microbik.ru
1


Публичная речь

Содержание публичной речи. В речах важно все: и содержание, и интонация, и манера изложения, и жесты, и мимика. Необходимо помнить, что по­чти половина информации передается через интонацию. Говорить следует громко, ясно, отчетливо, выразительно и просто, чтобы обес­печить доходчивость, не монотонно, но и не усыпляющими "волнами" (то выше, то ниже). Эмоциональность выступления должна соответствовать содержанию и учитывать ситуацию. Не нужно стремиться к громкости за счет голосовых связок, необходимо научиться использовать резонаторы: полость рта, носоглотку, лобные пазухи, грудную клетку.

Необходимо научиться правильно дышать для регулиров­ки дыхания в процессе выступления.

Максимальная эффективность достигается при гармонии мысли и слова, обеспечивающей логическую перспективу речи и ясность в сочетании с простотой изложения.

Основные моменты речевой подготовки. Определение целей речи. Анализ аудитории и ситуации. Отбор и ограничение предмета речи. Сбор материала. Создание плана речи. Подбор слов для речи. Практика произнесения вслух.

А. Монро приводит следующие типы ораторов, чья рече­вая манера далека от совершенства: актерствующий краснобай, говорящий больше для де­монстрации собственной персоны, чем для общения; прорицатель (оракул), демонстрирующий, что знает все, и также больше заботящийся об аплодисментах, чем о понимании; отшельник, игнорирующий аудиторию; виноватый оратор, стыдящийся того, что он говорит; болтун, подавляющий аудиторию словесным потоком.

Естественность и непринужденность выступления, раз­мышление и выбор, рождение слова "на глазах аудитории" очень важны. Чем основательнее подготовка оратора к выступлению, тем живей и непосредственней будет осуществляться им акт тво­рения речи.

Не следует, предупреждают в один го­лос все специалисты, выучивать заранее текст выступления. Это чаще всего выливается в неестественное, негибкое изложение. Оратор имеет склонность к поспешности, произносит слова, не обду­мывая их значения. Кроме того, метод заучивания текста плох тем, что не дает возможности вносить изменения, требующи­еся для адаптации речи к реакции аудитории. Метод чтения текста выступления такой же негибкий, как и метод запоминания, и также создает барьер между говорящим и аудиторией.

Большинство хороших ораторов использует метод имп­ровизации. При этом речь очень тща­тельно планируется, но слова никогда не заучиваются на па­мять. Вместо этого оратор откладывает план-конспект и прак­тикуется в громком произнесении речи, меняя слова каждый раз.

Ряд советов предлагает Дейл Карнеги. Некоторые из них наиболее актуальны для деловых переговоров, бесед или вы­ступлений.

Проявляйте уверенность. Важно быть уверенным в себе (для чего необходимо владеть материалом с большим запасом), но не быть самоуве­ренным.

Старайтесь выглядеть опрятно и изящно. Это повы­шает самоуважение, укрепляет уверенность в себе и вызыва­ет уважение слушателей. Улыбайтесь и старайтесь вызвать положительную реакцию.

Из рекомендуемых обобщенных планов выступлений для делового общения больше всего подходит следующий: изложение фактов (краткое освещение ситуации); высказывание соображений, вытекающих из них, или кон­кретных предложений по существу; приглашение к сотрудничеству или действиям.

Предшествовать этому может привлечение внимания и возбуждение интереса, а в завершение можно раскрыть мо­тивы, побуждающие людей к действию.

Важно не только то, что вы говорите, но и как вы гово­рите. Если смотреть поверх слушателей или на пол, то беседа или публичное выступление будут "убиты". Хорошее выступ­ление — это разговорный тон и непосредственность. Реко­мендуется акцентировать наиболее важное ударением, силой звука, изменением темпа или паузами.

Очень важно и трудно быть ясно понятым. Используйте для это­го ассоциации и сравнения. Избегайте специальных терми­нов, если не все слушатели связаны с вашей профессией. Ис­пользуйте зрительное восприятие слушателей как с помощью иллюстраций или экспонатов, так и вызывая образность пред­ставления. Для этого старайтесь быть более конкретным и определенным. Абстрактные суждения и утверждения сопро­вождайте примерами. Можно повторять главные мысли, но не следует употреблять дважды одни и те же фразы. Не пы­тайтесь затронуть слишком много вопросов, особенно если вы­ступление небольшое.

