microbik.ru
1

ПРОТОКОЛ

оценки условий труда по показателям напряженности трудового процесса

1. Наименование предприятия:

ООО "Домофоны ВИЗИТ"

Наименование подразделения:

Бухгалтерия

Рабочее место: 1 Бухгалтер

2. Цель измерений

Оценка трудового процесса по показателям напряженности трудового процесса для контроля соответствия фактических значений нормативным требованиям.

3. Средства измерений и сведения о государственной поверке:

Секундомер СОСпр-2б-2-000 N 4585.

4. Методы проведения измерений и анализа:

1. Руководство Р 2.2.2006 - 05. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда.

Дата проведения измерений: 15.03.11

Краткое описание выполняемой работы : анализ бухгалтерского учета

Время воздействия: в течение рабочей смены.

5. Результат оценки условий труда по показателям напряженности трудового процесса



Показатели напряженности трудового процесса

Результаты обследования

Класс условий труда

1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ

1.1.

Содержание работы

Решение сложных задач с выбором по известным алгоритмам (работа по серии инструкций).

1

1.2.

Восприятие сигналов (информации) и их оценка

Отсутствует

1

1.3.

Распределение функций по степени сложности задания

Обработка, проверка и контроль за выполнением задания.

1




м

Показатели напряженности трудового процесса

Результаты обследования

Класс условий труда

1.4.

Характер выполняемой работы

Работа по установленному графику с возможной его коррекцией по ходу деятельности.

2

2. СЕНСОРНЫЕ НАГРУЗКИ

2.1.

Длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены)

До - 30 %

2

2.2.

Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы

До - 25 кол/час

1

2.3.

Число производственных объектов одновременного наблюдения

До - 1 кол-во

1

2.4.

Размер объекта различения в мм при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены)

Размер объекта различения более 5 мм (при расстоянии от глаз работающего до объекта различения не более 0,5м).

1

2.5.

Работа с оптическими приборами при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены)

Нет в наличии

1

2.6.

Наблюдение за экранами видеотерминалов (часов в смену)

Более 75% смены

3.1

2.7.

Нагрузки на слуховой анализатор (при производственной необходимости восприятия речи или дифференцированных сигналов)

Разборчивость слов и сигналов от 100% до 90%. Помехи отсутствуют.

1

2.8.

Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемое в неделю)

До - 2 час

1

3. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ

3.1.

Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки

Исключена

1

3.2.

Степень риска для собственной жизни

Степень риска для собственной жизни исключена

1

3.3.

Степень ответственности за безопасность других лиц

Степень ответственности за безопасность других лиц исключена

1

3.4.

Количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью, за смену

Отсутствуют

1

4. МОНОТОННОСТЬ НАГРУЗОК

4.1.

Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операциях

Число приемов, необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций — Более 10

1

4.2.

Продолжительность (в сек) выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций

- Более 100

1






Показатели напряженности трудового процесса

Результаты обследования

Класс условий труда

4.3.

Время активных действий (в % к продолжительности смены). В остальное время - наблюдение за ходом производственного процесса

- 20% и более.

1

4.4.

Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса в % от времени смены)

- Менее 75%

1

5. РЕЖИМ РАБОТЫ

5.1.

Фактическая продолжительность рабочего дня

До - 8 час

2

5.2.

Сменность работы

Односменная работа (без ночной смены).

1

5.3.

Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность

Перерывы регламентированы, достаточной продолжительности: 7% и более рабочего времени.

1

5. Заключение:

Условия труда по показателям напряженности трудового процесса относятся к классу 1 – оптимальные.
Методика оценки напряженности трудового процесса

Напряженность трудового процесса оценивают в соответствии с настоящими «Гигиеническими критериями оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса».

Оценка напряженности труда профессиональной группы работников основана на анализе трудовой деятельности и ее структуры, которые изучаются путем хронометражных наблюдений в динамике всего рабочего дня, в течение не менее одной недели. Анализ основан на учете всего комплекса производственных факторов (стимулов, раздражителей), создающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний (перенапряжения). Все факторы (показатели) трудового процесса имеют качественную или количественную выраженность и сгруппированы по видам нагрузок: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, монотонные, режимные нагрузки.

1. Нагрузки интеллектуального характера

1.1. «Содержание работы» указывает на степень сложности выполнения задания: от решения простых задач до творческой (эвристической) деятельности с решением сложных заданий при отсутствии алгоритма. В задачу бухгалтера входят задачи: правильное оформление документов, внесение данных в компьютер с дальнейшим анализом введенных данных. Каждая задача имеет четкие инструкции, ясно сформулированные цели и предопределенный конечный результат с известной последовательностью действий т. е. по указанным выше признакам она решает простые задачи (класс 1).

1.2. «Восприятие сигналов (информации) и их оценка». Критериальным с точки зрения различий между классами напряженности трудового процесса является установочная цель (или эталонная норма), которая принимается для сопоставления поступающей при работе информации с номинальными значениями, необходимыми для успешного хода рабочего процесса.

При работе бухгалтера восприятие сигналов отсутствует.

