microbik.ru
1


СВОЙСТВА СТЕКЛОПЛАСТИКОВОЙ АРМАТУРЫ
Физико-механические свойства стеклопластиковой арматуры в основном определяются свойствами стеклянного волокна, т.е. основного "рабочего" материала арматуры. Это обстоятельство предопределяется, во-первых, относительно низким (в 6—7 раз меньше, чем у стеклянного волокна) значением модуля упругости связующего и, во-вторых, небольшим содержанием полимера в стеклопластике (около 20% по массе). При повышении температуры проявляются пластические свойства связующего. В этой связи степень участия полимера в работе арматурного стержня снижается и, как следствие, повышается роль' стеклянного волокна. При химическом воздействии различных реагентов на стеклопластиковую арматуру наблюдаются проникание жидкой либо газообразной фазы через связующее к стеклянному волокну и затем его разрушение. Поэтому коррозионная стойкость арматуры также определяется в основном свойствами волокна. В связи с этим качество арматуры следует изучать в тесной зависимости от свойств стеклянного волокна, которые изложены в главе I монографии.

В настоящей главе приводятся свойства арматуры, изготовленной из алюмоборосиликатного волокна и эпоксифенольного связующего.
Прочность и деформативность арматуры*
Прочность и деформативность стеклопластиковой арматуры исследовались при растяжении и сжатии, т.е. при воздействиях, которые она воспринимает в строительных конструкциях и изделиях.

Для исследования прочностных и информативных свойств арматуры при кратковременном растяжении испытывались образцы арматуры при температуре окружающей среды около 20°С и относительной влажности 50 ... 60%. Длина рабочей зоны (расстояние между захватами разрывной машины), как и для стальной арматуры, принималась не менее 30 диаметров образца и не менее 200 мм. Нагружались образцы плавно, ступенями примерно через 0,1 Рразр, Длительность нагружения одной ступени составляла около 30 с. После каждой ступени нагружения индикаторами часового типа замерялись удлинения образца на базе 100 мм с точностью ±0,05 мм. В расчет, принимались образцы, разрушенные в рабочей зоне.

Значения начального модуля упругости определялись по линейному участку диаграммы деформаций растяжения при напряжениях 0,2 . . .0,5 бвр (предела прочности). Для определения кратковременной прочности арматуры и модуля упругости при сжатии испытывались короткие образцы диаметром 6 мм. Рабочая длина образца (расстояние между захватами) принималась равной 10 мм. После закрепления испытуемого образца в захватах с четырех сторон устанавливались индикаторы часового типа, по которым центрировались сжимающие усилия по физической оси стеклопластикового стержня. При этом усилие обжатия образца доводилось до 0,2 блр . После центровки нагрузка к образцу прикладывалась ступенями, примерно равными 0,1 от Рразр, В процессе нагружения замерялись деформации образца и фиксировалась разрушающая нагрузка. По этим данным определялись кратковременный предел прочности и модуль упругости стеклопластиковой арматуры при сжатии. На растяжение испытывались образцы арматуры, изготовленные из первичного стеклянного волокна, обычного жгута в 20 и 40 сложений, а также из жгута-ровинта в 30 и 60 сложений.

При анализе результатов деформативности и прочности арматуры при кратковременном растяжении необходимо обратить внимание на следующее (табл. 3).

Таблица 3. Зависимость деформативности н прочности стеклопластиковой арматуры диаметром 6 мм от вида стеклянного волокна

Вид стеклянного волокна

Временное сопротивление разрыву, МПа

Начальный модуль упругости Ј, ГПа

Жгут в 40 сложений

" "20 " Жгут-ровинг в 30 сложений

л » 60 " Первичная нить

1200

1242

1540
1435

1600


--

--

52
53

55,8

Наибольшую прочность имеет арматура, изготовленная из первичной нити. Арматура же, выработанная из обычного жгута, обладает самой низкой прочностью. Прочность арматуры из жгута-ровинга, в котором устранена разнодлинность нитей, будет выше.

В связи с тем, что при выработке арматуры из первичной нити требуется большой объем магазина для стекловолокна и усложняется контроль обрыва нитей, стеклопластиковую арматуру следует изготовлять из жгута-ровинга в 30 сложений. При большом числе каналов технологической линии можно использовать жгут в 60 сложений.
6, мп а

1250

Рис. 13. Диаграмма растяжения арматуры

woo


Модуль упругости стеклопластиковой арматуры также в некоторой степени зависит от вида стеклянного волокна, из которого изготовляется арматура. Наибольшее значение начального модуля упругости арматуры получено при использовании первичного волокна.

