microbik.ru
1


Обсуждено на кафедральном заседании

31октября 2011 г. (Протокол №4 )
О Б О С Н О В А Н И Е

оценки знания студентов по 10-бальной шкале

на кафедре микробиологии, вирусологии и иммунологии им. С.И.Гельберга

Гродненского государственного медицинского университета
Студент получает оценку на каждом занятии. Эта оценка выводится из оценки письменно-устного ответа и может повышаться или снижаться в зависимости от результата компьютерного тестирования и качества выполнения студентом лабораторной работы.

  1. Критерии оценки знаний студентов при письменно-устном ответе

На каждом лабораторном занятии студент письменно отвечает на вопрос из списка контрольных вопросов к данному занятию.

Весь необходимый для усвоения учебный материал содержится в компендиуме и лекционном курсе. Если студент полностью изложил основной материал по соответствующей теме занятия, изложенный в компендиуме, и показал знание дополнительного материала, он получает оценку 8 и с ним проводится устное собеседование. Если студент полностью изложил основной материал, но не показал знания дополнительного материала, ему выставляется оценка 7 и устное собеседование с ним не проводится. Если студент не полностью изложил материал, ему выставляется оценка ниже 7. Выставляемая оценка зависит от полноты ответа (6 – за изложение не менее ¾, 5 – ½, 4 – ¼ материала соответственно; оценка 3 выставляется за изложение менее, чем ¼ основного материала, 2 – если студентом даны отрывочные, не связанные друг с другом фрагменты, 1 – за отсутствие ответа или пользование во время ответа шпаргалкой). С таким студентом устное собеседование не проводится.

За использование студентом при письменном ответе дополнительного материала, не входящего в основной материал компендиума, его оценка увеличивается на балл.

При устном собеседовании преподаватель задает первый вопрос, чтобы выяснить, понимает ли студент изложенный материал или просто «вызубрил» его и может ли студент активно использовать изложенный материал, например, для решения ситуационных задач (если нет, студенту выставляется оценка 8). В случае успешного ответа студенту выставляется оценка 9 и ему задается второй вопрос с целью выяснить, в состоянии ли он связать изложенный материал с материалом пройденных занятий (если нет, студенту выставляется оценка 9). В случае успешного ответа на второй вопрос студент получает оценку 10.

Если студент не ответил на вопрос, этот же вопрос задается всей группе, и правильно ответивший на него (включая тех студентов, кто за письменную работу получил оценку ниже 8 и тех, с которыми устное собеседование уже было проведено) увеличивает свою итоговую оценку по разбираемой теме на балл. Неправильный ответ на такой вопрос не влияет на оценку (ради стимуляции активной работы всех студентов на занятии). Подобным образом разбираются также особо сложные для усвоения части темы текущего занятия.

На итоговом занятии полученная при ответе результирующая оценка корректируется средним баллом, полученным при изучении соответствующего раздела дисциплины, а также результатами компьютерного тестирования и выполнения практического навыка.

Корректировка оценки средним баллом на итоговом занятии проводится по следующей схеме:

Средний балл

Влияние на оценку

10 – 9 – 8

+1 балл

7 – 6 – 5

= (оценка не изменяется)

4 – 3 – 2 – 1

– 1балл



  1. Критерии оценки знаний студентов при компьютерном тестировании

Оценка результатов компьютерного тестирования проводится по величине показателя усвоения материала, вычисляемого по формуле:


Показатель работы (%)

=

Число правильных ответов студента



Число ошибочных ответов студента

х

100

Общее число правильных ответов в данном наборе тестовых вопросов

Общее число неподходящих ответов в данном наборе тестовых вопросов

Оценка результатов компьютерного тестирования осуществляется с учетом величины показателя усвоения материала, однако, отдельная оценка по тестированию не выставляется. Результат тестирования может изменять (либо оставлять прежней) оценку, полученную студентом при письменно-устном ответе:


показатель усвоения материала, %

Влияние на оценку

100

+1 балл

75 – 99

= (оценка не изменяется)

50 – 74

– 1балл

≤ 49

  • 2 балла


Если студент во время тестирования пользуется шпаргалкой, тестирование прекращается и выставляется оценка 1.