1.3. «Распределение функций по степени сложности задания». Любая трудовая
деятельность характеризуется распределением функций между работниками. Соответственно, чем больше возложено функциональных обязанностей на работника, тем выше
напряженность его труда.

Бухгалтер обрабатывает, проверяет и контролирует выполнение задания. По степени сложности класс 1.

1.4. «Характер выполняемой работы»

Работа бухгалтера протекает по строго установленному графику с возможной его кор-
рекцией по мере необходимости (2 класс).


2. Сенсорные нагрузки

2.1. «Длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены)» -чем больше процент времени отводится в течение смены на сосредоточенное наблюдение, тем выше напряженность. Общее время рабочей смены принимается за 100 %.

Бухгалтер до 30% рабочего времени сосредоточен на экране монитора. (класс 2)

2.2. «Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы» - количество воспринимаемых и передаваемых сигналов (сообщений, распоряжений) позволяет оценивать занятость, специфику деятельности работника. Чем больше число поступающих и передаваемых сигналов или сообщений, тем выше информационная нагрузка, приводящая к возрастанию напряженности. По форме (или способу) предъявления информации сигналы могут подаваться со специальных устройств (световые, звуковые сигнальные устройства, шкалы приборов, таблицы, графики и диаграммы, символы, текст, формулы и т. д.) и при речевом сообщении (по телефону и радиофону, при непосредственном прямом контакте работников).

Плотность до 25 сообщений и сигналов в час (класс 1).

2.3. «Число производственных объектов одновременного наблюдения» - указывает, что с увеличением числа объектов одновременного наблюдения возрастает напряженность труда. Эта характеристика труда предъявляет требования к объему внимания (от 4 до 8 не связанных объектов) и его распределению как способности одновременно сосредотачивать внимание на нескольких объектах или действиях.

Бухгалтер наблюдает в течении смены за одним объектом (класс 1)

2.4. «Размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания
(% от времени смены)». Чем меньше размер рассматриваемого предмета (изделия, де
тали, цифровой или буквенной информации и т. п.) и чем продолжительнее время наблюдения, тем выше нагрузка на зрительный анализатор. Соответственно возрастает
класс напряженности труда.

Бухгалтер работает на ПЭВМ различает размер буквы или цифры (класс 1)

«Работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены)». На основе хронометражных наблюдений определяется время (часы, минуты) работы за оптическим прибором.
Бухгалтер в своей работе не имеет в наличии оптических приборов (класс 1)

2.6. «Наблюдение за экраном видеотерминала (ч в смену)». Согласно этому по
казателю фиксируется время (ч, мин) непосредственной работы пользователя ВДТ с
экраном дисплея в течение всего рабочего дня при вводе данных, редактировании тек
ста или программ, чтении информации буквенной, цифровой, графической с экрана.
Чем больше время фиксации взора на экран пользователя ВДТ, тем больше нагрузка на
зрительный анализатор и тем выше напряженность труда.

Бухгалтер работает на компьютере и наблюдает за экраном монитора более 75% рабочего времени (класс 3.1)

2.7. «Нагрузка на слуховой анализатор». Степень напряжения слухового анализатора определяется по зависимости разборчивости слов в процентах от соотношения
между уровнем интенсивности речи и «белого» шума. Когда помех нет, разборчивость
слов равна 100 % - 1 класс. Ко 2-му классу относятся случаи, когда уровень речи превышает шум на 10—15 дБА и соответствует разборчивости слов, равной 90—70 % или
на расстоянии до 3,5 м и т. п. Разборчивость слов и сигналов у бухгалтера от 100% до 90%. Помехи отсутствуют (класс 1)

2.8. «Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов наговариваемых в неделю)». Степень напряжения голосового аппарата зависит от продолжительности речевых нагрузок. Перенапряжение голоса наблюдается при длительной, без отдыха голосовой деятельности.

У бухгалтера нагрузка на слуховой аппарат до 2-х часов в день (прием факса, телефонные переговоры) относим к классу 1.

3. Эмоциональные нагрузки

3.1. «Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки» - указывает, в какой мере работник может влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности. С возрастанием сложности повышается степень ответственности, поскольку ошибочные действия приводят к дополнительным усилиям со стороны работника или целого коллектива, что соответственно приводит к увеличению эмоционального напряжения.

Степень ответственности у бухгалтера отсутствует (класс 1).

Класс 1 - ответственность за качество действий или операций, являющихся элементом трудового процесса по отношению к его конечной цели, а ошибка исправляется самим работающим на основе самоконтроля или внешнего, формального контроля по типу «правильно - не правильно».

3.2. «Степень риска для собственной жизни». Мерой риска является вероятность наступления нежелательного события, которую с достаточной точностью можно выявить из статистических данных производственного травматизма на данном предприятии и аналогичных предприятиях отрасли.

У бухгалтера степень риска отсутствует (класс 1)

3.3. «Ответственность за безопасность других лиц». При оценке напряженности необходимо учитывать лишь прямую, а не опосредованную ответственность (последняя распределяется на всех руководителей), то есть такую, которая вменяется должностной инструкцией. У бухгалтера степень риска для собственной жизни исключена (класс 1).