При выработке опытных партий арматуры изучалась возможность изготовления арматуры одновре-м енно из нес ко ль к их в идов стеклянного волокна. Например, арматуру диаметром 6 мм вырабатывали, используя жгут-ровинг в 30 и 60 сложений. При испытании такой арматуры было установлено, что разрыв образцов происходит двухстадийно, а их прочность оказывается низкой. Вначале разрывается часть волокна из жгута в 30 сложений, а затем — в 60. Отсюда следует вывод, что в арматурном стержне лучше использовать только один вид стеклянного волокна.

Диаграмма "напряжение — деформация" стеклопластиковой арматуры (рис 13) практически прямолинейна вплоть до разрыва. Диаметр арматуры существенно влияет на значение временного сопротивления стеклопластиковой арматуры (рис. 14). Чем тоньше арматура, тем выше ее прочность. Прочность арматуры диаметром 3 мм достигает 1800 МПа, а диаметром 12 мм — только 1050 МПа. Поэтому с увеличением диаметра арматуры требуется повышенное ее содержание в конструкциях, что ведет к удорожанию конструкций.

С другой стороны, при использовании стеклопластиковой арматуры для армирования конструкций, эксплуатируемых под воздействием агрессивных сред, целесообразно использовать арматуру больших диаметров с менее развитой относительной поверхностью (поверхностью, приходящейся на единицу площади поперечного сечения). Химическая стойкость арматуры больших диаметров будет выше, чем тонкой, так как относительная поверхность ее значительно меньше, а скорость

химического разрушения арматуры в определенной степени определяется площадью ее поверхности. Таким образом, долговечность конструкций при восприятии агрессивных воздействий с увеличением диаметра арматуры будет увеличиваться, а их стоимость на единицу эксплуатационного времени — уменьшаться.

В конструкциях, в которых арматура не подвергается химическому разрушению, следует использовать арматуру небольших диаметров с меньшей стоимостью единицы прочности. Поэтому при проектировании конструкций со стеклопластиковой арматурой следует назначать оптимальные диаметры арматуры, которые определяются экономическими соображениями и зависят от функционального назначения конструкций.

Влияние диаметра арматуры на прочность при растяжении можно объяснить следующим. Стеклопластик является композиционным материалом, состоящим из стеклянных волокон, склеенных полимерным связующим. Деформативность его в несколько раз выше, чем стеклянного волокна. При испытании образцов стеклопластиковой арматуры на разрывной машине усилие, обжимающее стержень в захватах, воспринимается стеклянными волокнами, расположенными на поверхности стержня, а затем через прослойки связующего передается волокнам, находящимся в его сердцевине. В связи с этим при растяжении образца наибольшие деформации получают волокна на поверхности стержня, так как за счет повышенной деформативности слоев полимерного связующего происходит некоторое смещение крайних волокон относительно волокон, расположенных ближе к центру испытуемого образца (без нарушения сцепления волокон с полимером), поэтому напряжения в стеклянных волокнах по диаметру стержня от его поверхности к центру уменьшаются (рис. 15). Разрушение образцов начинается с разрыва наиболее напряженных стеклянных волокон, расположенных по периметру стержня, а затем за счет перераспределения напряжений происходит разрыв волокон в оставшемся сечении стержня.

В процессе экспериментального исследования прочности и деформативности образцов стеклопластиковой арматуры на разрывных машинах было установлено, что разрушение их начинается, как правило, с разрыва оплеточной нити, образующей периодический профиль поперечного сечения. 3 атем следует разрыв отдельных волокон в поверхностном слое по всей длине рабочей части испытуемого стержня, после чего происходит более интенсивное разрушение волокон по периметру стержня с распространением к его центру, при этом рост нагрузки прекращается и наступает разрыв стержня с образованием "метелки". Некоторые стержни разрываются в одном сечении подобно разрыву стальной арматуры без образования "метелки". Особенно четко послойное Разрушение арматуры нами наблюдалось при разрушении стержней иаметром 12 мм. В некоторых из них после разрыва волокон в поверхностном слое происходило проскальзывание неразрушенной сердцевины стержня по слою полимерного связующего.

