, детей видят редко, воспитание перепоручено другим лицам. Это стало одной из причин усиления внимания к социально-личностному воспитанию – введение содержания «максимума» для девочек и мальчиков (обучение основам рукоделия, кулинарии, механики, мастерства), формирования основ безопасного поведения. МДОУ осуществляет разносторонние связи с учреждениями образования, культуры и спорта, общественными организациями. Заключены договоры о сотрудничестве с муниципальным образовательным учреждением средней общеобразовательной школой №1, муниципальным учреждением культуры Узловский краеведческий музей, муниципальным учреждением культуры детская районная библиотека, муниципальным учреждением культуры детская музыкальная школа№1, детско-юношеская спортивная школа (бассейн). Таблица №4 «Сотрудничество МБДОУ с социальными учреждениями»
В детском саду сложились свои традиции, основанные на принципе этнокультурной соотнесенности образования и воспитания. Традиции детского сада описаны годовым кругом праздников, сущностью которых является интеграция нравственно-патриотического воспитания и других направлений развития воспитанников. Годовой круг традиций и праздников Сентябрь - Толстовские чтения. Литературная викторина по творчеству Л. Н. Толстого. Октябрь – Спортивный досуг «Богатырские забавы» в память о славном подвиге наших предков на Куликовском поле. Ноябрь – «Осенний вернисаж» - фестиваль творчества и фантазии, в котором принимают участие все желающие. Праздник «День матери». Декабрь – Интеллектуальная викторина «Знатоки родного города». Январь – Фольклорный праздник «Рождественские колядки» совместно с МОУ ДОД ДМШ№1. Февраль - Военно-спортивная игра «Зарница». Семейный досуг «Папа – гордость моя» Март – Фольклорный праздник «Масленица». Апрель – Неделя здоровья. Валеологический праздник «Витаминный калейдоскоп». Семейный досуг «Мама, папа, я – спортивная семья» Май – Встречи с ветеранами ВОВ и воинами-интернационалистами. Участие в параде юноармейцев. Июнь – День защиты детей. Праздник «Моя родина - Россия». Июль – День знатоков правил дорожного движения. Август – Встречи с интересными людьми - нашими земляками. I.2. Анализ социального заказа на образовательные услуги В Законе РФ «Об образовании» в ст. 18 определено место дошкольного образования в современном обществе: «Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений». Исходя из этих позиций, каждое дошкольное учреждение выстраивает свою жизнедеятельность. Вместе с тем современная образовательная политика динамична и предъявляет более конкретные требования к образованию в каждый конкретный период времени. Так, в проекте «Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» сказано, что в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становиться не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. Это предполагает постоянное изучение и быстрое реагирование ДОУ на меняющийся социальный заказ. В первую очередь, главным результатом образования должна стать его соответствие целям опережающего развития. Дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности. Для достижения указанных результатов выдвигаются следующие приоритетные взаимосвязанные задачи:
Вместе с тем, в «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 23.11.2009 г. № 655 определены требования к установлению норм и положений, обязательных при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования условиям, которые учитывают:
Таким образом, мы можем говорить, что современная образовательная политика, ориентированная на новое качество образования, с одной стороны, предполагает новые компетенции у современного человека (выпускника ОУ), с другой - определяет особые условия, которые позволяют формировать облик современного образовательного учреждения и обеспечивать развитие компетенций у выпускников. Настоящий этап развития дошкольного образования Муниципального образования Узловая и Узловский район определен как переходный, целью которого является поэтапное внедрение в работу всех дошкольных учреждений федеральных государственных требований к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, переход детских садов на новую форму финансирования, отличающуюся большей экономической самостоятельностью субъектов системы образования, освоение новой системы информирования населения о содержании образовательных услуг. Для детского сада это означает выстраивание системы преемственных связей со всеми участниками образовательного процесса (преемственность в деятельности специалистов и воспитателей, между возрастными ступенями развития детей, преемственность между детским садом и школой, детским садом и семей), а также использование современных технологий, форм и методов обучения, в том числе