microbik.ru
1
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС У ПЕДАГОГОВ И ПСИХОЛОГОВ
Кошанская А.Г.

АГУ, г.Майкоп
В исследованиях последних лет особый интерес вызывают вопросы, связанные с проблемой эмоционального стресса в различных профессиях и, как отмечает А.Б.Леонова (2000), эти работы отчетливо доминируют в потоке публикаций по прикладным аспектам изучения стресса [4]. Организация труда специалистов различных профессиональных групп (медицинских и социальных работников, психологов и педагогов), связанного с интенсивным и нередко напряженным межличностным общением, становится в последние годы объектом все более активного внимания медицинской психологии. Профессиональный стресс или синдром «эмоционального выгорания» возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них и представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления. Его рассматривают как многомерный феномен, выражающийся в психических и физиологических реакциях на широкий круг ситуаций в трудовой деятельности человека, при этом негативные последствия профессионального стресса рассматривают в нескольких плоскостях: влияние на результаты труда, психическое и физическое здоровье самих педагогов и психологов.

По существу, профессиональное выгорание - это дистресс, который проходит три стадии общего адаптационного синдрома (по Г. Селье) [9]:

I. «Напряжение» - психологи или педагоги ощущают неудовлетворенность собой, тревогу, сниженный фон настроения, переживание психотравмирующих ситуаций.

II. «Резистенция» - при которой возникает неадекватное, избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций.

III. «Истощение» или «эмоциональное выгорание». На данной стадии возникает эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность, психосоматические и психовегетативные нарушения.

Симптомы, составляющие синдром профессионального выгорания, условно можно разделить на три основные группы: психофизические, социально-психологические и поведенческие.

К психофизическим симптомам профессионального выгорания относятся:

  1. чувство постоянной, непроходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

  2. ощущение эмоционального и физического истощения;

  3. снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);

  4. общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);

  5. частые беспричинные головные боли; расстройства желудочно-кишечного тракта; резкая потеря или резкое увеличение веса;

  6. полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, начиная с 4 час. утра или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2-3 час. ночи и "тяжелое" пробуждение утром, когда нужно вставать на работу);

  7. постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

  8. одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

  9. заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений;

К социально-психологическим симптомам профессионального выгорания относятся такие неприятные ощущения и реакции, как:

  1. безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

  2. повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

  3. частые нервные "срывы" (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, "уход в себя");

  4. постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности);

  5. чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что "что-то не так, как надо");

  6. чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что "не получится" или человек "не справится";

  7. общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу "Как ни старайся, все равно ничего не получится").

К поведенческим симптомам профессионального выгорания относятся следующие поступки и формы поведения работника:

  1. ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее - все труднее и труднее;

  2. сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит);

  3. вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;

  4. руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим;

  5. чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

  6. невыполнение важных, приоритетных задач и "застревание" на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

  7. дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности.

Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессора: снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением [8]. Кроме индивидуальных средств защиты и профилактики, на мой взгляд, настало время организационных подходов. Руководителю необходимо рассматривать каждого сотрудника его как ценный ресурс для реализации задач организации. Забота о каждом сотруднике есть сохранение ресурса организации. Особенности профессии, эмоциональная включенность и синдром эмоционального выгорания требуют определенных условий его коррекции. Это наличие наставничества, супервизорства, повышения квалификации. Индивидуальное консультирование по вопросам как профессиональной деятельности, например, профориентация внутри помогающих профессий или профессиональная непригодность. Профессионалы, которые занимаются психотерапией, психологическим консультированием должны иметь иные условия на работе, которые учитывали бы особенности их профессии, например, ограничение количества консультаций в день. И эти условия являлись бы профилактикой синдрома «выгорания». Балинтовские группы - также хорошая профилактика эмоционального «выгорания» педагогов и психологов. Они являются очень успешной формой не только профессионального и личностного роста, влияющего на эффективность работы педагогов и психологов, но и активной социальной поддержкой для них, что позволяет эффективно использовать эти группы в работе с профессиональным стрессом [2].
Литература:

  1. Вид В.Д., Лозинская Е.И. Синдром перегорания в психиатрии и его зависимость от терапевтической идеологии. // Росс. психиатр. журнал. – 1998. - №1. - C. 19-22.

  2. Винокур В.А., Психосоматические механизмы развития сердечно-сосудистых заболеваний: Дисс….докт. мед. наук. – СПб 2002.

  3. Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психическое здоровье. / Под ред. Г.С.Никифорова - СПб.: изд-во СпбГУ, 2000. – C. 443 – 460

  4. Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции. // Психологический журнал. – 2004. - т.25. - № 2. - с. 75 – 85.

  5. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса. // Вестн. МГУ / серия Психология. – 2000. - № 3. - с. 4-21.

  6. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал.- 2001.- Т.22, №1.- С.90-101.

  7. Робертс Г.А. Профилактика выгорания // Обзор современной психиатрии.- 1998.- №1.- C. 39-46.

  8. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях. // Психологический журнал. – 2002, том23, №3. – C.85-95.

  9. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости.—2002.— №7.— С. 3-9.

  10. Buunk, B.P. (1990) Affilation and helping interaction withing organizations: A critical analysis of the role of social support with regard to occupational stress. European review of social psychology, 1, P.293-322.

  11. Crane M. Why burn-out doctors get suet more often.// Medical Economics.- 1988.-vol. 75(10). -P.210-212.

  12. Farber, B.& Heifetz, L. (1982) The process and dimension of burnout in psychotherapists: Professional psychology, 13. - P.293-301.

  13. Felton J. S. Burnout as a clinical entity – its importance in health care workers. // Occupational medicine.-1998. – vol. 48.- P.237- 250.

  14. Holloway F., Szmukler G., Carson J. Support systems. 1. Introduction.// Advances in Psychiatric Treatment.- 2000. Vol.6.- P.226-235

  15. Kahill S. Interventions for burnout in the helping professions: A review of the emperical evidence. // Canadian Journal of counseling review. – 1988. – V.22 (3) - P.310-342.

  16. Von Oncuil J. ABC of work related disorders: stress at work.// British Medical Journal.- 1996.- vol.313.- P.745-748.

  17. Winnubst, J., Buunk, B., Marselissan, F. (1982) Social support in the stressor-strain relationship: A Dutch sample. Social Science & Medicine, 16. - P.475-482.