Следовательно, публичная (ораторская) речь должна быть: публичным мышлением; диалогичной (скрытой формой диа­лога); ситуативной и реактивной (управляемой обратной свя­зью); спланированной и организованной предварительно, но откорректированной и окончательно сформированной в про­цессе выступления; проблемной; развернутой менее, чем пись­менная, но больше, чем устная; необратимой во времени (как и устная речь); простой по конструкции фраз; построенной не по нормам и правилам литературного языка и грамматики, а по законам устной речи; доходчивой, образной и эмоциональ­ной.

Публичная речь — это средство достижения деловых целей, а не самоцель. И, тем не менее, она должна отвечать ряду требований, которые делают ее убедительной, красноречивой, доказательной, логичной, продуманной, а то и просто красивой.

Речь как компонент делового общения должна обладать качествами хорошего собеседования с некоторыми поправка­ми в отношении голоса, манер, темы и используемых средств. Определим некоторые из этих требований.

  1. Речь должна быть с начала и до конца захватывающе
    интересной и полезной.

  1. Она должна быть составлена правильно в композици­онном отношении и содержать вступление, главную смысловую часть и заключение.

  2. Речь должна быть ориентирована на слушателей в зависимости от того, предназначена она для индивидуального собеседования или выступления перед большой аудиторией.

4.Речь должна быть обращена к разнородной аудитории.

5.Она должна достигать цели, будучи только восприня­той на слух.

В выборе темы речи следует учесть такие простые рекомендации, как: обратиться к литературе, опыту или собственным зна­ниям; провести предварительные беседы со специалистами, заинтересованными лицами или возможными слушателями; продумать и записать возможные варианты темы выс­тупления; выбрать круг вопросов, подготовка по которым даст
вам и вашим слушателям больше пользы; выбрать уместную тему, подходящую ситуации, условиям, времени; выбрать тему, подходящую аудитории.

В последнем случае нужно учесть специфические инте­ресы аудитории.

Основные интересы обычно касаются основных вопросов жизнедеятельности. Выбор темы, связанной с основными интересами, всегда ак­туален, и слушатели обычно охотно включаются в обсужде­ние данных вопросов, если они не ставятся в отвлеченно-аб­страктной форме.

Групповые интересы — другая лучшая тема для выс­тупления. Оратор, выделив их, своей речью еще больше спла­чивает коллектив, объединяет людей вокруг их группового ин­тереса.

Злободневные интересы — это интересы сиюминутные, остроактуальные. Выбор такой темы также делает речь ус­пешной. Нужно иметь в виду, что актуализирована может быть практически любая тема. Главное — сделать это не искусст­венно, для чего нужно обращать внимание на конкретные ин­тересы.

Конкретные интересы — это повседневные интересы лю­дей, то, что более всего их занимает. Конкретные интересы по своей сути — это актуализированные основные интересы боль­шинства людей, их потребности в конкретных предметах (жи­лье, питание, транспорт, условия работы, развлечения и т. п.).

Имея в виду различные интересы, требуется формули­ровать цели публичной речи. Конкретная цель речи может быть выражена сразу простым и понятным тезисом. Такая цель проста и понятна. Следует только иметь в виду, что кон­кретная цель не должна формулироваться в общеизвестных понятиях.

Средства публичной речи. В числе средств публичной речи необходимо выделять собственно логические средства, мето­ды доказательства и аргументации, фактические средства, тактические методы, психологические приемы, структурно-композиционные и организационно-методические средства, специальные приемы и способы невербального воздействия.

Логические средства публичной речи. Представляют собой совокупность правил, позволяющих корректно и непротиворечиво обосновывать спорные положе­ния или предмет речи.

Суждение — форма мышления, выраженная в языке, представляющая собою утверждение или отрицание чего-либо о предмете.

Определение представляет собой логическую операцию, предназначенную для прояснения значения используемого термина, выражения неизвестного термина через значение уже известного, уточнения этого смысла и значения.

Использование определений как логических средств в речи предполагает умение задавать разные типы определений, под­ходящие для данного конкретного случая. Применение определений в речи связано с прояснением слов, которых слушатели не знают, уточнением их значения, пояснением новых терминов через уже известные.

Классификация — разновидность определения. Это - ло­гическая операция распределения предметов, терминов или аргументов по классам. Цель классификации — раскрыть объем понятия посредством перечисления всех входящих в него терминов.

Одно и то же понятие может делиться по разным при­знакам.

Различают вспомогательную и естественную классифи­кации. Первая создается с целью наиболее быстрого отыскания какого-либо предмета среди многих. Вторая — с целью распределения предметов по классам на осно­вании их наиболее существенных признаков.