ИКТ. Таким образом, современная образовательная политика федерального и регионального уровней дает понимание требований к условиям жизнедеятельности в образовательном учреждении, и определяет компоненты конечного результата как компетенции выпускника ОУ (табл. 1). Одной из составляющей консолидированного заказа является социальный заказ микросоциума. Данные опроса родителей показали, что современный детский сад, по их мнению, должен быть: • современно оснащен и эстетически привлекателен - 72%; • с комфортными психолого-педагогическими условиями - 56%; • с высоким профессионализмом сотрудников - 85%; • с индивидуальным подходом к ребенку - 97%; • с качественной подготовкой к школе - 89%; • с использованием современных программ и технологий (включая здоровьесбережение) - 91%. Кроме этого, 93% родителей готовы участвовать в жизни ДОУ, большинство из них (81%) хотят быть непосредственными помощниками в жизнедеятельности группы, 3% - хотели бы выступить в роли советников, 57% - готовы участвовать в оценке образовательных услуг. В целом проведенные исследования показали высокий уровень педагогической компетентности родителей, многие из них владеют достаточными психолого-педагогическими знаниями. Это означает, что требования таких родителей очень высоки, они ждут от ДОУ компетентной и адекватной информационно-консультативной помощи. Однако есть родители, которые не смогли четко сформулировать свои требования и ожидания к детскому саду. Мы это понимаем, как то, что уровень информированности данных родителей о жизнедеятельности ДОУ и его возможностях не позволяет им воспринимать нас как квалифицированных консультантов и помощников при решении проблем воспитания ребенка. Значит, одной из задач детского сада является повышение информированности и заинтересованности данных родителей. Итак, образовательная политика государства и социальный заказ семьи выдвигают к образовательному учреждению современные требования, которые предполагают системные изменения в содержании образования, управлении, кадровом ресурсе, внешних связях. Образовательная политика и социальный заказ дают основания для анализа жизнедеятельности детского сада, выявления его сильных и слабых сторон. I.3. Проблемный анализ инновационной деятельности Деятельность ДОУ в режиме развития — целенаправленный, закономерный, непрерывный и необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующийся разноуровневой организацией, культурно-творческой направленностью и использованием постоянно расширяющегося потенциала развития. О том, что детский сад работает в режиме развития, говорят такие характеристики его деятельности, как: * мотивационное программно-целевое управление, рефлексивное управление, построение комплексно-целевых программ и Программы развития; * наличие перспективных планов, проектов, комплексно-целевых программ по освоению новшеств; * создание атмосферы творчества и поиска при соответствующей системе материального и морального стимулирования самореализации субъектов; * личностно-ориентированное образование, обеспечивающее саморазвитие субъекта; * внедрение инновационных, авторских методики дошкольного образования, таких как - «Как хорошо уметь читать» В.Шумаевой; - «Добро пожаловать в экологию» О.Воронкевич; - «Азбука общения» Т.Шипициной; - «Дошкольник и рукотворный мир» М.Крулехт; - «Са-Фи-Дансе» Ж.Фирелева; - «Родной край люби и знай» Н.Н.Грачева; - «Использование логических блоков Дьенеша для интеллектуального развития дошкольников» В.В.Ковылина * получение качественно новых результатов. В деятельности учреждения в инновационном режиме можно выделить как сильные, способствующие развитию стороны, так и слабые, тормозящие стороны. Проанализируем сильные и слабые стороны деятельности учреждения по трем основным областям системы развития с учетом перехода на новые стандарты образования: Образование детей: Физическое направление развития дошкольников (образовательные области «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность») Сильные стороны:
Социально-личностное направление развития дошкольников (образовательные области «Социализация», «Безопасность», «Труд»)
Познавательно-речевое направление развития дошкольников (образовательные области «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»)
Художественно-эстетическое направление развития воспитанников (образовательные области «Музыка», «Художественное творчество»)
Слабые стороны:
Профессиональная самореализация педагогов: Сильные стороны:
Слабые стороны:
Взаимодействие с родителями и социумом: Сильные стороны:
Слабые стороны:
Таким образом, можно выделить ряд наиболее актуальных проблемам, которые должны определить стратегию развития учреждения на ближайшие пять лет:
следующая страница >> |
![]() |