    1. Количество тестов по дисциплине для каждого факультета

Тесты для компьютерного тестирования постоянно модифицируются, и их действующий в данное время вариант вместе с ответами включается в компендиум для предварительного ознакомления.

По факультетам общее количество тестов, из которых компьютер выбирает конкретный вариант для занятия и экзамена, следующее (цифры приблизительные, так как модификация тестов заключается не только в их качественном изменении, но и в изменении их общего количества):

  • лечебный факультет – 1 000;

  • педиатрический факультет – 1 000;

  • отделение иностранных студентов с преподаванием на русском языке – 1 000;

  • отделение иностранных студентов с преподаванием на английском языке – 1 000;

  • медико-психологический факультет –  700;

  • факультет медицинских сестер – 1 615.




    1. Количество тестов, которое дается студенту для контроля знаний на лабораторном (и итоговом) занятии и на экзамене




Факультет

Занятие

Экзамен

(у ФМС – диф. зачет)

Количество тестов

Максимальное время на выполнение

Количество тестов

Максимальное время на выполнение

Лечебный факультет

20

10 мин

60

30 мин

Педиатрический факультет

20

10 мин

60

30 мин

Отделение иностранных студентов с обучением на русском языке

20

10 мин

60

30 мин

Отделение иностранных студентов с обучением на английском языке

20

10 мин

60

30 мин

Медико-психологический факультет

20

10 мин

60

30 мин

Медико-диагностический факультет (спец. сестринское дело)

20

10 мин

20

15 мин

Медико-диагностический факультет (спец. медико-диагностическое дело)

20

10 мин

60

30 мин

Студенты, которые примут участие в олимпиаде по микробиологии (олимпиада проводится в конце семестра перед экзаменами), на экзамене могут отказаться от тестирования в пользу результатов тестов, полученных на олимпиаде, либо пройти тестирование и выбрать лучший результат из двух (полученный на олимпиаде либо на экзамене).

3. 1. Критерии оценки освоения студентами практических навыков

Оценка результатов выполнения практического навыка на лабораторном занятии осуществляется с учетом качества выполненной работы, однако, отдельная оценка по практическому навыку не выставляется. Результат выполнения практического навыка может изменять (либо оставлять прежней) оценку, полученную студентом при письменно–устном ответе.

За правильное выполнение на лабораторном занятии практического навыка, подлежащего усвоению (см. соответствующий список в компендиуме) оценка студента на занятии остается прежней, за показательно-хорошее его выполнение – добавляется один балл, за выполнение практического навыка с отдельными ошибками снимается один балл. Два балла снимаются за абсолютно неправильное выполнение практического навыка, либо при полной неспособности студента выполнить практический навык.

На итоговом занятии оценка практического навыка осуществляется по той же схеме, но для того, чтобы получить дополнительный балл к оценке на итоговом, студент должен показательно-хорошо без ошибок выполнить практический навык и ответить на дополнительный вопрос преподавателя. Смена задания практического навыка на итоговом занятии не допускается.

Критерии оценки знаний студентов на экзамене (у МДФс – на дифф. зачете)

4. Оценка ответа на теоретический вопрос

Во время подготовки к ответу на экзаменационный билет (в течение не более 60 минут), у ФМС – не более 30 минут студент излагает ответ в письменном виде (возможен, также, письменный ответ не связным текстом, а в виде подробного плана-конспекта).

