microbik.ru
  1 ... 33 34 35 36 37
Глава 2. На дне
чески сокрыт от глаз любопытных вековыми наносами морского

ила. Что же говорить о катаклизме на порядки большего

масштаба, который произошел не сотни и даже не тысячи,

а более десятка тысяч лет назад? Что мы сможем найти там,

где, собственно говоря, никто и не ищет, — какую-такую цивилизацию?

Впрочем, кое что порой обнаруживается... То какие-то

энтузиасты-аквалангисты объявят об обнаружении неподалеку

от берегов японского острова Йонагуни гигантских пирамид,

после чего научное сообщество раскалывается на тех,

кто подтверждает искусственное происхождение этих заросших

кораллами и водорослями образований, и на тех, кто

считает их причудливой игрой природы... То вдруг проскочит

информация о том, что где-то в глубинах китайского озера

нашли девять пирамид... Поди проверь.
Но есть вещи уже проверенные, явно существующие.

Правда, превратно истолкованные. Вы когда-нибудь слышали

о Нан-Мадоле?
Редкий турист из северного полушария добирается сюда.
Еще бы - другой край света, Океания!.. Оно, конечно, экзоти

ка, экватор и все такое, но лететь туда более суток с несколь

кими пересадками за сумасшедшие деньги только для того,
чтобы посмотреть па ряженых папуасов?.. Да лучше за мень

шую сумму посмотреть на турок. А Средиземное море в пла

не купания даже лучше Тихого океана. Поэтому из ста чело

век девяноста девяти словосочетание «Нан-Мадол» ни о чем
не скажет. А жаль. На это стоит посмотреть! Не зря один
из исследователей пишет об этом чуде: «Ничего подобно
Нан-Мадолу на Земле не существует...»
Каролинские острова, где расположен наш загадочный

и мало кому известный объект, были открыты еще в XVI веке

неутомимыми испанцами и объявлены владениями мадридской

короны. С тех пор история островов совершила несколько

замысловатых петель. В 1898 году испанцы продали

Глава 2. На дне
острова немцам, и те устроили здесь кокосовые плантации.
Во время Первой мировой войны Германии стало не до кокосов,

ей не хватило сил, чтобы удержать колонию, находящуюся

на другом конце земного шара, и острова были захвачены

японцами. Маленькие желтые человечки устроили

там военно-морскую базу, где заправлялся флот микадо.

Но во время Второй мировой американцы выбили японцев

с Каролин. Так острова фактически попали под влияние

США, хотя красиво назывались «свободно ассоциированной

с США территорией». И только в 1979 году Каролины офи

циально получили статус независимого государсгва и теперь
носят гордое имя Федеративных штатов Микронезии.
В общем, много хозяев сменили острова. И все хозяева,

начиная с открывших их испанцев, удивлялись таинственному

объекту, получившему название Нан-Мадол. Что же он

из себя представляет? И где точно находится?
Начнем с местоположения... Иногда можно прочесть, что

Нан-Мадол расположен на острове Понапе (в иной транскрипции

Понпай). Это не так. Остров Понапе действительно

самый крупный остров Каролинского архипелага, здесь

расположены столица государства, морской порт и аэропорт.

Правда, крупным остров можно назвать только в сравнении

с другими островами, а вообще-то его поперечник — всего

20 километров. Но что есть, то есть, как говорится... Именно

сюда прилетают туристы. А уж потом их везут на крохотный

соседний островок Темвен смотреть, главную достопримечательность

Микронезии.
Иногда можно прочесть, что Нан-Мадол — «Тихоокеанская

Венеция» и что этот полуразрушенный город представляет

собой «руины на 92 искусственных островах, связанных

системой каналов». Подобные завлекалки кочуют из путеводителя

в путеводитель неспроста — по первому впечатлению

сей древний полис действительно строился в воде, как Венеция:

то, что называют искусственными островами, является,

по сути, выступающими из воды фундаментами каких-то

Часть V. Течет с небес вода обыкновенная.
древних и практически не сохранившихся сооружений. Технически

острова-фундаменты представляют собой короба,

построенные на мелководье из базальтовых балок и засыпанные

изнутри коралловой крошкой. Между зданиями можно

плавать на лодке.
Сооружения эти мегалитические. То есть сделаны из базальтовых

плит и балок, вес которых колеблется от 5 до 50 тонн.