Публичная речь предполагает логически корректное ис­пользование понятий и терминов. Понятие предполагает мыслительную операцию, связанную с обобщением, выделением общего признака класса предметов, группированием класса по принципу указания на единичные признаки, общие при­знаки, существенные и несущественные признаки, родовые и видовые признаки.

Языковой основой понятия служат слова, имена, терми­ны. Образование понятий связано со сравнением, анализом, синтезом, абстрагированием и обобщением. В каждом поня­тии различаются объем (класс предметов, имеющий выделен­ный признак) и содержание (признак или совокупность при­знаков).

К фактическим средствам можно отнести статисти­ку, иллюстрацию, наглядное пособие. Все эти средства в той или иной степени выражают "короля доказательств" — факт.

Пример — наиболее доходчивый прием публичной речи. Примером может быть экземплярное суждение.

Пример-факт в отличие от экземплярного суждения от­сылает слушателя не к событию, не к опыту, а к конкрет­ному факту. Если первое — пояснение, то второе — элемент доказательства.

Пример-предложение — вывод из примера-факта. В приме­рах этого рода классифицируются типичные случаи, подме­чаются специфические и общие черты, делаются выводы и предположения.

Шуточные примеры также используются в публичной речи и часто могут оттенить достаточно серьезные вещи.

Правила применения примера сводятся к следующему: пример должен быть целевым. Не следует навязывать смысла примера. Нельзя объяснять слишком многое с помощью одного примера. Нельзя повторять один и тот же пример несколько раз.

Статистические данные — это пример в цифровом вы­ражении и соотношении. По сути, статистика — это факты в цифрах.

Наглядные пособия — тоже фактический аргумент в пуб­личной речи. В число наглядных пособий входят чертежи, карты, плакаты, иллюстрации, модели, образцы. Всякое наглядное пособие не только подтверждает мысль, но и просто привлекает внимание, вызывает интерес.

Методика подготовки речи. Довольно часто перед публичными выступлениями люди испытывают чувство неуверенности, сильно волнуются, боятся встречи со слушателями. Это сказывается и на их физиче­ском состоянии: одних охватывает нервная дрожь, другие крас­неют или бледнеют, у третьих начинает дрожать голос и т. п.

Не случайно появилось даже такое понятие, как "оратор­ская лихорадка". Единых рецептов избавления от нее не су­ществует, хотя в методической литературе можно найти не­мало интересных советов и рекомендаций.

Немецкий исследователь Отто Эрнст в книге "Слово пре­доставлено вам" называет причины возникновения скованно­сти и страха перед публичным выступлением и предлагает пути их преодоления.

Такой причиной, по его мнению, бывает чрезмерное по­гружение в собственные переживания. В этом случае автор рекомендует думать о деле, сконцентрировать внимание на содержании речи.

Оратору нужна хорошая психологическая подготовка. Он должен уметь определенным образом настро­ить себя перед выступлением, научиться управлять своими чувствами и настроением.

Подготовка к выступлению — очень важный и ответствен­ный этап в деятельности оратора. Многие совершают роковую ошибку, не затратив усилий для подготовки своей речи.

Когда речь идет о подготовке к выступлениям, то пред­ставляется целесообразным разграничивать повседневную подготовку к выступлениям и подготовку к конкретному выс­туплению.

Повседневная подготовка включает в себя, прежде всего, самообразование в самом широком смысле слова, т. е. приоб­ретение новых знаний, накопление сведений из различных областей науки и техники, получение информации из перио­дической печати, передач радио и телевидения, чтение науч­ной, публицистической, художественной литературы.

Исследования биографий выдающихся людей показали, что самое большое влияние на них оказали книги. Известно, что ораторское искусство неотделимо от общей культуры че­ловека. На это обращают внимание не только теоретики ора­торского искусства, но и люди, которые общались с подлин­ными мастерами слова.

Человеку, часто выступающему публично, необходимо целенаправленно относиться ко всему, что его окружает, брать на заметку интересный материал, т.е. создавать личный архив.

По словам известного лектора-методиста Е. А. Адамова, лектор без архива — это музыкант без инструмента, лектор­ский архив — это творческая биография, молчаливый свиде­тель его большого труда.

Такой архив может оказать неоценимую услугу в "труд­ную минуту", когда у выступающего не будет необходимого времени на подготовку, не окажется возможности поработать перед выступлением в библиотеке, почитать соответствующую литературу. Поэтому рекомендуется вырабатывать методику сбора, накапливания и систематизации материала.