Степень изменчивости механических свойств стеклопластиковой арматуры определялась путем статистического анализа контрольных испытаний образцов (рис. 16, табл. 4). Из приведенных данных следует, что механические свойства стеклопластиковой арматуры обладают неоднородностью, зависящей от числа сложений жгута. Поэтому значения браковочного минимума временного сопротивления арматуры из жгута в 30 сложений приняты 1420 МПа, а в 60 сложений — 1190 МПа, т.е. ниже их минимальных граничных значений, соответственно равных 1449 и 1264 МПа. Из данных табл. 4 и рис. 16 следует также, что механические характеристики и однородность арматуры из жгута в 30 сложений несколько выше, чем арматуры из жгута в 60 сложений, поэтому жгут-ровинг в 30 сложений предпочтительнее для изготовления стеклопластиковой арматуры, особенно при армировании наиболее ответственных конструкции.
Химическая стойкость арматуры

При изучении химической стойкости стеклянного волокна и стеклопластиков многие исследователи за критерий принимают изменение массы образцов при воздействии агрессивных сред. Для исследования стойкости арматуры такая методика не может быть использована, так как полученные результаты не позволят оценить потери прочности арматуры, т.е. ее работоспособность при восприятии растягивающих напряжений. Также совершенно несостоятельна и методика определения стойкости по изменению внешнего вида образцов, т.е. цвета, состояния поверхности и т.д. Наиболее приемлемым критерием при изучении химической стойкости арматуры следует считать прочностный критерий, который комплексно выражает связь физико-химических и механических свойств материала. Этот критерий при изучении стойкости арматуры и был принят определяющим.

Для ускорения и облегчения испытаний опытных образцов арматуры Н.А. Мощанским было предложено испытывать короткие образцы арматуры на изгиб. Однако, как показали результаты испытаний, разрушение таких образцов происходило из-за нарушения целостности сжатой зоны изгибаемых образцов, что не отражало действительной работы арматуры в конструкциях. В связи с этим прочностные характеристики арматуры следует определять при их испытании на разрыв.

Для уменьшения влияния неоднородности арматуры по длине на разброс опытных данных образцы каждой партии брались из одного мотка арматуры. Длина образцов для испытания принималась равной 700 . . . 800 мм. Для обеспечения расположения места разрыва образца между захватами, т.е. в средней рабочей его части, концы испытуемых образцов на 250 мм перед погружением в агрессивные среды усиливались стеклопластиковым жгутом, пропитанным полимерным связующим, с последующей полимеризацией либо покрывались слоем горячего парафина.

Подготовленные образцы стеклопластиковой арматуры перед испытанием (погружением в агрессивную среду) подвергались кондиционированию — выдерживались в течение нескольких суток при постоянном температурно-влажностном режиме (температура 20i2°C, относительная влажность воздуха 65±5%). После кондиционирования для каждой партии арматуры определялись основные характеристики — объемная масса, содержание связующего, степень полимеризации и водопоглощение. Затем образцы помещались в различные агрессивные среды на 7, 10 сут, на 1,- 3, 6, 12, 24 мес и более. После воздействия агрессивной среды образцы извлекались из растворов, выдерживались на воздухе 10—12 ч и испытывались на прочность при разрыве, при этом определялись модуль упругости и относительное удлинение перед разрывом. Одновременно со стеклопластиковой арматурой воздействию агрессивных сред подвергалась стальная высокопрочная арматура также диаметром 3 мм.

Характеристики сравнительной стойкости стеклопластиковой и стальной арматуры во времени были получены с помощью сопоставления результатов кратковременных прочностных испытаний образцов арматуры до погружения в агрессивные среды и после длительной выдержки в них.

Проникание растворов агрессивных реагентов к основному рабочему материалу стеклопластиковой арматуры, т.е. к стеклянному волокну, через полимер происходит по имеющимся в нем трещинам, порам и каналам, а также за счет диффузии реагента через полимер. Процесс диффузии молекул жидкости через межмолекулярные дырки в полимере к стеклянному волокну носит замедленный характер и продолжается около 50 .. .60 сут. За этот период происходит заполнение его микродефектов на поверхности стеклянного волокна и наблюдается активное снижение прочности арматуры за счет расклинивающего эффекта жидкости в трещинах на поверхности стеклянного волокна. В этот период происходит химическое поражение волокна в процессе его взаимодействия с агрессивной средой.