Причем, что интересно, ближайшее месторождение базальта

находится на соседнем острове Понапе, да еще на дальней

его стороне. И как туземцы доставляли многотонные балки

на соседний остров, а потом строили из них сооружения высотой

с пятиэтажный дом, совершенно непонятно. Знакомая

история, не правда ли?..
Разумеется, наука изобрела благопристойную версию

происхождения этого города, по времени максимально приблизив

ее к современности. Было решено, что полис построили

местные папуасы. А кто же еще? Есть даже более-менее

точная датировка возведения комплекса: считается, что его

возвели между 1285 и 1485 годами. История — наука точная!..
Короче говоря, комплекс на воде построила династия

здешних туземных правителей, создавшая на Каролинах

островную микроимперию. Для чего?
О, это не вопрос! Когда назначение сооружений совершенно

непонятно, у историков всегда в запасе есть старый

и безотказный трюк: объявить это могильником или просто

«культовым сооружением». Религия — дело темное, мало ли

под воздействием каких фантастических картин рвали жилы

эти дикари!..
А как папуасы осуществили проект технически, как они

ворочали и поднимали базальтовые громадины? И это тоже

не вопрос для настоящих историков! Историки берут количеством:

если камень очень большой, впряжем в него побольше

туземцев! Дикари, наверное, тащили базальтовые

монолиты веревками по наклоненным пальмовым стволам.

Как-то так...

Глава 2. На дне
А как туземцы переправляли многотонные махины от каменоломни

Понапе на островок Темвен, ведь там плыть не менее

трех часов!?. На пирогах, конечно же! Или на плотах.

Они типа подвязывали 50-тонную балку под плот и так везли

через постоянно волнующийся в прибойной полосе океан,

накатывающий на берег вал за валом...
А как туземцы потом извлекали из-под плота на берег эту

базальтовую многотонную балку? Да уж как-нибудь извлекали,

говорят нам историки...
Дурдом, ей-богу!

Поляк Януш Вольневич, автор книги «Люди и атоллы»,

рассказывающей о его путешествии по Океании, побывал

в Нан-Мадоле и не мог не поделиться с читателями некоторыми

соображениями касательно строительства города.

Дело в том, что Вольневичу местные тоже долго парили

мозги по поводу трудолюбивых туземцев, плотов и веревок.

На что Януш откликнулся так: «Я надолго замолчал, уйдя

весь в свои мысли. Построен величественный город, думалось

мне, на острове, где сейчас проживает 17 тысяч человек,

а в 1855 году, как известно, население его составляло лишь

5 тысяч. В настоящее время при довольно хорошо развитой

медицинской службе в радиусе 2 тысяч километров от Понапе

обитает не более 15 тысяч островитян, из них способных

к тяжелым работам — не более 3 тысяч. Каким же образом

и с какой целью воздвигнут этот гигантский город?»

И не один Вольневич задается таким вопросом. После Первой

мировой войны археолог Джон Браун из Новой Зеландии

интереса ради занялся подсчетами трудозатрат, необходимых

для постройки такого города. Получилось, что одних только

работников нужно 10 тысяч человек. Причем рабочие должны

были заниматься только этим, и ничем больше, — работать

в каменоломнях, на доставке мегалитов и строительстве домов.

Эту армию нужно было кормить и поить, одевать и обеспечивать

плотами, веревками и инструментами, что дает

«вторичный круг» занятых на обеспечении строительства.

Часть V. Течет с небес вода обыкновенная.
Браун сравнил теоретическую урожайность доступных

для ведения сельского хозяйства земель острова Понапе, и получилось,

что для строительства Нан-Мадола на острове

просто не хватит элементарных пищевых ресурсов.
Ко всему прочему, базальт — порода твердая, и для его

обработки нужные были как минимум железные орудия.

А открывшие Каролинские острова испанцы застали тут самую

примитивную туземную культуру каменного века. Местные

дикари жили в хижинах, покрытых пальмовыми листьями,

и не знали даже глиняной посуды.
Дикари не строят города! Само наличие города говорит

о высокой степени организации, о государстве, налоговой системе,

письменности, инженерном деле, математике... И какое

отношение ко всему этому имеют папуасы?
И это еще не все, кстати говоря. Ведь Браун в своих расчетах

ошибся! Причем в меньшую сторону. Он принял площадь

городской застройки равной примерно 30 квадратным километрам

и получил примерную массу переносимого камня —

250 миллионов тонн. А на самом деле площадь полиса гораздо

больше! Дело в том, что основную часть города открыли

только недавно. Как вы думаете, где она была спрятана?

Под водой, конечно. На глубинах до 60 метров. Там по сию пору

располагаются заросшие водорослями, ракушками и кораллами

дома, улицы, 30-метровые колонны...
Это открытие потрясло историков. А ведь о нем можно

было догадаться до его совершения!.. В литературе авторы

и ранее с удивлением писали о «подводных туннелях, соединяющих

искусственные острова». Якобы туземцы зачем-то

строили их в теле рифа...
Мышление человеческое косно. Люди какие-то вещи

воспринимают как константу — например, уровень Мирового

океана, который действительно не менялся последние

10—12 тысяч лет. Поэтому, увидев торчащие из воды на мелководье

квадратные фундаменты, исследователи приняли их

Глава 2. На дне
за искусственные острова. Браун так и пишет: «Руины построены

на искусственно созданных островах...»
А Джозеф Фрэнк в журнале «Атлантический восход» восклицает:

«Тихоокеанская Венеция — необъяснимая аномалия...