К повседневной подготовке оратора относится овладение техникой речи. Основные элементы речевой техники — фонационное (ре­чевое) дыхание, голос (правильные навыки голосообразования) и дикция (степень отчетливости в произношении слов, слогов, звуков).

Владение техникой речи помогает лучше передать смыс­ловые связи между частями речевого высказывания. Чтобы поддерживать свой речевой аппарат в рабочем со­стоянии, оратор должен систематически выполнять рекомен­дованные специалистами упражнения по технике речи.

Повседневная подготовка — это и постоянная работа над повышением уровня культуры устной и письменной речи. Особо следует обращать внимание на культуру речевого общения в быту. Важно всегда говорить правильно, точно, ясно и понятно, уметь метко формулировать мысли, образно и эмоционально выра­жать свое отношение к предмету речи.

Повышению уровня ораторского мастерства способствует и кри­тический анализ выступлений. Присутствуя на заседаниях, совещаниях, конференциях, публичных лекциях, слушая вы­ступления ораторов по радио, телевидению, нужно обращать внимание не только на содержание речи, но и на форму пре­поднесения материала, языковое мастерство, ораторские при­емы. Важно попытаться четко сформулировать для себя, что нравится в выступлении того или иного оратора, что вызыва­ет отрицательную реакцию, какие действия, приемы, слова, речевые обороты способствовали успеху выступающего, а ка­кие, наоборот, принесли ему неудачу. Особое внимание сле­дует обращать на то, как оратор работает в аудитории, как устанавливает контакт со слушателями, как ведет себя в не­предвиденных ситуациях, возникающих в процессе речи.

С годами у человека накапливается опыт, и он может ана­лизировать и собственные выступления, определять, в чем их достоинства и недостатки.

Повседневная подготовка — это непрерыв­ный процесс работы оратора над совершенствованием своего мастерства. Она повышает профессиональный уровень оратора, обеспечивает базу каждого конкретного вы­ступления.

Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит вы­ступать, и т. д. Однако при подготовке к выступлению следу­ет учитывать и некоторые общие методические установки.

Рассмотрим основные этапы разработки ораторской речи.

Определение темы. Подготовка к любому выступлению начинается с опреде­ления темы речи. При этом возможны различные ситуации. Иногда предлагают выступить на определенную тему, т. е. тема речи является заданной. В этом случае оратору необходимо ее конкретизировать, уточнить.

Однако нередко тему выступления приходится выбирать самим. Надо исходить из своего личного опыта, а также знаний по выбранной теме. Кроме того, важно, чтобы тема представляла интерес для слушателей.

Название темы. Выбрав тему, надо подумать о ее формулировке. Назва­ние речи должно быть ясным, четким, по возможности, крат­ким. Оно должно отражать содержание выступления и обяза­тельно привлекать внимание слушателей. Удачная формули­ровка темы выступления определенным образом настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию будущей речи.

Формулировка цели. Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять для чего,
с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается.

Подбор материалов. В методической литературе определены основные источники, из которых можно черпать новые идеи, интересные сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей речи. К ним относятся: официальные документы; научная, научно-популярная литература; справочная литература: энциклопедии, энциклопеди­ческие словари, словари по различным отраслям знаний, лингвистические словари, статистические сборники, ежегодники по различным вопросам, таблицы, библиографические указатели; художественная литература; статьи из газет и журналов; передачи радио и телевидения; результаты социологических опросов; собственные знания и опыт; личные контакты, беседы, интервью; размышления и наблюдения.

Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько.

При подготовке к выступлению нельзя забывать и о так называемом местном материале, т. е. имеющем отношение к жизни слушателей региона, о котором идет речь. Такой мате­риал оживляет выступление, привлекает к нему внимание слу­шателей, вызывает у них интерес к выступлению.

Отработка навыков. На этом этапе подготовки к выступлению формируется необходимый для оратора навык отбора литературы. Ученые определили, какие действия способствуют образованию этого навыка. Ряд авторов указывают на необходимость следующих действий: припоминание ранее читаемой литературы по теме выступления; просмотр личной библиотеки или каталога; просмотр каталогов в библиотеке; просмотр в последних номерах журналов перечня опубликованных за истекший год статей; просмотр библиографических изданий (летописей книг, журналов и т. п.); просмотр справочников.