На основании результатов, полученных при испытании арматуры, построен график сравнительной химической стойкости стеклопластиковой и стальной арматуры (рис. 17). На графике по вертикальной оси фиксируется прочность арматуры через г сут в процентах предела прочности арматуры до испытания, т.е. (6v/6 ) 100%, где dr— прочность арматуры после г сут воздействия агрессивной среды; бър~ временное сопротивление арматуры разрыву до испытания в агрессивной среде. Из графика следует, что в первые 50 . . .60 сут происходит интенсивное снижение прочности стеклопластиковой арматуры, затем этот процесс замедляется и приобретает прямолинейный характер. Снижение прочности стальной арматуры происходит значительно активнее. Например, в 1 н растворе Н250д через 50 . . .60 сут стальная арматура полностью теряет прочность — разрушается, а стекло-пластиковая теряет примерно 10%. Прочность стеклопластиковой арматуры под воздействием 1 н раствора H2SO4 в течение 300 сут снижается на 15%, в течение 900 сут — на 20%. В растворе сильвинита за 50 ... 60 сут прочность стальной арматуры практически не снижается, а стеклопластиковой — уменьшается на 5%. В насыщенном растворе сильвинита остаточная прочность стеклопластиковой арматуры через 900 сут составляет 90%, стальная арматура к этому времени разрушается. Таким образом, из графика следует, что долговечность стеклопластиковой арматуры значительно превышает долговечность стальной арматуры [12].

Нами было обследовано состояние железобетонных конструкций в реальных условиях эксплуатации на заводах синтетических волокон (кислая среда), на комбинатах и складах минеральных удобрений (солевая коррозия). В процессе этих обследований установлено следующее. На заводах синтетических волокон железобетонные конструкции подвергаются воздействию растворов серной кислоты различных концентраций, а также сероводорода, сероуглерода и сернистого газа. Под воздействием растворов серной кислоты происходит разрушение стальной арматуры, а также традиционного цементного бетона. Срок эксплуатации железобетонных конструкций в таких условиях не превышает

4... 5 лет. Например, на кислотной станции Светлогорского завода искусственного волокна ребристые железобетонные панели перекрытий над технологическими тоннелями после каждых 4-х лет эксплуатации заменяются. При воздействии солей на складах и комбинатах минеральных удобрений также наблюдается коррозия стальной арматуры в железобетонных конструкциях. Срок их службы в этих условиях сокращается до 7 лет.

Таким образом, при замене железобетонных конструкции конструкциями из специальных коррозионностойких бетонов со стеклопластиковой арматурой представляется возможным существенно повысить их долговечность и обеспечить требуемые сроки эксплуатации промышленных зданий и сооружений.

Стойкость стеклопластиковой арматуры определяется видом агрессивной среды, причем воздействие кислот и щелочей оказывает наиболее разрушительное действие на арматуру. Известно, что в процессе твердения цементных бетонов и при их увлажнении образуется щелочная среда, поэтому стеклопластиковая арматура в цементных бетонах при определенной их влажности способна снижать прочность во времени.

Были проведены исследования влияния на стеклопластико-вую арматуру среды различных бетонов, приготовленных на портландцементе и глиноземистом цементе. При этом установлено, что независимо от вида цемента во всех влажных бетонах происходит снижение прочности арматуры, а степень снижения зависит от влажности бетона.

Стержни стеклопластиковой арматуры диаметром 3 мм закладывались в бетонные призмы., которые твердели либо в воздушно-сухих условиях при относительной влажности воздуха около 60%, либо над поверхностью воды (относительная влажность окружающей среды при этом составляла около 90 .. .100%), а часть призм погружалась в воду на несколько миллиметров.

Через определенное время выдержки в таких условиях призмы раскалывались, арматура извлекалась и испытывалась на разрыв.