3.4. «Количество конфликтных производственных ситуаций за смену». Наличие
конфликтных ситуаций в производственной деятельности ряда профессий (сотрудники
всех звеньев прокуратуры, системы МВД, преподаватели и др.) существенно увеличивают эмоциональную нагрузку и подлежат количественной оценке. Количество конфликтных ситуаций учитывается на основании хронометражных наблюдений. У бухгалтера отсутствует степень ответственности за безопасность других лиц (класс 1).

4. Монотонность нагрузок

4.1 и 4.2. «Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций» и «Продолжительность (с) выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций» - чем меньше число выполняемых приемов и чем короче время, тем, соответственно, выше монотонность нагрузок. У бухгалтера число приемов, необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций — более 10 (класс 1)

Продолжительность (в сек) выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций более 100 (класс 1).

4.3. «Время активных действий (в % к продолжительности смены)». Наблюдение за ходом технологического процесса не относится к «активным действиям». Чем меньше время выполнения активных действий и больше время наблюдения за ходом производственного процесса, тем, соответственно выше монотонность нагрузок.

Бухгалтер наблюдает за процессом ввода и обработки информации в компьютере. Время активных действий 20% и более ( к продолжительности смены). В остальное время - наблюдение за ходом производственного процесса (класс 1).

4.4. «Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса, в % от времени смены)» - чем больше время пассивного наблюдения за ходом технологического процесса, тем более монотонной является работа. Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом процесса в % от времени смены) у бухгалтера составляет менее 75% (класс 1)

5. Режим работы

5.1 «Фактическая продолжительность рабочего дня» - выделен в самостоятельную рубрику, так как независимо от числа смен и ритма работы фактическая продолжительность рабочего дня колеблется от 6—8 ч (телефонисты, телеграфисты и т. п.) до 12 ч и более (руководители промышленных предприятий). У целого ряда профессий продолжительность смены составляет 12 ч и более (врачи, медсестры и т. п.). Чем продолжительнее работа по времени, тем больше суммарная за смену нагрузка, и, соответственно, выше напряженность труда.

Фактическая продолжительность рабочего дня бухгалтера 8 часов (класс 2).

5.2. «Сменность работы» определяется на основании внутрипроизводственных документов, регламентирующих распорядок труда на данном предприятии, организации. Самый высокий класс 3.2 характеризуется нерегулярной сменностью с работой в ночное время (медсестры, врачи и др.) У бухгалтера односменная работа (без ночной смены). Относим к классу 1.

5.3. «Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность (без учета обеденного перерыва)». К регламентированным перерывам следует относить только те перерывы, которые введены в регламент рабочего времени на основании официальных внутрипроизводственных документов, таких как коллективный договор, приказ директора предприятия или организации, либо на основании государственных документов - санитарных норм и правил, отраслевых правил по охране труда и других.

У бухгалтера перерывы регламентированы, достаточной продолжительности: 7% и более рабочего времени (класс 1).

Общая оценка напряженности трудового процесса

Независимо от профессиональной принадлежности (профессии) учитываются все 23 показателя. Не допускается выборочный учет каких-либо отдельно взятых показателей для общей оценки напряженности труда.

При окончательной оценке напряженности труда.

«Оптимальный» (1 класс) устанавливается в случаях, когда 17 и более показателей имеют оценку 1 класса, а остальные относятся ко 2 классу. При этом отсутствуют показатели, относящиеся к 3 (вредному) классу.

«Допустимый» (2 класс) устанавливается в следующих случаях:

когда 6 и более показателей отнесены ко 2 классу, а остальные - к 1 классу;

когда от 1 до 5 показателей отнесены к 3.1 и/или 3.2 степеням вредности, а остальные показатели имеют оценку 1-го и/или 2-го классов.

6.3.3. «Вредный» (3) класс устанавливается в случаях, когда 6 или более показателей отнесены к третьему классу (обязательное условие).

При соблюдении этого условия труд напряженный 1-й степени (3.1):

когда 6 показателей имеют оценку только класса 3.1, а оставшиеся показатели относятся к 1 и/или 2 классам;

когда от 3 до 5 показателей относятся к классу 3.1, а от 1 до 3 показателей отнесены к классу 3.2.

Труд напряженный 2-й степени (3.2):

когда 6 показателей отнесены к классу 3.2;

когда более 6 показателей отнесены классу 3.1;

когда от 1 до 5 показателей отнесены к классу 3.1, а от 4 до 5 показателей -к классу 3.2;

когда 6 показателей отнесены к классу 3.1 и имеются от 1 до 5 показателей класса 3.2.

6.4. В тех случаях, когда более 6 показателей имеют оценку 3.2, напряженность
трудового процесса оценивается на одну степень выше - класс 3.3.

Анализ напряженности трудового процесса показывает, что напряженность труда относится к классу 1 (оптимальные условия). «Оптимальный» (2 класс) устанавливается в следующих случаях:

-когда 17 и более показателей имеют оценку 1 класса.