Если студент достаточно полно (но не так подробно, как на лабораторном занятии) изложил основной фактический материал (материал компендиума) по соответствующему вопросу и показал знание дополнительного материала, он получает оценку 8 и с ним проводится устное собеседование. Если студент достаточно полно (но не так подробно, как на лабораторном занятии) изложил основной фактический материал по соответствующему вопросу, но не показал знания дополнительного материала, ему выставляется оценка 7 и с ним не проводится устное собеседование. Если студент не полностью изложил фактический материал даже в сокращенном объеме, требуемом на экзамене, ему выставляется оценка ниже 7 (градация оценки аналогична той, которая используется на занятии); с таким студентом устное собеседование не проводится.

При устном собеседовании преподаватель задает первый вопрос, чтобы выяснить, понимает ли студент изложенный материал или просто «вызубрил» его и может ли студент активно использовать изложенный материал, например, для решения ситуационных задач (если нет, студенту выставляется оценка 8). В случае успешного ответа студенту выставляется оценка 9 и ему задается второй вопрос с целью выяснить, в состоянии ли он связать изложенный материал с материалом пройденных занятий (если нет, студенту выставляется оценка 9). В случае успешного ответа на второй вопрос студент получает оценку 10.

Каждый студент имеет право сменить любой экзаменационный вопрос (обратившись с такой просьбой к экзаменатору в течение 10 минут после получения экзаменационного билета). В этом случае его «пороговой» оценкой является 5 вместо 7 (7-2=5), а максимальной – 8 вместо 10

(10-2=8). Повторная смена экзаменационного вопроса не допускается. При смене экзаменационного вопроса время на подготовку к нему увеличивается на 15 минут.
5. Оценка практического навыка

Оценка результатов выполнения практического навыка на экзамене осуществляется с учетом качества выполненной работы, по той же схеме, что и на итоговом занятии, т.е. отдельная оценка по практическому навыку не выставляется. Результат выполнения практического навыка может изменять (либо оставлять прежней) оценку, полученную студентом при письменно–устном ответе.

За правильное выполнение практического навыка, оценка студента на экзамене (итоговом занятии) остается прежней. При показательно-хорошем выполнении практического навыка преподаватель задает студенту дополнительный вопрос и в случае правильного ответа к оценке, полученной студентом при письменно – устном ответе добавляется один балл. За выполнение практического навыка с отдельными ошибками снимается один балл. Два балла снимаются за абсолютно неправильное выполнение практического навыка, либо при полной неспособности студента выполнить практический навык.

Смена задания практического навыка не допускается.
6. Выведение результирующей экзаменационной оценки

Результирующая экзаменационная оценка выводится как средняя из четырех оценок (по общей микробиологии, иммунологии, медицинской бактериологии с основами микологии и протозоологии, общей и медицинской вирусологии), либо в случае облегченной сдачи экзамена – трех, двух или одной, полученных за письменно–устные ответы (ответ) на теоретические вопросы (вопрос) экзаменационного билета, и корректируется результатами выполнения практического навыка и компьютерного тестирования (результаты оцениваются по той же схеме, что и на итоговом занятии). Однако корректировка оценки средним баллом на экзамене не проводится.

У студентов МДФс результирующая оценка дифференцированного зачета выводится как средняя из оценок, полученных за письменно–устные ответы на теоретические вопросы билета по двум разделам курса (по общей микробиологии или иммунологии, медицинской бактериологии с основами микологии и протозоологии или общей и медицинской вирусологии), либо в случае облегченной сдачи по одному вопросу, и корректируется результатом оценки практического навыка и компьютерного тестирования. Корректировка оценки средним баллом на дифзачете не проводится.

При выставлении экзаменационных оценок и оценок на дифзачете (включая оценку 10) используются арифметические правило округления до целого числа.

Экзаменатор имеет право оценить студента на балл выше его результирующей экзаменационной оценки (включая повышение оценки до 10) за активное участие в СНО, а также за призовое место, полученное студентом на олимпиаде (балл добавляется студентам, занявшим одно из трех призовых мест).