Результаты исследования снижения прочности арматуры диаметром 3 мм без пленочного покрытия в бетоне на портландцементе представлены на рис. 18, из которого следует, что в первые 50 . . .60 сут наблюдалось активное снижение прочности арматуры независимо от влажности бетона. Необходимо напомнить, что в этот период одновременно происходило снижение прочности арматуры за счет химического процесса и расклинивающего эффекта, который возникал в результате заполнения влагой микротрещин, расположенных на поверхности волокна. В последующее время бетонные призмы, находившиеся в воздушно-сухих условиях, высыхали, происходило удаление влаги из микротрещин, поэтому прочность арматуры в этих призмах несколько повышалась. Однако прочность не достигала исходной по причине частичного разрушения волокна за счет химического процесса взаимодействия щелочи со стеклянным волокном во влажном вызревающем бетоне. Затем процесс снижения прочности арматуры в этих призмах прекращался, причем потери прочности составляли около 10% исходной (рис. 18, кривая 1).

В призмах, расположенных над водой (относительная влажность 90 . . .100%), после первых 50 ... 60 сут снижение прочности арматуры продолжалось. За 600 сут снижение прочности арматуры в этом случае произошло примерно на 20% (рис. 18, кривая 2). В призмах, частично погруженных в воду, наблюдалось неуклонное снижение прочности арматуры, и через 300 сут арматура практически разрушилась (рис. 18, кривая 3).

На основании результатов этого исследования необходимо сделать следующие выводы. Во-первых, стеклопластиковую арматуру не следует применять в конструкциях, изготовленных из цементных бетонов и эксплуатируемых во влажном состоянии; во-вторых, при проектировании конструкций из цементных бетонов со стеклопластиковой арматурой, которые эксплуатируются в воздушной среде с относительной влажностью более 70%, необходимо учитывать снижете прочности арматуры в течение всего времени эксплуатации таких конструкций; в-третьих, при эксплуатации конструкций из цементных бетонов со стеклопластиковой арматурой в воздушной среде с относительной влаж-



Влияние температуры и влажности на физико-механические свойства арматуры *

В процессе изготовления и эксплуатации бетонные конструкции со стеклопластиковой арматурой могут находиться в различных температурных и влажностных условиях. Например, при изготовлении таких конструкций для сокращения сроков твердения бетонов используется пропаривание. При этом арматура подвергается совместному воздействию высоких температур и влаги. Кроме того, конструкции могут эксплуатироваться при отрицательных и положительных температурах. В условиях пожара конструкции испытывают одновременное воздействие высоких температур и огня. В связи с этим для обеспечения надежности конструкций необходимо знать способность арматуры противостоять нагреву и охлаждению, а также действию парообразной влаги.

В литературе имеются различные данные о влиянии температурных и влажностных условий на свойства стеклопластиков, в том числе и на термореактивном эпоксифенольном связующем. Однако по совокупности задач, которые решает арматура в бетонных конструкциях, ее роль совершенно не сопоставима с назначением стеклопластиков в машиностроении, судостроении и других отраслях техники. Например, исследование деформативности и прочности обычных стеклопластиков выполняется, как правило, на изгибаемых образцах, а арматура в бетоне воспринимает растягивающие или сжимающие напряжения. Обычные исследования стеклопластиков на возгораемость не отражают состояние арматуры в бетоне при воздействии высоких температур и огня. Поэтому были проведены исследования влияния температурных и влажностных воздействий на физико-механические свойства стеклопластиковой арматуры, отражающие действительную работу арматуры в бетонных конструкциях.

В процессе исследований физико-механических свойств стеклопластиковой арматуры при воздействии температур от —40 до +450°С испытаниям подвергалась арматура диаметром 3 и 6 мм, изготовленная из алюмоборосиликатного волокна на эпоксифенольном связующем (рис. 19). Первая серия образцов арматуры испытывалась на разрыв в горячем и охлажденном состоянии. Вторая серия образцов после нагрева либо охлаждения выдерживалась в течение нескольких часов при температуре 20°С, а затем испытывалась. На графике за 100% приняты исходные свойства арматуры при 20°С.




по° по

100

во

60
Для испытания образцов в горячем состоянии на пятитонной разрывной машине монтировалась электрическая печь, а в холодном — латунный сосуд, наполненный твердой углекислотой. После установки образца арматуры в электрической печи или в латунном сосуде он нагревался или охлаждался до заданной температуры. Затем образец в целях стабилизации температуры по всему его сечению выдерживался при этой температуре в течение 0,5 ч, после чего к образцу прикладывалось разрывное усилие.