Рискованно построенный на коралловом рифе всего

на 5 фунтов выше уровня моря, Нан-Мадол представляет собой

ряд прямоугольных островов...»
Наивность людская беспредельна! Совершенно ясно, что

никто никакие искусственные острова на мелководье не возводил.

Строили на суше. И то, что сейчас принимают за волнорез,

— часть древней крепостной стены А «пронизанный

туннелями» риф, на котором вырастают остатки сооружений,

— просто заросшие кораллами строения. Именно заросшие

строения, а не «искусственные острова, построенные

на рифе»! Когда-то эта часть полиса возвышалась на холме,

и грозные башни с переходами охраняли покой ныне затопленного

великого города. А теперь... Теперь мы видим только

крохотную верхушку айсберга под названием Нан-Мадол.

И вот, оценивая эту крохотную часть, люди спорят, сколько

лет она строилась силами дикарей 100, 200 или 300?

Но если одна только верхушка «айсберга» строилась сотню

лет, сколько же строился весь -айсберг»?..
Мы уже знаем, когда произошло такое поднятие уровня

Мирового океана, которое могло покрыть городские строения

слоем воды в несколько десятков метров — 12 тысяч лет

назад, в конце ледниковья, когда начали интенсивно таять

огромные полярные шапки. В ту пору островок Темвен не был

отдельным островом. А был частью огромного острова Понапе,

который, в свою очередь, являлся фрагментом немалой

суши, от каковой ныне остались только конопушки островов.
Что еще примечательного есть в Нан-Мадоле? Давайте

присмотримся. Весь город построен из длинных базальтовых

балок. Из них, словно из бревен, выкладывались конструкции

стен. Так вот, очевидцы отмечают, что руины Нан-Мадола

Часть V. Течет с небес вода обыкновенная.
ныне производят впечатление полного хаоса: «...многотонные

базальтовые "палочки", словно спички беспорядочно навалены

друг на друга... трудно себе представить, какие разрушительные

силы способны разметать по острову многотонные

глыбы».
Но мы-то с вами знаем, какие силы мечут тепловозы и пароходы,

словно игрушки.
Однако Нан-Мадол - не единственное, а просто самое

известное сооружение Каролинского архипелага. В полутысяче

километров от Понапе лежит остров Косраэ. Здесь

тоже есть руины древних мегалитических построек. И характер

их разрушения схож с понапинским... И на острове

Бабельдаоб тоже есть мегалиты. А на острове Яп туристам

показывают кое-что поинтереснее развалин — «каменные

деньги». Дело в том, что весь Яп усеян каменными шайбами

с дыркой посередине. Диаметр этих шайб от 50 сантиметров

до 3 метров, а толщина - от 10 сантиметров до полуметра.
Эти шайбы раскиданы по всему острову, и не только

по острову — ими усеяно морское дно вокруг Япа. Знаете,

как объясняет назначение этих шайб официальная наука

(устами экскурсоводов)? Туристам говорят, что это... деньги.
Вопрос, что делают деньги на дне морском, остается

практически без ответа... Равно как и вопрос, почему, вместо

того чтобы использовать в качестве меры стоимости какиенибудь

ракушки или еще что-нибудь подобное, дикарям

пришло в голову тратить тысячи человеко-часов, чтобы вытесать

из камня абсолютно бесполезные шайбы, которые

нельзя даже сдвинуть с места.
Можно положить в кошелек трехметровый каменный круг

толщиной в полметра и весом в четыре тонны?
— А эти «монеты» и не двигали! - говорят нам. - «Монета

» всегда стояла на месте и лишь меняла своего хозяина.

Это очень удобно: ведь такую «денежку» даже украсть невозможно!..
Глава 2. На дне
Когда слышишь от людей глупости столь космического

масштаба, поневоле теряешься... Да это же противоречит самой

сути денег, ребята!.. Какой смысл «иметь» что-то, если

это даже невозможно украсть? Какой тогда смысл в слове

«иметь»? Как вообще можно «иметь» то, что каждый может

объявить своим? И почему все эти огромные «монеты» не лежат

в «банке», то есть каком-нибудь одном месте, раз их все

равно невозможно переносить; отчего они раскиданы по всему

острову? И зачем в них дырочки — на шею вешать?..
Говорят, дырки нужны были для переноски «монет»

надел на шест и понес... Представьте себе «шест», потребный

для переноски 4-тонной «монетки». Любое бревно треснет!
Сейчас, при современном уровне развития технологий

(в том числе пищевых), на острове Яп проживает 11 тысяч че

ловек. Во времена туземной дикости их было гораздо меньше.

Спрашивается, зачем такому мизерному количеству людей

живущих натуральным хозяйством каменного века, вообще
нужна денежная система, да еще столь необычная? На этом острове и купить-т
к началу XX века на Япе находилось более 10 тысяч камен

ных шайб разного размера. Некоторые из них были совер

шенно неподъемными, некоторые можно было катить, правда,

были и маленькие, вполне носимые




<< предыдущая страница   следующая страница >>