Во время чтения важно уметь осмыслить содержание прочитанного, соединить его с теми знаниями, которые были получены ранее. Это помогает анализировать и систематизи­ровать материал, делать необходимые выводы.

Верный признак понимания прочитанного — умение пе­редать его содержание своими словами. Этот навык особенно необходим для оратора, который постоянно делится своими знаниями с аудиторией, воспроизводит по памяти содержа­ние статей, брошюр, книг. Пересказ прочитанного — своеоб­разная тренировка для оратора: обогащается его речь, совер­шенствуется лекторское мастерство.

При подготовке к лекции, докладу нужно обязательно делать соответствующие записи прочитанного.

Написанный текст речи следует хорошо осмыслить, проанализировать проблему, о которой будет идти речь, выделить основные смысловые части, проду­мать связь между ними, несколько раз перечитать текст, про­изнести его вслух, восстановить в памяти план и содержание.

Целесообразно соответствующим образом разметить и сам текст речи. Система обозначений и выделений может быть самой раз­нообразной.

Структура речи. Для успешного публичного выступления недостаточно изучить литературу по выбранной теме, найти интересные сведения, собрать убедительные факты, цифры, примеры. Нужно подумать, как расположить этот материал, в какой последовательности его излагать. Поэтому важно уделить серьезное внимание работе над ком­позицией речи.

Под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдель­ных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Для наименования этого понятия наряду со словом "композиция" употребляются также близкие по смыслу слова "построение", "структура".

Композиция материала в речи, расположение всех час­тей выступления определяются замыслом оратора, содержа­нием выступления. Если соотношение частей выступления на­рушается, то эффективность речи снижается.

Приступая к работе над композицией речи, необходимо определить порядок, в котором будет излагаться материал, т. е. составить план.

На разных этапах подготовки речи составляются различ­ные по цели и назначению планы. После выбора темы выступления рекомендуется составить предварительный план будущей речи.

После того, как изучена литература, обдумана тема, со­бран фактический материал, составляется рабочий план. В него вносятся формулировки от­дельных положений, указываются примеры, перечисляются факты, приводятся цифры, которые будут использованы в речи.

На основе рабочего плана рекомендуется соста­вить основной план, отращающий вопросы, которые будут ос­вещаться в выступлении. Он пишется не столько для орато­ра, сколько для слушателей, чтобы облегчить им процесс вос­приятия речи.

Формулировки пунктов основного плана должны быть предельно четкими и ясными. Этот план сообщается слуша­телям после объявления темы выступления или во введении при раскрытии цели речи.

По структуре планы бывают простыми и сложными.

Структура композиции. После написания плана оратору необходимо поработать над построением отдельных частей своей речи. Наиболее рас­пространенной структурой устного выступления считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступ­ление, главную часть, заключение.

Задача оратора — умело расположить все эти компо­ненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздей­ствие на аудиторию.

Методы изложения материала. Индуктивный метод — изложение материала от частно­го к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях.

Дедуктивный метод — изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то поло­жения, а потом разъясняет их смысл на конкретных приме­рах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера.

Метод аналогии — сопоставление различных явлений, со­бытий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хо­рошо известно слушателям.

Концентрический метод — расположение материала вок­руг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

Ступенчатый метод — последовательное изложение од­ного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, ора­тор уже больше не возвращается к ней.

Исторический метод — изложение материала в хроно­логической последовательности, описание и анализ измене­ний, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

Использование различных методов изложения мате­риала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестан­дартной.

Оратору необходимо не только убедить в чем-то аудито­рию, но и соответствующим образом повлиять на нее, выз­вать ответную реакцию, желание действовать в определен­ном направлении. Поэтому при работе над композицией не следует забывать о таком важном принципе композиции, как принцип усиления. Суть его заключается в том, что значимость, вес, убедительность аргументов посте­пенно нарастают, самые сильные доводы используются в кон­це рассуждения.
Литература

  1. Безменова Н.А. Теория и практика риторики массовой коммуникации. - М., 1989

  2. Бельчиков Ю.А. Говорите ясно и просто. - М., 1980

  3. Дешан Л.М. Истина, или Истинная система. – М., 1973

  4. Козаржевский А.И. Мастерство устной речи. – М., 1984

  5. Кохтев Н.Н. Ораторская речь: Стиль и композиция. – М., 1992

  6. Основы теории речевой деятельности. – М. 1974

  7. Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. – М., 1985

  8. Платонов Г.В. Методика подготовки массовой лекции. – М., 1977