Как следует из рис. 19, при снижении температуры прочность образцов арматуры первой серии возрастает и при температуре —40°С повышается на 35 . . .40%. В интервале отрицательных температур наблюдается упрочнение стеклопластика аналогично упрочнению стеклянного волокна по причине вымораживания адсорбционной влаги из микротрещин, расположенных на поверхности волокна. С повышением температуры прочность арматуры снижается (рис. 19, кривая 1). Это явление можно объяснить проявлением пластических свойств связующего, за счет чего более активно сказывается разнодлинность стеклянных волокон, так как происходит частичное выпрямление волокон на изогнутых участках. При температуре выше 350°С начинается процесс деструкции связующего, а затем и стеклянного волокна, в связи с чем прочность арматуры снижается.

Прочность арматуры^предварительно выдержанной при температурах от —40 до+350°С (рис. 19, кривая 2), остается постоянной, так как процессы проявления пластических свойств полимера и вымораживания адсорбционной влаги в этом интервале температур носят обратимый характер. С наступлением деструкции связующего и волокна при температурах выше 350°С прочность термообработанной арматуры резко снижается.


Исследовалось также влияние процесса пропаривания на прочность стеклопластиковой арматуры. Пропаривали образцы по режиму (2 + 6 + 2 ч), идентичному режиму пропаривания бетонных конструкций. При этом установлено, что стеклопластиковая арматура в зависимости от температуры пара способна значительно снижать прочность. Из рис. 20 следует, что пропаривать конструкции со стеклопластиковой арматурой целесообразно при низких температурах пара, например при 60°С, при этом необходимо снижать расчетное сопротивление арматуры на 10%.

Совместно с ВНИИПО были проведены испытания бетонных конструкций со стеклопластиковой арматурой на огнестойкость. При этом изучалось поведение арматуры в среде бетона в условиях пожара. Огнестойкость бетонных конструкций со стеклопластиковой арматурой определялась испытанием балок длиной 6 м и панелей длиной 3 м на специальных огневых установках при стандартном температурном режиме, моделирующем условия пожара.

Установка для испытания на огнестойкость состоит из печи с форсунками для жидкого топлива и передвижной рамы для загрузки конструкций. Передвижная рама представляет собой сварную конструкцию из стального проката, накатывающуюся по рельсам на печь в месте расположения проема в своде печи. Испытуемая конструкция подвешивается к стальной раме на двух опорных хомутах. После установки конструкции проем закрывается и производится ее загрузка с помощью рычажного устройства. Нагрузка создается путем заполнения водой мерников, подвешенных к рычагам. В процессе огневых испытаний конструкция нагревается снизу по всей площади, кроме опорных участков длиной не более 30 см, которые во время опыта изолируются.

Предел огнестойкости армированных бетонных конструкций наступает, как правило, в результате потери или несущей способности за счет понижения предела прочности растянутой арматуры в процессе нагревания до критической температуры, при которой сопротивление арматуры снижается до значения рабочих напряжений.

Все испытанные стеклопластбетонные конструкции разрушались хрупко с разрывом арматуры при средней температуре в растянутой рабочей арматуре 100 С. Следует предположить, что при весьма интенсивном огневом прогреве при температуре 100°С происходит активное парообразование влаги, находящейся б микротрещинах, которые расположены на поверхности стеклянного волокна. При этом мгновенно повышается давление и, как следствие, разрушается волокно, т.е. наступает резкий спад прочности арматуры. Конструкция разрушается.

При испытании на огнестойкость, например, двух бетонных балок (на портландцементе) со стеклопластиковой арматурой (рис. 21) балка 1 разрушилась через 13, а балка 2 — через 18 мин. Прогиб балок при этом составлял около 35 мм. Температура "среды" (под нижней гранью • балок) превысила 650°С и была практически равна стандартной, требуемой при испытаниях конструкций на огнестойкость.

В результате испытаний на огнестойкость необходимо констатировать, что критической температурой для стеклопластиковой арматуры в конструкциях из цементных бетонов является температура 100°С. Как указывалось выше, разрушение балок произошло через 13 .. .18 мин. По Строительным нормам и правилам для металлических конструкций предел огнестойкости принимается равным 15 мин. Таким образом, огнестойкость конструкции достаточна и удовлетворяет требованиям норм. С этой позиции испытанные балки по огнестойкости можно сравнивать с металлическими конструкциями. Однако одним из косвенных критериев оценки огнестойкости является характер разрушения конструкции. В нашем случае происходило хрупкое, мгновенное разрушение балок.