    1. Сдача экзамена в облегченном варианте

Студент, имеющий средний балл 9 или 10 при отсутствии итоговых оценок за каждый из четырех разделов курса ниже 9, имеет право сдавать на экзамене только практический навык (время подготовки – не менее 15 минут), компьютерное тестирование (по полному курсу) и отвечать на один теоретический вопрос экзаменационного билета по разделу дисциплины «общая микробиология». Результирующая экзаменационная оценка выводится из оценки, полученной за письменно–устный ответ с учетом корректировки ее результатами выполнения практического навыка и компьютерного тестирования (результаты оцениваются по той же схеме, что и на итоговом занятии).

Студент, имеющий средний балл 9, но у которого хотя бы один раздел оценен итоговой оценкой ниже 9, имеет право сдавать на экзамене только компьютерное тестирование (по полному курсу), практический навык и должен письменно ответить на один вопрос экзаменационного билета по разделу медицинская бактериология с основами микологии и протозоологии. Его оценка будет выводиться из оценки, полученной при ответе на вопрос билета, и корректироваться результатами компьютерного тестирования и выполнения практического навыка (результаты оцениваются по той же схеме, что и на итоговом занятии).

Студент, имеющий средний балл 8, имеет право сдавать на экзамене только компьютерное тестирование (по полному курсу), практический навык и должен письменно ответить на два вопроса экзаменационного билета по двум разделам предмета: иммунология и медицинская бактериология с основами микологии и протозоологии. Его оценка будет выводиться из оценок, полученной при ответе на вопросы билета и корректироваться результатами компьютерного тестирования и выполнения практического навыка (результаты оцениваются по той же схеме, что и на итоговом занятии).

Студент, имеющий средний балл 7, имеет право сдавать на экзамене только компьютерное тестирование (по полному курсу) практический навык и должен письменно ответить на три вопроса экзаменационного билета по трем разделам предмета: иммунология, медицинская бактериология с основами микологии и протозоологии и общая и медицинская вирусология. Его оценка будет выводиться из оценок, полученной при ответе на вопросы билета и корректироваться результатами компьютерного тестирования и выполнения практического навыка (результаты оцениваются по той же схеме, что и на итоговом занятии).

При оценке 6 и ниже студент должен сдавать экзамен в полном объеме.

Студенты МДФс, имеющие средний балл 9 или 10, имеет право сдавать на дифференцированном зачете только практический навык (время подготовки – не менее 15 минут), компьютерное тестирование (по полному курсу) и отвечать на один теоретический вопрос экзаменационного билета (по любому из разделов на выбор). Результирующая оценка выводится из оценки, полученной за письменно–устный ответ с учетом корректировки ее результатами выполнения практического навыка и компьютерного тестирования.

Все студенты, имеющие право на сдачу экзамена в облегченном варианте, имеют право отказаться от такой возможности и сдавать экзамен в полном объеме.


    1. Оценка студента, пользующегося во время экзамена шпаргалкой

При наличии у студента во время сдачи экзамена шпаргалки (к этому факту приравнивается подсказка, а также пользование сотовым телефоном) он получает оценку 1 по тому этапу, во время которого соответствующий факт был зарегистрирован экзаменатором. При регистрации факта наличия шпаргалки во время сдачи практического навыка или компьютерного тестирования преподавателем, проводящим соответствующий этап экзамена, студенту выводиться минимальная оценка по соответствующему этапу.

После этого результирующая экзаменационная оценка выводится по общему правилу (см. п. 6.), но не может быть ниже 2.

5. Дополнение к критерию оценки студента на итоговом занятии.

Студент, не явившийся на итоговое занятие по неуважительной причине, должен отработать занятие заведующему кафедрой в конце семестра. Однако, поскольку неявка на итоговое занятие без уважительной причины расценивается как отказ от ответа, такой студент лишается возможности сдавать экзамен в облегченном варианте. Сдавать экзамен в облегченном варианте не смогут также студенты, получившие хотя бы одну единицу по любому из лабораторных занятий.